Доклад : «Психологические особенности творческой личности»

Курсовая работа

Психологические черты и особенности творческой личности

Психологическая литература содержит две основные точки зрения на творческую личность. В соответствии с одной из них креативность или творческая способность в определенной мере присуща для каждого человека, являясь такой же неотъемлемой чертой, как способность говорить, думать и чувствовать.

Реализация творческого потенциала, вне зависимости от его масштаба, делает человека психически нормальным. Лишение такой возможности может вызвать у него невротические состояния.

В соответствии со второй точкой зрения, не всякого (нормального) человека можно считать творцом (творческой личностью).

Такая позиция относится к другому пониманию природы творчества, когда кроме незапрограммированного процесса создания во внимание принимается ценность нового общезначимого результата.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологические особенности творческой личности 480 руб.
  • Реферат Психологические особенности творческой личности 250 руб.
  • Контрольная работа Психологические особенности творческой личности 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Важная черта творческого человека представлена сильной и устойчивой потребностью в творчестве. Он не способен жить без творчества и видит в нем главную цель и основной жизненный смысл.

Понятие «творчество» способно указывать на деятельность личности и на сформированные ею ценности, которые из фактов судьбы могут стать фактами культуры. Учеными выделяются следующие основные особенности творческой личности:

  • Склонность рисковать, смелость мыслить иначе;
  • Наличие фантазии;
  • Проблемное видение;
  • Способность к нахождению противоречий;
  • Умение переноса знаний и опыта на новую ситуацию;
  • Независимость и гибкое мышление;
  • Альтернативность;
  • Способность управлять собой.

Творческая активность, которая связана с изменением состояния сознания, истощением и психическим перенапряжением, способна вызвать нарушения психической регуляции и поведения. Креативность и творчество являются не только большим даром, но и большим наказанием.

Почти все исследователи отметили большие различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Так, Сноу Р. Отмечал прагматизм ученых, а для литераторов он отметил склонность к эмоциональным формам самовыражения. Ученые и инженеры считаются более сдержанными, менее социально смелыми, более тактичными и менее чувствительными, чем деятели искусства.

20 стр., 9619 слов

Творчество и творческая личность . «Легко ли быть творческой ...

... теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты. В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью? ...

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В соответствии со своими творческими проявлениями деятельность бизнесмена больше похожа на деятельность ученого. В среднем ученые и бизнесмены лучше контролируют собственное поведение и менее чувствительны, чем деятели искусства.

Индивидуально-психологические особенности и способности творческой личности

Привет, мой друг, тебе интересно узнать все про индивидуально-психологические особенности, тогда с вдохновением прочти до конца. Для того чтобы лучше понимать что такое индивидуально-психологические особенности,способности творческой личности , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психология творчества и гениальности

Индивидуально-психологические особенности и способности творческой личности, Аннотация.

Индивидуально-психологические особенности и свойства личности могут быть рассмотрены как внутриличностные структурные детерминанты творческой активности. Среди этих свойств, в зависимости от степени личностной регуляции и степени насыщенности их социокультурными ценностями, можно выделить: первичные черты темперамента, способности, а также черты характера и личности. Понимание темперамента как совокупности наследственно обусловленной анатомо-физиологической, сенсомоторной и нейродинамической организации индивида очень близко по смыслу к понятию способностей. По мнению Дж. Гилфорда (1934), Л. Терстона (1951), Я.Стреляу (1982), одно и то же свойство может одновременно выступать и как черта темперамента, и как способность. В свою очередь, Н. И. Рейнвальд (1987) рассматривает темперамент, способности и характер не как отдельные свойства, а как синтетические характеристики структуры личности, выражающие ее различные аспекты. При этом темперамент отображает уровень интенсивности деятельности , способности характеризуют возможности личности по отношению к этой деятельности, а характер выражает обобщенные, фиксированные формы поведения.

По мнению С. Л. Рубинштейна (1946) и Б. Г. Ананьева (1969), свойства личности образуются в результате обобщения, систематизации и закрепления психических процессов. В связи с этим Н. И. Рейнвальд (1987) отмечает, что существование такой модели генезиса соответствует традиционному делению свойств личности на три основные группы — интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Вместе с тем формирование устойчивых свойств личности любого уровня обобщения и сложности происходит в процессе целостных актов ее взаимодействия с миром под влиянием трех взаимосвязанных факторов: 1. Актуализации генетически обусловленных нейрофизиологических и сенсомоторных структур, которые непосредственно связаны со специальными способностями и первичными чертами темперамента. 2. Воздействий внешней среды, содержащих и целенаправленные педагогические действия. 3. Проявлений осознанной внутренней позиции личности, произвольных актов реализации ее отношений к объекту, к себе и к самой деятельности. В отличие от специальных, творческие способности в большей мере определяются двумя последними факторами, а именно: условиями творческой деятельности субъекта и его активно-творческой внутренней позицией. В процессе формирования и развития личности ее взаимодействие с миром все более усложняется, обогащается и наполняется элементами творчества, а сами свойства приобретают высший, качественно — своеобразный характер.

15 стр., 7335 слов

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами ...

... ценностные ориентации. Предмет исследования - ценностные ориентации у студентов, занимающихся творческой деятельностью. Гипотеза: Ценностные ориентации у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, существенно ... ценности организованы в соответствующие системы ценностей Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. На ...

В современной литературе осуществлены многочисленные попытки классификаций и упорядочивания разнообразных творческих способностей. В то же время во многих случаях предложенные системы творческих способностей не отличаются полнотой и иерархичностью организации. Кроме этого, в различных классификациях способности часто перемешиваются с чертами личности и даже с творческими стратегиями, методами и приемами. Среди систем, в которых выдержана «чистота» и качественное своеобразие творческих способностей, можно выделить классификации Дж. Гилфорда (1967,1983), S. Coleman (1960); Х. Гарднера (1993); А.Н. Лука (1978); В.В. Рыбалко (1993,1996).

Дж. Гилфорд (1967) рассматривал творческие способности как характеристики дивергентного мышления , сущностными признаками которого выступают: оригинальность, способность к переформулированию, адаптивная гибкость, спонтанная гибкость, ассоциативная беглость, вербальная беглость, беглость идей, способность к доработке, способность к оценке. Заслуживает внимания также классификация творческих способностей, предложенная S. Coleman (1960).

Автор выделяет такие свойства, как открытость новому опыту, терпимость к конфликту и двусмысленности, отсутствие ригидности мышления, отсутствие убеждения в обладании ответов на все вопросы. Особый интерес вызывает классификация Х. Гарднера (1993), в основу которой положена многоуровневая структура интеллекта. По мнению автора, в основе многофакторного интеллекта лежат семь независимых систем, функционирующих по своим собственным правилам. Так обобщенный интеллект предстает в виде 7 частных интеллектов, прямо связанных с различными видами творческой активности: 1. Лингвистический интеллект понимается как способность использовать язык для создания, переработки и передачи информации. 2. Музыкальный — как способность создавать, исполнять музыкальные произведения и получать от этого удовольствие. 3. Математический — как способность манипулировать символами и знаками. 4. Пространственный — как способность представлять и манипулировать в уме объектами, создавать пространственные композиции. 5. Телесно-кинестетический интеллект — как способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде. 6. Интраличностный — как способность управлять своими чувствами, использовать их в своей деятельности.

7. Интерличностный — как способность замечать и понимать потребности и намерения других, управлять ними, предвидеть их поведение. При этом, по мнению Х . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Гарднера, в силу наследственных и внешних факторов у различных людей преимущественно развиваются определенные виды интеллекта, способствующие наиболее полной реализации личности. В то же время М. Ранко (1990) писал, что в реальной творческой деятельности одновременно реализуется целый ряд когнитивных способностей. Так, в основе решения конкретных жизненных проблем лежит взаимодействие таких качеств как способность и умение выявлять проблемы, умение генерировать идеи и их решения, а также умение оценивать их эффективность. Сложность и многоуровневость творческого взаимодействия личности с внешним миром обуславливает существование иерархической системы механизмов творчества, каждый из которых служит ядром специфических способностей, обеспечивающих успешность и продуктивность этого взаимодействия. В основу организации многочисленных творческих способностей личности может быть положена определенная исходная матрица творчества, конституирует творческий диалог личности с миром.

Табл.1. Исходная матрица творчества

Универсальные механизмы
Трансформация — изменение структуры объекта, которое приводит к рождению нового качества Бисоциация — сочетание, синтез отдаленных структур и значений
Аксиологический компонент
Идеализация — выявление и конструирование идеальной сущности объекта Проблематизация — поиск, определение и разрешение противоречий объекта
Когнитивный компонент
Децентрация — генерирование различных точек зрения на объект, разрушение шаблонов и стереотипов Симплизация — упрощение и прояснение сущности объекта
Эмоциональный компонент
Идентификация — отождествление себя с объектом, вживание в него Медитация — отстранение, чувственная изоляция от объекта
Деятельностный, поведенческий компонент
Самоактуализация — наиболее полная и спонтанная реализация возможностей и резервов Персонификация — наделение объектов активностью, использования энергии и возможностей

Универсальные способности,

1. Идеализация, ЛИТЕРАТУРА :

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/osobennosti-tvorcheskoy-lichnosti/

Тебе нравиться индивидуально-психологические особенности? илиу тебя есть полезные советы и дополнения? Напиши другим читателям ниже. Надеюсь, что теперь ты понял что такое индивидуально-психологические особенности,способности творческой личности и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятелно рекомендую изучить комплексно всю информацию в категории Психология творчества и гениальности

Стадии творчества

Творчество представляет собой созидание нового и определенный механизм развития личности. Большое число наблюдений и исследований показали, что главное в творчестве происходит при осуществлении перехода от видения/слушанья/чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Это приводит к тому, что психологическим языком, который адекватно отражает процесс творчества, является язык, использующий переходы от художественного (образного) отражения исследуемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.

Ученые рассматривают несколько стадий творчества:

  • Сознательная работа в виде подготовки (особое деятельное состояние в качестве предпосылки интуитивного проблеска новой идеи);
  • Бессознательная работа в виде созревания (производится работа над проблемой, инкубация направляющей концепции);
  • Переход бессознательного в сознание как вдохновение (при бессознательной работе в область сознания приходит решение, первоначально в гипотетическом виде как принцип или замысел);
  • Сознательная работа как развитие идеи, включая ее окончательное оформление и проверку.

С позиции психологии особую ценность представляет сам процесс творческой работы, исследование процесса подготовки к ней, определение форм, методов и средств развития. Творчество — это целеустремленный, упорный, напряженный труд, требующий мыслительную активность, интеллектуальные способности, волевые, эмоциональные черты и высокую работоспособность.

Замечание 1

Творчество можно характеризовать в качестве высшей формы деятельности личности, для которой необходима длительная подготовка, эрудиция и интеллектуальные способности. Творчество представляет собой основу человеческой жизни, источник всей совокупности материальных и духовных благ.

Социогенетический подход к формированию и развитию личности

С точки зрения социогенетического подхода важнейшая роль в формировании и развитии личности отводится влиянию воспитания и воздействию внешних средовых факторов, которые выступают основой поведения человека. При таком понимании развитие представляется как процесс формирования нечто совершенно нового. Сторонниками данного подхода ставится акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития личности. В качестве аргумента предлагается феномен «маугли». Ряд авторов данного направления исходят из того, что психика новорожденного – это «чистый лист», на котором развитие личности «прописывает» окружающая среда. В рамках данного подхода развитие и научение отождествляются, что обнаруживает устойчивые связи с бихевиоризмом.

В русле социогенетического подхода получила свое развитие теория классического обусловливания Дж. Уотсона, в соответствии с которой стимул порождает реакцию, а также концепция оперантного обучения Б. Скиннера, основное положение которой сводится к тому, что поведение личности формируется, опираясь на позитивный или негативный опыт. Однако несмотря на то, что в теориях классического бихевиоризма проблема развития личности не поддается детальному рассмотрению, достаточно полно характеризуется проблема научения, основанного на наличии или отсутствии воздействий среды.

Возможно выделение трех поколений социального научения.

  1. К первому поколению относится теория социального научения Н. Миллера и Дж. Долларда, которые предполагали, что помимо классического и оперантного научения необходимо рассматривать научение, основанное на подражаниях и имитации, посредством которых формируется поведение личности. Учеными предлагается детальный анализ роли социального научения в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению отводится ведущая роль в процессе социализации личности, который включает последовательное продвижение от асоциального – «гуманоидного» – состояния к жизни в качестве полноправного члена общества.
  2. Ко второму поколению относится теория социально-когнитивного научения А. Бандура. Основываясь на данной теории, можно утверждать, что личность развивается в процессе наблюдения за результатами деятельности окружающих людей, что служит стимулом к воспроизведению такого поведения или отказу от него. Однако новые формы поведения могут быть приобретены и при отсутствии внешнего подкрепления – так реализуется когнитивный компонент теории научения, указывающий на роль мышления в развитии личности.
  3. В рамках третьего поколения теории социального научения уделяется внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов формирования личности ребенка.

Таким образом, формирование и развитие личности в социогенетических теориях описывается как количественное накопление навыков, социальных связей и отношений. Ребенок становится полноправным членом общества лишь тогда, когда способен выполнить возложенные на него обязательства со стороны социума. Описанные выше концепции социального научения подкрепляют мнение, согласно которому ребенок развивается, приспосабливаясь к обществу и принимая его традиции и нормы.

Несмотря на многочисленные противоречия, концепции о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются удивительной жизнестойкостью. Однако линейный детерминизм, который лежит в основании данных теорий, изначально порождал множество критических замечаний. Так, уже к концу ХХ столетия полемика о роли «среды» и «наследственности» в развитии личности перешла в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. Результаты экспериментальных исследований показали, что действительная изменчивость поведения (не принимая во внимание различия между ситуациями и различия между людьми) наблюдается лишь в 10 % случаев. Итог исследований в очередной раз убедил ученых, что проблема изначально была сформулирована некорректно. Это явилось толчком к созданию биосоциального подхода в трактовке факторов формирования и развития личности.