Мой речевой портрет

Эссе

Мой речевой портрет

Человек спрятан за своими словами:

Хочешь узнать человека — вслушайся в его речь.

Пословица

Я люблю знакомиться с людьми. Это происходит где угодно: в техникуме и в общежитии, в поезде и в автобусе. При этом всегда хочется узнать о человеке больше. Я незаметно оцениваю его внешность: фигуру, лицо, одежду. Слежу за жестами. Вот мой собеседник начинает говорить. И я вдруг забываю, во что он одет, сколько ему лет. Прав восточный мудрец Саади: «Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слова не сказал».

Для написания эссе объектом наблюдения должна стать я сама. Передо мной стоит задача — «нарисовать» свой речевой портрет.

Как-то привычнее говорить о живописном портрете, когда художник за время сеансов пытается разгадать внутренний мир человека, выразить его на холсте через детали: позу, выражение глаз, улыбку.

Мне запомнился портрет Ф.М. Достоевского, написанный Василием Перовым. Художник сумел раскрыть противоречивость характера великого писателя, объединив в облике мыслителя высокое и низкое, красивое и безобразное.

Для того чтобы создать речевой портрет, нужно вслушиваться в речь и делать это на протяжении какого — то времени. Занятие это сложное. Придётся просить помощи у друзей, преподавателей, родителей, зайти на страницы Интернета. Важно обратить внимание на многие особенности: тембр голоса, темп речи, интонацию, очень важно, насколько богат и разнообразен словарный запас, грамотно ли он используется — речь очень индивидуальна.

Исследование речевых портретов классиков русской литературы представляет интересную задачу. В качестве ориентиров для исследования можно использовать меткие характеристики речи, даные Л.Н. Толстым о писателях-современниках. Например, А.Ф. Писемский был описан как человек, который не говорил, а играл, изображая людей в лицах жестом и голосом. Тургенева Л.Н. Толстой сравнивал с искусно распланированным садом, а монологи Гончарова напоминали картины Рубенса, написанные сочными красками. Речь Салтыкова-Щедрина была отрывистой и бранчливой, а Фёдора Достоевского характеризовало его сдержанное и страстное выражение.

Один из самых ярких примеров речевого портрета можно найти в пьесе А. Н. Островского «Гроза». В монологах Катерины звучат фразы, которые позволяют сформировать образ свободолюбивой и бескомпромиссной молодой женщины. Например, «Я жила ни о чём не тужила, точно птичка на воле» или «Отчего люди не летают, как птицы?». Варвара, другой персонаж пьесы, характеризуется фразами вроде «На свою бы тебе голову, старая карга» или «А по-моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

7 стр., 3257 слов

Конспект развития речи : «Портрет моего друга»

... выражений, проклятий, ругательств. Наши авторы, пожалуй, могли бы с этим поспорить.4. Индивидуальный речевой портрет Речевой портрет − это совокупность особенностей речи человека. Речевые ... выделены прозвища, данных членами семьи друзьям и знакомым с учетом родства, например: "братья Карамазовы". В нашем анализе ... облик («за восемь бед один ответ», «а где мои 17 бед», «не мычу не телюсь, весь − как ...

Когда речь идет о моем собственном речевом портрете, он оказывается многоцветным и разнообразным. В светлых тонах можно раскрасить нежные слова, которыми я обращаюсь к маме, любимому человеку или домашним животным. В таких случаях часто используются ласкательные суффиксы, например «мамушка», «дружок», «малышок», «солнышко». Однако, когда я злюсь или становлюсь нетерпимой, то использую более темные краски. В таких ситуациях могут звучать фразы вроде «Кончай тупить», «пора сваливать», «ты меня подставляешь». Все эти особенности моего речевого портрета объясняются тем, что повседневность окрашена не только в радужные тона.

Характеристика речи автора

При характеристике речи важны психологический, коммуникативный и лингвистический аспекты, которые будут рассмотрены в данной работе на примере автора.

Психологический аспект:

Автор характеризует себя как позитивного человека, и это отображается в его речи. Речь автора быстрая, звонкая, легко переходящая в смех. Однако, бывает, что автор переходит границы в своих высказываниях и обижает других, что портит отношения. Автор скорее является «оратором» и хочет всегда высказаться и дать оценку.

Коммуникативный аспект:

В разговоре автор играет больше роль «оратора», чем «слушателя», хочется всегда высказать свое мнение и оценку. Это нравится не всем собеседникам.

Лингвистический аспект:

Автор не считает себя носителем литературного языка. В его детском окружении использовались диалектизмы, что делает речь иногда непонятной. Используются также просторечные выражения и жаргон. Речь автора также содержит слова-«паразиты», такие как «типа», «в принципе», «короче».

Развитие навыков речи и письма

Проблемы с морфологией и небрежностью в разговорной речи могут создавать трудности в общении и выступлениях, особенно в публичных выступлениях. Для исправления этих недостатков важно постоянно работать над развитием своих навыков речи и письма.

Одним из способов улучшения разговорной речи является обращение к образцам речи известных политиков, телеведущих и артистов. Их естественность и простота могут служить примером для подражания. Важно обратить внимание на то, как они строят предложения, используют местоимения и имена собственные, а также разнообразят свою речь прилагательными, причастиями и деепричастиями.

Также следует уделять внимание развитию письменной речи. При написании сочинений и текстов стоит не спешить, а после написания возвращаться к ним и вносить исправления. Это поможет улучшить структуру текста, выбор слов и выражение своих мыслей более точно и ясно.

32 стр., 15551 слов

Каллиграфия или искусство красивого письма

... и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и ... шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличении доли сознательности при написании. Таким образом, ... детей письму: обучать прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Оказалось, что прямое письмо не ...

Многие известные писатели искусствоведы, такие как В.Я.Вульф, отмечали важность естественности и простоты в своей речи. Они говорили, как дышали, и их речь звучала естественно и легко. Изучение их стиля и подражание им может помочь улучшить свою собственную письменную речь.

Также стоит учиться отдавать должное важности процесса написания. Как отмечал Н.В. Гоголь, он переписывал свои произведения множество раз, чтобы достичь совершенства. Постоянное редактирование и исправление текстов поможет сделать их более точными и выразительными.

Написание эссе может стать нелегким испытанием, но это также отличная возможность для развития навыков письма. Через практику и постоянное совершенствование можно достичь большего мастерства в написании текстов различных жанров.

В заключение ещё немного поразмышляю о значении речи. Много раз слышала выражение: «женщина любит ушами». В этом смысле меня буквально потрясла история любви поэта Фёдора Тютчева и Елены Денисьевой. Молодая женщина обожала невысокого, невзрачного мужчину лишь за то, что он был остроумен и писал прекрасные стихи. Она была отвергнута обществом, жила без материальной поддержки поэта, а благодарностью за её страдания были стихи «Денисьевского цикла». Вспомним строчки из письма Татьяны Лариной, роман «Евгений Онегин»: «чтоб только слышать ваши речи, вам слово молвить», признание Ани Пете Трофимову в пьесе «Вишнёвый сад»: «Как вы хорошо говорите!», самоотверженность Натальи Ласунской, полюбившей Рудина за его пламенные монологи – все они были увлечены речами своих избранников и готовы были на жертвы ради них. Может и мужчины обращают внимание на речь. Помните у Пушкина: «а как речь — то говорит, словно реченька журчит». Молодой человек, наверное, подойдёт к такой девушке охотнее, чем к той, которая: «Я чисто на первую пару забила. Лажа всё это. Он опять пургу гнал». Впрочем, всё очень индивидуально!

«Когда заговорим, друг друга мы оценим. Мы все, когда молчим, не более чем тени», — утверждал О.Хайям. Как можно полнее реализовать себя в профессии, найти близкого по духу человека, иметь много друзей — мечта многих. Надо лишь скорректировать свой речевой портрет. Какова наша речь – таковы мы.

15