Лингвистический анализ текста Захара Прилепина «Больше ничего не будет»

Эссе

3. МКОУ «Раскатихинская СОШ» Притобольного района

4. 8-963-001-71-04, e-mail:

1.Предметный блок.

1.1. Русский язык., Лингвистический анализ текста (эссе)

современного писателя Захара Прилепина

«Больше ничего не будет. Несколько слов о счастье»

1.ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Любой текст вызывает какие-либо эмоции, переживания, чувства, а текст художественной литературы ещё и передает видение автором окружающего мира через созданные им образы. Одним из средств образности являются средства фонетической выразительности речи, не видимые обычному читателю. В тексте «Больше ничего не будет» Захар Прилепин использует такие средства фонетической выразительности, как анафора, эпифора, ассонанс, аллитерация, звукопись и словесная инструментовка текста.

Пример из текста, Цель использования

1. Анафора (лексическая)

Я прожил столько разных дней … Я так сладостно болел ангиной. Я помню вкус ворованного яблока.

Счастье вырабатывается человеком … Счастье не приходит в пустое место.

Пока мы в силах. Пока мы в разуме. Пока мы вместе.

Подчёркивает важность всех событий и чувств, которые пережил человек.

Концентрирует внимание читателя на слове СЧАСТЬЕ, так как оно несет основную смысловую нагрузку.

Заостряет внимание читателя на том, что все временно, проходящее, а значит, человек должен быть счастлив, потому что родился, потому что здоров, потому что имеет семью.

2. Эпифора

(лексическая)

Почва для счастья – повсюду

Пища для счастья – повсюду

человеком

Акцентирует наше внимание на слове ПОВСЮДУ: все, что видит, слышит, чувствует человек – это повод быть счастливым.

Усиливает эмоциональную окраску фразы: очень важно в любой ситуации человеку сохранять честь и достоинство.

3. Ассонанс

Сч А стье – эффект зрения. МечтА – тО чка, в котО рой схО дятся нА ши желА ния и нА ши возмО жности.

Повтор звука А подчеркивает важность данных слов: счастье, мечта, наши желания. Повтор звука О – пространство, широту, т.е. огромные возможности человека.

4. Аллитерация

… по миру Ш ел тиХ ий Ш ороХ тиШ ины.

Повтор звуков Ш — Х создаёт звуковой образ тишины, тихого шуршания.

1 стр., 484 слов

Что такое счастье? Текст «Люди должны быть …»

... понимаешь, что счастье для Андрея Соколова – быть нужным, иметь смысл жизни. Текст известного публициста помогает читателю по-иному посмотреть ... на что готов был Данко ради людей. Читая М. Горького, понимаешь, что счастьем может стать и жертва ради других, ... «Счастье кроется именно в гармонии личности», - это высказывание, на мой взгляд, наиболее точно отражает авторскую позицию. В. Розов уверен: ...

5. Звукопись

Мечта – точка, в которой сходятся наши желания и наши возможности.

плод воображения

Растерявшим и разменявшим мечту свою на печаль свою ?

Повтор данных слов концентрирует внимание читателя на значении этих слов, образует особое, ритмическое построение текста.

С какой целью автор использует средства фонетической выразительности?

Средства фонетической выразительности усиливают звуковую образность текста Захара Прилепина «Больше ничего не будет». Используя лексическую анафору и эпифору, автор концентрирует внимание читателя на словах, несущих основную смысловую нагрузку. « Счастье вырабатывается человеком, как энергия. Счастье не приходит в пустое место, где пустота и паутина». «Почва для счастья – повсюду … Пища для счастья – повсюду …» Человек должен быть счастливым, потому что живет, болеет, печалится, а ведь этого всего могло бы и не случиться. Автор напоминает, что все наши переживания временны, так как жизнь человека не бесконечна, а значит, мы «приговорены к счастью»: « Пока мы в силах. Пока мы в разуме. Пока мы вместе». Очень важно в любой ситуации сохранять честь и достоинство: «… жить человеком , быть человеком , любить человеком ».

Ассонанс и аллитерация усиливают благозвучие текста. Повтор широкого ударного гласного звука А подчеркивает важность, ценность слов СЧАСТЬЕ, МЕЧТА, НАШИ ЖЕЛАНИЯ: «Сч А стье – эффект зрения. Мечт А – т О чка, в кот О рой сх О дятся н А ши жел А ния и н А ши возм О жности». Повтор звука О передает огромные возможности человека. Аллитерация согласных шипящих Ш – Х создает звуковой образ тишины, тихого шуршания: «…ночью по миру Ш ёл ти Х ий Ш оро Х ти Ш ины». Аллитерация шипящих выделяет звучание этих слов на фоне звонких согласных Б, Л, Н, Д, М, Р. Захар Прилепин подчеркивает естественную связь ребенка с миром природы, так как звуки Ш – Х считаются природными, передающими шорох деревьев и шум ветра.

Еще одним ярким средством фонетической выразительности текста Захара Прилепина «Больше ничего не будет» является звукопись. Повтор слов, несущих особую смысловую нагрузку, заставляет читателей задуматься над значением этих слов и создает определенное ритмическое построение текста: «Мечта – точка, в которой сходятся наши желания и наши возможности», «Счастье, в конце концов, плод воображения – в самом лучшем, первичном смысле этого слова. Плод воображения одного человека», «Растерявшим и разменявшим мечту свою на печаль свою ?» Звукопись усиливает образную значимость и эстетическую роль повторов.

1 стр., 435 слов

Сочинение по тексту пескова счастье это не гора денег счастье

... каждого её мгновения, неповторимостью мира, который окружает. Счастье-это огромное желание жить. По тексту Н. Аксеновой Счастье – это такое состояние души человека, при котором он испытывает радость, удовлетворение жизнью. ... – близкие люди. Докажу свои слова двумя примерами. Обратимся к тексту Н .Аксёновой, героиня которого осознала свое счастье только спустя годы. В детстве она не любила утренники ...

Таким образом, в тексте Захара Прилепина «Больше ничего не будет» используется такие средства фонетической выразительности, как анафора, эпифора, ассонанс, аллитерация, звукопись и словесная инструментовка текста. Благодаря лексической анафоре, эпифоре и звукописи текст по ритмической, музыкальной структуре отдельными частями напоминает стихотворение в прозе.

Умелое сочетание возможностей гласных и согласных звуков придают тексту особое благозвучие, лёгкость чтения, что говорит о развитом у автора чувстве художественного вкуса, такта и меры.

2. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

чудесный, прекрасный мир детства, замечательные дни, милые беззащитные души

В эссе встречается большое количество личных, притяжательных, вопросительных, отрицательных, указательных, определительных местоимений, наряду с другими разговорными словами они передают философско-психологические размышления героя о счастье, раскрывают его внутренний мир. «На фоне всех этих жутких судеб – кто дал нам право ощутить себя несчастным? Растерявшим и разменявшим мечту свою на печаль свою ? Кто право нам дал?»

Весь текст Захара Прилепина «Больше ничего не будет» построен на антонимах, лексических и контекстных. Название и первая фраза миниатюры отражают причинно-следственные отношения: «Больше ничего не будет», потому что « всё сбылось». Это сразу заинтриговывает читателя, заставляет продолжить чтение. «Нам всё уже отдали. Нам больше никто ничего не должен. Всё при нас», — вновь убеждает читателей автор в середине текста.

Мечта, а не жизнь

прекрасной

Лексические синонимы ( чудесный мир – прекрасный мир, « главной и единственной мечты», « дико и жутко» ) вместе с контекстными синонимами («среди милой человеческой суеты», « странным, полуживым сном», « бесповоротно и навек ») усиливают экспрессивно-стилистическую выразительность текста, показывают неоднозначность и многомерность современного мира.

7 стр., 3027 слов

Исследовательская работа «Роль восклицательных предложений в тексте»5 кл

... слова. (По Г. Щербаковой) Фрагмент сочинения: Одна из функций восклицательных предложений это усилений эмоционального воздействия на читателя. Именно поэтому Г.Щербакова использует восклицание ... использования восклицательных предложений , Восклицательные предложения. Риторическое восклицание., Что такое грамматические языковые средства, Лекция 3. Грамматические языковые явления и их роль в тексте ...

счастье, мечта, жизнь, всё, ничего, недавно, сладостно

Пример из текста, Цель использования

1. Эпитет

чудесный мир детства

безумных, замечательных, бешеных, тихих

прекрасной

тысячи черных лет

Эпитеты отражают индивидуальное восприятие изображаемого, содержат эмоциональную окраску.

2. Сравнение

сердце, как весенний скворечник

счастье …, как энергия

Сравнения подчёркивают, что сердце человека открыто для счастья, которое является результатом труда человека

3. Метафора

стук сердца

почва для счастья

пища для счастья

Метафора делает образ более ярким и наглядным, сильнее других тропов воздействует на воображение читателя

4. Метонимия

счастье не приходит

разменявшим мечту свою

Подчёркивает невозможность появления счастья ниоткуда

5. Оксюморон

приговорить себя к счастью

невыносимый вкус печали

Обращает внимание читателей на прямое противоречие, вызывает необычные ассоциации

Таким образом, созданные Захаром Прилепиным тропы дополняют смысловую структуру слов образными ассоциациями, воздействуют на воображение читателя. Сначала автор убеждает нас в том, что каждый человек мечтает о счастье, т.е. МЕЧТА – это СЧАСТЬЕ, затем доказывает, что ЖИЗНЬ – это и есть МЕЧТА, а значит ЖИЗНЬ – это и есть самое настоящее СЧАСТЬЕ. На наших глазах ЖИЗНЬ трансформируется в МЕЧТУ, а затем в СЧАСТЬЕ. Художественные средства выразительности всегда оригинальны, они позволяют познакомиться с индивидуальным стилем писателя. Благодаря умелому использованию лексических средств выразительности, замысел читателя становится понятен, а художественные образы – наглядны и неповторимы.

3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В миниатюре Захара Прилепина «больше ничего не будет» представлены все части речи русского языка: и самостоятельные, и служебные, и междометие.

Соотношение частей речи в тексте, Самостоятельные части речи, Служебные части речи и междометие, Имя существительное — 152, Имя прилагательное — 45, Местоимение – 117, Глагол – 104, Наречие – 46, Слова состояния — 12, Числительное – 3, Причастие – 12, Деепричастие – 1, Предлоги –

Союзы – 66

Частицы – 41

Междометие –

Всего: 173

Как видно из таблицы, в тексте миниатюры из самостоятельных частей речи преобладают имена существительные (152), местоимения (117) и глаголы (104), а из служебных – союзы (66) и предлоги (62), хотя и частиц (41) тоже достаточно много. Существительные составляют около 31% слов самостоятельных частей речи, они употреблены в основной своей функции: информировать читателя о мире, герое, знакомить с воспоминаниями детства и размышлениями о счастье. В тексте мы видим использование всех разрядов местоимений, но предпочтение автор отдает все же личным местоимениям, что говорит о «личном» восприятии проблемы, о желании достучаться до сердца читателя. Обилие глаголов акцентирует наше внимание на внутренних переживаниях автора, которые даются через внешние действия. Речь, насыщенная глаголами, создаёт энергию и напряжённость, экспрессивность повествования. Небольшое количество прилагательных можно объяснить активным использованием притяжательных и определительных местоимений.

12 стр., 5729 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста ...

... «нужно для счастья» (предложение 25). Для выражения эмоций автор в конце предложения поставил восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получило «величайшее значение». Сочинение на тему 3 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл ...

полисиндетон

Союз И дважды соединяет однородные члены и дважды – простые предложения в составе сложносочиненного. Полисиндетон выполняет несколько функций: во-первых, замедляет речь, вынуждая читателя сделать паузу, во-вторых, подчеркивает роль каждого из слов, в-третьих, усиливает связность, логичность и эмоциональность предложения. Наряду с полисиндетоном в миниатюре встречается и асиндетон . Использование асиндетона на фоне полисиндетона придаёт тексту особую выразительность. «Счастье, в конце концов, плод воображения – в самом лучшем, первичном смысле этого слова. Плод воображения одного человека. Больше для этого никто не нужен». В данном размышлении о счастье участвует 23 слова, и нет ни одного союза. Асиндетон, несмотря на видимую простоту фразы, передает смысловую насыщенность, нагнетает экспрессию.

Таким образом, в эссе «Больше ничего не будет» превалируют имена существительные и глаголы, что соответствует тексту художественного стиля. Особенностью является активное использование Захаром Прилепиным местоимений всех разрядов. Это помогает в реализации авторского замысла. Асиндетон в сочетании с полисиндетоном передают особую напряжённость, эмоциональное отношение к «предмету речи», хотя предпочтение отдается полисиндетону.

4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, Текст Захара Прилепина «Больше ничего не будет» состоит из 67 предложений.

Простые предложения

Сложные предложения

47

Осложненное деепричастным оборотом – 1

Осложненное сравнительным оборотом – 2

Осложненное приложением – 1

Предложение восклицательное – 4

Предложение вопросительное – 8

Предложение с прямой речью – 2

Осложненное обращением – 2

Осложненное вводным словом — 5

23

Сложносочиненное предложение – 3

Сложноподчиненное предложение – 11

Сложное с разными видами связи — 6

Сложное бессоюзное – 4

Из таблицы видно, что в миниатюре преобладают простые предложения, а из сложных предложений — сложноподчиненные . Союзная связь (полисиндетон) превалирует над бессоюзной связью, подчинительная связь встречается чаще сочинительной.

3 стр., 1204 слов

Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

... «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова ...

Текст Захара Прилепина «Больше ничего не будет» — это размышление автора о счастье, в котором сочетаются рассуждения с повествованием и элементами исповеди. Большая часть текста (65%) состоит из простых предложений, что в основном характерно для художественного стиля, так как обилие сложных предложений усложняло бы речь, придавало ей излишнюю книжность и научность. Из сложных предложений состоит треть миниатюры – 35%, потому что автор показывает нам процесс эмоционально-мыслительной деятельности, философского размышления о жизни, мечте и счастье. Преобладание подчинительной связи говорит о попытках автора понять причину «несчастий» современного человека и желании разобраться в связи сегодняшней жизни с картинами и мечтами из детства.

В эссе встречается 2 предложения с прямой речью. Первое предложение с прямой речью начинает текст миниатюры: автор делится свой идеей, как можно начать книгу. Второе предложение помогает выразить мнение обычного, рядового человека о счастье, это мнение и будет потом анализировать и обосновывать автор. Восклицательных предложений немного – всего 4, но в них отражены важные, ключевые мысли текста: воспоминания о том, «каким чудесным казался мир в детстве», осознание того, что сегодняшняя жизнь – это «мечта», и эмоциональное восклицание, связанное с тем, «сколько живых душ было дико и жутко изуродовано». Эти восклицания помогают понять авторское отношение к истории прошлого и сегодняшней жизни. Вопросительные предложения (7) обращены к душе читателя, с их помощью автор надеется убедить нас в том, что мы по-настоящему счастливы. Вопросительные предложения употреблены в тексте двумя группами: 1 предложение, 4 предложения подряд, 3 предложения подряд. Это не случайно: автор заставляет согласиться с его мнением, не дает читателю опомниться, потому что каждый следующий вопрос конкретнее и эмоциональнее предыдущего.

В тексте встречается 2 предложения с обращением: обращение к Господу Богу (в начале эссе), это обращение говорит, на мой взгляд, не о вере автора в Бога, а используется, скорее всего, как эмоциональное восклицание, характерное многим людям; второе обращение автора – обращение к детской и юношеской мечте с просьбой, чтобы они вернулись. Предложения с вводными словами уместно использованы в тексте, с их помощью автор выражает свое отношение к «мироощущению» современного человека и призывает поучаствовать с ним в диалоге.

Таким образом, анализ синтаксиса текста миниатюры Захара Прилепина «Больше ничего не будет» показал, что доминируют простые предложения, а среди сложных — сложноподчиненные предложения. Чаще всего предложения связаны друг с другом цепной связью, средствами связи являются местоимения и грамматические формы ключевых слов текста: счастье, мечта, жизнь. Именно эти синтаксические конструкции позволяют автору выразить свои чувства и мысли, а также воздействовать на читателя.

5. ПУНКТУАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ

Из 67 предложений миниатюры Захара Прилепина «Больше ничего не будет» 55 предложений повествовательных (из них 4 – с логическим или содержательным разрывом), 8 вопросительных и 4 восклицательных.

Частотность употребления знаков препинания в конце предложения

Точка

2 стр., 954 слов

На лингвистическую тему «Зачем нужно тире?» презентация ...

... высказывания героя о сущности языкового явления. Пример сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Слайд 5 Знаки препинания появились намного позже, ... тире. В предложении №10 тире отделяет прямую речь от слов автора: «Девчонка вроде меня, — ответила Ленка». В предложении №33 тире ... они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков ...

Многоточие, Вопросительный знак, Восклицательный знак

51

4

8

4

Каждый художественный текст имеет свой пунктуационный рисунок, в котором отражается авторское видение мира. Знаки препинания не только передают синтаксические отношения, но и сознательно используются автором для выражения эмоциональных оттенков, как средство выразительности. Для читателя важно правильно «прочитать» знаки препинания, чтобы понять замысел автора, услышать его голос.

Точка отграничивает одно предложение от другого и указывает на повествовательный характер высказывания. Данный текст – это размышление автора о счастье, поэтому основная часть предложений – это повествовательные предложения.

Восклицательный знак, Вопросительный знак, Многоточие, Частотность употребления знаков препинания в контексте предложения

Запятая

Точка с запятой, Двоеточие

Тире

81

нет

8

11

Из таблицы видно, что в эссе наибольшей частотностью обладает запятая, а точка с запятой не употребляется совсем.

Двоеточие встречается в тексте 7 раз. Два раза двоеточие вводит прямую речь, 4 раза поясняет содержание предложения, 1 раз раскрывает причину того, почему автор считает счастье эффектом зрения. Двоеточие чаще всего используется автором для пояснения своих слов: Захар Прилепин во второй части предложения рисует понятную картину жизни, убеждая читателей в правильности своих размышлений и выводов. «Вы что, с ума сошли, разве есть что-то сравнимое с этой радостью: быть здесь, среди милой человеческой суеты?»

Тире употребляется в миниатюре 8 раз. В двух предложениях тире ставится между подлежащим и сказуемым («Счастье – эффект зрения»), еще в двух – при пропуске сказуемого в неполном предложении («Почва для счастья – повсюду»), один раз тире отделяет приложение в конце предложения. Но в трех предложениях тире можно считать авторским знаком. «Сколько живых милых беззащитных душ исчезло до срока, было дико и жутко изуродовано, изничтожено – нещадно и омерзительно!..» В данном предложении тире выделяет слова НЕЩАДНО И ОМЕРЗИТЕЛЬНО, которые как бы подводят итог тому времени, т.е. автор ставит тире на месте логического выделения, смыслового осознания. Читаем далее: «На фоне всех этих жутких судеб – кто дал нам право ощутить себя несчастным?» Тире авторское, я бы сказала, эмоциональное: тире указывает на место распада простого предложения на две словесные группы. Еще одно авторское тире находим в предложении «Недавно приехал в Москву, счастливый, на желанную встречу с друзьями, на добрый отдых, — и зашел в метро, и увидел, как несут двоих детей на плечах родители, и дети явно опоены чем-то и спят каким-то странным, полуживым сном». В данном предложении тире интонационное, так как продолжение неожиданное, контрастное: приехал счастливый, зашел в метро… и заплакал. Постановка тире должна была насторожить читателя, «подготовить к эмоциональной встряске».

12 стр., 5900 слов

Проект «Похвальное слово знакам препинания» учащихся ...

... вопросительный знак ( ? ), восклицательный знак ( ! ), многоточие ( ... ), запятая ( , ), точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), тире ( - ), скобки (круглые) ( ) , кавычки ( " " ). Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и ... знак» Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, ...

Запятая — это самый удивительный знак в данной миниатюре. Во-первых, она употребляется 81 раз, это говорит о пристрастии Захара Прилепина к простым осложненным и сложным предложениям. Во-вторых, предложения насыщены однородными членами, вводными словами, сравнительными оборотами, уточняющими членами предложения. В-третьих, автор тяготеет к повторам, что сближает язык миниатюры с разговорной манерой повествования. Вот пример: «… а я лежу тут под одеялом – не дышу, не дышу, не дышу». В-четвертых, избыточное использование запятых свидетельствует о том, что каждое предложение имеет огромное смысловое и эмоциональное содержание. Обращает на себя внимание одно предложение: «Оттого, что — всё сбывается и сбывается, и никак не перестанет». Здесь и парцелляция, и интересная постановка тире и запятой.

Таким образом, пунктуация, несмотря на определённую стабильность и нормативность, способна передать высокое эмоциональное и психологическое напряжение, особенности индивидуального авторского стиля. В тексте Захара Прилепина «Больше ничего не будет» именно многоточие, тире и запятая выражают бесконечное множество смыслов, являются стилистически маркированным средством выразительности. Синтаксические конструкции и пунктуационные авторские знаки препинания знакомят нас с индивидуальным стилем писателя.

полисиндетон

Союз И дважды соединяет однородные члены и дважды – простые предложения в составе сложносочиненного. Полисиндетон выполняет несколько функций: во-первых, замедляет речь, вынуждая читателя сделать паузу, во-вторых, подчеркивает роль каждого из слов, в-третьих, усиливает связность, логичность и эмоциональность предложения. Наряду с полисиндетоном в миниатюре встречается и асиндетон . Использование асиндетона на фоне полисиндетона придаёт тексту особую выразительность. «Счастье, в конце концов, плод воображения – в самом лучшем, первичном смысле этого слова. Плод воображения одного человека. Больше для этого никто не нужен». В данном размышлении о счастье участвует 23 слова, и нет ни одного союза. Асиндетон, несмотря на видимую простоту фразы, передает смысловую насыщенность, нагнетает экспрессию.

Таким образом, в эссе «Больше ничего не будет» преобладает полисиндетон. Асиндетон на фоне полисиндетона достаточно ярко выделяется и придает особую напряжённость, эмоциональность тексту миниатюры.

Стилистические фигуры речи, Средство выразительности, Пример из текста, Цель использования

1. Риторический вопрос

На фоне всех этих жутких судеб – кто дал нам право ощутить себя несчастным?

Не требует ответа, обнажает проблему текста: почему мы считаем себя несчастными

2. Риторическое восклицание

Мечта, а не жизнь!

Передаёт эмоциональность высказывания: настоящее прекрасно, намного лучше прошлого

3. Риторическое обращение

Господи, каким чудесным казался мир в детстве!

29 стр., 14232 слов

Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины ХХ века

... апробацию. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в попытке рассмотреть миниатюру как неканонический жанр, отражающий основные черты авторского стиля. Практическое значение: разработка факультативного курса. ... Камешки на ладони» («сходство весьма отдаленное, ибо торжествует здесь Мысль и Слово именно этого художника и никакого другого»), и приходит к выводу, что они ...

Подчёркивает беспечность ребенка в детстве

4. Инверсия

Сколько живых милых беззащитных душ исчезло до срока, было дико и жутко изуродовано, изничтожено – нещадно и омерзительно!..

Выделяет отдельные слова и выражения, важные для понимания смысла данной фразы

5. Парцелляция

Пока мы в силах.

Пока мы в разуме.

Пока мы вместе.

Выделяет отдельные детали из общего умозаключения о счастье, усиливает экспрессивность текста

6. Полисиндетон

Сейчас птица прилетит и поселится, и будет тепло, и птенцы веселые и бестолковые

Замедляет речь, вынуждая читателя сделать паузу, подчеркивает роль каждого слова

7. Асиндетон

Счастье, в конце концов, плод воображения – в самом лучшем, первичном смысле этого слова. Плод воображения одного человека. Больше для этого никто не нужен.

Обладает особой выразительностью, обращает на себя внимание в сочетании с полисиндетоном

8. Анафора

(лексическая)

Счастье вырабатывается человеком … Счастье не приходит в пустое место.

Концентрирует внимание читателя на слове СЧАСТЬЕ, так как оно несет основную смысловую нагрузку.

9. Эпифора

(лексическая)

Почва для счастья – повсюду

Пища для счастья – повсюду

Акцентирует наше внимание на слове ПОВСЮДУ: все, что видит, слышит, чувствует человек – это повод быть счастливым.

10. Градация (климакс)

Сколько живых милых беззащитных душ исчезло до срока…

Передаёт душевные переживания героя

11. Антитеза

Стоит лишь на мгновение задуматься о том, что творилось на этой черной земле за многие тысячи черных лет…

Трудно мечтать о чем-то, когда тебе изначально дали больше, чем ты ждал когда-нибудь.

Текст миниатюры построен на противопоставлении уровня жизни в прошлом с уровнем жизни сегодняшнего дня

12. Синтаксический параллелизм

Смотрел в потолок.

Листал детский альбом. Наклонял голову вбок.

Автор перечисляет действия, чтобы подчеркнуть активность своих «размышлений»

Таким образом, Захар Прилепин, пытаясь донести до читателя творческий замысел миниатюры, использует всё богатство фонетической, лексической, морфологической и синтаксической выразительности. Использование языковых средств, тропов и стилистических фигур помогает передать различные экспрессивно-эмоциональные оттенки, привлекает внимание читателя своей индивидуальной необычностью, доставляет эстетическое наслаждение.