«Кармен» Ж. Бизе – одно из самых популярных произведений в мировом оперном репертуаре. В наше время эта опера входит в репертуар многих оперных театров и исполняется на всех языках, в том числе и на японском. Её популярность не ограничивается только лишь оперной сценой, она пополнила даже репертуар ресторанной музыки, существует в фортепианных транскрипциях, а также в кинематографических версиях.
Опера Ж. Бизе «Кармен» — это яркий пример единства драмы и музыки, органичного соединения актёрского и вокального искусства. Совокупность данных составляющих даёт возможность исполнителю правдиво и убедительно передать все эмоции, переживания и чувства до зрителя. Истинно верным в этом смысле является утверждение В. Немировича-Данченко, что весь смысл работы над оперным образом заключается в том, чтобы исполнители были «поющими актёрами». И требование к певцам было всегда одно: чтобы всё, что они делают на сцене, выражая себя в персонажах, было настоящей живой правдой.
Центральное место в оперной постановке занимает роль Кармен. На ее партии будет сосредоточено внимание автора настоящей работы. Выбор темы был не случайным, поскольку меццо-сопрано – это очень редкий и сложный голос и каждая партия, написанная для этого голоса, по-своему сложна и необычна. В связи с этим партия Кармен имеет свои особенности, прежде всего, вокальные и драматические.
Отметим, что приступая к работе над партией Кармен в оперной постановке, начинающие певцы сталкиваются с определёнными трудностями в актёрском мастерстве и вокальной технике. От оперного певца требуется множество навыков: не только хороших вокальных данных, мастерского владения техникой вокала, но и мобильности, хорошей пластики, актёрской подготовки и т. д. Данный комплекс профессиональных умений создаёт предпосылки для убедительной вокально-исполнительской интерпретации образа, комфортного пребывания на сцене и взаимодействия с публикой.
В принципе, любая вокальная партия всегда имеет свои нюансы и сложности исполнения, которые не описаны ни в одной книге. И решение тех или иных задач идет только при условии личной работы исполнителя над вокальной партией. В особенности это касается партии Кармен. Ценнейший исполнительский опыт, имеющийся в отечественной и зарубежной оперной практике в отношении к роли Кармен практически не зафиксирован в музыкальной методической литературе. Это и определяет актуальность данной работы. Кроме того, создание целостного вокально-сценического образа Кармен без решения задач и преодоления трудностей, связанных с вокальными особенностями самой партии Кармен, а также без анализа личного исполнительского опыта заведомо ведёт певца-актёра к неудаче и непониманию со стороны слушателей.
Как речевое упражнение: назначение, специфика, виды, современные ...
... работ (работа над ошибками) это продолжение обучения речевым умениям ( в виде выполнения речевых упражнений, на основе типичных ошибок и речевых недочетов; орфография в конце, если есть). 1класс: Свои первые сочинения ... особенности жанра уточняется тема, основная мысль, т.е. произошла ориентировка в материале. 3. Собственно подготовка к сочинению: ... « Как слепить снеговика» 2ч. Сочинения- рассуждения, ...
Основная цель работы: изучение сценического образа Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе, выявление особенностей его вокально-исполнительского воплощения.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю создания и историю постановок оперы Ж. Бизе «Кармен»;
- изучить принципы актерской работы певца над образом Кармен;
- выявить специфику вокальной работы над партией Кармен, обозначить особенности ее вокально-исполнительской интерпретации.
При написании реферата были использованы работы, посвящённые различным аспектам вокально-исполнительского искусства, психологии творчества певца и мастерства актёра. Для осмысления специфики работы над сценическим образом Кармен использовались труды К. Станиславского [22], М. Чехова [25], по психологии певца-актёра – работы И. Герсамия [7], И. Силантьевой [20].
Для изучения и уточнения различных приёмов и методов вокального искусства автор обращался к учебно-методическим материалам Л. Дмитриева, Р. Котовой, В. Морозова и других. Для описания истории создания и истории постановок использовались труды Э. Великовича, Н. Головнёвой, Ю. Кремлева, И. Соллертинского.
Настоящая работа обладает практической значимостью и призвана помочь молодому певцу-актеру справиться с вокально-исполнительскими трудностями в партии Кармен, чтобы исполнительская интерпретация ее образа была убедительной и эффектной. Участие автора настоящего реферата в работе над отрывком из оперы «Кармен» в оперной студии НГК позволило проникнуться всеми исполнительскими нюансами и понять специфику работы над вокальной партией Кармен.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы из 26-ти наименований.
РАЗДЕЛ 1. История создания и постановок оперы «Кармен»
1.1 «Кармен» как вершина оперного творчества Ж. Бизе
Общественный подъём на рубеже 60-70х годов XIX века во Франции обусловил идейный перелом в творчестве Жоржа Бизе и направил его к вершинам мастерства. Композитора привлекали в искусстве размах мысли, широта концепции, жизненная правдивость. Недолгая жизнь Ж. Бизе была наполнена кипучей, напряжённой творческой работой. Незаурядная личность художника проявлялась во всём, что он делал. Смелое обращение к сюжетам повседневного быта помогло ему создать образы, точно выхваченные из окружающей действительности, обогатить современное искусство новой тематикой и на редкость правдивыми, сильными средствами в изображении здоровых, полнокровных чувств во всем их многообразии.
Основные творческие достижения Ж. Бизе связаны с музыкальным театром. Влечение к театрально-сценической выразительности вообще свойственно французской музыке и очень характерно для Ж. Бизе. Композитору принесли мировую славу не инструментальные сочинения, хотя их художественные достоинства несомненны, но театральные работы, например, музыка к драме «Арлезианка» и опера «Кармен». В этих произведениях полностью раскрылся гений Ж. Бизе, его мудрое, ясное и правдивое мастерство в показе драмы людей из народа, красочных картин жизни, её светлых и теневых сторон. Но главное – он увековечил своей музыкой непреклонную волю к счастью, действенное отношение к жизни. Таким Ж. Бизе предстаёт в музыке, поражающей солнечным оптимизмом в показе жизненных противоречий. Эти качества придают его творениям особую ценность. Смелый художник, «сгоревший» в непосильном труде, не достигнув 37-летнего возраста, Ж. Бизе выделялся среди своих современников композиторов неиссякаемой жизнерадостностью, а созданные им последние творения – в первую очередь опера «Кармен» — принадлежат к лучшему, чем славится мировое музыкальное искусство.
Опера как жанр музыкального искусства
... драмы. Так, пытаясь воссоздать античное искусство, они открыли новый музыкальный жанр, которому суждено было сыграть решающую роль в истории искусства,-- оперу. Первым шагом, предпринятым флорентийцами, было ... источниками были сочинения Гомера и Виргилия. В период расцвета оперы-сериа сформировалась особая манера вокального исполнения -- бельканто, основанная на красоте звучания и виртуозном ...
Опера «Кармен» явилась не только кульминацией творчества великого французского композитора, но и завершающим творением его жизненного пути. Всего композитором было написано 13 опер, многие из которых не были окончены и изданы. К числу завершённых и поставленных относятся 6 опер: «Дон Прокопио» (1858 – 1859), «Искатели жемчуга» (1863), «Иван Грозный» (1866), «Пертская красавица» (1867), «Джамиле» (1872), «Кармен» (1875).
В начале своей работы над оперой «Кармен» Ж. Бизе не мог и предположить, что это произведение принесёт ему не только всемирную славу, но и сделает его родоначальником нового музыкального жанра – реалистической оперы-драмы. Впервые во французском театре появилась опера, так глубоко и правдиво раскрывшая подлинные человеческие чувства, показавшая полнокровные картины народной жизни. Однако, «Ж. Бизе – не реформатор в своём творчестве, подобно тому же Рихарду Вагнеру» в немецком оперном творчестве. «Он не ломает традиционных оперных форм и не нарушает в своей опере «Кармен» синтеза искусств, а напротив, упорно культивирует старые соотношения арий, речитативов, ансамблей с многочисленными сценическими и смысловыми условностями» [13, с. 43].
Изначально «Кармен» задумывалась как комическая опера с большими разговорными диалогами, бытовыми и юмористическими эпизодами и даже интермедией, построенной на материале, совершенно не связанном с сюжетом. В качестве подходящего сюжета композитором была выбрана новелла Проспера Мериме, а написание либретто было предложено опытным драматургам – Анри Мельяку и Людвигу Галеви. Известные своими пьесами для театра Оффенбаха, они задумали сделать из суровой драматической новеллы лёгкий развлекательный спектакль. О будущей опере Бизе писал: «Комическая опера только что заказала мне три акта. Мельяк и Галеви будут моими сотрудниками. Они сделают что-нибудь веселенькое, а я обработаю его так сжато, как только возможно» [5, с. 70].
Под «чем-то веселеньким» композитор подразумевал либретто будущей оперы «Кармен». Однако, оставалось неясным, как поступят либреттисты с финалом оперы, так как очень трудно усмотреть хоть какой-нибудь намёк на смешное в последнем трагическом столкновении двух главных героев. Но, как известно, для подлинных мастеров своего дела не существует непреодолимых преград. Вероятно, прославленные авторы «Прекрасной Елены» и «Парижской жизни» из данной ситуации смогли бы извлечь блестящий комический эффект. Во всяком случае, уже после создания «Кармен», в России появилась оперетта-пародия В. Александрова «Цветок любви и проклятья» на сюжет того же Мериме [5, с. 71].
Опера Бизе «Кармен»: краткое содержание либретто, главные герои
... главным делом его жизни стало оперное искусство. Опера «Кармен» поставила его в один ряд с ... чувств. Каждое действие содержит музыкальный антракт, кратко раскрывающий содержание акта. Он рисует общее ... значительные изменения. Авторами либретто стали Людовик Галеви и Анри Мельяк. Премьера состоялась в ... произведений. За дипломную работу юного Бизе наградили поездкой по Италии, которая поразила ...
Основой сюжета будущей оперы послужила третья часть новеллы – рассказ Хозе. А. Мельяк и Л. Галеви блестяще использовали материал рассказа, отбросив всё, что имело чисто литературный интерес и замедл