Введение
В современной школе особое внимание уделяется проблеме развития творческих способностей детей в образовательном процессе.
Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи[1].
Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. В большинстве случаев творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.
Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности. Творчество — самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя — развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. Развивая творческие способности у младших школьников, вырабатываем у них навыки и умения с интересом, продуктивно трудиться, способность к творчеству.
Развитие творческого потенциала дошкольников_посредством театрализованной ...
... ёнка.» Театрализованная деятельность в ДС- это прекрасная возможность раскрытие творческого потенциала дошкольников, воспитание творческой направленной личности. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого ...
Уроки технологии являются одними из продуктивных уроков для развития творческих способностей, а для эффективного развития творческих способностей у младших школьников нами может использоваться аппликация. Данный вид деятельности развивает у детей способность фантазировать, воображать, творчески подходить к выполнению работы.
Развитием творческих способностей младших школьников занимались психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и другие.
темой выпускной квалификационной работы
Цель работы
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования:, Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать психолого — педагогическую литературу по данной теме;
- Провести диагностическую работу на выявление уровня развития творческих способностей младших школьников;
- Спроектировать и провести серию уроков технологии, направленных на развитие творческих способностей младших школьников;
- Провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования
Методы исследования:
1. Анализ психолого — педагогической литературы по заявленной проблеме.
2. Анализ понятийно — терминологической системы.
3. Анализ продуктов деятельности учащихся.
4. Проектирование серии уроков технологии направленных на развитие творческих способностей младших школьников.
5. Проектирование родительского собрания.
6. Диагностика.
7. Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапов исследования.
База исследования:
1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Сущность понятий «творчество», «творческие способности», «креативность» в психолого-педагогической литературе
Сущность понятий «творчество» и «творческие способности» рассматриваются с древних времен и по настоящее время.
Существуют различные подходы к определению понятия «творчество».
По мнению Л.С. Выготского «Творчество — это психологически сложный процесс. Он не исчерпывается какой-либо одной стороной, он существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Это высший уровень познавания» [15].
Известный педагог Б.П. Никитин определяет сущность творчества в предугадывании результата поставленного опыта в сознании близкой к действительности.
Творчество — это создание чего-то нового, непохожего, это всегда выход за общепринятые рамки понимания и поведения[16].
В.М. Бехтерев определяет творчество как создание чего-либо нового в ситуации, когда проблема вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта[9].
Творчество — целенаправленная деятельность в отличие от развития природы.
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
... развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности; - разработаны и апробированы методические рекомендации, программа по развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Практической значимостью исследования, Выпускная квалификационная работа, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ... акт творчества, находится ...
Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Но всегда ли новое должно включать в себя только новые идеи. Ведь новым может быть и необычное сочетание уже известного. Например, всем давно были известны лодка и автомобиль, когда их соединили, получилось принципиально новое транспортное средство — амфибия. Элементы старые, а рожденный объект с полным правом можно считать новым.
Можно и существенно усовершенствовать старое так, что оно изменится до неузнаваемости, и это будет достойно называться творчеством. Например, возьмем автомобиль начала 20 века и автомобиль той же марки, но созданный в 21 веке. На первый взгляд все знакомо те же 4 колеса, тот же двигатель внутреннего сгорания, металлический кузов, мягкие сиденья и т.п. Но, сколько творческого труда конструкторов, инженеров, дизайнеров, сколько находок и блестящих, талантливых решений разделяет эти автомобили, делая их принципиально различными по своим возможностям.
Слову творчество соответствует синоним — креативность. Существуют различные подходы к определению креативность. Креативность от английского слова «creative» образован термин, часто использующийся в современной психологии — креативность если сделать прямой перевод, то получится нечто вроде творческости. В педагогическом словаре — Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова определяют сущность креативности, как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности[10].
Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, характеризующих креативность. У А.Н. Лука выделено более 10, у Торренса 4 параметра:
- Беглость
- Гибкость
- Оригинальность
- Разработанность
Беглость — способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен.
Гибкость — представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называется — инертностью мышления.
Оригинальность — один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных[14].
Если один плюс креативности — оригинальность, то другой обычно обозначается термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две группы; одни умеют лучше всего продуцировать новые, оригинальные идеи, другие детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
В текстах, оценивающий уровень креативности, одним из главных критериев выступает оригинальность созданного продукта. Именно через выявление способностей продуцировать новые оригинальные идеи психологи пытаются определить уровень творческих способностей. Э де Боне считает, что творческое начало не является природным качеством ума, но он убежден, что в сознании людей следует внедрять мысль о том, что в самом творчестве нет ничего мистического и таинственного. Творчеству можно и нужно учить. Вопрос о творческих возможностях человека всегда был и остается одним из центральных вопросов гуманитарных наук, и в особенности философии, психологии и педагогики. При этом особую значимость имеет не только изучение, но и развитие потенциала личности.
Творчество и творческая личность . «Легко ли быть творческой ...
... так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком ... о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества». Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду ...
Способности — это такие психологические особенности человека, от развития которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводится. Способности — это возможность, необходимых уровней мастерства в том или ином деле — действительность. В словаре — Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова определяют способности как индивидуально — логические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности[13].
Под творческими способностями понимают то, что сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика. Творческие способности рассматриваются применительно к понятию общие, интеллектуальные, высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. В современных, быстро изменяющихся условиях творчество, во многом предопределяет общественный процесс, перестает быть уделом единиц. Массовая школа должна отреагировать на это требование времени. Важнейшей задачей, стоящей перед современной школой, становится целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности. Обучение школьников творчеству, подобно тому, как учат чтению или математике, исключительно сложная задача, важнейшим фактором в решении которой выступает индивидуальность учителя, его способность самому осуществлять творческую деятельность, а также организовывать учебно — творческую деятельность учащихся и руководить ею. Иными словами, необходима адекватная подготовка учителя для реализации развития учащихся. Творческое мышление — это не только то, что требуется тому, кто занимается творчеством. Творческое мышление — это то, что необходимо каждому человеку для успешного функционирования его интеллекта и мышления. По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность». В том числе отличительным признаком творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. Важную роль в творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде, субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы. Справедливо утверждается, что у творчества два главных врага: во-первых, страх и, во-вторых, психологическая инерция мысли. Поэтому обязательный минимум усилий, который может и должен приложить учитель для интеллектуального воспитания учащихся в плане развития у них творческих качеств — это сделать процесс обучения для каждого ребенка психологически комфортным, сменив эмоциональный фон интеллектуального учебного труда детей с отрицательного на положительный. А также постараться снять старые и по возможности не формировать у них новые познавательные стереотипы. Безусловно, готовность выдвигать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности предполагает высокий уровень сформированности всех компонентов. Тем не менее, своим непосредственным истоком творчество, судя по всему, имеет индивидуальный опыт. Поэтому содействие проявлению детских предпочтений, убеждений, догадок является одним из действенных принципов воспитания учащихся в плане развития их творческих возможностей.
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... основных видах музыкальной деятельности, направленных на развитие полифонических музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию полифонических музыкальных способностей в основных видах музыкальной деятельности у учащихся начальных классов ...
1.2 Психологические основы развития творческих способностей младших школьников
Творчество учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира — природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек — форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества — новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало. С этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективно и принципиально нового. И тем не менее отечественные психологи и педагоги — Ветлугина, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. и другие — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в школьном возрасте. Подтверждение тому — множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков или конструкций. Новизна открытий и продуктов субъективна, и это первая важная особенность детского творчества[2].
Процесс создания продукта для школьника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.
Для взрослого начало решения проблемы — её осознание, поиск подходов — трудно и мучительно. Ребёнок, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей. Он с лёгкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой бессмысленную деятельность. Постепенно деятельность становится более целенаправленной, и часто путём экспериментирования ребёнок приходит к положительным результатам. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя, особенно со второй.
Эти три особенности демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно для школьного возраста. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на этой особенности. И только при таком подходе в сочетании с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению, мышлению, произвольности и свободе поведения (Л.С. Выготский), можно добиться успеха в формировании и развитии творчества в школьном детстве. Вместе с тем академик В.В. Давыдов считал, что формировать творчество школьника необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию воображения.
Cочинение «Учебная литература для детей становление и развитие»
... и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник изречений, ... л. - ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, «высокой» литературой. Другая особенность - специфика диалога, писатель ... Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва - переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма ...
Анализ типов решения задач на воображение, проведённый О.М. Дьяченко, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов. Речь идёт об: «опредмечивании», когда в некоторой незавершённой фигуре усматривается определённый объект и в соответствии с этим дорисовывается фигура; «включении», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. [3]
Общеизвестно: нет ни одного нормального ребенка, которого природа не наделила бы творческими возможностями. Важное условие и средство их выявления и развития — творческий учитель.
Очень важно это подметил В.А. Сухомлинский: «если в педагогическом коллективе есть талантливый. Влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики — нет и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель — это первый светоч интеллектуальной жизни…» Подтверждением этой мысли является и такой феномен: победителями международных, всесоюзных, республиканских, областных олимпиад по физике, математике и другим предметам в течение многих лет являются учащиеся одних и тех же учителей[4].
Какие же конкретно качества творческого учителя позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? Мы согласны с мнением педагога и психолога В. Пинна, что это, прежде всего нацеленность на формирование творческой личности школьника, педагогический такт, способность эмпатии, поощрение учителем детского воображения, артистизм, развитое чувство юмора, умение ставить интересные, неожиданные, парадоксальные, занимательные вопросы, создавать проблемные ситуации, умение возбуждать вопросы детей.
Нацеленность на формирование творческой личности школьника предполагает не случайное, стихийное раскрытие потенций ребенка, а специальный выбор такого содержания, методов, форм, средств, создание таких условий обучения и воспитания, при которых творческий потенциал личности раскроется как можно раньше и будет полноценно развиваться.
Интерес ребенка к тому или иному предмету или к учению вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замечаем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, понимать. Сами дети отмечают, что больших успехов они добиваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а, следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень развития его способностей.
Определенные интересы можно обнаружить уже у первоклассников. Одни больше любят математику, другие — письмо.
Однако в начале школьного обучения учебно-познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы, нередко носят случайный, ситуативный характер, частно-поверхностный. С возрастом интересы становятся все более содержательными, глубокими[8].
Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его других индивидуальных особенностей. Следует отметить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безусловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст — период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты, поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и общих, и специальных способностей.
Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок, получает удовлетворение. Успех пробуждает желание больше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.
Успех в значимой для ребенка учебной деятельности способствует развитию у него чувства личностного достоинства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.
У каждого ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учеба приобретает для него личностный смысл, и не будет создавать особых проблем ни ребенку, ни учителю, ни родителям, А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно исторически сложившимся формам деятельности, т.е. специфические человеческие способности, представляют собой подлинные новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии[6].
При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения — это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о ком успешном учении говорить не приходится. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности, очень важно для педагога.
1.3 Роль аппликации для развития творческих способностей младших школьников
Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio — прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т.п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность[11].
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.
В системе по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста особое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у младших школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Аппликация — это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.
Аппликация — одна из самых интересных для детей младшего школьного возраста.
Аппликация — это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Различают следующие виды аппликации[12]:
1. По содержанию: предметная (состоящая из отдельных изображений); сюжетная (отображающая совокупность действий, событий); декоративная (включает в себя орнаменты, узоры).
2. По количеству используемых цветов: силуэтная (используется один цвет); цветная (используется много цветов).
3. По форме: геометрическая (составленная полностью или частично из деталей геометрической формы); негеометрическая (нет ограничений).
4. По способу изготовления деталей: резанная (традиционный способ-вырезывание); рваная (способом обрывания).
5. По количеству деталей: целая силуэтная (наклеивание на фон не расчленённые на отдельные детали изображения предметов); раздробленная на части (изображение предметов, выполненные из отдельных деталей одного или разных цветов); мозаика (из кусочков бумаги одного или различных цветов).
6. По способу крепления деталей: однослойная (без наложения друг на друга); многослойная (наклеивание деталей на фон в два-три слоя).
Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение — невозможно. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования. Аппликация тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги: сгибание; резанье; разрывание и обрывание; наклеивание.
Таким образом, аппликация содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку. Различают следующие виды разметки на бумаги: на глаз; по трафарету; по шаблону; на просвет; через копировальную бумагу; сгибанием.
Значение занятий аппликацией для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность младших школьников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества — желание получить результат, создать определенное изображение.
Младшие школьники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Воспитание — это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности — сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель-то, ради чего совершается действие. Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели — основа наших отношений и наших чувств. Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности. Дети младшего школьного возраста, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому учитель должен направлять своих учеников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Классификация аппликационных работ, так же как и аппликация менялась и претерпевала изменения, поэтому педагогами-практиками был проработан огромный материал для её составления. Со временем используются новые материалы и техника выполнения, и каждый учёный будет давать свою классификацию.
2. Опытно-методическая работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе выполнения аппликации
2.1 Выявление исходного уровня развития творческих способностей младших школьников
творческий аппликация школьник
Одной из задач учебно-воспитательной работы является не только организация обучение и умственное развитие младших школьников, но и развитие творческих способностей. На констатирующем этапе опытно — методической работы определяется уровень развития творческих способностей младших школьников. Для определения исходного уровня развития творческих способностей у младших школьников нами были использованы следующие методики «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс), «Фантазия» (Э.П. Торренс), «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс).
Исследование проходило в МКОУ СОШ №5 г. Киренска, класс 4 «А», количество учащихся 9 человек, учитель Силиверстова Ирина Витальевна.
1. Методика «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс).
Цель: определить уровень развития творческих способностей.
Ход проведения:, Считается, что испытуемый справился с заданием, если:
Сделана поделка оригинально, выразительно, с фантазией, с воображением, с аккуратным технологическим исполнением (высокий уровень).
Смог выполнить работу, удовлетворяющую трем или двум критериям из пяти обозначенных выше (средний уровень).
Работа, в которой слабо проявляется фантазия (низкий уровень).
После проведения данной диагностики нами были получены результаты, представленные в Приложении 1.
Анализ результатов диагностики «Геометрические фигуры» показал следующие результаты: из 9 диагностируемых ни один ученик не имеет высокий уровень развития творческих способностей (0%), 5 учеников (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей, и низкий уровень развития творческих способностей имеют 4 ученика (44%).
2. Методика «Фантазия» (Э.П. Торренс).
Цель: определить уровень развития творческих способностей.
Ход проведения:
Считается, что испытуемый справился с заданием, если:
Смог выполнить оригинально. С фантазией, с воображением, аккуратно, выразительно (высокий уровень).
Смог выполнить работу, удовлетворяющую четырем или трем критериям из пяти обозначенных выше (средний уровень).
Смог выполнить работу, удовлетворяющую двум или одному критерию, из выделенных критериев оценки (низкий уровень).
После проведения данной диагностики нами были получены результаты, представленные в Приложение 2.
Анализ результатов диагностики «Фантазия» показал следующие результаты: из 9 диагностируемых 1 ученик (11%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 5 учеников (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей и низкий уровень развития творческих способностей имеют 3 ученика (33%).
3. Методика «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс).
Цель: определить уровень развития творческих способностей.
Ход проведения:, Считается, что испытуемый справился с заданием, если:
Сделана поделка оригинально, с фантазией, с воображением, аккуратно, выразительно (высокий уровень).
Смог выполнить работу, удовлетворяющую трем или двум критериям из пяти обозначенных выше (средний уровень).
Смог выполнить работу, удовлетворяющую одному критерию, из выделенных критериев оценки (низкий уровень).
После проведения данной диагностики нами были получены результаты, представленные в Приложении 3.
Анализ результатов диагностики «Ажурные ленты» показал следующие результаты: из 9 диагностирующих 1 ученик (11%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 5 учеников (56%) имеют средний уровень развития творческих способностей и низкий уровень развития творческих способностей имеют 3 ученика (33%).
Таким образом, проведя констатирующий этап опытно-методической работы по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников, мы выявили, что из 6 диагностирующих ни один ученик не имеет высокий уровень развития творческих способностей (0%), 6 учеников (67%) имеет средний уровень развития творческих способностей и низкий уровень развития творческих способностей имеют 3 ученика (33%).
Исходя из полученных результатов, нами была разработана серия уроков технологии, направленных на развитие уровня творческих способностей младших школьников в процессе выполнения аппликации.
2.2 Описание серии уроков технологии, направленных на развитие уровня творческих способностей младших школьников
Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства учащихся наблюдается средний и низкий уровень развития творческих способностей, фантазии, воображения и мы пришли к выводу необходимости проектирования серии уроков технологии, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.
Тематический план уроков технологии представлен в таблице 1.
Таблица 1. Тематический план уроков технологии
№ |
Тема |
Цели |
Приёмы, методы |
|
1. |
Украшение тарелки с помощью аппликации «Аквариум» |
1. Познакомить учащихся с разновидностью рыб; 2. Развивать мышление, эстетический вкус при оформлении изделия; 3. Знание цветовой гаммы |
|
|
2. |
Аппликация «Времена года» |
1. Выполнение деталей путем обрывания листа бумаги; 2. Воспитывать силы воли, усидчивость, трудолюбие. |
|
|
3. |
Аппликация «Зоопарк» |
1. Закрепить знания о понятии зоопарк; 2. Развивать мелкую моторику пальчиков. |
|
|
4. |
Аппликация «Любимая игрушка» |
1. Расширить кругозор учащихся о своих товарищах; 2. Воспитывать творческие качества личности, такие как изобретательность, добросовестность. |
|
|
5. |
Мозаика из яичной скорлупы |
1. Закрепить знания о мозаике; 2. Развивать творческие умения, эстетический вкус в выборе цветовой гамме; |
|
|
6. |
Открытка с аппликацией «Зимние цветы» |
1. Познакомить с созданием, форм через приём симметричного вырезания; 2. Воспитывать аккуратность при работе с инструментами. |
|
|
7. |
Сюжетная аппликация из геометрических фигур |
1. Закрепить знания о сюжетной аппликации; 2. Развивать мышление, эстетический вкус в создании сюжета. |
|
|
8. |
Аппликация из ниток |
1. Повторить понятие аппликация; 2. Научить выполнять аппликацию из ниток. |
|
|
9. |
Аппликация из семян |
1. Познакомить с заготовкой семян для аппликации; 2. Развивать фантазию и воображение учащихся. |
|
|
10. |
Мозаика из бумаги |
1. Познакомить учащихся с новым приёмом разметки по шаблону, используя двойную ширину линейки; 2. Закрепить правила работы с ножницами; |
|
|
На одном из уроков технологии мы выполняли аппликацию из яичной скорлупы. На таком уроке учащиеся не только развивают мелкую моторику рук, но и учатся соблюдать аккуратность при работе с таким мелким материалом. Так же учатся рационально наносить клей по мере наклеивания. Работа очень кропотливая и интересная, все старались выполнить как можно аккуратней без лишнего клея и больших частей скорлупы. Некоторые учащиеся сами нашли применение своей поделки, некоторые дети решили украсить комнату, другие дети решили раскрасить аппликацию и сделать подарок на 8 марта маме, сестре или бабушке. В раскраске аппликации и проявляется творчество ребёнка.
Так же на уроке технологии мы выполняли открытку, которую украсили цветочком из фольги. Так как фольга такой материал, который можно загнуть в любое нужное положение, при этом с таким материалом легко работать, у всех вышли открытки очень красивые. Для некоторых все же была проблема выполнить данный вид работы, так как цветок выполнялся с помощью симметричного вырезания, путались в правильном положении материала для вырезания, чтобы в последующем все же получился цветок, но, не смотря на данные проблемы, большинство ребят в классе все же разобралось в последовательности выполнения работы и сделали свое изделие.
Очень понравилась учащимся совместная творческая деятельность в группах при создании зоопарка. Они в группе обсуждали каких животных поселят в свой зоопарк, распределяли между собой обязанности совместной деятельности, кто-то рисовал, обводил животное, другой пальчиками нарывал мелкие кусочки цветной бумаги для аппликации, а потом все вместе начинали придавать яркий вид своим питомцам. В конце урока на выставке каждая группа представляла свой зоопарк с восхищением, с ярким описанием. При раскрашивании и украшении зверей, при представлении зверей, живущих в зоопарке у младших школьников развивались творческие способности, фантазия, воображение.
2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контролирующего этапов исследования
После проведения серии уроков технологии по развитию творческих способностей у младших школьников нами было проведено контрольное исследование. Для этого мы использовали те же самые диагностики, что и на констатирующем этапе. Методики «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс), «Фантазия» (Э.П. Торренс), «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс).
Исследование проходило в МКОУ СОШ №5 г. Киренска, класс 4 «А», количество учащихся 9 человек, учитель Силиверстова Ирина Витальевна.
Анализ результатов диагностики «Геометрические фигуры» показал следующие результаты: на констатирующем этапе из 9 диагностируемых ни один ученик не был приближены к высокому уровню развития творческих способностей, а после проведения серий уроков стало 2 ученика (22%), 5 учеников (56%) приближены к среднему уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе, а на контрольном 7 учеников (78%), к низкому уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе 4 ученика (44%), а на контрольном этапе не выявлен низкий уровень развития творческих способностей.
Анализ результатов диагностики «Фантазия» показал следующие результаты: на констатирующем этапе из 9 диагностируемых 1 ученик (11%) был приближен к высокому уровню развития творческих способностей, а после проведения серий уроков стало 3 ученика (33%), 5 учеников (56%) приближены к среднему уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе, а на контрольном стало 6 учеников (67%), к низкому уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе 3 ученика (33%), а на контрольном этапе не выявлен низкий уровень развития творческих способностей.
Анализ результатов диагностики «Ажурные ленты» показал следующие результаты: на констатирующем этапе из 9 диагностируемых 1 ученик (11%) был приближены к высокому уровню развития творческих способностей, а после проведения серий уроков стало 3 ученика (33%), 5 учеников (56%) приближены к среднему уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе и на контрольном этапе без изменений, к низкому уровню развития творческих способностей на констатирующем этапе приближено 3 ученика (33%), а на контрольном этапе у 1 ученика (11%) выявлен низкий уровень развития творческих способностей.
Таким образом, проведя контрольный этап опытно-методической работы по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников, мы выявили, что из 6 диагностирующих 3 ученика (33%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 6 учеников (67%) имеют средний уровень развития творческих способностей, а низкий уровень развития творческих способностей не выявлен.
Заключение
В процессе проделанной работы над исследованием по теме: Аппликация как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии. Мы определили сущность понятий «творчество», «способности», «творческие способности», рассмотренные с точки зрения разных авторов и за основу нашей работы взяли следующие определения:
Творчество — это создание чего-то нового, непохожего, это всегда выход за общепринятые рамки понимания и поведения.
Способности — это возможность, необходимых уровней мастерства в том или ином деле — действительность.
Творческие способности — это умения, а так же возможность производить по замыслу культурные и материальные ценности.
Для развития творческих способностей на уроке труда можно использовать такой вид работ, как аппликация. Так как это один из древнейших видов искусства и доступных любому возрасту. С помощью трудов таких ученых, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и другие мы выяснили, что младший школьный возраст характеризуется, как период, когда в ребенке начинают закладываться те качества, которые будут иметь большое значение в будущем. Дети этого возраста достаточно чувствительны и любознательны, поэтому аппликация позволяет развивать не только творческие способности, но и нравственные качества, обще трудовые умения и навыки, происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, в частности, для пробуждения у младших школьников патриотических чувств, потребности к труду, а так же расширению умственного кругозора.
Целью нашей дипломной работы являются теоретическое обоснование и опытно-методическая проверка возможностей аппликации для развития творческих способностей младших школьников.
Одной из задач учебно-воспитательной работы является не только организация обучение и умственное развитие младших школьников, но и развитие творческих способностей. На констатирующем этапе опытно — методической работы нами был определён уровень развития творческих способностей младших школьников. Для определения исходного уровня развития творческих способностей у младших школьников нами были использованы следующие методики «Геометрические фигуры» (Э.П. Торренс), «Фантазия» (Э.П. Торренс), «Ажурные ленты» (Э.П. Торренс).
Исследование проходило в МКОУ СОШ №5 г. Киренска, класс 4 «А», количество учащихся 9 человек, учитель Силиверстова Ирина Витальевна.
По результатом данных, полученных при проведении диагностик потребность в развитии творческих способностей существует. Мы разработали и провели серию уроков технологии, направленных на решение данной проблемы. После апробирования серии уроков технологии, направленных на развитие творческих способностей мы можем сказать, что предложенная нами серия уроков технологии эффективна. Данное утверждение подкреплено результатами повторно проведённых методик. Из 6 диагностирующих 3 ученика (33%) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 6 учеников (67%) имеют средний уровень развития творческих способностей, а низкий уровень развития творческих способностей не выявлен. Одним из эффективных способов развития творческих способностей младших школьников является аппликация.
Подведя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что на сегодняшний день остается необходимость исследовать проблему развития творческих способностей младших школьников.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/applikatsiya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey/
1. Top.mail.ru
2. Максимова. Детское творчество. — М.: Просвещение, 1996.-89 с.
3. Выготский Л.Л. Воображение и творчество в детском возрасте-3-е издание.: — М.: Просвещение, 1991.-140 с.
4. Лукашенко А.В. Азбука бумажной пластики // Начальная школа №7. -2004. — 39 с.
5. Данилова Е. Психология. — М.: Просвещение, 1996.-127 с.
6. Иванов Е.И. Психология изобразительного творчества. — М.: Просвещение, 1993.-272 с.
7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-94 с.
8. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прикожан; Под ред.: И.В. Дубровиной. — 2 — е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 464 с. ISBN 5 — 7695 — 0735 — 7
9. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящёвой.-СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2002.-256 с.
10. Словарь-спарвочник по возрастной и педагогической психологии / Под редакцией Гамезо М.В.-М.: Педагогическое общество России, 2001.-128 с.
11. Современный словарь иностранных слов: ок. 20000 с 56 слов.-Спб.: «Дуэт», 1994-752 с.
12. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999-256 с., 12 л. ил.: ил. стр. 17
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000-176 с.
14. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/М.: «Сентябрь», 2003.-204 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
16. Конотоп А.В. «Развитие творческого потенциала учителя технологии в современной школе» // «Мир образования — образование в мире» №2, 2003
17. Аппликационные работы в начальных классах: Кн. Для учителя/ И.К. Щеблыкина, В.И. Романина, И.И. Кагакова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1990-191 стр.: ил.-ISBN 5-09-001398-5