Причины школьной неуспешности. Что я могу предпринять по преодолению школьной неуспешности обучающегося?

Эссе

Фурина Ольга Васильевна,

педагог-психолог, учитель математики

МАОУ «Комсомольская СОШ» Кунгурского района

«Причины школьной неуспешности.

Что я могу предпринять по преодолению школьной неуспешности обучающегося?»

Получать «двойки» неприятно. Это вызывает эмоционально — отрицательные переживания у ученика, родителей и учителей. Тут мне вспоминается картина «Опять двойка» Федора Решетникова. «Плохие ученики» были и будут всегда, коли существует оценочный процесс обучения. Двойки реально остаются формой подстегивания нерадивых, ибо им сопутствуют наказания в школе и дома.

Мой педагогический опыт помогает осознать тот факт, что неуспеваемость школьников объясняется двумя обширными причинами: низкие умственные способности и нежелание учиться. Первая из них – несформированность мышления у ребенка, он не в состоянии овладеть способами и приемами выполнения учебных заданий. Вторая – несформированность учебной мотивации, отсутствие того, что заставляет ребенка учиться. Вообще, эти причины тесным образом взаимосвязаны, и при стойкой неуспеваемости очень сложно сказать, что первично, а что – вторично.

Так, неуспевающие ученики становятся по типологии педагога и психолога П.П. Блонского «плохими работниками» т.е. рассеянными и невнимательными, пассивными, отвлекающимися, им неинтересно учиться, они не уверены в себе, не подмечают своих неудач и трудностей, не имеют ясного представления цели, не планируют и не организуют свою работу и др. Это уже не причины, а следствия их неуспеваемости. Кроме этого, появляются личностные проблемы, влияющие на характер взаимоотношений с окружающими.

Каждый педагог испытывает трудности в работе с неуспевающими детьми. И каждый педагог вступает в ситуацию помощи двоечнику. Ой ли?

Так или иначе, надо пробовать помогать другим, не забывая анализировать негативный опыт и нарабатывать знания и навыки. Своей первой задачей считаю выявить главную причину неуспеваемости, продумать индивидуальную «сопроводительную» помощь, и оказывать ее нужно своевременно.

6 стр., 2736 слов

Чтобы учить, нужно учиться! материал

... Например, история учит жизненному опыту, математика — логике, физика — хорошей ориентации в бытовых вопросах. Сочинение на тему «Для чего человеку нужны ... говорят о том, что они учатся хорошо, однако какой от этого прок? Зачем человеку нужно учиться, спрашивают себя они? Родители ... от жизни и удовлетворение от новых знаний. Это наиболее важная причина для того, чтобы не останавливаться и заниматься ...

Использую методы и формы преподавания, которые максимально способствуют усвоению учебного материала и позволяют даже малоспособным ученикам достигать успехов. О риентируюсь на показатели «пирамиды учения»: наименьших результатов можно достичь при условиях пассивного обучения, а наибольших – при использовании интерактивных методов. При этом понимаю, что мышление развивается вплоть до юношеского возраста.

А вот различные формы дисциплинарного давления на ученика неэффективны и вредны.

Не скуплюсь на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться.

Мне хочется видеть наших детей успешными. Радость, уверенность в себе, интерес