По лепке методическая разработка (младшая группа)

Эссе

Разнообразные виды художественно-творческой деятельности имеют большое значение в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику. К видам такой деятельности относятся лепка, рисование, аппликация.

Лепить дети начинают очень рано – в полтора-два года. И долгое время это занятие остается самым любимым. Почему? По той же причине, по которой лепить начал еще древний человек. В детстве ребенок на каждом шагу делает открытия. А лепка и пластические материалы, из которых лепит малыш, позволяют ему создавать свой мир. Пусть маленький, но самый-самый настоящий, в котором все реально и вещественно, все можно сделать, потрогать, подвигать и даже изменить в любой момент по своему желанию.

Техника лепки доступна каждому ребенку. Процесс пластического моделирования не связан со сложными инструментами, как, допустим, с ножницами в аппликации или с карандашом или кистью в рисовании. Кроме того, в лепке ребенок создает объемные фигурки. Чрезвычайно важно и то, что в лепке у ребенка синхронно работают две руки, что позволяет гармонизировать деятельность двух полушарий мозга.

Лепка – не только доступная созидательная техника, но и развивающая деятельность. Сенсорное развитие, которое, как известно, служит основой умственного воспитания, в лепке гармонизировано. В лепке ребенок может не просто обучаться и развиваться, но и САМОобучаться и САМОразвиваться.

Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Лепка–это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

13 стр., 6184 слов

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей старшего ...

... формирование изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП, изучить и апробировать ее эффективность. Объект исследования - изобразительная деятельность детей с различными формами церебрального паралича в возрасте 6-9 лет. Предмет исследования - процесс обучения изобразительной деятельности детей с нарушением ...

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.

Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто не аллергенный материал, легко смывается водой, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Взрослые прекрасно знают тягу детей попробовать все «на зубок» и здесь наш материал показывает свою положительную сторону, состав теста, абсолютно безопасен.

2. Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста.

Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1 — с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

3. Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста.

Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

4 стр., 1832 слов

Технологичность и творчество в социальной работе

... др. Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных ... компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные ...

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать затем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.

Основная часть

Направление моей работы с детьми — художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, потому что, есть желание создавать творческие образы и желание зажечь в детях огонёк радости творчества. Но в ходе совместной продуктивной деятельности с детьми я столкнулась с тем, что методика изображения предметов из пластилина более сложная вед пластилин менее пластичен, так же часто в ходе игры у детей возникает непреодолимое желание попробовать на вкус материал, из которого он создает свое произведение, поэтому пластилин, который полностью состоит из химических компонентов, не подходит для того, чтобы утолить естественное любопытство. Контролировать этот процесс важно, но соблазн иногда настолько силен, что лучше предложить ребенку тесто для лепки, ведь оно не навредит малышу, даже если он проглотит небольшой кусочек.

Начала свою работу с того, что изучала передовой опыт работы с детьми в области изобразительного творчества, накопленный на современном этапе отечественными педагогами-практиками, разработала программу кружка «Весёлые ладошки», которая основывается на Программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки И.Лыковой . Программа кружка «Веселые ладошки » рассчитана на один год обучения детей.

Затем я составила перспективное планирование, согласно тому, что кружок «Веселые ладошки» проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность совместной деятельности с детьми составляет 8-10 минут.

3 стр., 1316 слов

Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Психологическая ...

... ребенок действует, как в реальной ситуации). Изображение, речь и игра у дошкольников в процессе изобразительной деятельности слиты в единое неразрывное целое. Психологическая готовность ребёнка к творчеству. С психологической ... с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Своеобразие творческой изобразительной деятельности дошкольников заключается прежде всего в том, что маленький ребенок, ...

В основу организации совместной деятельности мною определен комплексно — тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляю в разных формах совместной деятельности с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей.

Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности и ее содержанием.

Большое внимание я уделяю эмоционально-образному восприятию детей. Строю свою работу на эмоциональном воздействии предметов, их свойств или действий – удивлении, любовании, эстетическом наслаждении. Считаю, что они играют важную роль в процессе создания детьми самостоятельных образов.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому при составлении планирования я прежде всего продумываю использование дополнительных стимулов, побуждающих их к деятельности. Это может быть использование сюрпризного момента (в гости приходит любимый герой сказки или мультфильма и приглашает отправиться в путешествие или просит о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому).

С целью оживления восприятия образов предметов, использую короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений, загадки, музыкальное сопровождение. В некоторых случаях словесный образ сопровождаю показом натуры (мною собрана аудиоколлекция различных звуков, музыкальных произведений, сказок; медиотека согласно тематического планирования).

Так же использую применение игровых приемов, создания игровых ситуаций, где дети принимают на себя роль тех или иных персонажей. Игровая форма проведения продуктивной деятельности захватывает детей, повышая их эмоциональную отзывчивость. Использование разнообразных форм и способов подачи материала важно еще и потому, что все дети разные. Одни лучше воспринимают на слух, другим важно увидеть, третьим – потрогать.

Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляю в форме сотрудничества. Организовываю деятельность в свободной форме, то есть объяснение, игровую мотивацию, постановку игровых и учебных задач дети могут слушать, сидя на ковре; рассматривать иллюстрации и предметы – стоя вокруг меня. За столами дети сидят только во время работы с материалами. Во время организационного момента побуждаю детей к речевому общению, поощряю стремление действовать совместно. Вместе с детьми мы ищем ответы на вопросы, фантазируем.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки детей, моторику рук. А нетрадиционная техника «лепка из солёного теста», ещё ко всему и необычна для детей, что придаёт ей притягательность для детского творчества и особую неповторимость, так как изделия из солёного теста после сушки прекрасно расписываются и долго хранятся.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительного творчества открывают огромные возможности развития детей, удивляют их и восхищают, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

10 стр., 4999 слов

Сочинение в чем отличие деятельности ученого от творчества художника

... от человека, он должен отдаться творчеству без остатка, иначе его дар превратится в ... – сочинение для 11 класса В романе М. ... художник берется за портреты на заказ, где богатые клиенты требуют от ... сравнится с тем, чем располагает автор ... от самого императора: нужно показать английским умельцам, что русские коллеги лучше. Доставить поручение берется казак Платов. Он же жестоко контролирует деятельность ...

Заключение

Соленое тесто имеет древнюю историю. Например у славян считалось, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. В язычестве со временем приношения в жертву животных было заменено приношением фигурок, в том числе и из теста.

В Европе венки и фигурки из соленого теста были атрибутами религиозных праздников. В бедных семьях из теста лепили елочные игрушки и фигурки для вертепа. А также из теста делали кукол для детей, а некоторые использовали в роли оберегов.

В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер. Это занятие благодаря своей увлекательности и доступности интересно и для детей, и для взрослых. У этого материала большое будущее. В сочетании с другими техниками и материалами соленое тесто открывает перед нами большие возможности для творчества.

БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

Кафедра дошкольного образования

на тему «Развитие творчества детей в лепке соленным тестом»

Выполнил: слушатель группы №

(Солнцева Татьяна Михайловна),

воспитатель ДОУ

(название учреждения по Уставу)

Проверил: (Ф.И.О. преподавателя)

Чебоксары

2015