«Записки охотника» — 25 небольших рассказов из жизни крепостного крестьянина и крепостников-дворян. Это подлинная, ничем не подкрашенная картина родного быта, страничка из истории, из мрачного прошлого. Автор возненавидел среду, из которой вышел сам, но тонкое художественное чутье большого писатели подсказало, что не рассуждениями и не описанием случаев исключительной жестокости, а живыми образами сумеет он тронуть и потрясти свою аудиторию, все русское общество. Герои Тургенева — обыденные, повседневные люди, деяния их также не выходят из рамок повседневности.
Первые рассказы из «Записок охотника» появились в конце 40 х годов, в то время, когда крепостное право считалось одной из главных и наиболее незыблемых основ дореформенного быта. Русское общество не могло не знать, что происходило в народных низах, там, где над всеми господствовала почти бесконтрольная власть дворянина-помещика, призванного быть и судьей, и администратором, и опекуном забитого нуждой и бесправием крестьянина. Но, привыкши к веками существовавшему рабству, общество невольно забывало о страданиях Калинычей, Власов и Лукерий, невольно успокаивалось в своем беспросветном пессимизме, не веря ни о свои силы, ни в великое будущее своего народа. Нужно было пробудить это общество от сна, нужно было вселить бодрость и веру в потерявших то и другое, необходимо было призвать вглядеться ближе в окружающую обстановку, в настроение, в мысли и чувства «крещеной собственности». И такой призыв, несомненно, исходил из «Записок охотника».
В народе, так говорил автор, таится много доброго, светлого и великого, много любви к ближнему, самопожертвования, много ума и глубокого чувства. Рабство оказалось бессильным искоренить лучшие стороны человеческого «я», непорочность народной души. И пусть все, в ком живет мысль о лучшем будущем родины, проникнутся сочувствием к горю обездоленного пахаря, пусть не теряют веры в лучшие дни. Неприглядно настоящее, тяжела участь крепостного. В цепи заковали умного, энергичного Хоря, чуткого, восторженного мечтателя Калиныча, незлобливого Касьяна, Лукерью с ее беззаветной добротой. Дайте им такой же простор, как просторна природа-мать, близкая и дорогая им. Просторная природа-мать и человек-раб — как много в этом противоречий! Жестоки рабовладельцы, безжалостно разбивают они личное счастье и личные привязанности крестьян, издеваются над ними и даже материально не обеспечивают своих кормильцев! Бессилен и закон, ибо в руках крепостников все судопроизводство, закон, карающий за жестокость, но не применяющийся на деле к насильникам из дворянской среды…
Судьба личности в обществе и истории в романе М.А.Булгакова «Мастер ...
... я невозможен ни на какой другой земле, кроме ... Из «Драматических сочинений» С. Ермолинского ( ... называем тоталитарным обществом, культом личности ... 1891 году, «мать городов русских», ... миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением ... и Ева», «Иван Васильевич»). К ... автора, писательский долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, ...
Протестом против существующего звучали эти беспристрастные характеристики людей, расположившихся на двух противоположных полюсах русской жизни, призывом к борьбе и бодрости. И общество должно было понять, что его долг перед народом и родиной отдать все силы на разрушение крепостного строя!..
С чисто художественной стороны «Записки охотника» также представляли выдающееся в нашей литературе явление. Тургенев оказался талантливым последователем Пушкина и Гоголя, реалистом, изобразившим окружающую обстановку без всяких прикрас и преувеличений. Общество ознакомилось с двумя типами крестьян, с бытом простого русского народа, выступившего со всеми своими историческими переживаниями, с отношением к женщине с наивной верой в целый ряд сверхъестественных существ и, наконец, с безграничной любовью к природе. Необычайно красивы описания отдельных местностей центральной России; после Гоголя ни один из наших крупных писателей не дал такой мастерской картины русской природы. В мягких красках изображает ее Тургенев, так восторженно и живо, что читателю невольно кажется, будто и он слышит этот шелест листьев в прохладной роще, и шум стели, и пение птиц…
И Тургенев нисколько не преувеличивал значение «Записок охотника», когда на закате своей жизни обратился с просьбой к русскому обществу: начертайте на моей могиле, что сделали «Записки охотника» для освобождения крепостного крестьянства… Тогда вы воздадите должное мне как писателю и гражданину!
Источник: Пишем сочинения по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника». М.: «Грамотей», 2006