Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения в жанре портретной зарисовки)

Дипломная работа

Сегодня в период интенсивного экономического, политического, социального развития принято говорить о глобализации всех сфер жизни. Причём «центральным понятием, позволяющим объяснить эти изменения, является понятие персонификация личности» [32, с. 4]. По мнению И.А. Стернина, персонификация предполагает рост индивидуальной непохожести человека на других людей: «это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает процесс её духовного обогащения, рост самосознания, развёртывание духовного потенциала» [32].

Очевидно, следствием данного явления можно считать особое внимание общества к индивидуальному образу человека.

По нашему мнению, один из способов, который позволяет сформировать умения, связанные с оценкой и самооценкой возможностей личности младшего школьника является обращение к портретной зарисовке об учителе.

Данная дипломная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование проблемы обучения младших школьников жанру портретной зарисовке. Актуальность темы исследования вызвана следующим.

Во-первых, личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному — положительное, отрицательное и конфликтное. Более того, личность учителя играет очень важное воспитательное значение для младшего школьника, т.к. ребенку свойственно подражать людям, которые ему симпатичны. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.

Во-вторых, наше внимание к портретной зарисовке объясняется также тем, что особенности сочинения в данном жанре недостаточно изучены. Вместе с тем, установлено, что детское сочинение — это, во-первых, уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьника, а, во-вторых, это своеобразная форма самовыражения ребёнка, которая даёт возможность поделиться впечатлениями о красоте окружающих предметов и мира людей в целом. Ценность детского сочинения, по мнению методистов, «определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений» [1, с.10]. Так, обзор лингвистических источников позволяет заключить, что специальные исследования такого типа высказывания специально не проводились.

57 стр., 28441 слов

«Использование творческих заданий на х литературного чтения ...

... школьников посредством использования творческих заданий. В качестве гипотезы исследования было высказано предположение о том, что использование творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию воображения у младших школьников. Для осуществления исследовательской работы ... одним из наиболее актуальных составляющих становления личности. Поэтому учителю необходимо поставить перед ...

В-третьих, изучение методического аспекта темы показало, что в научной литературе не разработаны программа, структура и содержание уроков, связанных с обучением школьников созданию текста портретной зарисовки. Однако одна из перспективных тенденций в развитии современной методики написания сочинений заключается в поиске условий организации словесного творчества, связанного с эмоциями и возможностями школьника в проявлении интеллектуального и духовного потенциала. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно исследованы вопросы восприятия учителями учащихся, определена его содержательная сторона и значимость в образовательном процессе. Проблема же восприятия учителя учащимися практически не изучена, не исследована специфика отражения личности учителя в сочинениях учащихся.

Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема исследования: является ли жанр портретной зарисовки об учителе средством воспитания и развития личностных качеств младшего школьника?

Исходя из сказанного, объектом исследования выбирается воспитательный процесс (система воспитания личностных качеств младшего школьника).

Предмет исследования — сочинение младшего школьника в жанре портретной зарисовки о личности учителя.

Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования жанра портретной зарисовки о личности учителя как средства воспитания личности младшего школьника.

Гипотеза исследования:

Цель исследования : на основе теоретических сведений о жанровых признаках портретной зарисовки учителя и психолого-педагогических условий его успешного использования разработать модель обучения младших школьников приемам создания жанра портретной зарисовки учителя и оценить возможности данного высказывания как средства воспитания личностных качеств младшего школьника.

Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач :

  • выявить характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе;
  • проанализировать комплекс персонифицированных высказываний, определить место портретной зарисовки учителя в их ряду;
  • изучить степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной литературе;
  • изучить профессиональную практику учителей начальных классов, выявить частотность и специфику использования высказываний об учителе и особенности их включения в структуру урока и системы уроков, внеурочную систему работы;
  • на основе анализа текстов-образцов определить содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки;
  • выявить степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.);
  • определить цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя;
  • разработать дидактическое сопровождение формирующего эксперимента, определить приемы и методы обучения, типы учебных заданий;
  • организовать и реализовать опытное обучение;
  • выделить объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверить его эффективность.

Методы исследования

анализ психолого-педагогических и частнометодических источников;

1 стр., 449 слов

Педагогическое «Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической ...

... просто учитель, я — художник, творец. В руках у меня волшебная палитра красок — здесь есть все краски, которые нужны для того, чтобы нарисовать образ новой школы. Как художник, я ... стремлюсь создать условия для того, чтобы учащиеся почувствовали себя в роли первооткрывателей и сами совершили открытие: открытие нового знания или способа действия, небольшое, но очень ...

  • наблюдение за учебным процессом в начальной школе школах, изучение практического опыта использования сведений об учителе в деятельности педагогов;
  • констатирующий эксперимент (анкетирование учителей, диагностирующие срезы — творческие задания);
  • формирующий эксперимент (опытное обучение) как ведущий метод;
  • метод статистической обработки результатов.

Структура и основное содержание исследования

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновываются актуальность темы дипломного исследования, определяется его цель, гипотеза, задачи и методы.

В первой главе «Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности» определяется степень разработанности различных аспектов темы в педагогике, лингвистике, психологии, рассматриваются жанровое своеобразие и особенности функционирования. Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу разработанной программы опытного обучения.

Вторая глава «Использование сочинения в жанре портретной зарисовки как средства оценки личности учителя» содержит основные положения организации констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов; характеристику исходных положений, этапов и организации обучающего эксперимента, программу опытного обучения, методические разработки занятий, результаты опытного обучения.

В приложение к дипломной работе включены материалы констатирующего, формирующего экспериментов.

Глава 1. Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности

В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с необходимостью выяснить:

  • степень разработанности различных аспектов темы в лингвистике, педагогике, психологии;
  • жанровое своеобразие и особенности функционирования портретной зарисовки в контексте коммуникации школьника;
  • психолого-педагогические основы работы над портретной зарисовкой.

Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу формирующего эксперимента.

1.1 Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании

На вопрос, что такое личность, психологи и педагоги отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Проблема личности

Общественные науки так определяют понятие личность : «Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» [12, с.162].

Обратимся к психологической структуре личности, представленную на рисунке 1.

Проблема личности 1

Рис.1. Психологическая структура личности

Пилиповский, В.Я. отмечает: «Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек» [25, с.100]. Личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени.

Рассмотрим критерии, характеризующие личность педагога.

Рис психологическая структура личности 1

Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее — детей — самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.

Высокий моральный облик — необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», — подчеркивал К. Д. Ушинский [34, с. 144].

Необходимый арсенал качеств личности учителя — ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость(нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом) . Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, «учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим» [24, с. 177].

Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде — педагогические способности.

Таблица 1 Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой [18])

Гностические способности

Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.

Проектировочные способности

Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность.

Конструктивные способности

Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности

Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Организаторские способности

Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.

Как видно, из таблицы 1, комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).

Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д. Качество, которое объединяет все названные, активизирует их развитие — профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.

А. В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) с оветует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:

  • если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится;
  • если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией;
  • если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми;
  • если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают;
  • если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер [22].

Противопоказания педагогической деятельности:

  • не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;
  • неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми;
  • серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Рассмотрим специфику взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами по работе В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского находим определение: «Педагогическое взаимодействие — это специально организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущностью педагогического взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний» [13, с.287]. Основные характеристики взаимодействия : взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга.

Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.:

Таблица 2 Типология психологического взаимодействия (по М.И. Рожковой, Л.В. Байбородовой [27])

Тип взаимодействия

Характеристика

Сотрудничество

Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.

Диалог

Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом: диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию. Условия эффективности диалога — открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Соглашение

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу.

Опека

Это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие — как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне-потребительская позиция.

Подавление

Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних — пассивность, приспособление, неуверенность, у других — деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.

Индифферентность (безразличие)

Характерны нейтральные формальные отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных положительных переживаний. Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений.

Конфронтация

Это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога — найти способы перехода к диалогу, соглашению.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна сторона поступается своими интересами), соглашение (взаимные уступки), сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).

Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия.

Все системы взаимодействия (между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями, между учителями) взаимосвязаны, влияют друг на друга. Определяющую роль выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения педагогов и школьников, педагогов и родителей зависит от характера отношений в педагогическом коллективе.

Таким образом, личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени. Комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Сущностью педагогического взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний.

1.2 Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками

Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьниками.

Как отмечается в ряде работ (Е.Н. Гусарова, Э.В. Загвязинский), в младших классах отрицательное отношение к учителю встречается достаточно редко, в то время как конфликтное достаточно часто. В данном случае речь идет о стойком неприятии личности учителя, которое приводит к тому, что формирование познавательной мотивации может задерживаться, так как потребность в доверительном общении с учителем будет сочетаться у него с недоверием к нему самому, и, следовательно, к той деятельности, которой он занимается. В некоторых случаях это может сочетаться со страхом перед учителем. Такие дети часто замкнуты, ранимы или наоборот равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны или надменны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, порой стремление приспособиться, подчас смирение. Обычно дети не осознают причин собственных переживаний и огорчений, к сожалению, не всегда понимают ее и взрослые.

В младшем школьном возрасте часто встречается такое явление, как подражание учителю. Подражание — это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание — это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика. Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При таком подражании заимствуются лишь общие идеи. Оно требует значительно большей сообразительности и находчивости, зачастую связано с самостоятельной и творческой деятельностью, представляя его первую ступень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность и уменьшается подражание.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества. Восприятие учителя учениками во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на восприятие учителя. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников.

Кузьмина Н.В. отмечает, что: «Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в костюме (оторванная пуговица, не почищенная обувь и пр.), не причёсанные волосы у учителя снижают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех» [18, с.12].

Хорошие учителя в этом отношении предъявляют к себе строгие требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является решающим фактором при восприятии учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя. Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. Вместе с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И, наоборот, у плохого учителя они подмечают все мелочи.

Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход — перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот пример: «Она вела себя не так, как подобает девушке, да к тому же учительнице» [21].

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом — мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью — двадцатью оттенками [19].

Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура отрицательно влияет на восприятие учителя — воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.

Педагогический оптимизм — необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Нельзя не остановиться на вопросе о «любимых» и «нелюбимых» учениках. Существует точка зрения, что наличие у учителя «любимчиков» в классе снижает его авторитет, якобы к любимому ученику учитель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Учителю нельзя отказать вправе иметь любимых учеников «А раз любишь — ничего не прощай, требуй больше». Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одними из основных принципов в работе учителя и воспитателя. Все дело должно состоять в том, чтобы учитель в самом плохом ученике мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда учитель будет хорошо знать своих учеников, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость [19].

Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Восприятие педагога учащимися, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

В младшем школьном возрасте ученики признают учителя, как правило, в первую очередь в силу авторитетности для них самой ролевой позиции педагога. Общеизвестно, что наиболее сильно впечатление на детей производит учитель начальных классов. Объясняется это, с нашей точки зрения, следующими причинами. Учитель начальных классов в представлении школьников — самый совершенный человек, он олицетворяет школу, администрацию, школьный порядок. На восприятие личности учителя также влияют беседы родителей с детьми о школе. Дети с детства усваивают, что учителя нужно слушаться, так как это им говорят самые близкие люди — родители. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей.

Таким образом, особенности восприятия личности учителя младшими школьниками заключаются в следующем: в младших классах отрицательное отношение к учителю встречается достаточно редко, в то время как конфликтное достаточно часто. Мы можем говорить скорее о восприятии роли, чем о восприятии личности. При этом в большинстве случаев, особенно в первом классе, за учителем признаётся право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для класса в целом в условиях учебной и вне учебной деятельности.

3 Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя

Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы.

Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику косвенного измерения самооценки, разработанную Е.О.Федотовой и адаптированную к младшему школьному возрасту Е.Ю. Худобиной. Здесь выявлению подлежат не только явно осознаваемые, вербализованные аспекты отношения, но и более глубинные установки ребенка по отношению к учителю, благодаря проективному характеру методики КИСС. В нашем исследовании она может быть направлена на раскрытие динамики ценности определенных личностных качеств в младшем школьном возрасте (доброта, сила), динамики оценки этих качеств у себя и в личности учителя.

Обнаружено, что интеллектуальные качества педагога не входят в структуру видения младшими школьниками его ролевой позиции: они упоминаются детьми реже всего, описываются скупее, чем остальные, встречаются в малом количестве сочинений; их группа не обнаружила статистически значимых связей с другими группами качеств. Вместе с тем при восприятии ролевой позиции учителя младший школьник отчетливо представляет себе мотивы его поведения как партнера по общению, интерпретирует его поведение, причем наблюдается активный рост этих высказываний в количественном и качественном отношении на протяжении возраста.

При анализе практики использования сочинений выявлено также, что детям младшего школьного возраста импонирует, когда педагог оказывает им поддержку в деятельности, когда он ведет себя как хороший товарищ. Особенно болезненно они воспринимают учителя тогда, когда он подавляет их стремление быть свободными и активными в деятельности и общении, делит их на плохих и хороших учеников, непостоянен в проявлении хорошего отношения к ним, агрессивен и не обеспечивает им ощущения защищенности. Анализ результатов эксперимента то методике КИСС показывает, что в младшем школьном возрасте качество «доброта» оценивается высоко и с возрастом ценность его увеличивается. Высоко оценивается также качество «доброта» в личности учителя и этот показатель характеризуется положительной динамикой в возрастном аспекте. Самооценка же младшего школьника по этому качеству относительно невысока и характеризуется тенденцией к снижению, что связано, по-видимому, с ростом самокритичности. Вместе с тем качество «сила» оценивается младшими школьниками относительно невысоко и с возрастом ценность его снижается.

Для сравнения особенностей отношения младшего школьника к учителю и сверстнику учителями проводилось сочинение на тему «Мой друг» [16].

Анализ полученных материалов показал, что главным мотивом общения младшего школьника со сверстником является мотив совместного проведения свободного времени (начиная с 7-8 лет и на протяжении всего возраста).

В контактах со сверстником младшего школьника привлекает возможность ощущать себя свободным и полноценным субъектом деятельности и общения.

Таким образом, сравнивая особенности видения детьми учителя и сверстника, учителя отмечают, что младший школьник воспринимает учителя как бы обособленно от себя, в позиции «над» собой, как лицо, обладающее большими полномочиями по отношению к нему. Его оценки учителя как объекта отношения часто носят амбивалентный характер, отличаются нарастанием дифференцированности и обобщенности.

В то же время сверстник видится младшему школьнику в качестве равного партнера для потенциального практического взаимодействия, окрашенного яркими положительными эмоциями, как равный объект познания и оценки. По-видимому, недостаточная сформированность младшего школьника как субъекта учебной деятельности во взаимоотношении с учителем находит некоторую компенсацию в виде его развернутой субъектности в сфере деятельности и общения со сверстником. Именно здесь, в отношении со сверстниками становление субъектности младшего школьника происходит наиболее интенсивно.

Сегодня мы все чаще рассматриваем педагогический процесс как организацию творческого взаимодействия ученика и учителя. Однако, проявляя естественную заботу о развитии личности ученика, не стоит забывать о личности педагога, развитии его интеллектуальной, нравственной и психической сферы. В условиях субъект-субъектного взаимодействия, обогащаясь общением с миром чувств и фантазии ребенка, учитель не может не развиваться сам. И наоборот, только самосовершенствуясь он приобретает способность и право на управление процессами формирования ребенка. Одним словом, их развитие — явление целостное и взаимообусловленное.

В целом уровень принятия личности учителя в младшем школьном возрасте характеризуется выраженной положительной динамикой.

Анализ практики позволил выявить специфику видения ролевой позиции педагога в младшем школьном возрасте. Основой видения младшими школьниками ролевой позиции учителя является тандем следующих групп качеств: профессиональных и коммуникативных. Начиная с 8-9 лет, этот тандем дополняется группой качеств, характеризующих внешние данные учителя, а также качеств, характеризующих особую заботу и внимание учителя к ученикам.

зарисовка личность учитель сочинение

1.4 Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения.

Изучение лингвистических источников показало, что в XVIII-XIX столетиях в периодической печати России сложился жанр, который в дальнейшем получил название зарисовка. В терминологическом значении этого слова лежит производное «рисунок, рисую, рисовать» [24, с.181]. Зарисовка — это изображение портрета человека, события, явления в жизни, окружающей нас действительности литературно-художественными средствами. Жанр зарисовки широко бытовал и в русской, и советской журналистике. Зарисовка являлась преддверием, предшественницей жанра.

Зарисовка

Исследователь жанра профессор В.П. Владимирцев из многообразия зарисовок, встречающихся на газетных полосах, выделяет такие виды зарисовки как:

  • а) портретные зарисовки;
  • б) событийная, или псевдорепортажная зарисовка;
  • в) зарисовка о природе (зеленая) [24].

По нашему мнению, можно выделить несколько видов зарисовки. В их числе:

  • а) этюды о природе;
  • б) портретные зарисовки;
  • в) публицистические зарисовки.

Портретная зарисовка — это материал, не только описывающий человека, но и исследующий внутренний, духовный мир человека, показывающий его особенности.

Определим, какова коммуникативная природа портерной зарисовки как типа текста, насколько полно в ней проявляются текстообразующие признаки.

Обратимся к анализу ключевого понятия данной части работы — «текст». Как следует из лингвистических источников, текст лишь недавно стал предметом активного изучения, поэтому общепризнанного определения этого понятия еще не выработано. Наиболее полным, по мнению большинства ученых, является определение текста, предложенное И.Р. Гальпериным. Согласно ему, «текст — произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [с.18].

Анализируя данное определение, можно сделать вывод, что в тексте наиболее важны:

  • связь с коммуникативной деятельностью, рассредоточенность во времени;
  • графическая оформленность (связь с письменной речью, наличие сигналов кода, рассчитанных на зрительное восприятие).

  • смысловая и формальная языковая завершенность.

Рассмотрим целостность текста портретной зарисовки. В лингвистике принято считать, что целостность обеспечивается единством описываемого объекта. Как известно, текст воспринимается как целое, отнесенное к ситуации. Кроме того, из изучения этого признака подчёркивается, что не текст состоит из отдельных компонентов, а компоненты выделяются из него. Учёные отмечают, что целостность текста обеспечивается лексическими средствами: оборотов, связанных с предметом речи. Сам предмет речи определяется мотивом и целью, которые ставит автор.

Как данный признак проявляется в тексте портретной зарисовки? Основная коммуникативная задача при создании текста портретной зарисовки связана с оценкой и описанием основных характеристик описываемого человека, изображение его индивидуальных особенностей.

завершенности высказывания.

  • тематические (отражают тему высказывания в виде отдельного словосочетания, образованного с помощью определенных видов синтаксической связи).

  • смысловые (выражают основную мысль высказывания и оформляются в виде предложения).

Например: «Мой учитель» — данный заголовок является тематическим, а название «Наш учитель — самый необыкновенный» — смысловым.

Анализ образцов портретных зарисовок с точки зрения целостности, показал, что весь текст портретной зарисовки подчинен одной теме, которая раскрывается в более мелких компонентах — микротемах. По объему микротемы неравны, можно выделить:

1. Описание внешности.

  • Описание манеры поведения
  • Выражение отношения, оценка.

структурность.

Изучение образцов показало, что в портретных зарисовках вступление и заключение могут быть развернутыми или небольшими по объёму (например, представленными только одной синтаксической конструкцией предложением).

Основная часть является самой объемной. Как правило, в ней раскрывается тема портретной зарисовки, излагаются сведения, связанные с характеристикой речевой деятельности автора.

Таким образом, можно сделать вывод, что портретная зарисовка является текстом, обладающими соответствующими признаками, то есть является определенной коммуникативной единицей.

В данной главе рассмотрены следующие вопросы : личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании; особенности восприятия личности учителя младшими школьниками; анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя; портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения.

Удалось выяснить, что проблема личности в психологии является сложной. Под личностью понимается человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Личность учителя очень важна для младшего школьника. Его отношение к ребенку, его оценки, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки. Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Анализ практики позволил выявить специфику видения ролевой позиции педагога в младшем школьном возрасте. Основой видения младшими школьниками ролевой позиции учителя является тандем следующих групп качеств: профессиональных и коммуникативных. Начиная с 8-9 лет, этот тандем дополняется группой качеств, характеризующих внешние данные учителя, а также качеств, характеризующих особую заботу и внимание учителя к ученикам.

Портретная зарисовка является текстом, обладающими соответствующими признаками, то есть является определенной коммуникативной единицей. Ей свойственны целостность текста, завершенность высказывания, структурность, наличие микротем.

Глава 2. Использование сочинения в жанре портретной зарисовки как средства оценки личности учителя

.1 Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки (организация, ход и результаты констатирующего эксперимента)

Для создания сочинения в жанре портретной зарисовки требуются специальные знания об особенностях функционирования данной модели высказывания, а также соответствующие коммуникативно-жанровые умения.

Чтобы проверить правильность поставленной гипотезы исследования, т.е. получить объективные данные, которые позволили бы оценить результативность разработанной методической модели, потребовалось организовать и провести эксперимент.

Мы учитывали, что готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки включает в себя три основных критерия: когнитивный, мотивационный и деятельностный.

Когнитивный критерий включает знания младших школьников о жанре портретной зарисовки, о соответствующих коммуникативно-жанровых умениях.

Мотивационный критерий содержит представления о коммуникативной цели и содержании портретной зарисовки.

Деятельностный критерий определяет особенности использования элементов портретной зарисовки в речевой практике младших школьников.

В настоящей главе представляем программу, ход и результаты опытного обучения, а также выводы об эффективности разработанной методики.

Для организации эксперимента, кроме выявления жанровых особенностей портретной зарисовки, потребовалось установить исходный уровень знаний школьников о специфике портретной зарисовки и соответствующих умений, которые необходимы для коммуникативно-речевой деятельности, связанной с созданием сочинения в жанре портретной зарисовки.

С этой целью был организован и проведен констатирующий эксперимент, в основу которого были положены следующие диагностические методы:

  • выполнение практического задания, связанного с необходимостью выбрать из трех текстов текст с элементами портретной зарисовки;
  • беседа с учащимися;
  • анкетирование «Учитель глазами детей».

Рассмотрим результаты выполнения практического задания.

Текст №1

Дядя Миша очень добр ко мне. Он всегда готов ответить на мои вопросы, помогает мне выполнять домашнее задание. Дядя Миша знает много интересных историй про пиратов и кладоискателей.

Текст №2

Ясным летним днем мы с братом отправились ловить рыбу на пруд. Дорога лежала через березовую рощу. Как же там красиво! Стройные березки шелестели листвой, в ветвях пели птицы, летали бабочки и стрекозы.

Текст №3

Нашу соседку звали тетя Лена. Она была немолодая, но очень красивая, носила длинные цветастые юбки и туфли на каблуках. Волосы у неё были черного цвета, длинные, тетя Лена всегда их заплетала в две косы.

% учащихся (20 человек) сказали, что в жанре портретной зарисовки выполнен текст №3. В ходе беседы выяснено, что в данном тексте содержится описание внешности человека, тогда как в тексте №1 описываются качества человека, а в тексте №2 описывается природа.

Анкетирование «Учитель глазами детей»

За основу мы взяли исследование М.М. Рубинштейна. Он проводил анкетное обследование преимущественно среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Вслед за ним мы предложили детям три вопроса:

Какой учитель хороший и почему?

Какой учитель плохой и почему?

На первый вопрос были получены следующие ответы

Хороший учитель:

— Много знает 2. Чуткий и внимательный 3. Трудолюбивый 4. Добрый, справедливый 5. Интересно, от души объясняет 6. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь 7. С веселым характером 8. Не жалуется родителям 9. Во время перемен с нами

Плохой учитель:

  • Невежливый
  • Грубый
  • Всегда злой
  • Вызывает родителей в школу
  • Плохо объясняет уроки.

Итак, анализ научной литературы, текстов-образцов и констатирующего эксперимента позволили установить следующее:

1) жанр портретной зарисовки является весьма распространенным в речевой практике;

2) при своей распространенности жанр портретной зарисовки не изучен в научной и методической литературе и существует потребность в создании программы обучения данному жанру.

3) для определения содержания экспериментальной программы требуется:

  • учесть лингвистические основы исследования,
  • литературоведческие основы исследования,
  • психологические и педагогические сведения,
  • результаты констатирующего эксперимента.

Таким образом, на основе полученных сведений можно перейти к разработке экспериментальной модели опытного обучения.

2.2 Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки

1. Подготовленность речи.

Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки — особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме — полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготовленным или неподготовленным (то есть спонтанным).

2. По способу предъявления информации в тексте.

По данному параметру в тексте выделяются явные (эксплицитные) тексты и скрытые (имплицитные).

Портретная зарисовка — полностью явный (эксплицитный) текст, так как информация раскрывается в самом высказывании. Портретная зарисовка может и скрыто воплощаться в других текстах.

3. Соотнесенность с другими речевыми жанрами.

Выделяют следующие жанры, в зависимости от их задачи:

  • Информативные, связанные с передачей информации, сообщения.
  • Оценочные, направленные на оценку, выражения отношения: нравиться — не нравиться.
  • Инструктивные, предполагающие дать рекомендации и содержащие алгоритм.

— Этикетно-церемониальные (приветствие, похвала, благодарность и так далее).

По данному признаку портретная зарисовка является смешанным жанром — информативно-оценочным, где сообщается выражение отношения и передается информация о человеке. В основу разработки формирующего эксперимента были положены исследования в области лингвистики, психологии, методики преподавания, риторики и т.д.

Лингвистической основой является представление о портретной зарисовке как определенной жанровой разновидности произведений.

Литературной основой стали:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/problema-lichnosti-otsenki-uchitelya/

а)литературоведческие понятия.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/problema-lichnosti-otsenki-uchitelya/

  • характеристика,
  • описание,
  • композиция.

б)образцы портретных зарисовок.

Психологическую и педагогическую базу методики обучения составили сведения о возрастных особенностях младшего школьника.

В ходе проведения опытного обучения предстояло решить следующие задачи:

сформировать представление о портретной зарисовке.

сформировать оценочное отношение ребенка к личности учителя.

выработать практические умения по созданию сочинения с элементами портретной зарисовки.

Для того чтобы показать особенности эксперимента, мы остановимся на последовательности формирования умений.

Формирование умений проходило в 3 этапа:

1) На первом этапе актуализировались сведения о профессии учителя, личности учителя. Затем вводилось понятие «портретная зарисовка» и сведения об этом виде текстов (жанрообразующие признаки).

2) На следующем этапе закрепились знания и умения, связанные с созданием портретной зарисовки.

3) Третий этап носит творческий характер, так как здесь анализируем и создаём, проверяем как учащиеся научились создавать сочинения в жанре портретной зарисовки с учетом полученных знаний.

2.3 Результаты экспериментальной работы

Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания.

Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». Их анализ проводился по критериям, которые отобрались в соответствии с поставленными задачами экспериментальной работы.

Оценка сочинений производилась по следующим критериям:

Соответствие созданных текстов теме сочинения.

Наличие элементов портретной зарисовки.

Статистика результатов обучения.

Как следует из анализа работ, все сочинения (100%) соответствуют заданной теме.

Школьники научились высказываться о значимости профессии учителя, давать оценку труду учителя, выражать свое отношение к учителям и профессии в целом.

Наличие элементов портретной зарисовки обнаружено в 18 сочинениях (78%).У школьников сформировалось представление о ведущих признаках жанра портретной зарисовки.

Приведем фрагменты из детских работ:

«Учитель должен быть красивый, ухоженный, причесанный. Когда начинается урок, учитель должен поздороваться с учениками»

«Учительница должна быть доброй, умной, находить общий язык с учениками, быть разговорчивой, выговаривать правильно и грамотно свою речь, быть терпеливой. Также она должна быть строгой к ученикам»

«Учительница должна быть строгая, но иногда ласковая. Учительница должна быть с добрыми глазами, приветливой улыбкой, справедливая, умная, отзывчивая, терпеливая. Она должна любить детей и уметь находить общий язык с ними. У учительницы должен быть красивый почерк» «Учитель должен постоянно повышать уровень своих знаний. Учитель должен быть интересным собеседником».

Образцы детских сочинений представлены в Приложении

Анализ методических традиций показал, что методика обучения жанру портретной зарисовки младшего школьника, на сегодняшний день, не разработана. Но в пособиях по развитию речи Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос и других есть программа обучения различным типам текста (повествованию, описанию и аргументативному тексту).

Один из этих текстов — описание, является наиболее важным в структуре портретной зарисовки школьника. Нужна специальная методика обучения созданию портретных зарисовок, которая опиралась бы на уже сложившиеся традиции обучения описанию.

В основу разработки модели формирующего эксперимента были положены результаты исследований в области лингвистики, психологии, педагогики, методики преподавания риторики, данные констатирующего эксперимента.

Характеристика программы опытного обучения показывает как разработана последовательность работы и формирование умений, определены методы, приемы и средства обучения.

Реализация опытного обучения подтверждает необходимость изучения жанра портретной зарисовки в школе.

Результаты опытного обучения подтвердили свою эффективность. Методы, приемы и средства обучения реализовались весьма успешно.

Заключение

В результате исследования можно прийти к

Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач, которые можно считать выполненными:

  • выявлен характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе;
  • изучена степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной литературе;
  • изучена профессиональная практика учителей начальных классов, выявлена частотность и специфика использования высказываний об учителе и особенности их включения в структуру урока и системы уроков, внеурочную систему работы;
  • на основе анализа текстов-образцов определено содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки;
  • выявлена степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.);
  • определены цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя;
  • разработано дидактическое сопровождение формирующего эксперимента, определены приемы и методы обучения, типы учебных заданий;
  • организовано и реализовано опытное обучение;
  • выделены объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверена его эффективность.

Выявлен характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе. Установлено, что проблема личности в психологии является сложной. Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее — детей — самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.

Личность учителя очень важна для младшего школьника. Его отношение к ребенку, его оценки, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки.

Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя.

Анализ практики позволил выявить специфику видения ролевой позиции педагога в младшем школьном возрасте. Основой видения младшими школьниками ролевой позиции учителя является тандем следующих групп качеств: профессиональных и коммуникативных. Начиная с 8-9 лет, этот тандем дополняется группой качеств, характеризующих внешние данные учителя, а также качеств, характеризующих особую заботу и внимание учителя к ученикам.

На основе анализа текстов-образцов определено содержание понятия «портретная зарисовка», его жанровые признаки. Выявлена степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.).

Определены цель, задачи и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя.

Организовано и реализовано опытное обучение.

Выделены объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверена его эффективность.

Таким образом, анализ полученных результатов подтвердил предположение, чтобы научить школьников создавать портретные зарисовки, необходимо:

  • а) в программу обучения ввести понятие о портретной зарисовке как жанре и его жанрообразующих признаках;

б) сформировать умение создавать целостное высказывание об учителе в жанре портретной зарисовки, которые будут реализовываться в следующей последовательности:

  • введение нового материала об изучаемом жанре;
  • закрепление полученной учениками информации (анализ текстов-образцов, составление схем);
  • создание письменных текстов портретных зарисовок.

Реализация программы опытного обучения на практике подтвердила эффективность выбранных методов, приемов и средств обучения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/problema-lichnosti-otsenki-uchitelya/

1. Алдакаева, Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку [Текст] / Н.Г. Алдакаева. — М.: Знание, 2004. — 247с.

— Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл [Текст] / Н.Д. Арутюнова. — М.: Просвещение, 1976. — 190с.

— Баскакова, Г.В. Сложное синтаксическое целое в системе портретной характеристики [Текст] / Г.В. Баскакова // Язык прозы Чехова. Ростов на Дону, 1981. — С. 44 — 56.

— Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 250 — 296.

— Вавилов, Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов [Текст] / Ю.П. Вавилов // Педагогическое образование и наука. — 2002.-№1. — С.33-35.

— Вежбицкая, А. Речевые жанры [Текст] / А. Вежбицкая // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 99 — 111.

— Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 314с.

— Гамалей, Т.В. Система лексико-синтаксических средств описания внешности человека в современном русском языке. Дис.: канд. филол. наук. [Текст] / Т.В. Гамалей. — Л.: Нева, 1989. — 58с.

— Голубева, Н. М. Личность учителя и профессиональное сообщество [Текст] / Н. М. Голубева // Начальная школа. — 2009. — № 8. — С. 41-43.

— Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии [Текст] / Е.Н. Гусарова. — М.: «Академия», 2006. — 344с.

— Дементьев, В.В. Жанровая структура фатической коммуникации. Автореф. : дис. канд. филол. Наук [Текст] / В.В. Дементьев. — Саратов, 1995.

— Загвязинская, Э. В. Личность учителя — «terra incognita» для учеников [Текст] / Э. В. Загвязинская // Директор школы. — 2005. — N 5. — С. 75-79.

— Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В.И. Загвязинского. — М.: Академия, 2009. — 352с.

— Земская, Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения [Текст] / Е.А. Земская // Разновидности городской устной речи. — М., 1988. — С. 5 — 44.

— Золотова, Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста [Текст] / Г.А. Золотова // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст.- М.: Просвещение, 1984. — С. 162 — 173.

— Каткова, Л.В. Современные подходы к профессиональной подготовке учителя начальных классов в вузе [Текст] / Л.В. Каткова // Наука, образование, общество, 2006. — №5. — С. 23-26.

— Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога [Текст] / Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова // Педагогика.-2003.-№3.-С.66-71.

— Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. — Л.: Знание, 1985. — 32 с.

— Мальковская, Т.Н. Учитель — ученик [Текст] / Т.Н. Мальковская. — М.: Знание, 1977. — 64 с.

— Морозова, Г.В. Динамика отношения младшего школьника к учителю [Текст] / Г.В. Морозова. — М.: Педагогика, 2010. — 166с.

— Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. — М.: Академия, 1999. — 452с.

— Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Б.М. Бим — Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия. — 2002.-528с.

— Пилиповский, В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества [Текст] / В.Я. Пилиповский // Педагогика. — 1997. — №5. — С. 97-103.

— Радзиевская, Т.В. Текстовая коммуникация. Текстообразование [Текст] / Т.В. Радзиевская // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. — М.: Высшая школа, 1992. — С. 79 — 108.

— Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.

— Рубинштейн, М.М. Проблема учителя [Текст] / М.М. Рубинштейн. — М., 1988. — 166с.

— Русский язык. Энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997. — 490с.

— Рыбин, В. А. Учитель в педагогике нового времени [Текст] / В. А. Рыбин // Педагогика. — 2006. — №8. — С. 48-56.

— Сиротинина, О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр»[Текст] / О.Б. Сиротинина // Жанры речи. Саратов, 1999.- С. 26 — 31.

— Стернин, И.А. Структура профессиональной компетентности современного учителя начальной школы [Текст] / И.А. Стернин. — М.: Знание, 2011. — 344с.

— Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. — М.: Приор-издат, 2008. — 210с.

— Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.//Собр. соч.: Т.2.М.,1948. -с.29.

— Федосюк, М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение», «уговоры» [Текст] / М.Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. — С. 73 — 94.

Приложение, Программа опытного обучения

Тема занятия

Опорные понятия

Формируемые умения

Средства обучения

Методы и приемы обучения

1)Портретная зарисовка:

— сообщение основных сведений о портретной характеристике человека;

— определение понятия «портретная зарисовка»; -жанрообразующие признаки

Портрет Речевой жанр Жанрообразующие признаки

Уметь выделять портретную характеристику в текстах-образцах;

Тексты- образцы

Слово учителя (вводное, сообщающее, обобщающее) Беседа Анализ текстов-образцов

2)Портретная зарисовка учителя

Умение

Слово учителя

3)Написание сочинения с элементами портретной зарисовки

Умение создавать письменное сочинение в жанре портретной зарисовки «Каким должен быть учитель»

Слово учителя