Загадки в работе с дошкольниками (ТРИЗ)

Сочинение

Развертывание

Дошкольное детство является особым периодом в жизни ребенка, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики — когнитивной, эмоциональной, волевой. В этом возрасте развивается способность к творческому решению проблем, возникающих в различных ситуациях. Для достижения этой цели важно научить детей мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. С помощью загадок можно решить множество методических проблем, начиная от систематизации свойств предметов и явлений до развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4-5-летним детям.

Для начала знакомства с методикой ТРИЗ предлагается ознакомиться с понятием органов чувств. Детям объясняют, что у человека есть пять органов чувств, и уточняют, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.

Этап I: Знакомство с помощниками — «Волшебниками»

На этом этапе детям представляются помощники — «Волшебники», которые являются анализаторами различных органов чувств. Детям рассказывается о каждом «Волшебнике» и их функциях:

  • Волшебник «Я чувствую запах» — отвечает за обоняние;
  • Волшебник «Я слышу звук» — отвечает за слух;
  • Волшебник «Я пробую на вкус» — отвечает за вкус;
  • Волшебник «Я ощущаю лицом и руками» — отвечает за осязание;
  • Волшебник «Я вижу» — отвечает за зрение.

Детям предлагается обсудить, какие признаки объектов могут быть «считаны» каждым из «Волшебников». Это поможет детям лучше понять, как работают и какие возможности есть у каждого органа чувства.

Этап II: Составление загадок

На этом этапе детям предлагается составить загадки, используя три основные модели. Педагог вывешивает табличку с изображением модели составления загадок и предлагает детям выбрать объект для составления загадки.

Модель 1: «Какой? Что бывает таким же?»

Для составления загадки выбирается объект (например, самовар).

Педагог задает вопросы и дает детям образные характеристики объекта по заданным признакам (например, по цвету, действиям, форме).

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста. объект исследования - театральная ...

Затем детей просят дать образные характеристики другим объектам, выбранным для сравнения. Например, для самовара можно выбрать признак «блестящий» и сравнить его с начищенной монетой.

После заполнения таблички педагог предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Это поможет детям лучше понять, какими признаками объект можно описать и какие сравнения можно провести.

Исследование загадок детей с нарушением речи

Целью данного исследования было изучение способов формулирования загадок у детей с нарушением речи. Для этого были представлены три модели загадок: «Что это?», «Что делает? Что (кто) делает так же?» и «На что похоже? Чем отличается?». Каждая модель имела свои критерии оценки, которые выражались в баллах.

Модель 1. Что это?

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения):

  • Загадка 1: «Шипучая, как открытая шампанская; вкусная, как спелый персик; сочная, но не апельсин».
  • Загадка 2: «С пушистым хвостом, как у белочки; быстрая, как полет стрелы; прыгучая, но не кенгуру».
  • Загадка 3: «Блестящая, как начищенная монета; шипящая, как проснувшийся вулкан; круглая, но не спелый арбуз».

Каждая загадка получала оценку по шкале от 0 до 10 в зависимости от того, насколько она являлась запутанной и уровня креативности в формулировке.

Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения):

  • Загадка 1: «Летает, но не бумажный самолет».
  • Загадка 2: «Роет норки, но не слепой крот».
  • Загадка 3: «Ловит насекомых, но не болотная лягушка» (Ласточка).
  • Загадка 4: «Быстро летает, но не реактивный самолет».
  • Загадка 5: «Звонко поет, но не веселый ребенок».
  • Загадка 6: «Строит жилье, но не опытный плотник» (Соловей).

Каждая загадка получала оценку по шкале от 0 до 10 в зависимости от того, насколько понятно в ней было описано действие или характеристика объекта.

Модель 3. На что похоже? Чем отличается?

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения):

  • Загадка 1: «Похожа на облако, но никуда не плывет».
  • Загадка 2: «Похожа на море, но нет волн».
  • Загадка 3: «Как зеркало, но нельзя разбить» (Лужа).
  • Загадка 4: «Похожа на жука, но нет лапок».
  • Загадка 5: «Похожа на улитку, но быстро движется».
  • Загадка 6: «Как дом, но нельзя побегать» (Легковая машина).

Каждая загадка получала оценку по шкале от 0 до 10 в зависимости от того, насколько понятно было описано сходство и различие объекта.

После анализа результатов исследования было установлено, что дети с нарушением речи успешно справляются с формулировкой загадок и могут использовать различные модели для создания креативных и интересных загадок. Данное исследование позволяет лучше понять процесс развития речи у детей с нарушениями и предложить соответствующие методы обучения и поддержки.

Формирование речевой активности у детей через использование ярких сравнений

В процессе обучения дошкольников развитию речи педагоги часто сталкиваются с проблемой стимулирования речевой активности у детей. Одним из эффективных методов, позволяющих разнообразить и обогатить речь детей, является использование ярких и образных сравнений. Они позволяют ребенку активно мыслить, устанавливать связи между объектами, анализировать их характеристики и выражать свои мысли более ярко и выразительно.

3 стр., 1001 слов

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

... работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи нарушение речь искусство дети Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, в ...

Сочинение сравнений, загадок и метафор является целесообразным при работе с объектами, которые обладают многоплановой характеристикой и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения. Такой подход способствует развитию творческого мышления и фантазии у детей, а также обогащению их речи.

Ребенок, составляя загадку о конкретном предмете, не только тренирует свою речь и мышление, но и устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о прошлом и будущем этого объекта. Он делает сравнения по выбранному признаку и находит различия и сходства между объектами. В результате ребенок формирует устойчивый интерес к созданию собственного речевого продукта и развивает свою речь.

Список использованной литературы:

  • Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001.
  • Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006.
  • Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. Журнал практического психолога. 1996. №3.
  • Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. Школа, М., 1997, № 2., с. 49 – 53.
  • Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000.
  • Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. Педагогика, 1981.
  • Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. С.-Пб.,ТРИЗ — ШАНС, 1995.
  • Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, РГУ, 1995.
  • Загадки в работе с дошкольниками (ТРИЗ)