Моё педагогическое кредо ( ) «Я, музыка и дети»

Эссе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Моё педагогическое кредо (эссе), Подготовила

музыкальный руководитель

высшей категории:

Стельмакова Елена Васильевна

п. Первомайский

2020г.

«Искусство преподавания – таинство.

Оно может быть организованно и предписано., Однако всегда неуловимо свободно, иногда авантюрно., Ему необходимы воздух, прохлада и истинное тепло

всей совокупности природы, как жажда большого глубокого вздоха».

Т. Боровик.

16 лет каждый день я вхожу в музыкальный зал детского сада, и каждый раз передо мной встают вопросы: «что сегодня я расскажу детям о музыке, как мои воспитанники будут слушать и воспринимать меня, оставит ли удивлённое и услышанное след в душе ребёнка?» Глядя на своих маленьких учеников, думаю, сумею ли сделать так, чтобы сохранить у них интерес и любознательность на протяжении всех встреч с ними.

Много раз испытывала чувство неудовлетворения, когда в деталях продуманное, «хорошо организованное и спланированное занятие» проходило не так, как было задумано.

— Ну что это такое?! Маша опять смотрит непонятно куда… Алёша тихо сползает со стула… Пожалуйста – не стесняясь, зевают… Зачем ковыряет дырочку в колготках? А эти дёргают друг друга…

— Дети, глазки на меня!

— Так. Смотрят… Нет, опять всё распадается! Почему? Что не так? Как нужно?…

И только непрерывно наталкиваясь на искреннее желание детей повторять что-либо

(что мне было совсем не нужно на занятии!), я всё чаще ловила себя на возникающем щемящем чувстве, имею ли я право подменять «значимое» для детей своим, «нужным?»

А дело было во мне, в моём способе общения с детьми. Как сделать занятие интересным для детей и методически продуктивным? Как соединить игру и обучение?

Первым открытием было понимание значимости движения на занятиях. Дети с нетерпением ждали моментов двигательной активности. Их радость была настолько очевидной, что казалось, не осталось другого выхода, кроме как «наполнить» упражнения движением. Детворе обязательно нужны были изюминка, курьёз, юмор и даже трудность, но «укрытая» подзадориванием: «Ещё, ещё – и получиться! У меня получа-а-а-ется, смотрите!»

6 стр., 2758 слов

«Виды и типы музыкальных занятий» учебно-методический материал

... с другими типами. II тип занятий – доминантный – используется для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности. Необходимый вид музыкальной деятельности доминирует в структуре всего занятия, это доминирование влияет на успешное ...

«Детство – Игра – Обучение» — триада, где вес каждой составляющей постоянно перемеривается в поиске баланса. Уже никто не оспаривает, что игра и детство взаимосвязаны. Обогащают друг друга. Игра любит детство, потому что в отношении к ней присутствует только чистый и радостный смысл. Игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его! Вот поэтому на занятиях мы «играем» с музыкой, со звуками, с движениями, со словом…

Со временем пришло и иное понимание значения музыки – расширение её границ

до любования звуками окружающего мира, наполнения методики «музыкой», ритма, «музыкой» слов и фонем, «музыкой» жеста и движения, «музыкой» немузыкальных объектов (явления природы, предметы).

Иным стал взгляд на музыкальную методику. В настоящее время всё большее распространение получают интегрированные занятия, привычной становиться ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, «музыкальными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей.

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать «настройкой» и «вступлением» в мир музыки. Обе линии грандиозны по объёму и важности для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя. А не попробовать ли нам для большей убедительности ( да и любопытства ради) обратиться к толкованию смысла слов «настройка» и «вступление»? Итак, мнение словаря и взгляд на оба слова с позиции нашего разговора.

Настраивая, педагог:

  1. «натягивает струны на определённую высоту» — развивает музыкальность (чувства ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память).

  2. «приспосабливает для приёма каких-либо радиоволн» — выбирая музыкальный материал, формирует способность ребёнка воспринимать разностилевую музыку, прививает вкус, развивает певческий диапазон, знакомит с азами теории музыки.

  3. «налаживает» — учит слушать и слышать музыку.

  4. «приводит в нужное техническое соответствие» — формирует способность передачи музыки через движения, пластику, развивает двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и партнёрства.

  5. «приводит в какое – то соответствие настроение» — развивает эмоциональность, сопереживание, способность созерцать.

  6. «внушает мысли – чувства по отношению к кому — то» — увлекает детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности.

    1 стр., 473 слов

    «Музыка из детства»

    ... в нем искорку творчества. На музыкальных занятиях малыши не всегда могут слушать музыку, сидя на стульчиках. Работая с детьми ... на «тарабарском» языке ритмодекламации. Сколько радости приносят такие игры малышам! В моем арсенале появился огромный запас таких игр: ... душой исполнить затейливую мелодию на музыкальном инструменте. Все, несущие в мир детства красоту музыки должны помнить: важная миссия ...

Педагог, помогая ребёнку:

  1. «вступить, войти куда — то» заботится о естественности этого события и выстилает дорогу ярким «ковром» своей методики «Смело иди, малыш, я с тобой!».

  2. «стать членом чего-либо» — развивает коммуникативные, социальные, эстетические качества личности средствами музыкальной педагогики и психологии.

  3. «начать делать что-то» — предлагает богатый выбор образцов, приёмов исполнения, а ребёнок, подражая педагогу, развивает и совершенствует себя.

Предоставляя возможность прикоснуться к прекрасному, настраивает на

стремление познавать, экспериментировать, открывать.

Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду?

Не только затейник (кстати, умению радовать тоже нужно учиться!), но оригинальный и универсальный мастер, с достоинством заявивший о важнейшей позиции своего любимого дела – о развитии детей! Подчас сценарист и режиссёр праздников, в программу которых включаются самые разнообразные упражнения, содержащие обучающий аспект. Праздник умений, умное веселье! Браво смелым и впереди идущим!

Каждый из нас обязан помнить простую, но великую истину: чтобы быть хорошим педагогом, надо, прежде всего любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь.

«Люби, пойми и помоги» — это мой профессиональный девиз.