Работа над вокальной партией Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе

Дипломная работа

«Кармен» Ж. Бизе – одно из самых популярных произведений в мировом оперном репертуаре. В наше время эта опера входит в репертуар многих оперных театров и исполняется на всех языках, в том числе и на японском. Её популярность не ограничивается только лишь оперной сценой, она пополнила даже репертуар ресторанной музыки, существует в фортепианных транскрипциях, а также в кинематографических версиях.

Опера Ж. Бизе «Кармен» — это яркий пример единства драмы и музыки, органичного соединения актёрского и вокального искусства. Совокупность данных составляющих даёт возможность исполнителю правдиво и убедительно передать все эмоции, переживания и чувства до зрителя. Истинно верным в этом смысле является утверждение В. Немировича-Данченко, что весь смысл работы над оперным образом заключается в том, чтобы исполнители были «поющими актёрами». И требование к певцам было всегда одно: чтобы всё, что они делают на сцене, выражая себя в персонажах, было настоящей живой правдой.

Центральное место в оперной постановке занимает роль Кармен. На ее партии будет сосредоточено внимание автора настоящей работы. Выбор темы был не случайным, поскольку меццо-сопрано – это очень редкий и сложный голос и каждая партия, написанная для этого голоса, по-своему сложна и необычна. В связи с этим партия Кармен имеет свои особенности, прежде всего, вокальные и драматические.

Отметим, что приступая к работе над партией Кармен в оперной постановке, начинающие певцы сталкиваются с определёнными трудностями в актёрском мастерстве и вокальной технике. От оперного певца требуется множество навыков: не только хороших вокальных данных, мастерского владения техникой вокала, но и мобильности, хорошей пластики, актёрской подготовки и т. д. Данный комплекс профессиональных умений создаёт предпосылки для убедительной вокально-исполнительской интерпретации образа, комфортного пребывания на сцене и взаимодействия с публикой.

В принципе, любая вокальная партия всегда имеет свои нюансы и сложности исполнения, которые не описаны ни в одной книге. И решение тех или иных задач идет только при условии личной работы исполнителя над вокальной партией. В особенности это касается партии Кармен. Ценнейший исполнительский опыт, имеющийся в отечественной и зарубежной оперной практике в отношении к роли Кармен практически не зафиксирован в музыкальной методической литературе. Это и определяет актуальность данной работы. Кроме того, создание целостного вокально-сценического образа Кармен без решения задач и преодоления трудностей, связанных с вокальными особенностями самой партии Кармен, а также без анализа личного исполнительского опыта заведомо ведёт певца-актёра к неудаче и непониманию со стороны слушателей.

2 стр., 758 слов

Как речевое упражнение: назначение, специфика, виды, современные ...

... работ (работа над ошибками) это продолжение обучения речевым умениям ( в виде выполнения речевых упражнений, на основе типичных ошибок и речевых недочетов; орфография в конце, если есть). 1класс: Свои первые сочинения ... особенности жанра уточняется тема, основная мысль, т.е. произошла ориентировка в материале. 3. Собственно подготовка к сочинению: ... « Как слепить снеговика» 2ч. Сочинения- рассуждения, ...

Основная цель работы: изучение сценического образа Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе, выявление особенностей его вокально-исполнительского воплощения.

В работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть историю создания и историю постановок оперы Ж. Бизе «Кармен»;
  • изучить принципы актерской работы певца над образом Кармен;
  • выявить специфику вокальной работы над партией Кармен, обозначить особенности ее вокально-исполнительской интерпретации.

При написании реферата были использованы работы, посвящённые различным аспектам вокально-исполнительского искусства, психологии творчества певца и мастерства актёра. Для осмысления специфики работы над сценическим образом Кармен использовались труды К. Станиславского [22], М. Чехова [25], по психологии певца-актёра – работы И. Герсамия [7], И. Силантьевой [20].

Для изучения и уточнения различных приёмов и методов вокального искусства автор обращался к учебно-методическим материалам Л. Дмитриева, Р. Котовой, В. Морозова и других. Для описания истории создания и истории постановок использовались труды Э. Великовича, Н. Головнёвой, Ю. Кремлева, И. Соллертинского.

Настоящая работа обладает практической значимостью и призвана помочь молодому певцу-актеру справиться с вокально-исполнительскими трудностями в партии Кармен, чтобы исполнительская интерпретация ее образа была убедительной и эффектной. Участие автора настоящего реферата в работе над отрывком из оперы «Кармен» в оперной студии НГК позволило проникнуться всеми исполнительскими нюансами и понять специфику работы над вокальной партией Кармен.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы из 26-ти наименований.

РАЗДЕЛ 1. История создания и постановок оперы «Кармен»

1.1 «Кармен» как вершина оперного творчества Ж. Бизе

Общественный подъём на рубеже 60-70х годов XIX века во Франции обусловил идейный перелом в творчестве Жоржа Бизе и направил его к вершинам мастерства. Композитора привлекали в искусстве размах мысли, широта концепции, жизненная правдивость. Недолгая жизнь Ж. Бизе была наполнена кипучей, напряжённой творческой работой. Незаурядная личность художника проявлялась во всём, что он делал. Смелое обращение к сюжетам повседневного быта помогло ему создать образы, точно выхваченные из окружающей действительности, обогатить современное искусство новой тематикой и на редкость правдивыми, сильными средствами в изображении здоровых, полнокровных чувств во всем их многообразии.

Основные творческие достижения Ж. Бизе связаны с музыкальным театром. Влечение к театрально-сценической выразительности вообще свойственно французской музыке и очень характерно для Ж. Бизе. Композитору принесли мировую славу не инструментальные сочинения, хотя их художественные достоинства несомненны, но театральные работы, например, музыка к драме «Арлезианка» и опера «Кармен». В этих произведениях полностью раскрылся гений Ж. Бизе, его мудрое, ясное и правдивое мастерство в показе драмы людей из народа, красочных картин жизни, её светлых и теневых сторон. Но главное – он увековечил своей музыкой непреклонную волю к счастью, действенное отношение к жизни. Таким Ж. Бизе предстаёт в музыке, поражающей солнечным оптимизмом в показе жизненных противоречий. Эти качества придают его творениям особую ценность. Смелый художник, «сгоревший» в непосильном труде, не достигнув 37-летнего возраста, Ж. Бизе выделялся среди своих современников композиторов неиссякаемой жизнерадостностью, а созданные им последние творения – в первую очередь опера «Кармен» — принадлежат к лучшему, чем славится мировое музыкальное искусство.

12 стр., 5801 слов

Опера как жанр музыкального искусства

... драмы. Так, пытаясь воссоздать античное искусство, они открыли новый музыкальный жанр, которому суждено было сыграть решающую роль в истории искусства,-- оперу. Первым шагом, предпринятым флорентийцами, было ... источниками были сочинения Гомера и Виргилия. В период расцвета оперы-сериа сформировалась особая манера вокального исполнения -- бельканто, основанная на красоте звучания и виртуозном ...

Опера «Кармен» явилась не только кульминацией творчества великого французского композитора, но и завершающим творением его жизненного пути. Всего композитором было написано 13 опер, многие из которых не были окончены и изданы. К числу завершённых и поставленных относятся 6 опер: «Дон Прокопио» (1858 – 1859), «Искатели жемчуга» (1863), «Иван Грозный» (1866), «Пертская красавица» (1867), «Джамиле» (1872), «Кармен» (1875).

В начале своей работы над оперой «Кармен» Ж. Бизе не мог и предположить, что это произведение принесёт ему не только всемирную славу, но и сделает его родоначальником нового музыкального жанра – реалистической оперы-драмы. Впервые во французском театре появилась опера, так глубоко и правдиво раскрывшая подлинные человеческие чувства, показавшая полнокровные картины народной жизни. Однако, «Ж. Бизе – не реформатор в своём творчестве, подобно тому же Рихарду Вагнеру» в немецком оперном творчестве. «Он не ломает традиционных оперных форм и не нарушает в своей опере «Кармен» синтеза искусств, а напротив, упорно культивирует старые соотношения арий, речитативов, ансамблей с многочисленными сценическими и смысловыми условностями» [13, с. 43].

Изначально «Кармен» задумывалась как комическая опера с большими разговорными диалогами, бытовыми и юмористическими эпизодами и даже интермедией, построенной на материале, совершенно не связанном с сюжетом. В качестве подходящего сюжета композитором была выбрана новелла Проспера Мериме, а написание либретто было предложено опытным драматургам – Анри Мельяку и Людвигу Галеви. Известные своими пьесами для театра Оффенбаха, они задумали сделать из суровой драматической новеллы лёгкий развлекательный спектакль. О будущей опере Бизе писал: «Комическая опера только что заказала мне три акта. Мельяк и Галеви будут моими сотрудниками. Они сделают что-нибудь веселенькое, а я обработаю его так сжато, как только возможно» [5, с. 70].

Под «чем-то веселеньким» композитор подразумевал либретто будущей оперы «Кармен». Однако, оставалось неясным, как поступят либреттисты с финалом оперы, так как очень трудно усмотреть хоть какой-нибудь намёк на смешное в последнем трагическом столкновении двух главных героев. Но, как известно, для подлинных мастеров своего дела не существует непреодолимых преград. Вероятно, прославленные авторы «Прекрасной Елены» и «Парижской жизни» из данной ситуации смогли бы извлечь блестящий комический эффект. Во всяком случае, уже после создания «Кармен», в России появилась оперетта-пародия В. Александрова «Цветок любви и проклятья» на сюжет того же Мериме [5, с. 71].

3 стр., 1002 слов

Опера Бизе «Кармен»: краткое содержание либретто, главные герои

... главным делом его жизни стало оперное искусство. Опера «Кармен» поставила его в один ряд с ... чувств. Каждое действие содержит музыкальный антракт, кратко раскрывающий содержание акта. Он рисует общее ... значительные изменения. Авторами либретто стали Людовик Галеви и Анри Мельяк. Премьера состоялась в ... произведений. За дипломную работу юного Бизе наградили поездкой по Италии, которая поразила ...

Основой сюжета будущей оперы послужила третья часть новеллы – рассказ Хозе. А. Мельяк и Л. Галеви блестяще использовали материал рассказа, отбросив всё, что имело чисто литературный интерес и замедл