ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Проблема — это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Возникает вопрос: какую из них выбрать для комментария и положить в основу экзаменационного сочинения?
Рекомендуем сосредоточиться на проблеме, которая
главной, а не второстепенной
- даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения) .
Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,
- задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте :
- опираясь на остальные смысловые части сочинения.
двумя способами
«поставленных»
В толковых словарях русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и С.И. Ожегова даётся следующее толкование словам:
Ставить — предлагать для решения, выполнения, обсуждения; выдвигать. Ставить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ставить вопрос. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.
Затронуть, Упомянуть
«ставить»
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1. В виде вопооса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения), после котооого делается отсылка к исходному тексту. | Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN . Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему ставит в своём тексте |
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) | В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему (чего?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN ставится проблема (чего? ) одиночества. |
Примечания.
1) Формулируя проблему, если вы не уверены в правильном определении вами жанра, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», например: «В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека», «В предложенном для анализа очерке автор ставит проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN » .
Лучше употреблять слово «текст». Хотя если вы уверены в правильном определении вами жанра предлагаемого текста, то это замечание не для вас.
«Проблема этого текста в том, что…»
3) Помните о том, что предлог «ПО » перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По C .Л. Львову ». Поэтому при обозначении проблемы можно допустить серьёзную грамматическую ошибку, построив предложение следующим образом: «В тексте по С.Л. Львову поднимается проблема равнодушия». Следует писать так: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимается проблема равнодушия» .
4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические конструкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существительных, употреблённых в родительном падеже: «В тексте В. Никляева затрагивается проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира» .
Такое построение предложения затрудняет чтение. Поэтому в этом случае проблему лучше сформулировать в виде вопроса: «Почему у некоторых людей отсутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN » .
«В тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия».
«В тексте Львов поднимает проблему равнодушия».
7) Необходимо избегать фамильярности, упоминая об авторе исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии: «В предложенном для анализа тексте автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равнодушия».
Запомните! Проблема (ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЁМ? ) |
Приведём часто встречающиеся в экзаменационных сочинениях выпускников варианты формулировки проблемы исходного текста и рассмотрим типовые речевые конструкции, которые используются для этого.
Одиночество человека., Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?, Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?, Почему недопустимо, чтобы, пожилой человек чувствовал себя одиноким?
9. Человек и искусство, Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?, Какое искусство необходимо обществу?, Как музыка влияет на душу человека, его внутренний мир?, Сострадание окружающим.
- Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию ( Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания? );
Каким должно быть истинное сострадание?, Может ли человек позволить себе быть равнодушным и не сострадать окружающим?, Человек и война., Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
- проблема душевного состояния человека в условиях войны ( Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать? );
Как война заставляла человека вести себя?, Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны?, Есть ли место гуманизму в тяжёлых условиях военного времени?
Смысл жизни.
В чём смысл жизни человека?, Познание мира., Какова цель учения? Чему должно служить познание?, Запомните!, Проблема роли (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) в жизни человека, Проблема влияния (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) на человека, Проблема вытеснения (ЧЕГО-ТО) (ЧЕМ-ТО), Проблема восприятия (ЧЕГО-ТО) (КЕМ-ТО), Проблема проявления (ЧЕГО-ТО) (В КАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ)
Рассмотрим, как оценивается формулировка учащимся одной из проблем исходного текста в критериях проверки и оценки задания с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку.
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. ***Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1— К4 оценивается 0 баллов. | 0 |
Если вы не укажете проблему или неверно её сформулируете, то можете потерять 8 баллов., Задание № 1.
Сформулируйте проблемы, которые затрагивает автор текста. Напишите два варианта формулировки каждой проблемы: в виде повествовательного и в виде вопросительного предложений.
Сравните полученные фрагменты сочинения с теми, которые предложены в ключе.
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
- Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один перепутал литературу с лигатурой.
- Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — На дому. Вас интересует литература?
- Интересует, — кивнул собеседник.
— Меня зовут Максим. Давайте начнём завтра. В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух. Записываю адрес.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
- Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет — литература — никому, увы, не нужен.
Новую работу Андрею Петровичу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы. А затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта».
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Как вы знаете, в школах литературу не преподают почти сотню лет. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Ну, и конечно, техника.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
- Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
-..День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Однажды, в среду, Максим не пришёл. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Максим не приходил. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчёмности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.
Что-то заставило Андрея Петровича войти в Интернет и пролистать ленту новостей.
Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
«Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован… Общественность обеспокоена проявлением…».
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Колени подломились, и он тяжело опустился на пол.
«Коту под хвост, — пришла итоговая мысль. — Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил».
(По М. Гелприну)
Майк Гелприн
Задание № 2.
речевые и грамматические ошибки
_________________________________
_______________________________________________________________
- _____________________________________
_______________________________________________________________
3) В тексте публициста Маслова Ильи Александровича раскрывается проблема поиска путей взаимопонимания людей разных возрастных поколений. —
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _______________________________________________
_________________________________________________________________
5) Проблема, которую выразил автор в своём тексте, — это проблема нравственного выбора в экстремальной жизненной ситуации человеком. -_______
_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________
_______________________________________________________________
___________________________
_________________________________________________________________
___________________
_________________________________________________________________
____________
_______________________________________________________________
_________________________
_______________________________________________________________
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Проблема — это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Возникает вопрос: какую из них выбрать для комментария и положить в основу экзаменационного сочинения?
Рекомендуем сосредоточиться на проблеме, которая
главной, а не второстепенной
- даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения) .
Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,
- задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте :
- опираясь на остальные смысловые части сочинения.
двумя способами
«поставленных»
В толковых словарях русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и С.И. Ожегова даётся следующее толкование словам:
Ставить — предлагать для решения, выполнения, обсуждения; выдвигать. Ставить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ставить вопрос. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.
Затронуть, Упомянуть
«ставить»
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1. В виде вопооса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения), после котооого делается отсылка к исходному тексту. | Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN . Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему ставит в своём тексте |
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) | В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему (чего?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN ставится проблема (чего? ) одиночества. |
Примечания.
1) Формулируя проблему, если вы не уверены в правильном определении вами жанра, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», например: «В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека», «В предложенном для анализа очерке автор ставит проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN » .
Лучше употреблять слово «текст». Хотя если вы уверены в правильном определении вами жанра предлагаемого текста, то это замечание не для вас.
«Проблема этого текста в том, что…»
3) Помните о том, что предлог «ПО » перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По C .Л. Львову ». Поэтому при обозначении проблемы можно допустить серьёзную грамматическую ошибку, построив предложение следующим образом: «В тексте по С.Л. Львову поднимается проблема равнодушия». Следует писать так: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимается проблема равнодушия» .
4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические конструкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существительных, употреблённых в родительном падеже: «В тексте В. Никляева затрагивается проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира» .
Такое построение предложения затрудняет чтение. Поэтому в этом случае проблему лучше сформулировать в виде вопроса: «Почему у некоторых людей отсутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN » .
«В тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия».
«В тексте Львов поднимает проблему равнодушия».
7) Необходимо избегать фамильярности, упоминая об авторе исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии: «В предложенном для анализа тексте автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равнодушия».
Запомните! Проблема (ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЁМ? ) |
Приведём часто встречающиеся в экзаменационных сочинениях выпускников варианты формулировки проблемы исходного текста и рассмотрим типовые речевые конструкции, которые используются для этого.
Фразы которые можно использовать при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения, В предложенном для анализа тексте NN ставит проблему (чего?)., В своём тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?)., В данном тексте NN ставит проблему (чего?)., В своём тексте NN обращает внимание читателей на проблему (чего?)., Текст NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?)., Предложенный для анализа текст NN посвящён проблеме (чего?)., В тексте NN ставится проблема (чего?)., В тексте NN поднимается проблема (чего?)., В тексте NN рассматривается проблема (чего?)., Фразы, используемые при формулировке проблемы в виде ВОПРОСИТЕЛЬНОГО предложения
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящён текст NN .
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Эту сложную проблему ставит в своём тексте NN .
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Такова проблема, поднятая в тексте NN .
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос даёт в своём тексте NN .
Естественно, способы формулировки проблемы исходного текста и начала экзаменационного сочинения не исчерпываются приведёнными выше предложениями. Могут быть и другие варианты. Рассмотрим их.
Возможные способы формулировки проблемы исходного текста и начала экзаменационного сочинения, также часто встречающиеся в работах выпускников
1. Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария.
Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы:
«Эти и другие вопросы ставятся в тексте известного писателя NN . Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего? )…»
Пример формулировки проблемы исходного текста, которой предшествует серия вопросов, заданных пишущим по содержанию прочитанного:
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго мы храним память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
2. Сочинение можно начать с назывного предложения, содержащего ключевое понятие исходного текста, а затем в виде вопроса сформулировать проблему, выбранную для дальнейшего комментария:
Пример формулировки проблемы исходного текста, которая начинается Именительным темы в сочетании с вопросительным предложением:
Жадность. Как этот один из самых отвратительных нравственных пороков влияет на души людей? Именно такую проблему ставит В. Солоухин в предложенном для анализа тексте.
Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются.
На экзамене в предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие виды проблем:
- нравственные;
- философские;
- социальные;
- экологические;
- научные.
Приведённый ниже перечень проблем, часто предлагаемых для анализа в сочи- нении-рассуждении на ЕГЭ и сгруппированных в несколько тематических блоков, поможет научиться самостоятельно формулировать проблему исходного текста.