КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Т.С.ЗАДУНОВА,
г. Красноярск
Тамара Семеновна ЗАДУНОВА, известный красноярский учитель с огромным опытом работы, чьи ученики из года в год побеждают на олимпиадах и конкурсах и получают золотые медали, рассказала, из чего складывается ее кропотливая работа по обучению ребят искусству писать сочинения.
Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных и до сих пор не решенных проблем. И – как всегда в школе – все дело в учителе, влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот вид работы, относящемся к сочинению как к тяжелому бремени. Причем это не только беда учителя, но и вина тех, кто в институте не привил ему любви к этой трудной и кропотливой деятельности.
У меня кое-что получается. Вот почему я и решила сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать.
Итак, о системе. Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.
-
1 сентября мои ученики получают красивые листки с написанным на них предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им предлагается продолжить. Немного – 3–4 предложения! Получается интересно.
-
На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.
-
На пятый день мои ученики идут в лес, и там у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки).
Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.
Долгий путь к «большому» сочинению
-
Через неделю-другую дети идут в театр, а потом им предлагается написать 2–3 предложения вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет свет. Поднимается занавес….». Ученики должны продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я нахожу что-то интересное, потому что в ней отражаются душа ребенка, его видение театра, или спектакля, или зрителей.
23 стр., 11138 словМетодика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах
... этот «фундамент» умений по написанию сочинений-рассуждений закладывается в начальной школе. Все вышеизложенное и определило выбор ТЕМЫ дипломной работы – «Сочинения-рассуждения как средство развития ... писать, правильно и ясно выражать свои мысли? Речь – способ познания действительности, поэтому ее необходимо развивать. Одной из актуальных проблем методики развития речи школьников является работа ...
-
Затем ученикам предлагается описать картину. Для этого диктую введение – 2–3 предложения, потом 2–3 варианта начала описания и прошу продолжить – написать 2–3 своих предложения о том, о чем еще не сказали. К сочинениям по картине мы будем возвращаться еще не раз; за 7 лет перед взором детей проходит целая галерея репродукций шедевров мировой живописи. Описания становятся сложнее, детальнее, дополняются ассоциациями – историческими, литературными, жизненными.
-
Еще один вид работы – с цветными фотографиями: мы подбираем к ним части речи, словосочетания, составляя предложения и мини-рассказы на темы из экзаменационных пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот мир», «Широка страна моя родная» и т.д.
Так начинается долгий путь к «большому» сочинению. А на этом пути столько интересных остановок!
Пользуюсь я и дидактическими материалами из различных учебников. Так, в книгах В.В. Бабайцевой «Русская речь» есть много зачинов к рассказам. Они оказывают большую помощь в работе. Вот несколько примеров заданий к упражнениям из этой книги. Ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами.
Задание 1. Каждый человек по-своему переживает радости и печали, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть…
Мое задание
Задание 2. Стихотворение:
Тот, кто жил для вещей,
Все теряет с последним дыханьем.
Тот, кто жил для людей, –
После смерти живет средь живых.
Мое задание.
Задание 3. Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование? А если окружающая среда не позволяет?
Мое задание.
Развитие навыков сочинительства
При обучении сочинительству важно начинать с частного и конкретного, чтобы задания были более понятными для учеников. Также в последние годы изложения с элементами сочинения стали в моде, и учеников следует учить показывать роль логических связок при рассуждении.
Нередко ученики пишут по образцу, приведенному учителем. На первом этапе это полезно, поскольку так они учатся выражать свои мысли красиво, ярко и образно. На уроках литературы учитель может научить детей писать различные характеристики, выводы, анализы, ответы, планы, сравнительные этюды и мини-сочинения со свободными темами или по литературным произведениям. За семь лет обучения можно достаточно широко расширить навыки сочинения учеников.
Например, при изучении образа Гринева, чтобы сделать на первый взгляд скучную работу более интересной, учитель может вывесить пословицу «Береги платье снову…» и задавать ученикам вопросы типа:
- Как Гринев бережет свою честь — самостоятельно или с помощью своего слуги Савельича?
- Когда Гринев уронил свою честь?
- Что имел в виду Пушкин, когда говорил о «сильном и благом потрясении»?
- Изменил ли Гринев присяге, и что объясняет помилование Пугачевым?
Такой подход может спровоцировать дискуссию в классе и помочь ученикам составить качественное устное сочинение. Потом эту работу можно записать в письменном виде.
11 стр., 5012 словЗадания для учеников
... или рукописный Тема: Красота классической архитектуры Красота классической архитектуры Красота классической архитектуры задание: Ответить письменно в ... Изобразительное искусство эпохи Возрождения. ИЗО эпохи Возрождения ИЗО эпохи Возрождения задание: Составить доклад об одном ... Мы юные дизайнеры мы юные дизайнеры мы юные дизайнеры тема: Мы охраняем памятники нашей Родины (набросок плаката) плакат Мы ...
Для разнообразия можно использовать цитатные круги по интересным темам и помочь ученикам сформулировать свое собственное мнение. Это поможет ребятам учиться вести аргументированные дискуссии и составлять обоснованные сочинения.
В процессе подготовки к данному исследовательскому проекту, был проведен анализ некоторых основных методов и техник для эффективной работы с детьми в учебном процессе. В ходе этого анализа я обратил особое внимание на работу с цитатами, текстами и составлении планов для сочинений, рецензий и эссе.
Исследования показали, что активное использование цитат в процессе обучения играет важную роль для учеников. Учиться называть автора, произведение и продолжать цитату помогает не только запомнить волшебные строки, но и понять их в культурном контексте. Это позволяет развивать ассоциативное мышление у детей и осознавать значимость этих цитат в различных сферах жизни, таких как любовь, родина, народ и другие.
Кроме того, работа с текстом при составлении плана также является эффективным методом. В процессе составления плана ученики анализируют текст, выделяют его основные идеи и ключевые моменты, что помогает им ощутить уверенность при написании сочинений и изложений.
Я особо выделяю работу над образом Пугачева. В процессе изучения этого образа мы разговариваем о времени и эпохе, в которой жил автор, об основной теме произведения и событиях, вызванных этой темой. Мы обсуждаем проблемы, которые автор поднимает в тексте, а также то, на что он опирается — другие литературные произведения, статьи или авторитетные мнения. В результате, ученики приходят к выводу, к которому приводит автор читателя. Затем мы обсуждаем собственное отношение к произведению, анализируем его и выражаем свои мысли.
Кроме сочинений и изложений, рецензии и эссе стали популярным форматом работы. Я учу детей не бояться писать рецензии, так как это позволяет им анализировать произведение, выражать свое мнение и рационально аргументировать свои мысли.
В нашей работе мы используем общеизвестный план рецензии, который включает такие пункты, как название статьи или произведения, автор, время и эпоха, тема, основное содержание, проблемы, поднятые автором, опора на другие литературные произведения или авторитетные мнения, выводы автора и собственное отношение к произведению.
Кроме всего этого, я хотел бы напомнить о существовании приказа крайоно по анализу медальных работ, в котором содержится перечень положительных и отрицательных замечаний в адрес школ. Я приятно нахожу номер своей школы в строке «Самыми лучшими оказались работы школ…», но также обижаюсь за коллег, чьи имена значатся в других фразах, касающихся ошибок, шаблонности или безграмотности рецензий.
4 стр., 1831 словОхрана произведений российских авторов за рубежом
... авторскому договору заказа автор обязан создать произведение лично. Привлечение к работе над произведением других лиц возможно ... договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях. Современное российское авторское право ... произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. ...
В заключение, работа с цитатами, текстами и составление планов, а также написание рецензий и эссе, являются важными компонентами обучения. Эти методы позволяют развивать творческое и аналитическое мышление учащихся, а также развивать их навыки аргументации и самовыражения. Они оказывают положительное влияние на образовательный процесс и помогают детям преодолеть чувство беспомощности и нерешительности.
К сожалению, эти документы доходят не до всех учителей. А жаль. Для меня приказ теперь служит ориентиром того, какой должна быть работа ученика и чего надо избежать, готовя медалистов. В прошлом году мой 11-й «В» не получил ни одной тройки – ни за содержание, ни за грамотность. В итоге – 6 медалей.
Немалую роль в моей работе играют требования к культуре письма.
- Я учу писать чисто, красиво; небрежные работы не проверяю, а с годами их просто не бывает.
- Не проверяю книжные, «перекачанные» из Интернета работы.
- Учу писать с эпиграфом, ибо эпиграф делает сочинение индивидуальным.
- Учу писать вступление;
- учу делать заключение («закольцуй: чем начал, тем закончи, не забудь упомянуть эпиграф, сделай вывод»).
- Советую цитировать много, но в меру.
- Кроме того, не выдавать чужие мысли за свои; сначала учу излагать общепринятый взгляд на вещи, а потом поспорить, но тактично, скромно.
Об этом говорится и в приказе крайоно: «Истины выдаются за собственные открытия, отсюда обилие утверждений типа: “Я думаю”, “Я считаю”, “Мне кажется”».
- И, наконец, главное требование – к речи, языку, стилю, манере говорить. Этому за один день не научишь – нужна длительная, кропотливая работа. И я с радостью занимаюсь ею из года в год.
-