«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности». материал

Курсовая работа

Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся

Современные педагоги понимают, что цель образования – это не только передача знаний, но и развитие творческой личности ребенка. Но как быть, когда старшеклассники не могут решать нестандартные задачи из-за отсутствия творческого начала?

Ученые и методисты давно обсуждают важность задачи пробуждения творческой активности и эмоционального выражения у младших школьников. Однако проблема неразвитых способностей всё еще актуальна, и родители и учителя задаются вопросом, как помочь своим ученикам развиваться в этом направлении.

Кроме того, желание учиться напрямую зависит от успехов на этом пути. И здесь необходимо учитывать не только знания, но и способности, поскольку неудачи могут происходить из-за недостаточно развитых умственных способностей ребенка.

Задачи начальной школы

В первую очередь, начальная школа должна уделять основное внимание развитию индивидуальности учеников. Источником развития является приобщение к современной культуре и учет их прошлого опыта.

Источники полноценного развития ребенка

Исходя из педагогических исследований, можно выделить две важные составляющие:

  • Приобщение к современной культуре;
  • Учет прошлого опыта ребенка.

Безусловно, успешное обучение и положительный настрой на учение могут прийти только при условии развитых способностей ученика.

Таким образом, для эффективного образования и воспитания ребенка необходимо учитывать важность развития творческой личности и индивидуальных способностей учащихся. И начальная школа должна обеспечить этот процесс в полной мере.

Особенности развития творческих способностей младших школьников

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Поэтому выбранная тема «Особенности развития творческих способностей младших школьников» является актуальной.

77 стр., 38414 слов

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего ...

... развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое ... деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, ...

А.Г. Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, утверждает: «Что творчеству можно и нужно учить с детства».

Исходя из актуальности проблемы нами определена тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».

Цель — изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Введение

Для выполнения курсовой работы мы определили задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Дать характеристику различных приемов развития творческих способностей у детей в начальной школе.
  3. Изучить развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
  4. Дать характеристику внеурочным видам деятельности.
  5. Рассмотреть модели внеурочной деятельности.
  6. Проанализировать формы организации внеурочной деятельности в рамках
  7. ФГОС.

Методы исследования:

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Классификация;
  • Обобщение материалов исследования;

Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников

  1. Значение творческих способностей для развития младшего школьника.
  2. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников.
  3. Творческая деятельность младшего школьника во внеурочной деятельности.

Заключение

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy/

Творчество как взаимодействие, ведущее к развитию

Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества — «взаимодействие, ведущее к развитию».

Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития.

16 стр., 7644 слов

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

... условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности; - разработаны и апробированы методические рекомендации, программа по развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Практической значимостью исследования, Выпускная квалификационная работа, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ...

Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности. [7, с.7]

Творческий потенциал детей и его реализация

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства. [7, с.17]

Развитие творческого мышления

Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности.

Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу — психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими — управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением.

Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. [8, с.4]

Важность упражнений творческого характера

Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету — он активнее работает после таких занятий. [2, с.140]

Развитие культуры учителя и детей через организацию креативной образовательной среды

Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Дети через творческую работу, самосозидание включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.

Креативность и здоровьетворение

Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе здоровьетворения — деятельности, мотивированной духовными потребностями в самосозидании и созидании вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Творчество и здоровье в неразрывном единстве

Творчество и здоровье как «норма жизни» находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.) — выступает «нормой жизни». В то же время здоровье является своеобразным показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и обратная связь — с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни. [13, с.43]

5 стр., 2332 слов

Значение детского творчества для развития личности ребенка

... изобразительной и декоративной деятельности. Такой подход позволит ребёнку другими глазами взглянуть на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности. Значение детского творчества для развития личности ребенка Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно ...

Физическое развитие

Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.

Психоэмоциональное развитие

Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.

Развитие эмоциональной сферы

Главное направление развития эмоциональной сферы — это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других.

Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. [9, с.22]

Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание.

Интеллектуальное развитие

Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. [7, 23]

Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия — источник творческой духовности человека.

Воображение как ключ к пониманию детей

Воображение, важное психологическое явление, играет значительную роль в понимании и развитии детей. Оно помогает родителям и педагогам осознать действия ребёнка и понять, что происходит в его душе. В процессе фантазии раскрываются страхи и мысли, которые ребёнок может скрывать. Более того, воображение является одним из наиболее важных способов научить детей, как вести себя в реальном мире.

Как замечает выдающийся психолог Л.С. Выготский: «Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сферах жизни ребёнка. Процесс развития воображения тесно связан с развитием речи, которая является основной психологической формой общения ребёнка с окружающим миром» [3, с.7].

Социальное развитие через творческую деятельность

Творческая деятельность играет ключевую роль в социальном развитии детей. В ходе творческих работ личность ребёнка наиболее ярко проявляется. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети приобретают опыт и навыки сотрудничества, позитивного партнёрства и коллективного взаимодействия.

Таким образом, расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Важным аспектом является формирование отношения к природе и обществу, а также к миру культурных ценностей и к самому себе, как субъекту и объекту культуры. [13, с.46]

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои ... сказки закладывается в детстве, через развитие мышления и воображения. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании и развитии ребёнка в начальной школе. ...

Формирование чувства юмора

Творческие задания, такие как пересказ истории лягушки-путешественницы от лица прутика, за который она держалась в полёте, способствуют формированию чувства юмора у детей. Исследования по формированию чувства комического показали, что его развитие аналогично эстетическому чувству, связано с положительной нравственной оценкой изображаемых событий.

Чувство юмора играет важную роль в развитии ребёнка, способствуя оптимизму, жизнерадостности, разрешению конфликтов и преодолению страхов. Это может помочь ребёнку справляться с психоэмоциональным стрессом, о котором говорилось ранее. [7, с.24]

Отказ от авторитарных методов обучения

Помимо положительного влияния творческих упражнений на развитие детей, данная форма организации учебной деятельности является важной предпосылкой для отказа от авторитарных методов обучения учителями.

Активная позиция ученика

Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы психики.

Развитие самостоятельности мышления

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Творчество как фактор качественного развития

Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество.

Как видно из вышеизложенного, творческая деятельность детей играет важную роль не только в их социальном развитии, но и в формировании различных навыков и качеств, способствуя более гармоничному и полноценному развитию личности.

Философский взгляд на творчество

В философском понимании творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который «приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество — есть творчество из ничего». [7, с. 20]

Творчество в контексте педагогики и психологии

В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю — проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения — доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность. [10, с.7]

12 стр., 5961 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... на отдельных этапах исследований. театрализованный педагогический творческий дошкольник 1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности ...

Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества. [11, с.17]

Анализ творчества по А.Н. Луку

В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:

  • Мотивация как ключевой фактор в проявлении творческих способностей.
  • Темперамент влияет на интенсивность и степень разнообразия творческой активности.
  • Умственная деятельность играет важную роль в процессе творчества, обеспечивая анализ, синтез и выработку новых идей.

Исследования А.Н. Лука позволяют более детально понять природу и многогранность творческой деятельности, выявляя ее внутренние компоненты и взаимосвязи. Такой анализ способствует разработке эффективных методов стимулирования и развития творческих способностей у людей. [11, с.17]

Творческие способности младших школьников

Творческие способности младших школьников являются важным аспектом в развитии их индивидуальности и самореализации. Среди ключевых качеств можно выделить:

  • — зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;
  • — способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;
  • — способность к видению (постановке) проблем;
  • — оригинальность мышления;
  • — диалектичность мышления;
  • — гибкость мышления;
  • — антиконформизм мышления;
  • — критичность мышления;
  • — легкость ассоциирования и воображения;
  • — способность генерирования идей (умение развивать их);
  • — способность к оценочным действиям и выбору; [11, с.17]

— готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.

Значимость творческих способностей в развитии ребенка

Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков чтения в школе доказывают, что проблема существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... предоставляет больше возможности для развития творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. Это литературное произведение, ...

Приемы развития творческих способностей младших школьников

1.2. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников.

Существует несколько приемов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников, включая:

  1. Развитие воображения и ассоциативного мышления через игровую деятельность;
  2. Развитие крит

    Развитие творчества учеников в дополнительном образовании

    Педагог обычной школы, зажатый тисками воспитательного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.

    К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

    1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

    2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

    3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

    4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

    5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;

    Творческая деятельность младшего школьника во внеурочной деятельности

    6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;

    7. Творить и играть иногда вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

    8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и мышления, свою веру, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;

    9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;

    10. Развивать чувство меры в отношении детей, к какому — либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;

    11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

    12. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов Мира.

    «`html

    Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

    Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю в каждом классе.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности [9, c.42].

    В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

    «`

    Внеурочная деятельность как средство развития и воспитания

    Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время [9, c.48].

    Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).

    Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.

    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Цель внеурочной деятельности

    : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

    Основные задачи организации внеурочной деятельности детей

    • Поддержка развития интересов: обеспечение детей возможностью выбора занятий, которые соответствуют их интересам и склонностям.
    • Социализация: создание условий для взаимодействия и сотрудничества между детьми разных возрастов и интересов.
    • Формирование ценностей и культурных навыков: помощь детям в освоении духовных и нравственных ценностей, а также культурных традиций.

    Внеурочная деятельность играет важную роль в формировании личности ребенка, обогащении его знаний и навыков, а также способствует развитию его социальных и культурных аспектов. Эффективная организация этой деятельности способствует созданию условий для самореализации и саморазвития учащихся, что, в свою очередь, способствует их воспитанию как свободных и творческих личностей.

    Таким образом, внеурочная деятельность является важным инструментом в системе образования, который способствует развитию и воспитанию детей, а также формированию их личности.

    Усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время

    Одной из основных задач внеучебной деятельности в школе является усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время. Это позволяет создать благоприятную обстановку для развития личности ребенка, оказывая положительное воздействие на его поведение и социальную адаптацию.

    Организация общественно-полезной и досуговой деятельности

    Для достижения данной цели необходимо организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, а также семьями обучающихся. Взаимодействие с различными институтами и организациями помогает создать разнообразные возможности для ребенка и раскрыть его потенциал в различных сферах деятельности.

    Выявление интересов, склонностей и способностей учащихся

    Важной задачей внеучебной деятельности является выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся к различным видам деятельности. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и помочь ему обнаружить свое призвание и потенциал.

    Помощь в поисках «себя»

    Оказание помощи в поисках «себя» является одной из важных функций внеучебной деятельности. Разнообразие предлагаемых форм и видов деятельности помогают ребенку развиться в различных аспектах, а также определить свои интересы и предпочтения.

    Создание условий для индивидуального развития ребенка

    Внеурочная деятельность должна предлагать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере. Разнообразные группы и кружки позволяют каждому ученику выбрать то направление, которое наиболее соответствует его интересам и потребностям. Это способствует раскрытию его талантов и развитию специализированных навыков.

    Развитие творческой деятельности и способностей

    Одной из основных целей внеучебной деятельности является развитие творческой деятельности и творческих способностей учащихся. Игровая деятельность и художественное творчество являются основными видами внеурочной деятельности, которые способствуют развитию фантазии, к

    Индивидуализированный подход к обучению

    Важным аспектом образовательного процесса является применение индивидуализированного подхода к детям на уроках. Занятия разделяются на две основные части: теоретическую и практическую. В первой части учитываются возрастные, психологические и индивидуальные особенности каждого обучающегося. Педагог тщательно планирует материал таким образом, чтобы он был доступен и понятен каждому ученику.

    Вторая часть занятия включает в себя разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие пространственного и логического мышления. Эти задания специально подобраны с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка, что способствует эффективному усвоению материала.

    Особенности внеурочной деятельности младших школьников

    Важно отметить, что при организации внеурочной деятельности для младших школьников необходимо учесть их особенности. Первоклассники активно воспринимают новые знания и стремятся понять, как устроен мир вокруг них. Педагогическая поддержка на этом этапе играет ключевую роль, обеспечивая детям возможность достичь первого уровня результатов в своей учебной деятельности.

    Во втором и третьем классах происходит интенсивное развитие межличностных отношений между учениками, что создает благоприятную атмосферу для достижения второго уровня результатов внеурочной деятельности. Постепенный переход от первого к второму уровню в течение трех лет обучения формирует возможность младшему школьнику успешно взаимодействовать в общественной среде, достигая третьего уровня результатов.

    Развитие креативности мышления

    Современный образовательный процесс также акцентирует внимание на развитии креативности мышления у детей. Креативность представляет собой способность к творчеству в различных сферах жизни и поддержке творческой самореализации других людей. Она является важным личностным качеством, которое можно развивать с помощью специально спланированных задач и упражнений.

    Цели развития творческих способностей

    Педагог в своей работе ставит перед собой определенные цели в развитии творческих способностей у учеников. Он создает среду, где каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность и творческий потенциал. Такой подход не только способствует развитию креативности, но и помогает ученикам достичь высоких результатов в своих творческих начинаниях.

    В заключение, индивидуализированный подход к обучению, учет особенностей внеурочной деятельности и развитие креативности мышления играют важную роль в формировании успешных и творческих личностей младших школьников.

    Уникальная часть статьи:

    Развитие творческих способностей у детей

    Творческое воспитание имеет важное значение для развития личности ребенка. Оно направлено на формирование у детей таких качеств, как развитие детской фантазии, причинно-следственного мышления, языкового чутья, творческого воображения и многих других.

    • Развивает детскую фантазию, причинно–следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение.
    • Помогает развивать умение сочинять рассказы и сказки.
    • Учебные задания направлены на решение сложных проблем.
    • Способствует формированию любознательности и стремления к познанию нового, неизведанного.
    • Развивает умение мыслить логически и нестандартно.
    • Содействует развитию речи и логического мышления.
    • Повышает мотивацию к самосовершенствованию.

    Основные принципы творческого воспитания

    • Индивидуальный подход.
    • Личный пример («делай, как я!»).
    • Формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям).
    • Не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было.

    Методы воспитания и обучения

    • Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин, способствующие активизации познавательной и творческой активности).
    • Пассивные (собственный пример, беседы).

    Для успешного развития творческих способностей необходимо создавать соответствующие условия и предоставлять возможности для творческой самореализации.

    Особенности развития творческих способностей у младших школьников

    В процессе обучения младших школьников важно учесть особенности развития их творческих способностей. Существует несколько ключевых аспектов, которые способствуют развитию творческого мышления и воображения у детей:

    • раннее начало;
    • создание обстановки, опережающей развитие детей;
    • предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;
    • помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку).

    Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

    Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях. Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

    • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
    • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;
    • дидактические и сюжетно-ролевые игры во внеурочное время;
    • экскурсии, наблюдения;
    • творческие мастерские.

    Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность, которой отлично можно заниматься во внеурочной деятельности.

    Возможности внеурочной деятельности для развития творческих способностей

    Внеурочная деятельность играет важную роль в развитии творческих способностей у младших школьников. Она позволяет детям проявить свои таланты и интересы, а также развить уникальные навыки. Наиболее эффективными методами внеурочной деятельности являются:

    • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
    • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;
    • дидактические и сюжетно-ролевые игры во внеурочное время;
    • экскурсии, наблюдения;
    • творческие мастерские.

    Внеурочная деятельность предоставляет детям возможность развивать свои

    2.1. Модели внеурочной деятельности

    Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считается необходимым начать с уточнения понятия «модель».

    Классик Е. Б. Евладова подчеркивает: «В образовании модель рассматривается, прежде всего, как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями». [6, c. 15]

    Предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий организации образовательного процесса в образовательном учреждении поставленным целям, отражены в программе.

    Общеобразовательным учреждениям для ознакомления и первичного анализа предлагаются модели внеурочной деятельности, основание выбора и примерные названия которых представлены в таблице 1.

    Таблица 1

    Моделирование внеурочной деятельности

    Основание выбора моделей

    Модели внеурочной деятельности

    Условия организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, соответствующие целями внеурочной деятельности

    Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно на базе самого образовательного учреждения (внутри школьная)

    Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (учреждения дополнительного образования, культуры и спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя)

    Модель организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная)

    Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности реализует в общеобразовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов, разрабатывает и осуществляет механизм координации, определяет из числа их работников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы её реализации, рассчитывает источник финансирования внутри фонда оплаты труда. [1, c. 9]

    Внешняя модель организация внеурочной деятельности реализуется в общеобразовательном учреждении при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут быть договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом общеобразовательное учреждение является для своих партнёров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны обеспечивать выполнение Программы данного учреждения.

    Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие общеобразовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой – заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС НОО. В условиях смешанной модели общеобразовательное учреждение организует внеурочную деятельность с опорой на точный анализ собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счёт других учреждений, на основе чего и разрабатывается механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности. [1,c. 10]

    2.2. Принципы внеурочной деятельности

    Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический (сотруднический), деятельностный, и в соответствии со следующими принципами:

    2.2.1. системность

    Принцип системности, как и любой другой дидактический принцип воплощает в себе определенную ряд требований к построению содержания обучения, к организации процесса обучения, к участников учебно-воспитательного процесса — учеников и учителя. В основе этих требований лежит понятие системы, в частности, ее функционально-морфологического строения. Одна из них заключается в том, что содержание учебного материала должен быть организован в систему.

    Выдающиеся педагоги Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков подчеркивают:

    Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

    – всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

    — основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

    — урочной и внеурочной деятельностью;

    — региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

    Относительно требований к участникам учебно-воспитательного процесса, то они ограничиваются тем, что и ученики, и учитель должны знать функционально-морфологическую системную структуру и быть психологически готовы к ее использованию. Наконец принцип системности требует того, чтобы всеми возможными средствами учитель развивал системность мышления ученика, а это означает, что различные виды учебных действий (доказательства теоремы, развязывание упражнений, задач, разбор предложений, изучения произведения, явления, факта и т.д.) осуществлялось под углом зрения системной «призмы».[1, c. 8]

    2.2.2. вариативность

    Принцип вариативности является одним из необходимых условий организации модульного обучения и реализуется в учебном проекте через блок управления, встроенный в обучающий модуль. С принципом вариативности тесно связаны принципы обратной связи, нормирования, модульности, структурирования.

    Реализация принципа вариативности усиливает самомотивацию учащихся на достижение учебных целей, так как предоставляет им множество возможностей выбора уровня усвоения, образовательных маршрутов, видов учебных действий, вариантов контроля и пр. Функции управления учебным процессом при этом частично делегируются учащимся.

    В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.[1, c. 8]

    2.2.3. добровольность

    Данный принцип предполагает свободу выбора обучающимся и их родителями (законными представителями) различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

    2.2.4. успешность и социальная значимость

    Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.[1, c. 9]

    2.3. Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

    Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями [5, с. 24].

    В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

    Кружок — форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

    Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

    Выделяются следующие формы проведения кружка:

    — по способу подачи языкового материала — устные и письменные;

    — по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);

    — по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

    Главное различие всех кружков состоит в том, что в каждом кружке изучаются определённые вопросы. Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.

    Задача учителя объяснить учащимся, что занятие в кружке — не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

    Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.

    Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.).

    Ее отличительными признаками принято считать:

    — специфические образовательные задачи;

    — принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

    — ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

    — демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

    Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.

    Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений.

    Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды).

    Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

    Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:

    — исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

    — информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

    — применение новой информации;

    — оценка результатов применения [4, c. 222] .

    Заключение .

    В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен. Как сказал один из блоггеров, «креативность – это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Отсюда ясно, что креативность будет котироваться всегда и это качество отнюдь не лишнее. Это возможность найти сто баксов там, где обычно находят копейку». Я считаю, что оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности.

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил нам сделать следующие выводы:

    Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

    Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

    Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы — это специальная подготовка педагогов.

    В дальнейшем в дипломной работе мы доработаем программу кружка «Волшебный мир оригами» в художественно эстетическом направление, разработаем конспекты.

    Литература.

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy/

    1. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.
    2. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. — М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.
    3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Академия,-2011.- с. 55-56.
    4. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
    5. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. — №3. – с. 15-26.
    6. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. — №4. – с. 15-21.
    7. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. — 170с.
    8. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
    9. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. — М.: Эксмо, 2007. — 334с.
    10. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. — Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. — 344с.
    11. Мукина, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. — М., 2008. — №5. — С.47.
    12. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы.- 2003. — № 3.- с.107.
    13. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная школа. — М., 2001. — №1. — С.3.
    14. </ol