Фразы которые можно использовать при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения

Сочинение

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Проблема — это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вы­зывает его раздумья и размышления.

Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Возникает во­прос: какую из них выбрать для комментария и положить в основу экзаменацион­ного сочинения?

Рекомендуем сосредоточиться на проблеме, которая

главной, а не второстепенной

  • даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения) .

Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,

  • задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте :
  • опираясь на остальные смысловые части сочинения.

двумя способами

«поставленных»

В толковых словарях русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и С.И. Ожегова даётся следующее толкование словам:

Ставить — предлагать для решения, выполнения, обсуждения; выдвигать. Ста­вить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ста­вить вопрос. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.

Затронуть, Упомянуть

«ставить»

Способы формулировки проблемы Примеры
1. В виде вопооса (проблема и есть вопрос, над которым рас­суждает автор исходного текста и который требует решения), по­сле котооого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоз­зренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN . Как влияет на жизнь человека облада­ние способностью к сочувствию или от­сутствие у него такой способности? Имен­но эту сложную проблему ставит в своём тексте
2. Сочетанием слова пробле­ма с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему (чего?) отцов и де­тей. Автор данного текста привлекает вни­мание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN ставится проблема (чего? ) одиночества.

Примечания.

1) Формулируя проблему, если вы не уверены в правильном определении вами жанра, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», напри­мер: «В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека», «В предло­женном для анализа очерке автор ставит проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN » .

Лучше употреблять слово «текст». Хотя если вы уверены в правильном опре­делении вами жанра предлагаемого текста, то это замечание не для вас.

«Проблема этого тек­ста в том, что…»

3) Помните о том, что предлог «ПО » перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По C .Л. Львову ». Поэтому при обозна­чении проблемы можно допустить серьёзную грамматическую ошибку, построив предложение следующим образом: «В тексте по С.Л. Львову поднимается пробле­ма равнодушия». Следует писать так: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимает­ся проблема равнодушия» .

4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические кон­струкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существитель­ных, употреблённых в родительном падеже: «В тексте В. Никляева затрагива­ется проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира» .

Такое построение предложения затрудняет чтение. Поэтому в этом случае про­блему лучше сформулировать в виде вопроса: «Почему у некоторых людей от­сутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN » .

«В тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия».

«В тексте Львов поднимает проблему равнодушия».

7) Необходимо избегать фамильярности, упоминая об авторе исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии: «В предложенном для анали­за тексте автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равно­душия».

Запомните! Проблема (ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЁМ? )

Приведём часто встречающиеся в экзаменационных сочинениях выпускников варианты формулировки проблемы исходного текста и рассмотрим типовые рече­вые конструкции, которые используются для этого.

Одиночество человека., Когда и почему человек чувствует себя оди­ноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?, Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?, Почему недопустимо, чтобы, пожилой человек чувствовал себя одиноким?

9. Человек и искусство, Почему од­ни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?, Какое искусство необходимо об­ществу?, Как музыка влияет на душу челове­ка, его внутренний мир?, Сострадание окружающим.

  • Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию ( Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострада­ния? );

Каким должно быть истинное состра­дание?, Может ли человек позволить себе быть равнодушным и не сострадать окружающим?, Человек и война., Почему человеческое сознание не мо­жет принять сам факт войны?

  • проблема душевного состояния человека в условиях войны ( Как влияют во­енные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать? );

Как война заставляла человека ве­сти себя?, Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны?, Есть ли ме­сто гуманизму в тяжёлых условиях военного времени?

Смысл жизни.

В чём смысл жизни человека?, Познание мира., Какова цель учения? Чему должно служить познание?, Запомните!, Проблема роли (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) в жизни человека, Проблема влияния (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) на человека, Проблема вытеснения (ЧЕГО-ТО) (ЧЕМ-ТО), Проблема восприятия (ЧЕГО-ТО) (КЕМ-ТО), Проблема проявления (ЧЕГО-ТО) (В КАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ)

Рассмотрим, как оценивается формулировка учащимся одной из проблем ис­ходного текста в критериях проверки и оценки задания с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку.

К1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочине­ния) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. ***Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал не­верно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1— К4 оценивается 0 баллов. 0

Если вы не укажете проблему или неверно её сформулируете, то можете поте­рять 8 баллов., Задание № 1.

Сформулируйте проблемы, которые затрагивает автор текста. Напишите два ва­рианта формулировки каждой проблемы: в виде повествовательного и в виде вопро­сительного предложений.

Сравните полученные фрагменты сочинения с теми, которые предложены в ключе.

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

  • Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкну­ло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один перепутал литературу с лигатурой.

  • Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — На дому. Вас интересует литература?
  • Интересует, — кивнул собеседник.

— Меня зовут Максим. Давайте начнём завтра. В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом сво­боден до двух. Записываю адрес.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти ке­лье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

  • Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор ли­цея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет — литература — никому, увы, не нужен.

Новую работу Андрею Петровичу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ре­мень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы. А затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумаж­ных. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хе­мингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нерв­но расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта».

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Как вы зна­ете, в школах литературу не преподают почти сотню лет. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем де­ти повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родите­лям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Ну, и конечно, техника.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Лите­ратура была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

  • Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обра­тился к вам.

-..День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Андрей Петрович не переставал удивлять­ся, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. К вечеру Андрей Петрович уже не на­ходил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Максим не при­ходил. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчёмности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.

Что-то заставило Андрея Петровича войти в Интернет и пролистать ленту но­востей.

Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К, — с трудом сфокусировав зре­ние, считывал с экрана Андрей Петрович, — дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизи­рован… Общественность обеспокоена проявлением…».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Коле­ни подломились, и он тяжело опустился на пол.

«Коту под хвост, — пришла итоговая мысль. — Всё коту под хвост. Всё это вре­мя он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил».

(По М. Гелприну)

Майк Гелприн

Задание № 2.

речевые и грамматические ошибки

_________________________________

_______________________________________________________________

  • _____________________________________

_______________________________________________________________

3) В тексте публициста Маслова Ильи Александровича раскрывается проблема поиска путей взаимопонимания людей разных возрастных поколений. —

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _______________________________________________

_________________________________________________________________

5) Проблема, которую выразил автор в своём тексте, — это проблема нравствен­ного выбора в экстремальной жизненной ситуации человеком. -_______

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________

_______________________________________________________________

___________________________

_________________________________________________________________

___________________

_________________________________________________________________

____________

_______________________________________________________________

_________________________

_______________________________________________________________

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Проблема — это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вы­зывает его раздумья и размышления.

Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Возникает во­прос: какую из них выбрать для комментария и положить в основу экзаменацион­ного сочинения?

Рекомендуем сосредоточиться на проблеме, которая

главной, а не второстепенной

  • даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения) .

Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,

  • задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте :
  • опираясь на остальные смысловые части сочинения.

двумя способами

«поставленных»

В толковых словарях русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и С.И. Ожегова даётся следующее толкование словам:

Ставить — предлагать для решения, выполнения, обсуждения; выдвигать. Ста­вить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ста­вить вопрос. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.

Затронуть, Упомянуть

«ставить»

Способы формулировки проблемы Примеры
1. В виде вопооса (проблема и есть вопрос, над которым рас­суждает автор исходного текста и который требует решения), по­сле котооого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоз­зренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN . Как влияет на жизнь человека облада­ние способностью к сочувствию или от­сутствие у него такой способности? Имен­но эту сложную проблему ставит в своём тексте
2. Сочетанием слова пробле­ма с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему (чего?) отцов и де­тей. Автор данного текста привлекает вни­мание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN ставится проблема (чего? ) одиночества.

Примечания.

1) Формулируя проблему, если вы не уверены в правильном определении вами жанра, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», напри­мер: «В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека», «В предло­женном для анализа очерке автор ставит проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN » .

Лучше употреблять слово «текст». Хотя если вы уверены в правильном опре­делении вами жанра предлагаемого текста, то это замечание не для вас.

«Проблема этого тек­ста в том, что…»

3) Помните о том, что предлог «ПО » перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По C .Л. Львову ». Поэтому при обозна­чении проблемы можно допустить серьёзную грамматическую ошибку, построив предложение следующим образом: «В тексте по С.Л. Львову поднимается пробле­ма равнодушия». Следует писать так: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимает­ся проблема равнодушия» .

4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические кон­струкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существитель­ных, употреблённых в родительном падеже: «В тексте В. Никляева затрагива­ется проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира» .

Такое построение предложения затрудняет чтение. Поэтому в этом случае про­блему лучше сформулировать в виде вопроса: «Почему у некоторых людей от­сутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN » .

«В тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия».

«В тексте Львов поднимает проблему равнодушия».

7) Необходимо избегать фамильярности, упоминая об авторе исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии: «В предложенном для анали­за тексте автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равно­душия».

Запомните! Проблема (ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЁМ? )

Приведём часто встречающиеся в экзаменационных сочинениях выпускников варианты формулировки проблемы исходного текста и рассмотрим типовые рече­вые конструкции, которые используются для этого.

Фразы которые можно использовать при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения, В предложенном для анализа тексте NN ставит проблему (чего?)., В своём тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?)., В данном тексте NN ставит проблему (чего?)., В своём тексте NN обращает внимание читателей на проблему (чего?)., Текст NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?)., Предложенный для анализа текст NN посвящён проблеме (чего?)., В тексте NN ставится проблема (чего?)., В тексте NN поднимается проблема (чего?)., В тексте NN рассматривается проблема (чего?)., Фразы, используемые при формулировке проблемы в виде ВОПРОСИТЕЛЬНО­ГО предложения

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящён текст NN .

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Эту сложную проблему ставит в своём тексте NN .

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Такова проблема, поднятая в тексте NN .

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос даёт в своём тексте NN .

Естественно, способы формулировки проблемы исходного текста и начала экза­менационного сочинения не исчерпываются приведёнными выше предложениями. Могут быть и другие варианты. Рассмотрим их.

Возможные способы формулировки проблемы исходного текста и начала экзаменационного сочинения, также часто встречающиеся в работах выпуск­ников

1. Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария.

Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, ис­пользуя следующие фразы:

«Эти и другие вопросы ставятся в тексте известного писателя NN . Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего? )…»

Пример формулировки проблемы исходного текста, которой предшествует се­рия вопросов, заданных пишущим по содержанию прочитанного:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувство­вать, сострадать? Как долго мы храним память о прошедших трагических со­бытиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения челове­ка к войне.

2. Сочинение можно начать с назывного предложения, содержащего ключевое понятие исходного текста, а затем в виде вопроса сформулировать проблему, вы­бранную для дальнейшего комментария:

Пример формулировки проблемы исходного текста, которая начинается Име­нительным темы в сочетании с вопросительным предложением:

Жадность. Как этот один из самых отвратительных нравственных по­роков влияет на души людей? Именно такую проблему ставит В. Солоухин в предложенном для анализа тексте.

Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них про­блемы нередко повторяются.

На экзамене в предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие виды проблем:

  • нравственные;
  • философские;
  • социальные;
  • экологические;
  • научные.

Приведённый ниже перечень проблем, часто предлагаемых для анализа в сочи- нении-рассуждении на ЕГЭ и сгруппированных в несколько тематических блоков, поможет научиться самостоятельно формулировать проблему исходного текста.