Сказка приходит в наш мир с самого раннего детства. Она учит нас добру и злу, дружбе и предательству, радости и горю, учит любить и верить. Именно сказка содействует становлению будущего человека, будущей личности. Именно сказка закладывает основные аспекты нравственного воспитания в процессе развития современного человека.
«Жили – были»- так начинается большинство сказок. И вот уже ребёнок смотрит на вас широко раскрытыми глазами. Он уже почувствовал интерес и жаждет узнать, что же будет дальше…
« Глубоко – глубоко, далеко – далеко» — продолжает сказочник. У ребёнка вырисовывается свой воображаемый мир, своё видение на сказку. В сказках всё бывает необыкновенно: там птицы разговаривают, герои летают по небу, солнце яркое – яркое, небо синее – синее. Сказочник замолкает он внимательно, смотрит на детей.
А, что видит ребёнок? Что рисует его подсознание, воображение? У ребёнка своя картина, своя история. Он сопоставляет слова сказочника со своим воображением. В его мире тоже всё прекрасно, спокойно, безмятежно, но вот – вот что – то должно случиться, начинается самое интересное…
Немного помолчав, сказочник почти шёпотом продолжает: « В соседнем королевстве жил злой волшебник» — таинственным голосом говорит сказочник. А, что значит «злой»? Даже взрослого можно этим вопросом заставить врасплох. Злой – это значит, какой нехороший, совершает какие – то непростительные поступки, а какие? В каждой сказке существует свой отрицательный персонаж, который целенаправленно совершает плохие поступки в отношении других героев. Что же – это за отрицательный персонаж, какими же качествами он должен обладать? Жадный, завистливый, глупый, грубый и. т. д.
Вот тут – то у ребёнка в подсознание и вырисовывается эталон поведения, на который ни в коем случае нельзя быть похожим.
« Он злой, страшный, нехороший – скажет ребёнок».
« Почему? – спросите Вы»
« Он украл Марью — царевну, обманул царя» — начнёт перечислять ребёнок.
Ребенок, повзрослев, начинает строить свою линию поведению на основе чего- то. Так делает папа, и это правильно, в сказке сказано так – то, значит надо придерживаться именно таких правил поведения.
Жанровая специфика литературной сказки
... взрослых». Для написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного процесса 20-30-х ... автора исключительна». Думается, что Е.Л. Шварц впервые обнаружил в себе талант детского сказочника, но только через некоторое время он оформился как взрослый рассказчик в ...
Но сказка продолжается, а значит, в сказке должен быть счастливый конец. И вот на горизонте появляется принц, обязательно добрый принц, который обязательно спасёт принцессу, иначе, дальше будет читать неинтересно…
Какой он будет принц? Добрый, сильный, волевой. Хотелось ли вам быть на него похожим? Конечно, он же добрый, сильный, Марью – царевну спас.
« И будут они жить долго и счастливо» — закончил сказочник. Закончилась сказка, а ребёнок в этот момент прожил целую жизнь вместе с героями. Ребёнок радовался, когда радовались герои, грустил, когда они грустили, но ребёнок верил, что после долгих испытаний героев ждёт счастливый конец.
Сказка – это некий эталон, через который ребёнок будет учиться жить, это некая призма, через которую ребёнок научиться видеть современный мир.
И для того, чтобы ребёнок верил в сказки, полюбил их, нам взрослым надо тоже научиться в них верить…
Автор: Соколова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: ДОУ №51 « Алёнушка»
Месторасположение: Крым, г. Симферополь