Урок по рассказу Л. Петрушевской «Страна»

Эссе

«Урок по рассказу Л. Петрушевской «Страна»»

Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия «Гармония», Урок по рассказу Л. Петрушевской «Страна»

Тема:

  • Одиночество: счастье или беда в жизни людей.

Цель урока:

  • создание условий для работы над понятием «Одиночество» при работе с художественным текстом

Задачи урока

  • развивать умение работать над понятием;
  • воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия у учащихся;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока

Технология

Приемы : чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование «тонких» и «толстых» вопросов, эссе

Все не ладится в этой квартире,, В этом городе, в этой стране,, В этом блёклом, развинченном мире,, И печальней всего, что во мне.

Д. Быков

Не приведи, Господь,, Чужой беды не слышать., Не дай – то, Бог, услышав, не помочь.

Рина Левинзон

ХОД УРОКА

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

1. ————

2.тоскующий, разочаровавшийся

3. забыт, печалится, замкнулся

4. он ушел ото всех

5. чувство

Вопрос:- Определите первое слово синквейна? ( Одиночество)

  • Сегодня мы поговорим об одиночестве.
  • Как вы думаете, актуальна ли сейчас тема одиночества? Почему?
  • Запишите в тетради, как вы понимаете слово ОДИНОЧЕСТВО, и подумайте, что

может, на ваш взгляд, служить причиной этого явления

  • Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об

одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать,

остановиться, найти правильный путь дальше.)

  • А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят , чтобы

творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они

Счастье и одиночество — две стороны одной медали. Одиночество может давать как самые счастливые минуты жизни, так и самые горькие. Оно может быть как ловушкой, из которой сложно найти выход, так и панацеей от всех бед.

74 стр., 36757 слов

Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...

... «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») № 8 – 2005 весь посвящен урокам по рассказам Бориса Екимова. Это подтверждает значимость и актуальность его произведений именно для молодого поколения. Понимание счастья и смысла жизни героями рассказов ...

Сегодня мы поговорим о рассказе Л. Петрушевской «Страна». Как вы думаете, о чем может быть это произведение? Мы вместе прочитаем текст, останавливаясь, и постараемся понять, почему автор выбрала такое название для рассказа.

Стадия осмысления

Мы будем читать текст с использованием метода КМЧЧП (чтение с остановками).

Вот фрагмент 1:

«Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице, брови дугами, тонкий нос. А вот дочь — вялая, белая, крупная девочка, не похожая даже на отца, яркого блондина с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежит на тахте. Потом они обе ложатся спать, гасят свет, а утром встают, как ни в чем не бывало, и бегут по морозу в темноте в детский сад»

Зададимся несколькими вопросами: Как живет эта женщина? Как вы думаете, как складывалась ее жизнь раньше, учитывая ее внешность? Какова внешность и характер дочери? Что мы узнаем об отце? Какое чувство вызывает описание его внешности? Как окружающие люди относятся к этой женщине? Есть ли у нее друзья? Почему они живут таким образом? Как вы думаете, мечтают ли мать и дочь? Любит ли девочка ходить в садик? Где ей лучше: дома или в садике?

Задание: — Составьте кластер – описание матери и дочери

Стадия осмысления 1Стадия осмысления 2

Стадия осмысления 3

Стадия осмысления 4 Стадия осмысления 5

Стадия осмысления 6

Читают фрагмент №2

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была своя, пока блондин ходил у неё в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждёт. Ждет , пока решится там у них, на том конце провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой .

Вопросы:

  • Что нового узнаём мы о женщине и её дочери?
  • Так чего же ждет женщина? Какое место в её жизни занимают эти посещения?

Почему?

31 стр., 15366 слов

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

... известных художников XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная ... бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова: Будет прекрасная жизнь!.. Прекрасная жизнь будет. Убеждённый в том, ... была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с ...

  • Опишите новую жену блондина? Расскажите, как живется ему теперь? Счастлив ли

он? Изменилось ли у вас отношение к нему? Почему?

  • Как ведет себя женщина в гостях? Как к ней относятся окружающие? Являются ли

они её друзьями?

  • Зачем она ходит в гости?
  • Как вы думаете, как относится автор к своей героине?

Задание: Дополните кластер характеристики героев (желтые ячейки)

Читают фрагмент №3

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все прошло само собой, потому что, не всё ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило на обед, будет уходить на вино,- девочка сыта в детском саду, а ее самой не надо ничего.

Вопросы:

  • Как вы считаете, девочке на самом деле все равно, что делает мать?
  • Кто виноват в том, что мать и дочь так живут?
  • Можно ли что-то изменить еще?
  • Будет ли мать что-то менять? Дочь?

Задание: Доделайте кластер (синие ячейки)

Читают фрагмент №4

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в 9 часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Вопросы:

  • Какие сны снятся девочке и матери?
  • Почему они не хотят просыпаться?
  • С чем ассоциируется слово сон в этом тексте?
  • Рассказ начинается и заканчивается одним и тем же событием, почему?
  • Как, по вашему мнению, сложится жизнь этих людей дальше?
  • О какой же стране шла речь в заглавии?
  • Считаете ли вы удачным название рассказа? Почему?

Задание: дополните кластер (розовые ячейки)

Стадия рефлексии

Вопросы:

— Сделайте вывод о жизни матери и дочери. (Они очень одинокие и несчастные люди, они мечтают о другой жизни, но не могут выбраться из своего одиночества, потому что у них нет друзей. Они создали страну, в которой счастливы, и уже не хотят из нее возвращаться. А это самое страшное. У них потерян смысл жизни.)

Одиночество — это явление, которое не всегда можно назвать плохим. Иногда люди мечтают о нем. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться и найти правильный путь дальше.

Одиночество может стать стимулом для творчества. Многие люди уходят в одиночество, чтобы создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен, и они чувствуют себя счастливыми.

В данном рассказе речь идет об одиночестве забытых всеми людей. Герои этой истории не имели никаких друзей, и все окружающие были равнодушны к их судьбе. К сожалению, равнодушие окружающих людей может привести к гибели всего человечества, ведь даже животные заботятся друг о друге.

20 стр., 9617 слов

Может ли один случай изменить жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека

... изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого”. А потому не забывайте, что, кроме смирения, жизнь дана нам для развития и перемен. К лучшему. “Человек ... случае не утверждаю, что наша повседневная жизнь — это досадная рутинная ноша, которую необходимо как можно скорее сбросить. Нет, окружающая нас повседневность тоже может ... что количество “всех вместе” не ... обязанностями Алёна справлялась отлично, ...

Чтобы уменьшить количество людей, находящихся в таком состоянии, мы должны быть внимательными к окружающим нас людям. Нужно понимать их проблемы и видеть пути выхода из них.

Домашнее задание состоит в написании сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем. Это позволит развить наше понимание одиночества и его влияние на нашу жизнь.

В заключение, как сказал римский писатель Сенека, пока человек жив, он никогда не должен терять надежды. Равнодушие, согласно словам американского писателя М. Уилсона, является наивысшей жестокостью. Мечта, по словам А. Франса, может быть могущественнее реальности. И только во время несчастья мы можем узнать истинного друга, как сказал Эзоп.