Сайт учителя истории и обществознания МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области» Риттера Владимира Яковлевича

Эссе

Ещё раз о том, как следует писать эссе. (По материалам рекомендаций участникам олимпиады МГУ «Ломоносов»)

Формулирование заданий С.9 для развернутого письменного ответа в форме цитат вносит дополнительную трудность в подготовку ответа: выпускник должен самостоятельно осуществить преобразование цитаты (часто метафорической) в ясную формулировку темы. С одной стороны, это дает простор для творческой реализации обучающегося выпускного класса и демонстрации владения им знаниями по дисциплине, с другой стороны, может дезориентировать не имеющего достаточного опыта анализа и интерпретации цитатных конструкций школьника. Для правильного ответа на вопрос необходимо учесть не только буквальный смысл предложенной формулировки (например, «Человек есть то, что он из себя делает и как творит себя»), но и контекстуальную принадлежность цитаты, на которую указывает фамилия процитированного автора (в данном случае – Ж.-П. Сартр).

Соответственно, выпускник должен обнаружить вложенный автором цитаты смысл, и только после этого предлагать собственное видение проблемы. В этой связи, при использовании цитатных форм в формулировках заданий ЕГЭ, необходимоучесть, что ответ должен учитывать оригинальный смысл цитаты и позицию ее автора, и что необходимо соблюдать баланс между демонстрацией знаний и демонстрацией креативности. Хотя цитатные формы и осложняют понимание задания, они, в отличие от классических (точных) формулировок заданий, позволяют выпускнику полностью реализовать свой творческий потенциал и, за счет нечеткости постановки проблемы, дают возможность для выбора предметного аспекта, в лучшей степени освоенного данным конкретным автором эссе. Например, в случае с приведенной выше цитатой из Ж.-П. Сартра выделяются как минимум следующие элементы ответа:

философская концепция человека во французском экзистенциализме и, конкретно, «проектной» сущности человека у Ж.-П. Сартра ;

этическая проблема поступка и выбора – возможно привлечение различных авторов и концепций в области теории морали и философии поступка, от И. Канта до М. Бахтина ;

13 стр., 6342 слов

Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

... смысле и цели существования не только индивида, но и всего общества. Цель: Раскрыть понятие смысла жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в ...

социальная проблема рационального поведения как источника формирования общества и общественных систем – от М. Вебера и до новейших теорий ;

группа экономических проблем, связанных с технологическим развитием, регулированием рынка и иными вопросами макроэкономического уровня ;

экологическая проблема человек-среда в условиях наличия возможностей глобального антропогенного влияния на среду ;

антропологическая проблема природы человека как биосоциального существа и возможностей влияния человека на собственную природу ;

философская проблема мировоззрения в контексте солипсизма и иных подходов, в той или иной степени абсолютизирующих автономность и возможности индивида .

исчерпывающий

При подготовке развернутого письменного ответа на вопрос целесообразно придерживаться следующего алгоритма организации работы:

1. Внимательно прочитать и проанализировать формулировку темы. Чрезвычайно важно правильно выделить смысловое ядро задания (которое может быть подано в метафорической форме — например, в виде цитаты из первоисточника).

Неверно расшифрованная тема приведет к неудовлетворительной оценке за данный вопрос с формулировкой «ответ не соответствует теме».

2. Проанализировав и формализовав содержание темы необходимо отнести ее к предметной области одного или нескольких (желательно) разделов обществознания. Это позволит выбрать материал для раскрытия темы и сформировать сюжет.

3. Поскольку автор эссе должен продемонстрировать знания, определившись с темой и предметной областью необходимо проанализировать собственные возможности в части насыщения текста содержательной информацией – понятиями, концептами, ссылками на авторов и работы. Ни в коем случае не следует рассматривать задания с развернутыми ответами на вопрос в качестве призыва к свободному рассуждению , перед выпускником стоит совершенно другая задача: используя тему, продемонстрировать свой уровень владения предметом, включая фактографию, владение терминологией, знание основных персоналий, понимание основных проблем и т.д. Поскольку участник ЕГЭ вынужден действовать в стрессовых условиях и жесткого временного лимита, необходимо, поняв тему, быстро оценить наиболее выигрышный способ подачи из тех, к которым абитуриент готов. При этом критерием «выигрышности» будет именно подробность и глубина владения соответствующим разделом обществознания.

4. Так как одним из критериев оценки эссе является демонстрация творческого подхода и самостоятельности мышления, решив задачу использования темы для демонстрации знаний, выпускнику необходимо подумать над собственной точкой зрения на содержащуюся в теме проблему.

При этом собственная точка зрения приобретает ценность только тогда, когда она содержательно обоснована и является дополнением к максимально более полному и содержательному изложению проблемы в традиционном ключе. В том случае, если выпускник сводит свой ответ к выражению личной позиции, нерешенными остаются основные задачи и ответ на вопрос не может быть оценен выше, чем «удовлетворительно». Подготовив отмеченные выше (пп.1-4) составляющие ответа (тема; предметная принадлежность в связи с конкретной проблемой, заявленной в теме; фактографическая и концептуальная база; собственная точка зрения), необходимо сформировать текст, стараясь добиться максимальной компактности и ясности изложения. Следует помнить, что письменный ответ исключает возможность скорректировать понимание читателя за счет интонаций, жестикуляции, немедленных комментариев и т.д., поэтому текст не должен содержать смысловых и риторических (языковых) двусмысленностей, должен читаться легко и, по возможности, оставлять минимальный коридор для вариативности трактовок того, что же автор имел в виду. Ясность, точность и содержательность изложения – основные требования к тексту развернутого письменного ответа на вопрос.

8 стр., 3658 слов

Вопросы и ответы по проблеме времени подлинного рассвета

... рассвет. Он чувствует тепло и свет нового дня. Сочинение Описание рассвета Рассветом называют природное явление между восходом солнца и сумерками темной ночи, которое сопровождается увеличением освещенности ... необходимо рассказать правду, людей нужно правильно ориентировать, независимо от того, нравится это кому-то или нет. Теперь позвольте мне перейти к вопросам и ответам по этой проблеме: Вопрос: ...