По обществознанию «Свобода и необходимость»

Эссе

Диана Никандрова, 10 класс

«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко» Н.Бердяев.

На мой взгляд, свобода существует и она необходима для человека, однако вопрос заключается в том, нужна ли она людям? Рассуждая на эту вечную тему, мы неизбежно впадаем в состояние антиномии, выделяя как положительные, так и отрицательные стороны свободы.

«Антиномия чистого разума» — термин философии немецкого философа Иммануила Канта, который в своём знаменитом труде «Критика чистого разума» выделяет четыре антиномии. Тезис одной из них звучит так: «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность», а антитезис ему: «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы».

Данную тему также анализируют многие известные писатели и мыслители. Лев Николаевич Толстой, автор романа-эпопеи «Война и мир», в своем произведении выражает свою позицию касательно фатализма, то есть веры в неотвратимую судьбу. » … как только нет свободы, нет и человека». Писатель также обращается понятие детерминизма, учения о взаимосвязи всех явлений, повествуя в 3 томе романа о том, что война 1812 года имела определенные причинно-следственные связи. Рассуждая над мотивами Наполеона, Л.Н. Толстой обращается к волюнтаризму, стремлению реализовывать желаемые цели без учета объективных обстоятельств, что подтверждает цитата «Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение».

Так нужна ли современному человеку и обществу свобода?


С одной стороны, свобода – это благо, при котором человек сам является причиной своих действий, то есть он не ограничен различными факторами. Свобода – это не список привилегий, а огромнейший список обязанностей, то есть это состояние, при котором человек имеет возможность поступать по своему усмотрению и обязан нести ответственность за каждый совершенный поступок. Что же так привлекает людей в свободе? На этот вечный вопрос никогда никто не даст ответа.

13 стр., 6456 слов

Что, по мнению Л. Н. Толстого, определяет сущность человека. ...

... Н. Толстого Война и мир Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. убил 3 Грушницкого. Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу. Сочинение ...


Во все времена люди готовы были умереть за свободу. Сколько было революций, обусловленных борьбой за свободу? Не счесть! Вспомним знаменитую картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», посвященную июльской революции 1830 года во Франции. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу и самоотверженность, а фигуры вокруг – олицетворения французского народа. К теме свободы обратился также французский поэт Поль Элюар в своем знаменитом политическом стихотворении «Свобода», написанном во время оккупации Франции нацистами, и вдохновлявшим жителей Франции в тяжелое военное время на борьбу за свободу и независимость.

И силой единого слова


Я вновь возвращаюсь к жизни


Я рожден для того, чтобы знать тебя


Чтоб тебя называть


Свобода.

Свобода является источником демократии и режима коллективного принятия решений. Например, в Афинском полисе демократия существовала с 500 по 321 г. до н.э., и любой гражданин был обязан участвовать в работе Народного собрания. Также жители Новгородской республики имели свободу выбора и участвовали в Новгородском вече, форме народного управления.

Существуют исторические примеры борцов за свободу, таких как Мария Монтессори, итальянская педагог, чья система образования основывается на принципах самостоятельности и независимости детей. Она доказывает, что свобода является биологическим принципом развития человека.

Свобода является целью индивидуального развития и необходима для всего человечества. Однако, можно привести аргументы противоположной точки зрения. Некоторые мыслители считали свободу бременем и ненужной для человека, несмотря на то, что демократия считается идеальным политическим режимом, поддерживающим свободу.

Платон о демократии

Древнегреческий философ и учитель Аристотеля Платон в своем диалоге «Государство» выступил противником данного режима. Он аргументировал свою позицию тем, что люди при демократии становятся эгоистами и потребителями, а их крайняя свобода оборачивается рабством, следствием чего является переход от справедливой демократии к тирании, то есть несовершенной и несправедливой власти одного человека. «Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают».

А.И. Солженицын: Демократия versus Национальный интерес

Позицию Платона поддерживает известный русский писатель и драматург А.И. Солженицын в своем публицистическом эссе «Как нам обустроить Россию». Он утверждает, что демократия — это не единственное средство достижения свободы личности: «Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. Национальный интерес затмевается партийными целями».

Демократия во Веймарской республике

Германская история 1919-1933 годов, известная как Веймарская республика, пример того, как демократия не принесла жителям Германии свободы и спокойствия после Первой мировой войны. Вместо этого, она стала причиной инфляции, восстаний и безработицы.

10 стр., 4565 слов

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода ...

... свободы человека 1 Американский политический деятель о государственных и общественных ограничителях: «Все, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные ... -то запретить, дабы не начался хаос. Я говорю о разумной свободе. Той, что пленит наши сердца и дарует вкус жизни. 9 класс. 15.3 ОГЭ ЕГЭ-2018. Сочинение ...

Эксперимент «Буриданов осел»

Еще одним аргументом, подтверждающим антитезис «Свобода не есть благо», является логический эксперимент «Буриданов осел». Осел, которому предлагали выбрать между двуми одинаковыми угощениями, не смог принять решение и умер от голода. Этот пример показывает, что свобода выбора в некоторых случаях может быть губительна.

Проблема свободы и принуждения в притче «Великий Инквизитор» Ф.М. Достоевского

Проблема свободы и принуждения раскрывается в притче «Великий Инквизитор» знаменитого русского философа и писателя Ф.М. Достоевского. Притча представляет собой рассказ Ивана Карамазова из романа «Братья Карамазовы» Алеше Карамазову о христианской свободе воли и свободы совести в виде разговора Великого Инквизитора с Христом, которого он заключил в тюрьму. Инквизитор считает свободу проклятием из-за бунтовщиков.

«Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее этот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается», «Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно познание добра и зла».

Таким образом, Ф.М. Достоевский в своей притче раскрывает проблему выбора — отказаться от свободы ради собственного счастья и спокойствия или страдать во имя свободы.

Проблема отсутствия физической и духовной свободы в книге «Бегство от свободы» Эриха Фромма

Проблему отсутствия физической и духовной свободы раскрывает немецкий социолог и философ Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы», написанной во время Второй Мировой войны. Автор выделил три способа бегства от свободы в современном обществе:

  1. Авторитаризм. При авторитаризме личность добровольно отказывается от независимости.
  2. Деструктивность. Целью деструктивности является уничтожение объекта, его свободы и прав.
  3. Конформизм. При автоматизирующем конформизме, то есть приспособленчестве, человек теряет индивидуальность и бездумно принимает господствующий порядок.

По мнению Эриха Фромма множество людей на словах признают свободу, но на деле воспринимают ее как тяжкое бремя. Он приравнивает её к одиночеству, в котором человек ставится неуверенным и нерешительным.

В заключение хочется сказать, что к свободе нужно быть готовым и уметь ею распоряжаться в зависимости от ситуации, в который ты находишься. Многие люди к сожалению к ней не готовы, что подтверждают революция 1917 года и распад СССР в 1991 году, приведшие к беззаконию и анархии.

Март 2018, Приозерский район, п. Сосново