Исследование сказок А.Н. Толстого и К.И. Чуковского

Дипломная работа

Введение

Сказка является одним из древнейших жанров фольклористики, которая передает народную мудрость, традиции и обычаи. Сказки часто привлекают внимание детей благодаря занимательному сюжету и приключенческому характеру.

В России сказки стали популярны еще в древнейшие времена. Сказки выполняли разные функции в русской литературе XI-XVII вв., входя как его составные элементы, являлись сюжетной основой, а также создавали атмосферу особого сказочного мироощущения. Литературная сказка имеет конкретного автора и чаще всего больше по объему, нежели фольклорное произведение.

Развитие литературной сказки

К началу ХХ века уже складываются две основные литературно-сказочные формы: волшебно-романтическая и сатирико-аллегорическая. В первой форме сказка используется для нравоописания, а во второй — для дидактической функции.

В 1920-1940 годах появился жанр повести-сказки, который синтезировал различные жанровые разновидности сказки с другими жанровыми единицами. Писатели ставили смелые эксперименты, создавая оригинальные сказочные произведения. Герои повести-сказки могут быть как обычные люди, так и волшебные персонажи, но главное внимание автора сосредоточено на действиях, а не на характерах героев. Повесть-сказка наполнена приключениями, которые происходят с героями.

Заключение

Сказки являются важной частью культуры и народного творчества. Они передают мудрость предков, учат доброте и справедливости. Литературная сказка, в свою очередь, позволяет авторам выражать свои идеи и мысли, экспериментировать с жанрами и создавать оригинальные произведения.

Введение

Детская литература — это не просто литература для детей, она должна учить добру, благородству и чести. Это мнение разделяли и два выдающихся писателя — К.И. Чуковский и А.Н. Толстой. В данном дипломном сочинении проведем анализ их сказок для младшего и старшего дошкольного возраста.

Теоретический обзор

К. И. Чуковский

К. И. Чуковский начал заниматься вопросами детской литературы в 1907 году, критикуя творения некоторых известных детских писателей. Позже он сам стал писать книги для детей, при этом подходя к ним как отец, критик, педагог. В 1915 году К.И. Чуковский создал свой первый сказочный мир — «Крокодил». Сказки Чуковского адресованы младшему дошкольному возрасту, и стали признаком стихотворной сказки для младших детей.

Одна из основных работ Чуковского — книга «От двух до пяти», в которой он обобщил свой опыт работы для детей, опыт других детских авторов. Книга глубоко повлияла на детскую книжную литературу, и до сих пор считается образцом для всех авторов литературы для малышей.

5 стр., 2329 слов

По сказкам К.Чуковского

... стала отправной точкой его связи с литературой для детей. До 1916 года Чуковский занимался критикой, приобретая опыт в области критики детской литературы, исследования детского языка и психологии, а ... проходят, но произведения Чуковского остаются уникальными и не устаревают. Его стихотворные сказки являются введением в великую русскую поэзию. Они доступны даже самым маленьким детям, но при этом ...

А. Н. Толстой

А. Н. Толстой вошел в детскую литературу почти в то же время, что и К. И. Чуковский. Он также считал, что в детской книжной литературе важно воспитывать детей, и создал в своих сказках образцы благородства и чести. Одна из наиболее значимых работ Толстого — повесть-сказка «Детство Никиты», в которой писатель затрагивает вопросы детской психологии и воспитания.

Анализ сказок

Строфы из «Крокодила»

Первый сказочный мир Чуковского был создан в 1915 году. Строфы этой сказки знакомы практически всем малышам, поскольку она неизменно включена в антологии детских сказок и стихов. Сказка рассказывает о крокодиле, который из-под чугуния «выполз в голубое море».

Сорочьи сказки

А. Н. Толстой в литературе для детей начал писать сравнительно поздно. Его первый сборник сказок — «Сорочьи сказки» — появился только в 1910 году. Эти сказки имеют безупречную русскую речь, что позволяет нам назвать их классическими. Рассказав о путешествии оперного певца, Толстой вводит читателя в запутанный мир животных, где жены, по обязанности собаки, должны заботиться о мужьях-петухах.

Детство Никиты

Повесть-сказка А. Н. Толстого — «Детство Никиты» — была написана уже в 1920 году, в эмиграции. Это шедевр русской детской литературы, который описывает жизнь ребенка, который столкнулся с трудностями материальной и духовной жизни. В повести Толстой осмысливает собственное детство, показывая, что немногие вещи на этом свете в итоге важны.

Выводы

Исследование сказок К. И. Чуковского и А. Н. Толстого позволяет заявить о значительном вкладе этих авторов в детскую литературу. Их произведения стали эталонами высокого искусства, предоставив детям не только радость чтения, но и нравственный пример, наставления по жизни.

Развертывание исследования

Дипломная работа посвящена исследованию сказок К.И. Чуковского и А.Н. Толстого, а также их жанровым особенностям и типологии. Целью работы является выявление специфики индивидуального подчерка обоих авторов, характерных особенностей нового типа героев в их сказках, а также анализ жанровой природы и типологии сказок данного периода.

В первой главе исследования рассматривается теоретический аспект жанра сказки и его эволюция от фольклора к литературной сказке. В ходе исследования внимание уделяется основным характеристикам жанра, его функциям и особенностям. Также рассматривается процесс перехода сказки из устной традиции в письменную форму и влияние этого процесса на развитие жанра.

Во второй главе исследования проводится типологический анализ сказок К.И. Чуковского. Автором выделяются особенности его индивидуального стиля и подхода к созданию сказочных произведений. Рассматривается новый тип героев, созданный Чуковским, и его роль в развитии сказочного жанра. Также анализируются жанровые особенности сказок Чуковского и их своеобразие.

Третья глава посвящена исследованию сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Работа анализирует жанровую природу данной сказки и выявляет элементы романа-воспитания, романа о творце и романа о творческой личности, присутствующие в ней. Также исследуется специфика индивидуального подчерка Толстого и характерные особенности героев в его сказке.

4 стр., 1815 слов

Сказка как жанр школьного сочинения

... и п ы сочинений: сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Ж а н р ы сочинений: рассказ, сказка, пейзажная зарисовка, описание ... на разных уровнях. По структурно-смысловой модели сказка – это, прежде всего, повествование, но с элементами описания ... различия в объеме произведений (Николаев, 1988). Среди жанров художественной литературы в любую эпоху наиболее массовыми и ...

Дипломная работа основывается на разработанной теоретической базе, включающей работы таких авторов, как В.П. Аникин, Т.В. Зуева, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, Э.В. Померанцева, В.Я. Проп и Э.Ф. Шафранская. Исследование материалов сказок Чуковского и Толстого осуществляется с использованием этих теоретических подходов.

В работе предусмотрено три главы, заключение и библиография. Первая глава посвящена теоретическим аспектам жанра сказки и его эволюции. Вторая глава анализирует типологию сказок К.И. Чуковского. Третья глава исследует сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Заключение подводит итоги исследования, а библиография содержит список использованных источников.

Глава 1. Сказка

Сказка – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет преимущественно в устном исполнении. Она востребована и в детской и во взрослой аудиториях.

Старое название сказки – баснь – указывает на эпический характер жанра. Народные сказки явление распространенное и широко известное, но в науке нет единого определения этого жанра. Словом «сказка» можно называть и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык. Вместе с тем все эти столь различные виды народной устной прозы имеют одну общую черту, выделяющую их из других видов устной прозы – исторического предания, мистико-религиозной легенды, фантастической былички, былины, бывальщины. Характерная особенность сказки – в ее вымысле. Она рассказывается сказочником и воспринимается слушателями прежде всего как поэтический вымысел, как игра фантазии.

На первых этапах своего развития сказка столь тесно связана с другими жанрами устной прозы (мифом, преданием, быличкой), что трудно установить четкую границу между эпическими жанрами. Сказка рождается на обломках мира и отличается от него установкой на вымысел. Помимо сюжета важными составляющими сказки оказываются ее развлекательная функция и эстетическая значимость. При этом в сказке важна и дидактическая основа повествования – сказка поучает и создает разные модели поведения и ситуации.

Сказка нарочито не религиозна. Порой она становится даже антеклерикальной («Попов работник», «Как поп работников морил»).

В этом ее главное отличие от быличек. Познавательная функция в сказке наличествует, но не является доминирующей, как в легендах.

Известный собиратель сказки А.И. Никифоров акцентирует внимание на развлекательном значении сказки, что резко повышает роль эстетической функции и отличается от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение и от легенды, где морализаторство и позже воспитательное значение выходят на первый план.

Сказка — это особый жанр, который отличается от преданий и легенд своей фантастичностью и отсутствием претензий на достоверность. Рассказчик сказки не ставит перед собой задачу передать реальные события, а напротив, подчеркивает связь сказки с вымышленным и фантастическим.

12 стр., 5902 слов

Русские писатели о сказке

... мере. Недаром крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом ... роли, раскрываются в действии. Сказки обладают предельно ясной композицией, специфика которой определяется членением сюжета на мотивы - ... следующая картина: 1. Сказки о животных. К ним примыкают немногие сказки о предметах; о растениях; о стихиях. 2. Волшебные, ...

Ученые и исследователи русской сказки отмечают, что сказка требует вымысла и фантазии. Это основная черта сказки как жанра. В сказке нет места для фактов или доказательств, она строится на вымысле и сказочных ситуациях.

Однако, несмотря на свою фантастичность, сказка не отрывается от реальности. Она отражает идейное содержание, социально-политические и общественно-бытовые аспекты. Фантастика в сказке связана с действительностью и воображение автора создает то, что ему подсказывает реальность.

Анализ сказки

Сказка – это жанр литературы, который обладает особыми характеристиками и функциями. Одной из особенностей сказки является ее фантастичность. Но это не означает, что сказка не имеет связи с действительностью. Наоборот, она не только обращается к действительности, но и стремится воздействовать на нее. В сказках мы часто видим морализаторство, воспитательные моменты, а также пропаганду добра, справедливости и правды.

Сказки повествуют о необычных, удивительных, таинственных и порой страшных событиях. В сказке часто присутствует приключенческий характер действия, что определяет структуру сюжета. Сказочный сюжет развивается благодаря конфликту и имеет многоэпизодность, законченность, драматическую напряженность, четкость и динамичность. В основе сказки всегда лежит противопоставление между мечтой и реальностью. Поэтому в сказке всегда стремятся решить все противоречия и дать утопическое разрешение конфликту. В мире сказки всегда торжествует мечта.

Сказочные герои распределяются по полюсам добра и зла, которые эстетически выражены как прекрасное и безобразное. Они не являются просто характерами, а типами, носителями определенных качеств, которые определяют их образ. В сказке герои раскрываются через свои действия. Сказочник воспроизводит различные ситуации и ставит героев в нереальные условия, чтобы добиться нужного действия от них.

Одни и те же сказочные сюжеты живут по-разному в разные эпохи, в устах разных сказочников и даже в исполнении одного и того же сказочника. Сказки являются отражением жизни и истории народа, который их создал и хранил. Фольклорная сказка отличается устной формой, коллективностью и анонимностью, в то время как литературная сказка имеет своего автора. Однако и та, и другая форма существуют со своими особенностями и смыслами.

Заключение

Исследование показало, что сказка не только фантастична, но и имеет тесную связь с действительностью. Она обращается к нам через воспитательные моменты и пропаганду добра. Сказочный сюжет развивается благодаря конфликту и представляет внутренние противоречия. Сказочные герои имеют свои типажи, которые определяют их образ. Сказка является отражением жизни и истории народа, который ее создал. Изучение сказок помогает нам понять наши корни и культурное наследие.

Раскрытие темы

Изучение сказки является сложным и многогранным процессом, который зависит от различных факторов, таких как место, время, рассказчик и среда. Каждый вариант сказки уникален и отражает индивидуальное творчество сказочника, в то время как сюжетная основа и стиль сказки являются результатом коллективного народного творчества.

Два исследователя — А.И. Никифоров и В.Я. Пропп — пришли к выводу, что изучение сказки должно быть основано на анализе ее действий или функций, а не персонажей. Они отмечают, что функции в сказке являются стабильными элементами, и одинаковые действия могут быть приписаны разным персонажам. Эти исследования положили начало структуралистскому подходу к жанру сказки.

35 стр., 17397 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... исследования заключается в необходимости совершенствования логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с ... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ...

В.Я. Пропп выделяет парные функции в сказке, такие как запрет — нарушение, отлучка — похищение, бой — победа. Он также отмечает, что для развития повествования помимо функций необходимы другие элементы, такие как субъект, объект, место действия, обстоятельства и результат.

Сказочные сюжеты имеют типичное эпическое развитие, включающее экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сказка начинается с исходной ситуации, в которой представлены члены семьи или будущий герой. Затем В.Я. Пропп выделяет 31 функцию героя, включающую отлучку, запрет, нарушение запрета, получение волшебного средства или помощника, перемещение героя в тридевятое царство, борьбу с врагом, победу героя, наказание врага, воцарение героя и другие. Эти функции являются основными элементами сказки и определяют ход действия.

Развитие сказочного сюжета

В сказочных текстах можно выделить не только функции, но и мотивы, которые определяют композицию сказочного сюжета. А.Н. Веселовский называл их «мотивами». Встреча является основой многих сказок о животных, а шутовской обман характерен для анекдотических сказок. Поиски чудесной невесты часто встречаются в волшебных сказках. Сложность сюжета определяется количеством включенных мотивов. Мотивы располагаются в определенном порядке и подчинены общей идее сюжета. В сказке обычно присутствует главный, центральный мотив, который разворачивается наиболее подробно. Например, мотив добычи жар-птицы, чудесного коня и королевны утроенный в сюжете достигает своего пика. Сказочные мотивы часто утраиваются: три задачи, три поездки, три встречи. Это создает размеренный эпический ритм, философскую тональность и замедляет динамику сюжетного действия. Но главное, утроение помогает выявить идею сюжета. Например, увеличение количества голов у змеев подчеркивает важность подвига змееборца.

Олицетворение и очеловечивание животных

Сказки активно используют приемы олицетворения и очеловечивания животных. Животные наделены человеческими чувствами и характеристиками. Они ведут диалоги, спорят, общаются друг с другом и с человеком, и совершают человеческие поступки. Кот Котофей Иванович объявляет себя воеводой над лесными зверями. Курочка Ряба уговаривает бабушку и дедушку не горевать о разбитом яйце. Петух отлично владеет косой и прогоняет лису из заячьей избушки.

Специфика языка сказок

Рассказывание сказок осуществляется с использованием особого художественного языка. В них применяются постоянные эпитеты, такие как «сахарные уста», «золотой гребешок», «масляная головушка», «добрый молодец», «молочная речка», «кисельные берега» и другие. Также сказки имеют традиционные зачины и концовки — начальные и заключительные формулы, а также срединные формулы. Например, зачин «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» уводит слушателей из реальности в мир сказки, а концовка «И стали жить-поживать, добра наживать» возвращает их обратно. Таким образом, использование этих формул помогает создать особую атмосферу сказочного повествования.

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... если: планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; определить ... русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно ...

Введение

Сказки — это один из самых архаичных и универсальных жанров в искусстве. Их образы и мотивы, полученные в древних временах, прослеживаются в творчестве многих писателей и художников до наших дней. Сказки позволяют открывать для себя новые миры, учиться преодолевать трудности и находить своё место в жизни.

Классификация сказок

Несколько групп сказок различаются по жанровым признакам. В частности, Э.В. Померанцева выделяет сказки о животных, волшебные сказки, авантюрные, новеллистические, сатирические, богатырские, сказки-небылицы, докучные сказки и т.д. Более принятая в русской науке классификация опирается на указатель сказочных сюжетов Н.П. Андреева. Он делит сказки на сказки о животных, собственно сказки и анекдоты. Собственно сказки в свою очередь относятся к волшебным, легендарными или сказкам о глупом черте. Однако, в любой классификации сказок есть недостатки, так как нет единого принципа деления.

Можно выделить три основные группы сказок: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые. Сказки о животных рассказывают о животных, которые выступают в роли персонажей. В бытовых сказках обычно описывается бытовая жизнь людей, их проблемы и радости. В волшебных сказках зачастую присутствуют магия, фантастические события и герои, обладающие сверхъестественными способностями.

Волшебные сказки

Отдельного внимания заслуживают волшебные сказки. Их корни уходят в зарождение цивилизации, и в них сохранились даже первобытно-фольклорные элементы. В это время возникли и основные понятия и представления о жизни, которые преобладают в многих культурах до сих пор. В волшебной сказке просматривается возможность человека превратиться в животное, колдовство и ведьмы.

Одним из главных элементов в волшебной сказке является волшебство. Оно может проявляться как в появлении героев или объектов, так и в решении сложных проблем. В сказке обычно описывается наивная, простая и комплексная жизнь, которая постепенно превращается в магическую и удивительную. Волшебная сказка помогает читателям и зрителям открывать перед собой новые полотна и узнавать новые секреты.

Волшебная сказка и ее связь с мифологией

Невозможно точно определить, когда именно возникла волшебная сказка на основе устной прозы с мифологическим или сказовым характером. Однако, некоторые из нас дошедших до наших дней волшебных сказок явно связаны с мифологическими представлениями. В русской волшебной сказке присутствуют персонажи, такие как Морозко, царь Морской-Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Сокол, Ворон, которые несут в себе явные черты анимистического мировоззрения и связаны с почитанием стихийных сил природы и обожествлением тотемного зверя. Волшебная сказка также содержит следы тотемистических верований, например, союз главного героя с невестой-птицей. Мифологические черты можно увидеть и в образе Бабы Яги, который родственен образу мордовской богини – хозяйки леса Вирявы.

Мифические представления и запреты в волшебных сказках

Многие эпизоды волшебных сказок имеют свои корни в мифических представлениях о злой силе стихий. Первобытный человек верил, что везде и всегда ему грозит опасность от враждебной силы, стремящейся принести неудачу, болезни и несчастья. Чтобы избежать этой силы, люди создавали систему запретов, известных как «табу». Они запрещали отдельные действия и прикосновение к определенным предметам. Нарушение этих запретов приводило к возмездию, и человек терял свою защиту и становился жертвой внешнего мира.

10 стр., 4887 слов

«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»

... Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения Сказка – популярный жанр устного народного ... раннего феодализма (царь — противник героя, борьба за наследство, получение царства и ... способах композиции, повествования и стиля. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. ... как баба-Яга, кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, ...

Особенности волшебной сказки

Волшебная сказка отличается от других сказок прежде всего своим особым характером вымысла. В ней нет вопроса о вероятности или достоверности повествования. Волшебная сказка всегда содержит чудесное действие, вмешательство злой или благоприятной сверхъестественной силы в жизнь человека. Она богата чудесами, волшебными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей, огненный змей, а также волшебными предметами, например, ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. В сказках также упоминаются орудия труда, которые превращаются в волшебные предметы, например, топор-саморуб, скатерть-самобранку, золотое веретенце.

Волшебные помощники в сказках

Сказка изобилует чудесными событиями и волшебством. Одним из главных элементов волшебного мира являются волшебные помощники, которые оказываются на стороне главного героя. Они помогают ему преодолеть трудности, победить врагов и достичь своей цели.

Самым древним и культовым помощником в сказках является птица. В древности считалось, что душа человека после смерти превращается в птицу или улетает на ней. Поэтому птица часто выполняет роль переносчика главного героя в загробное царство или в другие миры.

Волшебные птицы могут принимать различные формы, такие как сокол, коршун или финист. Однако они все имеют одну единственную функцию — перенести героя в тридесятое царство. Исследователь В.Я. Пропп считает, что птица является зооморфной формой помощника. Она обладает магическими свойствами и способностями, необходимыми герою для успешного выполнения задания.

Вторым важным помощником является волшебный конь. Сказочный конь является гибридным существом, соединяющим в себе функции лошади и птицы. Конь обладает крыльями, что позволяет ему переносить героя по воздуху и преодолевать огромные расстояния. Культовая роль птицы в переносе душ умерших перешла к коню, когда человеком была приручена лошадь.

Функции волшебного коня в сказках достаточно разнообразны. Во-первых, он помогает герою путешествовать за тридевять земель и достигать несбывшихся реальностей. В дальнейшем он становится мудрым другом и советником главного героя. Кроме того, конь помогает ему победить змея и преодолеть другие преграды на пути.

В.Я. Пропп выделяет еще одну группу волшебных помощников — антропоморфных помощников фантастического характера. Это различные искусники с необычайными умениями и способностями, которые могут двигать горы, леса или останавливать реки. Некоторые из них способны съедать целых быков и выпивать огромное количество вина, а другие — бегать так быстро, что приходится отстегивать одну ногу.

Также В.Я. Пропп упоминает третью группу помощников — невидимых духов с различными своеобразными названиями, такими как Шмат-Разум и Невидим. Они могут появляться по вызову и выполнять различные задачи. Для вызова таких помощников обычно необходимо знать формулу заклинания или использовать магические предметы, такие как волшебное колечко.

7 стр., 3325 слов

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

... селе Китаевском…………………………………………………….. стр.9 Отношение школьников и сельской администрации к проблеме бездомных животных…………………………. стр.9 III. Пути решения проблемы……………………………… стр.12 IV. Заключение …………………………………………… стр.13 Используемые материалы ………………………….. стр.14 Приложение ( сочинения, анкеты по опросу, справки ...

Все эти помощники играют важную роль в развитии сюжета сказки и помогают главному герою достичь своей цели. Они символизируют магическую силу и представляют различные аспекты фантастического мира.

Волшебная сказка как отражение моральных ценностей

В волшебной сказке находят отражение моральные ценности народа, такие как добро, правда, справедливость и красота. Эти ценности определяют моральную сторону сказки и характер ее главных героев.

Неизменно в сказках добро торжествует над злом. Главные герои помогают и сочувствуют животным и сиротам, как следствие, эти животные и предметы всегда оказывают помощь в нужный момент. Правда всегда находит свои пути, хотя и злые силы могут использовать все свои козни. Изменщики наказываются, а за верность человеку персонажи получают награду. Не позволяется людям оставаться в апатии если их обижают, а наоборот, сказки учат бедных находчивости, бдительности и желанию бороться за свою жизнь.

Некоторые сюжеты описывают героев, которые проходят через трудные испытания и совершают добрые поступки. Герой всегда является волевым и преданным своей цели, вынужденным сражаться с множеством противников. Среди них могут быть извилистые змеи и могущественные чудовища, которых герой обязательно побеждает. Успешный герой всегда награждается достатком и счастьем, а его враги и гонители получают свою заслуженную кару.

Развитие образа героя волшебной сказки

Е.М. Мелетинский и иные исследователи указывают на связь образа героя волшебной сказки с социокультурной динамикой и процессом разложения первобытно-общинного и патриархального уклада в обществе. Они отмечают, что первыми героями волшебной сказки были не мифологические образы, а персонажи с социальными проблемами – сироты, младшие дети, падчерицы и прочие обездоленные лица.

Этот факт косвенно указывает на масштабные изменения в структуре и ценностной культуре общества в рубежном периоде между первобытной коммуной и феодализмом. Герой волшебной сказки стал персонификацией человека в условиях новой эпохи, который должен преодолеть трудности и победить зло, сделав мир более подходящим для жизни.

В своей книге «Русская сказка» В.Я. Пропп выделяет несколько типов главных героев. Одним из них является герой-искатель, отправляющийся избавить чужую беду. Он ищет похищенных царевен или царицу, сражается со змеем и добывает молодильные яблоки для отца. Также к этой категории можно отнести героя, идущего искать себе невесту. В другом случае герой становится жертвой, изгнан из дома, похищен ведьмой или оказывается в роли падчерицы или украденного ребенка. В обоих случаях, герой попадает в таинственный лес, где начинаются его приключения.

Несмотря на разнообразие приключений этих героев и различные препятствия, с которыми им приходится сталкиваться, основная повествовательная линия всех сказок едина. Мужественный, бесстрашный, верный и красивый герой преодолевает все трудности и завоевывает свое счастье, будь то царский престол, рука царевен или победа над врагами родины.

Из мифологии сказок вытекают два типа героев: «высокий» (богатырь) и «низкий» (Дурачок).

2 стр., 705 слов

Проект «Сказка про Лису» (литературное )

... Волк, так я тебе и поверил! Вошла Лиса в избу, забрала зайчонка и пошла домой . А сорока тем временем уже многим новость про Лису рассказала. По дороге домой Лиса ... с Зайчонком к Козе зашли. Попросила Лиса у неё капусты да морковки. А Коза ... Как во всех сказках она была красивой, умной, хитрой и ловкой. Но была она одна – ...

Самой сказкой порожден третий тип — «идеальный». Обычно этот тип представлен героем-младшим братом по имени Иван. Иван — сказочный победитель всех жизненных неудач и бед.

Магические способы, используемые героями сказок, совпадают с магическими обрядами. Иван-царевич, спасаясь от погони, может бросить щетку, которая встает чаща, или кремень, из которого встает каменная гора. Волшебные предметы дают герою преимущество без усилий, благодаря им он достигает успеха в своих приключениях.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, которые воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. Такова Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Царь-девица, царевна. Это «писанные красавицы», о них «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и воительниц, как Марья Моревна, мудрых дев, как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц, трудолюбивых и честных, как Золушка и Аленушка. М. Горький особо отмечал Василису Премудрую: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой». Во всех сказках в конце героиня становится женой главного героя, Ивана-царевича, и живут они долго и счастливо.

В волшебной сказке распространен мотив благодарности животного, которое с некоторых пор становится верным другом и помощником человека. Звери становятся на сторону героя, когда он проявляет великодушие, не губит их. Позднее объяснение этого сказочного эпизода таково: зверь воздает добром за добро. Иное объяснение этому было дано в древности. Почти у всех народов существовал обычай, запрещавший убивать ту или иную тотемную птицу, зверя, если не всегда, то по крайней мере в определенные времена года. Соображения неприкосновенности «тотема» сочетались с целесообразными мерами сохранения дичи в пору, когда она размножалась. Возможно, сказки о благодарных животных отражают эти древние промысловые обычаи.

Многочисленны варианты, когда в сказках воспроизводится магия рождения. Тотемом-прародителем была рыба. Сказки говорят о щуке, вкусив от которой, царица родила сына. Родила сына и девка-чернавка, оторвавшая перышко с правого бока щуки и съевшая его. Родился сын и у коровы, которая выпила «ополощины»: повара щуку чистили, мыли, помои за окошко лили – тут корова и напилась.

Корреляция сказок с обрядово-магическими действиями

Сказки отражают многовековые верования и обряды древнерусских язычников. Верой в колдовство, злые силы, духов и богов, люди объясняли непонятные феномены мира. Еще одной из форм веры является магия, которая заключается в обрядово-магических действиях. В сказках эти действия регулярно присутствуют.

Колдовство, гадание и прорицание назывались волхвованием. Жрецы, называемые волхвами, исповедовали языческое единобожие и овладевали знаниями в области колдовства и магии. «Волшебный» — это слово, исходящее от «волхва», и означает сверхъестественное и чудесное явление.

Верой в колдовство до сих пор верят некоторые крестьяне в России. Колдуны представляют собой существ, обладающих магическими способностями и знаниями с нечистой силой. Именно этими способностями колдуны могут находить утерянные вещи, вызывать дождь, улучшать урожай, исцелять заболевания и причинять зло людям.

Изначально колдовство подразумевало защиту человека от порчи и устранение отрицательного воздействия. Обычно считалось, что плохие поступки, лживость и желание причинить вред становятся причиной порчи.

Магические действия в сказках

Сказки часто содержат магические элементы, которые напоминают об обрядово-магических действиях язычников. В частности, сказочные герои используют те же приемы и заклинания, что и жрецы.

Их действия обычно сопровождаются заклинаниями, заговорами, которые ведут к изменению ситуации. Например, удержать в поле зрения монстра, затвердеть его кровь или ослепить.

Магия используется в сказках на разных уровнях, как что-то обыденное и жизненно важное, так и как дополнительная помощь в путешествиях.

Связь между сказками и магическими действиями

Сказки и магия имеют много общего элементов, начиная от веры в невидимые силы, которые влияют на жизнь людей, до действий, направленных на изменение правил и законов мира. Сказки также являются формой магии, так как позволяют желаемому становится реальностью.

Все то, чего люди стремились достичь в сказке, можно было получить при выполнении магических правил и законов. Магия, используемая в сказках, необходима для достижения желаний, совершения подвигов и победу над врагами.

Таким образом, история и сказки свидетельствуют о той глубокой связи, которая существует между обрядово-магическими действиями и распространением сказок через поколения. Сказки, наполненные магией, помогали людям объяснять и преодолевать трудности своей жизни и оставались в их культуре на протяжении многих веков.

Волшебные сказки: формально-тематическая классификация

Существует множество различных классификаций волшебных сказок, но научная точная классификация по содержанию пока отсутствует. Пропп В.Я. в своем исследовании предложил классифицировать волшебные сказки в зависимости от действующих персонажей и разделил их на следующие группы:

  1. Борьба героя с чудесным противником
  2. Поиск и освобождение плена невесты/жениха
  3. Рассказ о чудесном помощнике
  4. История о чудесном предмете, помогающем герою достичь цели
  5. Сказание о чудесной силе или умении
  6. Прочие, не вошедшие в предыдущие группы

Каждая группа сказок отличается своими особенностями и мотивами, но все они обладают волшебной атмосферой и определенными характеристиками, которые делают их уникальными.

Пространства в волшебных сказках: мир людей и чудесное царство

Внутри сказочного сюжета можно выделить два четко различимых пространства: мир людей и чудесное царство, которое также может быть представлено как мифическое царство мертвых. Герой волшебной сказки отправляется в чудесное царство за чудесными диковинками или за своей невестой.

Граница между реальным миром и чудесным царством всегда имеет какую-то форму — тяжелый камень, столб с надписью о трех дорогах, высокая крутая гора или огненная река. Однако наиболее часто встречающимся символом границы является избушка Бабы Яги.

Пропп В.Я. пришел к выводу, что Яга в сказках символизирует умершую мать и является проводником в загробный мир. Избушка Бабы Яги также обладает признаками живого существа — она могла слышать обращенные к ней слова и даже поворачиваться к герою. Камень на распутье с надписью является еще одним распространенным мотивом сказок, где герой выбирает путь, который обещает ему несчастье, и именно по этому пути он добирается до избушки Бабы Яги.

Мотив встречи героя с избушкой Бабы Яги находит свое объяснение в обрядах инициации родового общества. Молодые люди проходили через воображаемую смерть, посещали царство мертвых и возвращались уже в новом качестве, обладая чудесными свойствами. Этот мотив стал основой для многих волшебных сказок и позволяет продолжать изучать интересные истории, скрывающиеся в них.

Образ Бабы Яги в русской культуре остается загадочным и многогранным. В ее сущности присутствуют элементы повелительницы живых существ и хранительницы огня для очага. Ее встреча с героем полна традиционных пофыркиваний, а забота о его нуждах включает ритуальное омовение и угощение, представляющее собой обрядовое действие. Баба Яга обычно изображается как страшная горбатая старуха, с ее детьми — змеями, и мстит героям за убийство детей. В различные периоды времени ее образ развивался от представления в виде змеи до сказочного персонажа. Баба Яга может выступать как помощник и указывать дорогу в Кощеево царство, так и как воительница, мстительница и похитительница детей.

Древний сюжет о змееборце волшебных сказок имеет множество вариаций и распространенность в традиционной литературе. Змей, как воплощение зла, владеет особыми характеристиками. Различные исследователи предоставляют свои трактовки этого персонажа.

А.Н. Афанасьев считал, что Змей символизирует «воплощение молнии, упавшей когда-то…на домашний очаг». По мнению В.Я. Проппа, Змей связан с разными стихиями, такими как огонь, вода и горы, а также с миром животных. Он отмечал, что «Змей вообще не поддается никакому единому объяснению. Его значение многообразно и разносторонне».

Змей в сказках часто представлен как многоголовое страшилище, огненное крылатое существо. Когда Змей поднимается в воздухе, возникает сильная буря. Сказки описывают это так: «Поднялась сильная буря – гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется – летит трехглавый Змей». Присутствует также связь Змея с водой — в сказках говорится: «Поднимается Змей из вод, — море взболталось, море всколыхалось – лезит чудо-юдо, мосальская губа».

Место обитания Змея – горы. О нем говорят как о «Змее Горыныче». Когда Змей встречается с героем, он направо говорит ему: «Прощайся теперь с белым светом да полезай скорее сам в мою глотку – тебе же легче будет». Головы Змея – это множество огненных языков. После отрубления голов вырастают новые. В сказках Змей постоянно выступает в роли поглотителя.

Змею близок образ Кощея. Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. Обычно Кощей предстает в сказках обладателем несчетных богатств. А.Н. Афанасьев заявляет: «Кащей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей. Оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга». Но, в отличие от Змея, Кащей мыслится как существо человекообразное. Свою жертву он никогда не съедает. Сказка говорит, что Кощей – вооруженный захватчик, богатство которого необозримы. Кощей, по сказкам, прибавляет и убавляет людям век. Он имеет обыкновение превращаться в ворона. В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно. Этот образ запечатлел представление о возможности нахождение души живого существа где-то далеко от ее обладателя. Душа Кощея скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, расположенном в безбрежном море. В древнерусском языке «кощей» означал раба, пленника, слугу. Именно в этом смысле употреблено «кощей» в «Слове о полку Игореве». Святослав укоряет князя Всеволода за то, что тот немало не беспокоится о судьбе южных русских княжеств. Поступи князь Всеволод иначе, настали бы иные времена. «Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногате, а кощей по резане». «Чага» — невольница. «Кощей» — раб, невольник. «Резана» и «ногота» — мелкие денежные единицы на Руси. В сказках Кощей не раб, а владыка. До него подобный образ носил имя Карачуна.

Баба Яга, Змей и Кощей – враждебные силы. Победа героя над ними – торжество добра и справедливости.

Все сюжеты волшебной сказки сохраняют традиционное единообразие композиции: свое царство – дорога в иное царство – в ином царстве – дорога из иного царство. Сюжетные мотивы и эпизоды следуют в сказке в определенном порядке. В построении волшебно-сказочных сюжетов определенную роль играла традиционная стилистика: зачины, концовки, присказки, магические обращения, а также внутренние формулы композиционного характера, которые связывали смежные мотивы и были особенно важны в тех случаях, когда смысловое, логическое единство мотивов оказывалось ослабленным: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да тихо дело делается…Эту роль могло выполнять и простое повторение глагола, обозначающее перемещение героя в сказочном пространстве: Шел он, шел…, Они плавали, плавали в бочке.

Часто сказочники начинают свое повествование с присказки и настраивают слушателя на особый лад: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн, вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди». Присказка большей частью не связана непосредственно с фабулой сказки, лишь в редких случаях несет в себе завязку сюжета. Цель присказки – показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки.

Ту же цель – оторвать слушателя от обыденной обстановки преследуют и сказочные зачины: «В тридевятом царстве, тридесятом государстве» или «В некотором царстве, в некотором государстве».Своей неопределенностью подобные зачины снимают вопрос о достоверности тех событий, о котором будет дальше идти речь.

Обычно волшебная сказка завершается концовкой, которая, как и присказка, отграничивает сказку от реальной жизни возвращает слушателей к действительности.

Чаще всего волшебная сказка кончается описанием пира: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Или «Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мед-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто легок на ножку, тот сбегай по ложку». Нередко в концовке делается намек на то, чтобы сказочника угостили или наградили: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка» или «Тут и сказке конец, сказал ее молодец, и нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца». Концовка, как и присказка, может быть совершенно самостоятельной частью повествования, лишь слабо связанной с ним. Присказка и концовка составляют обрамление, в которое рассказчик заключает свое повествование. Однако и та и другая необязательны.

Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в бытовых сказках, в приключенческом характере сюжетов, в необычайности событий, чудесных происшествиях, в особых приемах и способов композиции, повествования и стиля. Повествование в волшебных сказках развивается последовательно, действие динамично, ситуации напряженны, нередко происходят страшные события, многое случается неожиданно. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, преодоление их героем обнаруживает его удивительные качества. Счастливый конец волшебной сказки – это награда читателям за долгое странствие вместе с героями сказки.

Сказки о животных

В русском сказочном репертуаре сказок о животных сравнительно мало. В настоящее время сказки о животных бытуют главным образом как детские «робячьи сказки». В наше время они воспринимаются либо как развлекательные смешные истории, либо как поучительные аллегорические басни в прозе.

Появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. В этих рассказах действовали будущие главные герои сказок о животных. Эти рассказы еще не имели аллегорического смысла. В образах животных разумелись животные и никто другой. История «животной» сказки в самом точном и прямом смысле этого слова началась с момента, когда прежние рассказы, предания и сказания стали терять всякие связи с мифическими понятиями о животных. Образ животного в повествовании стал восприниматься как аллегорическое изображение человека.

Сказки о животных возникли как отражение наблюдений над животными человека первобытного общества. Их смысл — в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. Основным источником жизни людей того времени была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Заметным композиционным приемом является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса. Умеющий перехитрить, обмануть побеждает и получает выгоду для себя. Сначала складывались простые рассказы о животных, которые с развитием художественного мышления превратились в сказки. Первоначально многие сказки о животных возникли как рассказы мифологического характера, связанные с анимизмом (одушевлением растений), антропоморфизмом (наделение человека качествами животного, явлений природы), тотемизмом (рождение человека от животного, превращение человека в животное, а животного в человека).

Примером анимизма может быть сказка «Жадная старуха», где одушевляется дерево. Анимизм проявляется и в мотиве чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. В сказке «Крошечка-хаврошечка» из костей коровы вырастает чудесная яблоня: она помогает девушке выйти замуж. Что касается антропоморфизма, то основой этого было наблюдаемое людьми сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными. На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость. Тотемизм, состоящий в представлении о том, что человек ведет свой род от животного, проявляется во многих сказочных сюжетов. Наиболее показательна сказка «Медведь – липовая нога». В ней старик отрубает топором ногу спящему медведю, который затем делает себе липовую ногу, приходит в дом к старику и съедает и его, и старуху.

Детское, наивное отношение к живой природе стало основой воззрений человека на живой мир. Зверь разумен, владеет речью. Мифические воззрения, приписавшие зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в трудной и жизненно важной борьбе человека за овладение силами природы. Не умея понять действия естественных законов природы, человек приписал животным способность рассуждать и говорить.

В структурном отношении произведения животного эпоса разнообразны. Встречаются одномотивные сказки («Волк и свинья», «Лиса топит кувшин»), но они редки, так как очень развит принцип повторяемости. Среди них – троекратный повтор встречи («Лубянная и ледяная хата»), сюжеты с многократной линией повторяемости («Волк-дурень»), которые иногда могут претендовать на развитие в дурную бесконечность («Журавль и цапля»).

Сказки имеют небольшой объем и отчетливую композицию, универсальным приемом которой является встреча персонажей и драматизировано разыгрываемый диалог. Диалогизм в сказках о животных развит значительно более, нежели в сказках другого типа: он движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Широко вводятся в сказки песенки: лиса песенкой выманивает петуха, волк песенкой обманывает козлят, колобок бежит и напевает песенку: «Я по коробу скребен, по сусеку метен…».Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора, веселья. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры (высмеивание отрицательных качеств, осуждение жадности).

Характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Нет чудес и волшебства. Для композиции сказок о животных большое значение имеет контаминация. Лишь в небольшой своей части эти сказки представляют устойчивые сюжеты, в основном же отражены только мотивы. Мотивы соединяются друг с другом в процессе рассказывания, но почти никогда не исполняются отдельно. Например, мотивы «Лиса крадет рыбу с воза», и «Волк у проруби» всегда рассказываются вместе.

Часто основным эпизодом сказок является многократно повторяющаяся встреча животных. Каждый повтор обуславливается встречей с животным, имеющим большую, чем предыдущий, силу, величину. Так с Колобком сначала повстречался заяц, потом волк, медведь, и, наконец, сумевшая его обмануть лиса. В терем-теремок сначала пришла мышка, потом лягушка, заяц, лиса, волк и, наконец, медведь, который сел на теремок и раздавил всех. Встреча обычно служит основой для всего дальнейшего развития сюжета.

В сказках о животных эти герои наделены не только человеческой речью, но и людской сознательной жизнью, человеческими отношениями, потребностями, чувствами. В русских сказках о животных перед нами возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега, избы, сани, русские обычаи сватанья, оплакивания покойников.

Сказки о животных выделяются по тому основному признаку, что их главные герои – животные. Однако в них действуют и птицы, и рыбы, а в некоторых растения. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных сказок А.Н. Афанасьева, выделяет шесть групп сказок этого вида: 1) сказки о диких животных, 2) сказки о диких и домашних животных, 3) сказки о человеке и диких животных, 4) сказки о домашних животных, 5) сказки о птицах, рыбах и др., 6) сказки о прочих животных, растениях и др.

Излюбленным героем сказок сделалась лиса, Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лиса-кумушка, Лисафья. Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость вошла в пословицу: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет, когда лгать уже нельзя. Лисица думает только о своей выгоде. Она мстительна и злопамятна. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку – на овечку, овечку – на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить и даже смешить себя («Лиса и дрозд»).

Лиса выходит замуж за Кота, делая из него воеводу в надежде прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), пытается научиться летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, дабы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце кафтан-то волчий. Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Всех ее проделок и проказ не перечислишь. Чаще других зверей лиса обманывает и жестоко смеется над волком. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. Во всех сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Прямой противоположностью Лисе в сказках рисуется Волк. В сказках Волк беспредельно глуп. Он всё время попадает впросак. Например, старый волк, который вздумал съесть козел в конечном итоге остается без зубов и без памяти.. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, — такое свойство, которое прежде всего портит волка. Нередко сказка кончает свое повествование рассказом о гибели волка. Волк помирает жестокой смертью, чтобы в следующей сказке ожить и вновь принять злую смерть.

Волк пожирает козлят («Волк и коза»), хочет разорвать овцу – снять с нее свой «тулуп» («Овца, лиса и волк»).

Выпущенный мужиком из мешка вместо слов благодарности волк говорит: «А что, мужик, я тебя съем!» («Старая хлеб-соль забывается»).

Волк откармливает тощую и голодную собаку с тем, чтобы ее сожрать. Первое, что говорит при встречи с козлом: «Козел, а козел, я пришел тебя съесть» («Волк-дурень»).

Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает одно право – право сильного, право острых зубов. Без этой черты волк не волк.

Медведь – самый сильный лесной зверь. У многих народов известны, а порой и широко распространены мифологические предания о чудесном, божественном происхождение медведя. Известно предание о том, как медведь жил на небе в одном чуме с богом и как за непослушание и упрямство был осужден жить на земле. Медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может помочь человеку, вывести из леса заблудившегося. Существовал обычай приглашать медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали медом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закаулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или наступал на него. Действовала целительная сила зверя. В сказках следующие друг за другом сходные эпизоды сказочного повествования, когда один зверь сменяет другого, всегда ставят медведя в конце – в положение самого сильного. Сказки постоянно подчеркивают огромную силу медведя. Он настолько неуклюж, что давит все, что попадает ему под ноги. Медведь в сказках всегда предстает как вещее существо, знающее все и вся.

Прочая лесная и полевая тварь: заяц («Сказка о козе лупленой»), лягушка, мышь («Теремок»), птица-дрозд («Лиса и дрозд»), насекомые («Мизгирь») играют в сказках роль слабых. Из домашних животных и птиц в качестве положительных героев избрали кота и петуха. Сказка о том, как петух выгнал лису из заячьей избы («Лиса, заяц и петух»), в основе своей – веселая. Ирония состоит в том, что петух – лисья пожива – сумел напугать лису. Сказка «Кот на воеводстве» делает кота героем случайных обстоятельств: волк, спрятавшись в куче листьев, зашевелился. Кот думал, что там мышь – прыгнул. Волк прянул в сторону и наутек, начался общий переполох – бегство крупных зверей (волка и медведя) от мелкого кота.

По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах. Персонажами сказок становятся: лошадь, баран, овца, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь – крик, поведение – повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса – хитрости, волк – глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров.

Возможность аллегорического истолкования сказок о животных интересовала многих писателей, например М. Е. Салтыкова-Щедрина, использовавшего в своих сатирических сказках их образы и ситуации. К мировому животному эпосу обращаются баснописцы. Опыт литературной басни, ее популярность в учебной литературе приводит к тому, что современные грамотные сказочники и их слушатели все чаще воспринимают и истолковывают сказки о животных как басни. Правильно понять смысл басни нам помогает мораль – краткий вывод, написанный в начале или в конце. Создателем такого жанра, как басня, считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Сюжеты его басен использовали в своем творчестве другие баснописцы: Федр, Лафонтен. Среди русских авторов самую большую популярность приобрели басни И. А. Крылова. Из сказок перешли в басни и хитрая лиса, и жадный волк, и глупый медведь. «Сказка отличается от басни тем, что в баснях аллегория рождается умозрительно, дедуктивным путем, поэтому всегда однонаправлена и абстрактна. Сказки же идут от жизненной конкретности, сохраняя при всей условности своих персонажей их живое обаяние, наивное правдоподобие».

Таким образом, сказки о животных очень лаконичны, содержат мало описательных моментов, сюжет динамично развивается, эпизоды часто повторяются, встречи героев однотипные. В наше время сказка о животных живет параллельно в двух планах – в плане аллегорического сатирического повествования и в плане детской занимательной, смешной и вместе с тем поучительной сказки.

Бытовые сказки

Еще одной группой сказок можно назвать бытовые.

В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Бытовизм, действительно, отличает эти сказки от волшебных сказок. В них нет и никогда не может быть ни волшебных предметов, ни волшебных животных, ни заколдованных царств, брака людей с животными и вообще всего того, что составляет содержание волшебных сказок. Что же касается их отличия от «животной» сказки, то оно выражается в том, что эти сказки изображают обыденные явления не условно, а самым прямым и непосредственным образом, не прибегая к аллегориям и иносказаниям, принятым в сказках о животных.

События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве – условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка, девушка узнает в женихе разбойника и уличает его. Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Один из основных признаков этих сказок – отсутствие сверхъестественности. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий или помогает себе сам – смекалкой, изворотливостью, плутовством. Если в волшебных сказках зло воплощается в образе фантастических существ: змея, Кощея, Яги, то в бытовой же сказке носителями зла становятся земные люди. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

Для бытовых сказок характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Они не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. В них распространен простейший зачин «жили-были» как сигнал начала сказки. Концовки утратили ту художественность, которая была характерна для волшебных сказок, однако в них сохранялась веселость. Например: «Сказка не вся, а настаивать нельзя, а если бы рюмочку винца – рассказал бы до конца».

Герой бытовых сказок – уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, солдат. В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук, потом закапывает – и богатеет. Его богатый брат из зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему.

Бытовая сказка имеет огромное воспитательное значение, она высмеивает общечеловеческие пороки – лень, глупость, скупость, раскрывает нравственные идеалы трудового народа и утверждает его высокие этические нормы. Сказки эти полны острого юмора, они дают блестящие гротескные портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых и упрямых жен.

Принято выделять два жанра бытовых сказок:

1) Анекдотические сказки — Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: сатирические, сатирико-комические, социально-бытовые. Они стали оформляться в период разложения родового строя, параллельно сказкам волшебным и независимо от них. Никто не принимает их сюжеты за реальность. Анекдотическая сказка – это веселый фарс. Логика развития ее сюжета – логика смеха, которая противоположна обычной логике.В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре, о шутах, о глупцах, о злых женах, о хозяине и работнике, о попах, о суде и судьях.

Анекдотическая сказка впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами и помещиками, судьями, попами. Герой этого жанра – человек, униженный в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники – богатый мужик, поп, барин, судья, старшие братья, злая жена. Сказка использует прием пародирования. Особенно часто пародируется речь попа, дьячка и сам обряд церковной службы. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок. Никто не принимает их сюжеты за реальность. Главный герой глупец, ему позволительно то, что невозможно для обычного человека, и хитрец, прикидывающийся простаком, умеющий ловко обмануть своего противника. Под влиянием церковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Однако черт изображается не как потустороннее существо, а как совершенно земное и реальное. Он всегда оказывается обманутым, одураченным, побежденным человеком.

В сказках используется реалистический гротеск – вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма «дурацкого» мышления. Глупцы сеют соль, строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, надевают горшки на обгорелые пни. Отсюда развивается прием реализованной метафоры, т.е. буквального выполнения чего-либо. Например, работнику велено сторожить дверь – он снимает ее с петель и уносит с собой.

Характерным для анекдотических сказок является свободная и подвижная композиция. При любом исполнении сказка могла разрастаться или сокращаться, что зависело от ситуации и интереса со стороны слушателей и самого рассказчика.

2) Новеллистические сказки – Существует несколько точек зрения, почему эти сказки называются новеллистическими. С одной стороны, эти сказки могут быть названы новеллистическими, потому что действующие лица в них – не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. С другой стороны, они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные и интересные рассказы. Если в волшебных сказках мы видели некоторую двуплановость, наличие двух миров, то здесь мир только один. Это наш мир, в котором мы живем. В этих сказках никогда нет описания обстановки, где развивается действие. Обстановка не описывается, а только очерчена несколькими штрихами. Тематикой сказок-новелл является личная жизнь, персонажи – люди, связанные между собой добрачными, супружескими или другими родственными отношениями. Новеллистические сказки имеют структуру, аналогичную волшебным: они также состоят из цепочки мотивов разного содержания. Однако, в отличие от волшебных сказок, сказки-новеллы изображают не всю жизнь героя, а лишь какой-то эпизод из нее. Новеллистические сказки обходятся без привнесения чудесного – здесь его почти нет. Сюжет составляют любовные приключения, опасные путешествия, чередование удач и неудач.

Герой новеллистических сказок – разлученные возлюбленные, оклеветанная девушка, изгнанный матерью сын, невинно гонимая жена, оклеветанная и жестоко наказанная братом сестра, неузнанный муж на свадьбе своей жены, переодетая мужчиной жена, которая выручает из беды мужа.

Из трудных задач чаще других использована в новеллистических сказках задача отгадать загадку. В такой задаче нет ничего сверхъестественного или волшебного, она вполне человечна. Таким образом, целый ряд новеллистических сказок построен на мотиве отгадывания загадок и образах мудрых отгадчиков.

По содержанию выделяют следующие группы сюжетов: о женитьбе или замужестве («Приметы царевны», «Неразгаданные загадки»), об испытании женщин («Спор о верности жены», «Семилетка»), о разбойниках («Жених-разбойник»), о предрешенности предсказанной судьбы («Марко Богатый», «Правда и Кривда»).

Нередко сюжеты являются «бродячими», разрабатывавшимися в разное время и у многих народов. В русскую сказку многие новеллистические сюжеты пришли из народных книг XVII-XVIII вв. вместе с обширной переводной литературой – рыцарскими романами и повестями.

Многие сказки воспроизводят мало вероятные или просто невероятные бытовые случаи, но мысль повествования правдива. Тип этих сказок наиболее ясно и последовательно представляет сказка о любовнике, попавшем в крайне неудобное положение.

Очень часто комизм в новеллистическом повествовании основан на обыгрывании мотива мнимого чуда. Поп наряжается чертом и вымогает деньги у бедняка, нашедшего клад («Клад»).

Жена просит волшебное дерево посоветовать ей, как избавиться от нелюбимого мужа. Вместо святого из дупла отвечает сам муж («Никола Дупленский»).

Сказка-новелла редко прибегает к использованию чудесного вымысла вне бытового плана.

Героями этих сказок являются так же барыня и барин. Сказки возвращают им все побои, которые когда-либо получили от господ зависимые от них люди. Сказки высмеивают, обличают, вышучивают, наказывают барина за его жестокость, его спесь, его жадность, безделье и глупость. Например, в сказке «Барин и мужик» барин поддерживает сосну, чтобы сосна наземь не упала. Барыня так же глупа, как и барин. В сказке «Барыня и цыплятки» она верит хитрому кучеру, который вызвался высидеть пятьдесят черненьких цыплят. Когда ей захотелось увидеть цыплят, послал кучер ей двух взятых из под наседки цыплят, а через дворовую девку велел передать: «На цыплят долго любоваться нельзя. Поскорее верните назад – сердце ломит». Сказки высмеивают неумение господ, незнание ими настоящих свойств вещей, не знают они и как трудна работа. Они живут в удовольствиях, не зная нужды.

В новеллистическую сказку вошла и антиклерикальная тема. Сказки рисуют попа жадным и завистливым. Узнав, что бедняк-мужик на свое счастье нашел клад, поп затрясся от жадности. Велел отдать ему клад. Поп забрал клад, но безнаказанно для него вымогательство не прошло: козлиная шкура приросла к нему («Клад»).

Сказка «Попов работник» говорит о том, что поп хочет утопить своего батрака. Батрака спасла только хитрость: он поменялся местами с попадьей и поп, не разобравшись, столкнул ее в реку. В сказке «Как поп работников морил» он откупается от наказания деньгами, упросив своего батрака скрыть убийство человека. Поп лжет и обманывает на каждом шагу, при каждом удобном случае. Сказки внушают своим слушателям, что поп – лицемер, что поп – ханжа, что он не верит ни во что, что самая его служба – лишь выгодный способ обогащения. Жадность попа, его пристрастие к питью, еде и другим плотским удовольствиям представлены в сказках-новеллах как опровержение святости божьих заповедей, которые поп нарушает неизменно и неоднократно. Обличение попа – одновременно критика религиозных догм и морали, проповедуемой церковью.

Вор тоже привлекает внимание сказок-новелл. Во-первых, он грабит только богатых и тем самым как бы мстит за народные обиды, во-вторых, он свободен от социальных связей того сословно-классового общества, которое ненавистно простому человеку. В сказке вор крадет у барина стойло жеребца, шкатулку с драгоценностями. Даже жену выкрал у барина ловкий вор, но по условию барин даже должен и наградить вора. Вор так ловок, что способен вытащить яйца из-под пугливой птицы. Его обучение у учителя-вора кончилось тем, что он обокрал и его самого.

Сказки о ворах дополняются сказками о бывалом солдате. Есть несколько сюжетов о солдате. Можно выделить: солдат и жадная баба (ему удается обмануть старуху обещанием сварить суп из топора), солдат и Лихо, солдат и Смерть. Солдат предстает заступником за род человеческий от злой воли Смерти.

Сказкам-новеллам присущ стилевой прием – рифмованная и ритмическая речь: «Муж был Вавило, жена была – Арина, работать больно ленива», «Поп – толковый лоб» и пр.Ритмическая речь чаще всего служит пародийным целям. В особенности много сказок-пародий на церковную службу. В сказках-новеллах нет присказок, характерных зачинов, концовок типа: «И я там был, мед-пиво пил» и пр. В сказке-новелле редко встречается троекратное повторение типичного сказочного эпизода, особых традиционных словесных формул и многого другого присущего как сказкам о животных, так и волшебным сказкам. В сказках встречается прием утрированного изображения главной черты персонажа. Поп настолько жаден, что не останавливается перед дикой выдумкой: заодно и завтракать, и обедать, и ужинать. Сказка-новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Эти сказки, как правило, отличаются краткостью. Речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц. Мир сказок-новелл – быт, бытовые подробности, не исключающие изображение грубых и уродливых моментов. Белинский говорил, что в них видны «быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». Бытовая сказка делает обыденное предметом изображения ради высоких идейно-этических целей. Обращение к описанию быта служит средством выражения мыслей народа. Простые люди не терпят ни лицемерия, ни социальной неправды, ни обманов и всегда ищут опору своим социальным оценкам в жизненной правде. Сказка-новелла любит комический сюжет, изобилующий комическими ситуациями. В этих сказках много грубоватых и нелепых происшествий. В отличие от анекдота новеллистическая сказка знает и развернутое повествование и более или менее развернутые характеристики персонажей, но ей, по ее природе, присущи все свойства анекдота.