Урок+презентация «Не ручей- море ему имя!» (творчество Баха, 4 класс, Алеев)

Эссе

Технологическая карта урока

Тема: «Не ручей – море ему имя!»

Программа: В. В. Алеев. Т. И. Кичак (4 класс)

Цель урока:

и его главными музыкальными произведениями.

Задачи: 1) расширить муз-ый кругозор учеников через изучении творчества композитора и введения новых муз-ых понятий;

2) показать отличительные особенности тв-ва Баха в сравнении с др. изученными композиторами;

3) познакомить с муз-ым инструментом – органом;

4) развивать уровень эмоционального отклика об-ся на музыку;

5) развивать аналитические способности детей через написание эссе по тв-ву Баха;

6) воспитывать уважение к духовной музыке.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

СЛУШАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ «ТОККАТЫ» БАХА., Вопросы учителя:

2) Можете ли вы назвать имя её композитора?

3) Похожа ли данная музыка на ту, которую мы

слушали ранее?

Ответы детей

  • Имя композитора мы определить не сможем.
  • Музыка не похожа, непонятно. На каком инструменте исполняется.

Учитель: —

Дети: — Чтобы потом узнать, кто её написал.

Учитель: —

3. Изучение нового материала., А) Биография Баха.

Слайд 2, 3.

2) В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.

Слайд 4, 5 «Орган»

Слайд 6 «Бах за органом»

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье.

Слайды 7, 8, 9 «Соборы»

4) В обширной библиотеке Люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи.

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой ... которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детских учреждениях. Можно сказать, ...

5) В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.

Слайд 10 «Бах с сыновьями»

6) В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших — Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.

7) Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов — намного более высокую позицию, чем прошлая его должность.Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года — и должности помощника капельмейстера.

8) Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.

9) В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента — *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.

10) В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего не делает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.

7 стр., 3345 слов

Требования к должности "музыкальный руководитель"

... Норматив 15 или 20 детей используется при определении количества должностей музыкальных руководителей в ДОУ по группам ... Должность музыкального руководителя в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения предусматривается из расчета 0,25 ед. на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15–20 чел. (3) ...

11) В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии, светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. Бах с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретательности.

12) В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации.

13) Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750г.

Слайд 11 «Памятник Баху», В течение жизни Бах написал более 1000 произведений., Величественно

Музыка органа

Под сводами собора

Поплыла.

Душа моя

Рванулась покаянно

За нею вслед

И крылья обрела.

В той

Запредельной высоте щемящей,

Где больше нет

Запретов и оков

Она так остро обожглась

О счастье,

Но, высь объяв,

К земле рванулась вновь.

Поля, леса,

Родимая равнина…

Живи взахлеб,

Ликуя и спеша,

Красой земной

Пронзительно ранима

Мятущаяся юная душа!

Живи, люби,

Все радостно приемля,

И снегопад,

И первый майский гром.

Спеши сама

Украсить эту землю

Трудом,

Любовью,

Верностью,

Добром.

Клянись, душа,

Исполнить все, клянись,

О чем мечтали в юности с тобою!

  • .. Остановись.

Прислушайся.

Вглядись.

Звучит орган

18 стр., 8782 слов

Учебное пособие: Методика преподавания Баха в музыкальных школах

... в будущем. Игра большинства подростков, окончивших музыкальные школы, свидетельствует о глубоко укоренившейся вредной привычке учить Баха ... в слове органично и выразительно (Дополнение). Трудность исполнения клавирных пьес Баха на фортепиано более всего сказывается, конечно, в ... Браудо). Именно они вносят в крупные динамические пласты, выдержанные в ... старинных инструментов, а об умении передать ...

под крышами собора…