Методика обучения школьному сочинению

Сочинение

Роль школьных сочинений в формировании личности ребенка, воспитании его мировоззрения, духовной культуры трудно переоценить. Написание сочинения есть эффективный способ самовыражения личности, осознания ребенком самого себя, своих мыслей, переживаний; это способ углубленного понимания ребенком того, что он уже знает, хочет узнать, к чему стремится. Письменно-речевая деятельность открывает перед ребенком широкие возможности для проявления и утверждения своих творческих способностей, расширения сферы общения, например в письмах близким людям.

Усваивая родной язык, школьник учится понимать природу родного края и отношения между людьми, узнает о радостях и горестях старших поколений, приобщается к художественному творчеству народа и его лучших писателей. К. Д. Ушинский отмечает, что нет лучшего воспитателя, чем родной язык: «Язык народа, лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…»

Именно сочинение, по мнению М. Р. Львова, «придает смысл всем урокам русского языка», формирует ценностное отношение к изучению русского (родного, неродного) языка, является наилучшим средством мотивации освоения грамматики, правописания, знание которых помогают пишущему правильно, точно и выразительно передать в письменной форме собственные мысли и чувства собеседнику (читателю).

По мнению Л. С. Выготского, овладение письменной речью есть «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка, так как она представляет собой чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития». Обучение сочинению обеспечивает становление механизмов речевой деятельности: совершенствуется процесс осмысления речи, укрепляется память, развивается способность оформления мысли, формируется умение прогнозировать развитие замысла.

Понятие «сочинение школьное» в «Словаре-справочнике по методике русского языка» М. Р. Львова определяется как «самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений». Школьное сочинение рассматривается именно как учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении целостного текста. Процесс написания сочинения является творческим, поскольку имеет место самовыражение личности ребенка, передача его мыслей, чувств.

М. С. Соловейчик трактует сочинение как упражнение комплексного характера, при выполнении которого происходит становление и совершенствование всех речевых умений, необходимых для создания учеником собственного высказывания5.

1 стр., 435 слов

Роль сочинения в обучении русскому языку

... Работа над сочинением предосталяет учителю больше возможности «открыть детям глаза на ... владение настоящим,правильным, остро отточенным литературным языком – языком Тургенева и Толстого,Шолохова и Твардовского,языком ... сочинения развивают и повышают активность,учатся понимать жизнь вокруг себя , а значит развивают личность ... дети учатся выражать свои мысли и знания,все усложняющиеся и по содержанию и по ...

Сходство и различия сочинений и изложений, Основы построения классификации (типологии) сочинений, Источники материала, Устные и письменные школьные сочинения

Во-вторых, условия исполнения устных и письменных сочинений различны. Для обучения написанию текста-сочинения нередко отводится целый урок, поэтому учащиеся имеют значительные временные возможности, могут спокойно планировать содержание, обдумывать выбор языковых средств, осуществлять контроль в процессе письма и по его завершении. При этом ученики получают помощь педагога, что делает условия классно-урочной системы приемлемыми для проведения письменных сочинений. Для создания устного высказывания (например, для рассказа по картинке, серии картинок) отводится часть урока, поэтому устные сочинения проводятся часто. Однако в качестве недостатка следует констатировать невозможность выступления на уроке с устным высказыванием всех учеников класса; учитель выслушивает, как правило, двух-трех учеников.

В-третьих, к устным и письменным оригинальным высказываниям, наряду с общими требованиями (соответствие теме, соблюдение стиля речи, связность, логичность и др.), предъявляются и особые требования. Так, при оценке письменной речи учитель обращает внимание на соблюдение требований каллиграфии, орфографии, пунктуации. При оценке устных высказываний важны: поведение ученика в процессе говорения, зрительный контакт с аудиторией (учителем, учениками класса), уместное использование невербальных средств общения, произносительная культура (дикционная отчетливость, орфоэпическая правильность, интонационная выразительность).

Методика обучения сочинению в начальной школе была описана в трудах К. Д. Ушинского. Основоположник методической науки сделал установки относительно содержания и организации обучения сочинению: развитие связной речи обеспечивается устными и письменными упражнениями, которые обязательно должны быть устными и письменными, разнообразными по тематике, проводиться систематично.

система обучения сочинению

не обеспечивается возникновение потребности вступить в общение.

задание предлагается выполнить дома,

тематикой сочинений.

Четвертый недостаток, имеющий место в практике обучения сочинению, состоит в том, что эта работа осуществляется учителем без опоры на основы наук: теории речевой деятельности, теории текста, стилистики, культуры речи.

Названные недостатки практики обучения сочинению находят отражение в ученических работах. В качестве примера приведем текст такого сочинения.

Пример

Золотая осень

(Наташа М., второй класс.)

Первый путь, Второй путь

Специальные речевые ситуации используются для продуцирования текстов разных стилей, типов речи, жанров. Типы таких ситуаций названы М. С Соловейчик.

  • 1. Специальные речевые ситуации, обеспечивающие потребность поделиться с собеседником наблюдениями, раздумьями, создаются для развития разговорной и разговорно-художественной речи. Например: «В каждой семье есть старые фотографии. Интересно, кто на них изображен? Ваня попросил бабушку рассказать и узнал, что… А вы когда-нибудь слушали рассказы о старых семейных фотографиях? Расскажите».
  • 2. Специальные «педагогические» речевые ситуации, обеспечивающие потребность объяснить, научить, создаются для развития учебно-научной речи. Например: «Мы на уроке учились сочинять загадки. Дома объясните своим близким, как сочинить загадку. Предлагаю потренироваться, как лучше объяснить».
  • 3. Специальные речевые ситуации, помогающие решить проблему, создаются для работы над научной речью. Приведем пример: «В автобусе слышала, как поспорили ученики: надо ли написание слова «мороз» проверять по словарю. Как вы считаете?».
  • 4. Специальные речевые ситуации, связанные с задачей проинформировать, создаются для обучения деловой речи. Приведем пример: «Мы сделали выставку рисунков учеников нашего класса. Предлагаю составить объявление, пригласить учеников других классов на нашу выставку. Как предлагаете написать?»
  • 5. Специальные речевые ситуации, рождающие желание передать свое видение мира, создаются для развития художественной речи. Например: «Послушайте сочинение ученицы из другой школы: «У меня под окном распустились гроздья сирени. Стала я их разглядывать. Каждая ветка сирени состоит из множества одинаковых цветочков, у которых по четыре лепестка. Я нашла счастливый цветочек — у него пять лепестков!» А вам приходилось рассматривать цветы? Может, и вы обнаруживали что-то удивительное? Расскажите».

Третий путь

Опишем комплекс речевых умений, необходимых для создания высказывания.

19 стр., 9380 слов

Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе

... языком. Кстати, при чтении современных женских романов или детективов каких-либо существенных изменений своей речи вы не заметите. Напротив, такие, с позволения сказать, «литературные произведения», могут нанести ... который получили только потому, что родились в человеческом обществе. Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе. ...

умения ориентироваться в ситуации общения

Одним из компонентов сложного умения ориентироваться в ситуации общения является умение осознавать тему и основную мысль высказывания. Формирование этого умения осуществляется посредством упражнений, проводимых с опорой на готовый текст.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плодов. Ты не съешь с них и яблочка». Старик сказал: «Я не съем — другие съедят, мне спасибо скажут». (Л. Н. Толстой.)

Перечень упражнений:

  • 1) сопоставление похожих, по различных заголовков («Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони»);
  • 2) анализ языкового материала (лексических единиц, словосочетаний и др.) с точки зрения его соответствия теме;
  • 3) придумывание заголовка, точно передающего тему («Старик и яблони»);
  • 4) подбор заголовка, который раскрывает основную мысль текста («Спасибо скажут»).

Умение планировать содержание высказывания

Приведем пример. Ваня отдыхает на море с дедушкой и бабушкой. Сказал им, что решил написать родителям электронное письмо. Рассуждает так: «Сначала поздороваюсь. Расскажу, как научился плавать. Скажу, как сильно боялся глубины. Потом расскажу, как дедушка мне все объяснял, а бабушка успокаивала. Закончу так: «Вдруг понял, что уже сам плыву! Ура!» Спрошу, как у них дела. В конце попрощаюсь». Данный пример свидетельствует о сформированное™ у Вани умения планировать высказывание.

26 стр., 12840 слов

Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)

... Мы будем рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» ...

Умение реализовывать намеченный план, Умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения

Этапы работы над школьным сочинением описаны в трудах методистов Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Л. Д . Мали, М. С. Соловейчик, Г. С. Щеголевой и других.

Первый этап — подготовительная работа

приема создания речевой ситуации,

Фрагмент урока

— Вспомните прогулку по осеннему парку. Закройте глаза, представьте: в голубом небе ярко светит солнце, под йогами шуршит золотой ковер из листьев. Вспомните свое настроение. Приготовьтесь словами нарисовать картину осени в нашем парке.

Непосредственная подготовка

Фрагмент урока

— Вчера на прогулке мы видели радугу. Какие чувства у вас вызвало появление радуги? (Радость, восхищение, восторг, удивление, изумление.) Что говорят люди, увидев радугу? (Что за красота! Вот так чудо!) Чему радуются люди? (Красоте радуги.) Какова радуга по форме? На что похожа радуга? (У радуги форма полукруга. Она похожа на дуг}’, «а коромысло, на арку.) Какова радуга по цвету? (Разноцветная, цветастая, пестрая.)

М. Р. Львов рекомендует в ходе непосредственной подготовки учить детей составлять план будущего текста, что развивает самостоятельность мышления, умение определять логику развития высказывания. План сочинения в первом классе может быть представлен ученикам в виде серии картинок, в форме вопросов; во втором классе план составляется коллективно под руководством учителя; в третьем и четвертом классах учащиеся составляют план самостоятельно.

Второй этап — выполнение сочинения.

На уроке письменного сочинения уместны рекомендации:

  • 1) необходимо обеспечить учащимся возможность пользоваться школьными словариками (орфографическим, словариком синонимов и антонимов и др.);
  • 2) целесообразно разрешить учащимся писать с пропуском орфограмм;
  • 3) следует оказывать младшим школьникам индивидуальную помощь. В процессе исполнения устного сочинения говорящему (автору высказывания) требуется поддержка со стороны слушателей: установление глазного контакта, сигналы о внимательном восприятии высказывания (например, одобряющие кивки головой) и др.

Третий этап — самоконтроль (самопроверка).

Самостоятельная проверка учеником собственного текста имеет место, во-первых, в процессе осуществления речевой деятельности; во-вторых, по ее завершении. Ученик должен быть приучен в процессе письма многократно перечитывать написанное, что помогает ему сделать следующий шаг в создании текста. По завершении написания текста самопроверка тоже осуществляется на основе многократного прочтения, каждое из которых имеет свою целевую установку:

  • а) оценить, удалось ли решить речевую задачу (поделиться, объяснить и др.);
  • б) проверить, адекватно ли использованы языковые средства;
  • в) выяснить, нет ли нарушений правил, норм правописания.

Четвертый этап — проверка сочинений учителем

  • 1) соответствие содержания текста заявленной теме, полнота се раскрытия;
  • 2) структура текста, стройность композиции (наличие вступительной, основной, заключительной частей); отсутствие повторов, пропусков;
  • 3) уместность использования языковых средств с учетом стиля, типа речи, жанра;
  • 4) лексический состав текста (правильность словоупотребления, богатство словаря, употребление синонимов, антонимов и др.);
  • 5) синтаксический строй текста (разнообразие синтаксических конструкций, глубина фразы);
  • 6) объем текста сочинения (количество слов, предложений; излишний лаконизм, многословие);
  • 7) орфографическая, пунктуационная грамотность;
  • 8) элементы оригинальности, индивидуальности.

Пятый этап — проведение специального урока анализа ученических работ.

  • 1) количественный и качественный анализ ученических работ с точки зрения их содержания, речевого оформления и др.;
  • 2) чтение одного-двух наиболее удачных сочинений;
  • 3) коллективное редактирование сочинения ученика «из другой школы», в котором имеют место типичные речевые ошибки, допущенные учащимися данного класса;
  • 4) самостоятельная работа учащихся, направленная на переработку, редактирование собственных сочинений.