Загадка финала поэмы двенадцать

Сочинение

Загадка финала поэмы “Двенадцать”

Поэма “Двенадцать” написана Блоком в 1918 г., когда гран­диозные события революции были еще днем сегодняшним. Про­изведение стало одним из первых литературных откликов на очень противоречивый, переломный исторический момент. Зако­номерно поэтому, что оценки блоковской книги современниками были подчас диаметрально противоположными. Ее считали “своей” как сторонники, так и противники революции.

Вызвал к жизни острую полемику образ Иисуса Христа в финале “Двенад­цати”. Трактовку

этого образа можно считать ключом к разгадке всей сложной, новаторской в творчестве Блока поэмы.

Однако финал – это лишь часть целого, поэтому его осмыс­ление невозможно без анализа всего текста.

В основе композиции “Двенадцати” лежит антитеза, проти­вопоставление. Об этом заявляют первые же строки:

Черный вечер. Белый снег.

И сразу же становится очевидным вселенский масштаб раз­ворачивающихся событий:

Ветер, ветер На всем божьем свете!

Противопоставлены же друг другу образы нового и старого мира. Старый мир обрисован черным: “барышня в каракуле”, “долгополый поп”,

“писатель-вития”… Самыми емкими образа­ми уходящего времени становятся мерзнущий “буржуй” и сле­дующий за ним по пятам “паршивый пес”.

Новый мир представлен в образе коллективного героя по­эмы – двенадцати красногвардейцев, которые патрулируют го­род. Движение маленького отряда лежит в основе композиции произведения. Однако все эти люди проходят и внутренний путь духовного преображения.

Впервые они предстают перед нами в вихре пурги, стихии, которая будет сопровождать героев до конца поэмы. Сначала двенадцать выглядят зловещими каторжниками, анархистами без веры и совести:

В зубах цигарка,

Примят картуз.

На спину б надо Бубновый туз.

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Но это скорее взгляд обывателя, чем авторская характерис­тика двенадцати. Позиция Блока иная. Он называет своих геро­ев “рабочим народом” и сознательно ставит в центр произведе­ния именно таких людей, наделенных многими противоречивы­ми качествами.

13 стр., 6398 слов

Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?

... В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. История написания поэмы Свою неоднозначную поэму Блок написал в ... Лежи ты, падаль, на снегу! Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! 7 И опять идут двенадцать, ... власть. Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он передает белым ... вьюга́ пылит им в очи Дни и ночи Напролет… Вперед, вперед, Рабочий народ! 12 … Вдаль идут ...

Их поднял с самых низов вихрь истории, ведет вперед “черная злоба – святая злоба” к сытым. Всю тяжесть со­крушения старого мира двенадцать берут на себя:

И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Даже великий грех – убийство человека – воспринимается не просто как частная, конкретная история, а как возмездие “страшному миру”, изуродовавшему человеческие судьбы и души, и бремя этой платы за искупление всех людских грехов герои берут на себя. В финале поэмы двенадцать – носители не только кровавого меча, но и великой исторической миссии. Не случайно изменение лексики и ритма произведения. Выкрики, частушки сменяются четким маршевым ритмом, вместо разго­ворных “Катька”, “Ванька”, “падаль” появляются слова высо­кого стиля:

В очи бьется Красный флаг.

Раздается Мерный шаг.

Символическим смыслом наполняется само слово “две­надцать”. Это уже не просто число красногвардейцев в соста­ве патруля. Здесь использована библейская символика: две­надцать апостолов – ученики Христа, провозвестники новой веры, истины.

И глав в поэме тоже двенадцать. В последней, финальной главе, сведены воедино все образы и мотивы произведения. Ав­тор отвечает на вопрос, прозвучавший в начале произведения: что впереди?

Красногвардейцы “вдаль идут державным шагом” как хозяева мира, творцы истории Вселенной. Рисуя неостано­вимое движение двенадцати, Блок создает историческую перс­пективу:

…Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Только в конце поэмы, в заключительных строках, появ­ляется образ Христа. Мороз, ночь, разрозненные крики, зву­ки выстрелов, огни создают картину хаоса, некоего вселенского Апокалипсиса, а образ Иисуса, который находится “над” бушующим миром, несет с собой гармоник, чистоту. Христос не только “над” земным хаосом, он еще и “впере­ди” как путеводная звезда для тех, кто сметает старый мир и устремлен в будущее.

Идеальный характер образа подчеркива­ет белый цвет, сопровождающий появление Христа и возни­кающий в разных вариациях (“белый венчик из роз”, снег, жемчуг).

Закономерна и музыка, не какофония звуков, а гар­мония заключительных строк (сочетания нежн-, -вьюжн-, снежн-, -ужн-).

Такой финал поэмы стал для современников Блока и пос­ледующих поколений читателей подлинной загадкой. Одни считали, что речь идет о религиозном “освящении” револю­ции, другие видели в блоковских строках анафему ей. Некото­рые рассматривали поэму как путь к духовному возрождению человека, указанный Блоком в вихре времени, а для многих, в первую очередь для И. Бунина, все это было непроститель­ным богохульством (Христос впереди безбожников, с “крова­вым флагом”, да и рифма дерзкая: пес- роз- Христос).

2 стр., 961 слов

Трансформация традиционного значения белого цвета в поэме «Двенадцать»

... в поэме А. Блока «Двенадцать» - это дуализм Хаоса и Космоса, Бога и Дьявола, Пути и Беспутства, Христа и Антихриста. Эти символы уравновешены в призрачной, таинственной фигуре Иисуса Христа, который идет впереди отряда «в ... является символом кровавого настоящего и победного конца. Символика черного цвета в поэме «Двенадцать» Чаще всего черный цвет воспринимается негативно. Он является символом зла и ...

М. Во­лошин даже считал, что двенадцать в поисках “незримого вра­га” стреляют в метель, а значит в того, кто “за вьюгой невидим” – в Христа. Многим финал поэмы представлялся на­думанным и служил подтверждением противоречивости взгля­дов поэта.

Даже сам Блок, как свидетельствуют его письма и днев­никовые записи, не мог рационально объяснить, “почему Христос?”, но иного окончания поэмы он не видел. Именно Христос, “женственный призрак”, соединил в себе наметив­шиеся еще в дореволюционном творчестве поэта воплощения идеала мировой гармонии (Мировой Души, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности) с символикой стихии как природного начала бытия. В исторических испытаниях Рос­сии, в “столбах метели” на ее пути (пути кровавом, трагичес­ком) Блоку виделся незримый Христос, открывающийся лю­дям в суровых испытаниях и страданиях. В цвете “кровавого флага” есть и капелька крови Катьки, сгоряча загубленной Петрухой.

Отсвет этой земной любви (“запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом”) блеснет и в “снежной россыпи жемчужной”, сопровождающей явление Христа. Христос по­тому и “невидим”, “и от пули невредим”, что он не существо во плоти, а воплощение идеала, к которому идет через муки совести не понятый товарищами Петруха, к которому, сами не ведая того, движутся через тревоги, сомнения, кровь две­надцать героев поэмы, потому что их путь – это путь самой истории. Так поэт показал трагедийное преображение души, очищающейся через страдание в суровую и полную противо­речий революционную эпоху.

Так он воплотил свою веру в справедливость возмездия “страшному миру” и надежду на грядущее счастье, свет, любовь.

Позднее Блок переосмыслит свое отношение к революции, но он никогда не откажется от поэмы “Двенадцать”, в которой, по его собственным словам, “жил современностью”. Разрыв мечты и действительности станет трагедией, которая убьет по­эта. Но блоковский призыв “слушать революцию” актуален по- прежнему.

В звучании “мирового оркестра” каждое поколение различает все новые оттенки и по-своему воспринимает музы­ку “Двенадцати”.

Загадка финала поэмы двенадцать 1Загадка финала поэмы двенадцать 2Загадка финала поэмы двенадцать 3Загадка финала поэмы двенадцать 4Загадка финала поэмы двенадцать 5 1

12 стр., 5925 слов

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени

... Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию. Автор: А. А. Блок Произведение: Двенадцать Это сочинение ... и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью « ... эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде ...

votes, average:

5.00

out of 5)