Анализ произведения Шаламова «Стланик» ( главные герои, характеристики, основная идея, мысль и т.д)

Сочинение

Сочинение по рассказу Шаламова «Стланик»

Анализ произведения Шаламова «Стланик» ( главные герои, характеристики, основная идея, мысль и т.д)

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Рассказ «Стланик» был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу «Колымские рассказы». Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма.

Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки… В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима.

Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован.

Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм.

Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания.

Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей.

Среди них — рецензируемый мною рассказ. Стланик — таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды.

В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик — единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд.

8 стр., 3731 слов

Что придает мелодичность повествования в рассказе стланик. Рассказ ...

... Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них - рецензируемый мною рассказ. Стланик - таежное дерево, ... несовместимое, во многом зависит образность, свежесть, новизна его произведений” . Шаламов заставляет читателя содрогнуться, вспоминая лейте-нанта танковых войск Свечникова (’’Домино”), ...

Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен.

Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не похоже это на людей?

Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?

Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны.

Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек — редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской «оттепели».

Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства!

Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы проникнуться теми тысячами, которые овладевали писателем.

Прочитав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробивающемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы.

Недаром говорят, что она умирает последней.

Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость. Рецензия — исследование, содержащее критическую оценку. Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен.

В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась.

И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.

Широкому читателю проза Варлама Шаламова стала известна лишь в восьмидесятые годы, когда писателя уже не стало. В ней трагические страницы его биографии и истории нашей страны. Шаламову, прошедшему ад лагерей, хорошо знакомы те ситуации, в которые он ставит своих героев. Поражаешься стойкости автора, его желанию остаться человеком в любой ситуации.

3 стр., 1123 слов

Главные герои произведения Красная шапочка

... они быстро проникли в дом и убили злодея. Главные герои произведения Красная шапочка Несколько интересных сочинений Лето в деревне – это свежий воздух, голубое ... зло. Сочинение 2 Красная шапочка Одной из главных героинь сказки является девочка, которая живет со своей мамой. Одета она в сарафан, а на ... для тебя все новые и новые сюрпризы. У каждого человека своя судьба и своя дорога в жизни. Порой нам ...

Шаламов старается наделить своих положительных героев чертами, которые сам больше всего ценит в людях.

Так, например, в рассказе «Апостол Павел» мы видим чуткого человека, который щадит чувства отца и не показывает ему письма, в котором дочь отказывается от него. Лагерь не смог убить в рассказчике человека.

А следователь из миниатюры «Почерк» платит простому «зеку» благодарностью в ответ на помощь: сжигает приказ о расстреле Криста.

Все герои Шаламова — люди разные: военные и гражданские, инженеры и рабочие. Они свыклись с лагерной жизнью, впитали в себя ее законы. Порой, глядя на них, мы не знаем, кто они: разумные ли существа или животные, в которых живет один лишь инстинкт — выжить во что бы то ни стало. Комичной кажется нам сценка из рассказа «Утка», когда человек пытается поймать птицу, а та оказывается умнее его.

Но постепенно понимаем всю трагичность этой ситуации, когда «охота» не привела ни к чему, кроме как к обмороженным навек пальцам и потерянным надеждам о возможности быть вычеркнутым из «зловещего списка». Но в людях еще живут представления о милосердии, сострадании, совестливости. Просто все эти чувства укрыты под броней лагерного опыта, позволяющего выжить.

Потому непозорным считается обмануть кого-либо или съесть еду на глазах у голодных сотоварищей, как делает это герой рассказа «Сгущенное молоко». Но сильнее всего в заключенных — жажда свободы. Пусть на миг, но они хотели ею насладиться, почувствовать ее, а потом и умереть не страшно, но ни в коем случае не в плен — там смерть.

Потому главный герой рассказа «Последний бой майора Пугачева» предпочитает убить себя, но не сдаться.

Названия произведений Шаламова коротки и лаконичны. Но в двух-трех словах автор пытается выразить всю суть момента, его идейную нагрузку. Как и названия, коротки сами рассказы. Они скорее напоминают миниатюры.

Писатель старается изображать не динамику событий, а размышления человека, его страдания. Поэтому чаще всего Шаламов обращается к портрету героя. Автор дает описание только одной черты в человеке, которая помогает нам наиболее полно представить себе героя.

Это может быть почерк, трудолюбие или набожность.

Мне очень нравится мелодика звучания произведений Варлама Шаламова. Глаз не ранится о шероховатости текста. Повествование ровно и гармонично, хотя в ткань произведения включены жаргонизмы лагерного диалекта.

Язык разных героев индивидуален. Он соответствует их образованию и воспитанию. Это помогает нам полнее представить себе действующих лиц произведений.

Порой удивляешься, как в нескольких словах можно так удачно описать героя, его проблему.

Мне очень жаль, что в свое время рассказы Шаламова не были напечатаны. Они бы смогли произвести настоящую революцию в стране. Но поэтому их и не издавали, автора клеймили позором, а СССР представляли в лучшем свете.

Страницы:

Источник: http://www.rlspace.com/sochinenie-po-rasskazu-shalamova-stlanik/

Сочинение: Рассказ «Стланик» В. Т. Шаламова

Анализ произведения Шаламова «Стланик» ( главные герои, характеристики, основная идея, мысль и т.д)

3 стр., 1298 слов

По рассказу Шаламова «Стланик»

... рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик — единственное вечнозеленое дерево ... остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия ... нравится мелодика звучания произведений Варлама Шаламова. Глаз не ранится о шероховатости текста. Повествование ровно и гармонично, хотя ...

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-88365.html

Проза В. Т. Шаламова на уроках русской литературы в IX классе

Анализ произведения Шаламова «Стланик» ( главные герои, характеристики, основная идея, мысль и т.д)

Лидия Хасанова

В школе к творческому наследию Варлама Тихоновича Шаламова обращаются в выпускном классе. На уроках русской литературы рассказы писателя рассматриваются прежде всего как произведения так называемой лагерной прозы, в которых повествуется о тяжелой жизни узников и сверхчеловеческих испытаниях, выпавших на их долю.

Однако художественный мир В.Т. Шаламова шире, многограннее, он немыслим без образов, связанных с природой. Во многих произведениях писателя можно встретить пейзажные зарисовки, описание явлений природы; есть у Шаламова рассказы о животных, и, безусловно, одним из центральных образов в его произведениях является образ дерева.

И не только потому, что вселенной этого писателя является тайга и другого мира для него уже не существует. Обращаясь к дереву, автор обращается к своей душе, жизнь дерева – это его собственная жизнь, жизнь человека, и этот человек не обязательно заключенный, вот что должны понять учащиеся при изучении творчества В.Т.Шаламова.

В XI классе, когда учащиеся знакомятся с новой прозой В.Т.Шаламова, в основе которой достоверность, документальность, страшная правда, рассматривать творчество писателя в данном аспекте весьма проблематично, прежде всего в силу психологических причин: каждый, кто впервые сталкивается с его произведениями, испытывает шок. Кроме того, В.Т.

Шаламов – один из немногих писателей, к которому школьники обращаются единожды; почти все поэты и писатели, творчество которых изучается в XI классе, уже знакомы учащимся, так как произведения многих авторов, обычно небольшие, рассматривались в предыдущие годы.

Поэтому предварительное знакомство с этим уникальным писателем, пропедевтическое изучение его прозы просто необходимо.

На уроках русской литературы в IX классе учащиеся обращаются к тем рассказам В.Т. Шаламова, в которых не говорится напрямую о том, что герой – заключенный, находится в лагере смерти.

В некоторых рассказах писателя невозможно определить даже время и место действия (не в географическом, а административно-территориальном смысле); это тайга, Крайний Север – вот и все, о чем может узнать читатель.

Такие рассказы можно найти в сборнике «Воскрешение лиственницы» (в XI классе изучаются «Колымские рассказы»).

Учащиеся читают и обсуждают рассказы о животных «Храбрые глаза», «Белка», «Медведи», где автор описывает «трудный и серьезный таежный звериный мир», в котором все гармонично, закономерно и, следовательно, красиво.

Знакомясь с содержанием этих рассказов, учащиеся приходят к выводу, что грубое вмешательство человека может в одночасье погубить этот замечательный мир.

15 стр., 7416 слов

Декоративные деревья и кустарники

... Восток (Ольгинский район). Растет на гольцах, выше границы леса, на каменистых почвах в сообществах с кедровым стлаником, на опушках, в легкой тени деревьев. Распростертый, однодомный, вечнозеленый кустарник ... и в ботаническом саду Владивостока (100%). Использование: очень декоративна, ее с успехом можно использовать на каменистых горках, для декорирования склонов, бордюров, окаймления газонов, как ...

Можно рассмотреть такие интересные произведения, как «Водопад», «Укрощая огонь», в которых повествуется о природных стихиях – тема редкая в русской литературе, девятиклассники с большим интересом читают эти рассказы, так как узнают много нового о неизведанном таежном крае. О природе Крайнего Севера, его уникальной флоре автор пишет в рассказе «Тропа».

Как уже было сказано выше, одним из ярких, ведущих, основополагающих образов в творчестве В.Т.Шаламова является образ дерева, поэтому для детального из учения девятиклассникам можно предложить рассказ «Стланик».

Обращение к этому рассказу на первый взгляд может показаться необоснованным, так как наиболее часто упоминаемое дерево в произведениях В.Т.Шаламова – это лиственница. Слово «лиственница» можно встретить почти в каждом произведении писателя; одним из самых известных является рассказ «Воскрешение лиственницы», завершающий одноименный цикл.

В этом рассказе сконцентрировано все: и творческая программа писателя, и его мировоззрение: «Нет, лиственница – дерево, непригодное для романсов, об этой ветке не споешь, не сложишь романс. Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих чувств».

Это произведение очень сложное для восприятия учащимися IX класса, так как в нем затрагиваются глубокие философские проблемы. Кроме того, рассматривать этот рассказ вне контекста жизни и творчества В.Т.Шаламова невозможно.

Знакомясь с содержанием рассказа, девятиклассники неизбежно столкнутся с утверждением: «Лиственница – дерево Колымы, дерево концлагерей», которое требует специального, развернутого объяснения, глубокого осмысления.

Поэтому на уроках русской литературы в IX классе обращение к образу лиственницы носит ознакомительный характер, рассматриваются фрагменты рассказов, в которых дается описание этого дерева, подробно же рассматривается рассказ «Стланик», который входит в сборник «Колымские рас сказы» – таким образом, девятиклассники имеют возможность познакомиться с одним из рассказов сборника, изучаемого в X классе.

«Мне стланик представлялся всегда наиболее поэтичным русским деревом…» – писал В.Т.Шаламов, поэтому тема урока носит название «Образ стланика – «наиболее поэтичного русского дерева» – в прозе В.Т.Шаламова».

В начале урока перед учащимися ставится цель – выяснить, почему автор обратился к образу стланика, почему он считает, что это самое поэтичное дерево.

Многие девятиклассники впервые встречают это название – стланик (в Большом Энциклопедическом словаре этого слова нет); поэтому необходимо опережающее задание: учащиеся должны узнать, что означает это слово.

Обратившись к различным словарям, в том числе и специальным, учащиеся выясняют, что стланик – родственник ливанского кедра, теплолюбивого дерева, растущего на юге, в жарких странах, и отмечают, что В.Т.Шаламов действительно пишет о том, что стланик – дерево особенное, «дальний родственник кедра, кедрач».

Учащиеся задаются вопросом, почему писатель называет стланик особенным деревом, и находят, что все, связанное с этим деревом (по сути, это кустарник), противоречиво и неестественно: автор пишет о том, что стланик неприхотлив, но тут же отмечает, что «чувствительность его необычайна»; подчеркивая уникальность этого дерева, исключительное для Крайнего Севера родство с южным деревом, утверждает, что он «мужествен и упрям, как все северные деревья». Неестественно само существование этого дерева, корни которого находятся не в земле, а в каменистой, неживой почве горного склона. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что автор рассказа, подчеркивая неестественность произрастания такого дерева в северных условиях, говорит об абсурдности той ситуации, в которой оказались люди, заброшенные судьбой в этот суровый край. Пребывание человека на Крайнем Севере, «на стыке тайги и тундры», противоестественно, абсурдно, особенно если этот человек родился в другом месте, где климат намного мягче, поэтому зима, снег, холод, вечная мерзлота воспринимаются как зло, беда, страшное испытание, через которое придется пройти герою – стланику, человеку.

14 стр., 6763 слов

Сочинение шаламов посылка

... внутренний мир юного художника. (По В.Т. Шаламову)* «Колымские рассказы» Шаламова (сочинение) Варлам Тихонович Шаламов в своем творчестве отразил тему лагерей ... человеческого. » В качестве примера можно вспомнить рассказ «Посылка». Герой- рассказчик когда-то работал в одной бригаде ... 30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег. (32)Ребёнок ничего не ...

Используя прием олицетворения, автор сравнивает судьбу стланика с судьбой человека. В рассказе дается жизнеописание стланика – от осени до осени; жизненный путь дерева – жизнь героя, а также его характеристика. Задача учащихся – проследить этот путь, найти то, что роднит человека с деревом.

Класс можно разделить на 4 группы («Стланик осенью», «Стланик зимой», «Весной», «Летом»), каждая из которых будет рассматривать соответствующий фрагмент художественного текста.

В каждое время года стланик ведет себя по-разному: поздней осенью он гнется и стелется, автор сравнивает его со спрутом, одетым в зеленые перья; зимой он, как медведь, погружается в спячку, весной, забыв о безнадежности, встает во весь рост, а летом он «скромен и незаметен».

Учащиеся приходят к выводу, что во всех фрагментах, в которых представлены разные грани «характера» стланика, писатель выделяет главное – неповторимость, исключительность этого дерева. В доказательство своего утверждения о том, что стланик – особенное дерево, он противопоставляет его другим деревьям, растениям, всему живому и неживому в природе.

Так, учащиеся первой группы, исследующие фрагмент, в котором рассказывается о жизни стланика осенью, находят, что, когда вся природа чувствует надвигающиеся холода и пахнет снегом, стланик единственный не ложится (и оказывается прав, потому что холода не приходят); вторая группа отмечает, что зимой стланик ведет себя не так, как другие деревья: кусты стланика ложатся зимовать в снег. «Весенняя» группа в своем фрагменте находит слова автора о том, что стланик «встает раньше всех на Севере». Описывая жизнь тундры и тайги в летнее время, и противопоставляя яркому, торопливо и пышно цветущему северному лету неприметный в это время стланик, писатель вновь подчеркивает его особенность – к такому выводу приходят учащиеся 4-й группы.

Учитель задает вопрос: «В чем заключается особенность этого дерева? Только ли в том, что у него необычное происхождение и оно ведет себя не так, как другие растения?» Обратившись к тексту, учащиеся отвечают, что В.Т.Шаламов называет стланик предсказателем погоды, деревом надежд.

Можно порассуждать о том, почему именно это дерево стало растением-барометром (как растение, помещенное в необычную для него среду, вынуждено приспосабливаться и реагировать на малейшие изменения в погоде, так и чувства человека, оказавшегося в непривычных, опасных для жизни условиях, обостряются).

Но стланик, как и человек, может обмануться: учитель обращает внимание учеников на эпизод, в котором рассказывается о том, как стланик поверил теплу костра и поднялся из снега. «Стланик слишком легковерен», – пишет В.Т.Ша ламов. Можно ли то же самое сказать о человеке, обманувшемся в своих надеждах?

«Костер погаснет – и разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место. И его занесет снегом».

Детям предлагается поразмышлять над этими словами и ответить на вопрос: почему автор в данном случае заменил слово «стланик» словом «кедрач»? Исследуя содержание текста, учащиеся находят, что слово «кедрач» автор рассказа использует дважды: когда знакомит читателя с деревом («дальний родственник кедра, кедрач») и когда хочет напомнить, что дерево это, хвойные лапы которого «говорят о юге, о тепле, о жизни», по законам природы не должно было оказаться в ледяной стране. Так и человек, рожденный для счастья, не должен страдать, не должен бороться со смертью в далеком, непригодном для жизни краю, потому что это против всех законов человеческих.

Для того чтобы ответить на вопрос, поставленный в начале урока (почему В.Т. Шаламов пишет о стланике и называет его самым поэтичным русским деревом), учащиеся обращаются к финалу рассказа, в котором содержится глубокий символический смысл.

Но сначала девятиклассники должны ответить на вопрос: «Всякого ли человека, который проходит через тяжелые испытания, можно сравнить с таким ранимым, но выносливым, стойким деревом, как стланик?» Учащиеся отвечают, что не каждый способен выдержать трудности, беды, лишения.

Такие люди, подобно полевой траве, «свертываются и сохнут», осыпаются, как желтая мелкая хвоя.

Выстоять сможет лишь тот, кто сохранил в себе все лучшее, что в нем было, сохранил свет в своей душе, «и тогда далеко видно, как среди бледно-желтой травы и серого мха горят среди леса огромные зеленые факелы стланика».

Факел – символ света, цивилизации, культуры. Люди-стланики, сгорая, несут человечеству свет, жизнь, дарят надежду. Учащимся предлагается проследить, какие цвета использует писатель в данном отрывке. Бледно-желтый – цвет увядания, смерти; серый – посредственности, а зеленый – цвет надежды, цвет жизни.

Автор рассказа постоянно напоминает читателю, что стланик – дерево вечнозеленое. Вечнозеленое – в этом слове заключена идея бессмертия – бессмертия дерева, человека, поэта. В.Т. Шаламов писал, что он выжил благодаря поэзии: в самые горькие минуты, когда уже не было сил жить, он читал наизусть стихи.

Поэзия помогла ему выжить, она освещала ему дорогу, как зеленый факел, дарящий надежду. Может быть, поэтому писатель В.Т.

Шаламов называет стланик «наиболее поэтичным русским деревом»? Учащимся предлагается порассуждать на эту тему и написать небольшое сочинение, в котором они могут вы разить свое видение вопроса.

Творческое наследие Варлама Тихоновича Шаламова – поразительный документ, трагическая страница в истории нашей страны. Однако не следует забывать, что В.Т.

Шаламов – прежде всего писатель, и на уроках литературы, посвященных творчеству этого замечательного прозаика, поэта, необходимо знакомить детей с художественным миром его бессмертных произведений, в которых нашли отражение не только время, события, но и душа писателя, человека.

Русская словесность. 2006. № 4. – С. 33-36.

Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией [email protected]. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.

Источник: https://shalamov.ru/research/56/

Рассказ “Стланик” В. Т. Шаламова

Анализ произведения Шаламова «Стланик» ( главные герои, характеристики, основная идея, мысль и т.д)

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”.

Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки… В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения.

В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима.

Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий.

Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества.

Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать.

Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них – рецензируемый мною рассказ.

Стланик – таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды.

В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается.

Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик – единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд.

Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией.

Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен.

Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии.

Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты.

Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя.

Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?

Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны.

Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек – редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”.

Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства!

Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств.

Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы проникнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочитав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее.

Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробивающемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы.

Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость. Рецензия – исследование, содержащее критическую оценку.

Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась.

И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/rasskaz-stlanik-v-t-shalamova/

Елизавета Апросимова. Северные образы и мотивы в рассказе

Анализ произведения Шаламова «Стланик» ( главные герои, характеристики, основная идея, мысль и т.д)

Статья выложена на труднодоступном сайте, дублирую здесь.________

Северные образы и мотивы в рассказе «Стланик» Варлама Шаламова

Объединяющим признаком рассказов Варлама Шаламова является Колыма. В широком смысле все его рассказы, написанные после освобождения — колымские, они все объединены лагерным, колымским опытом писателя. Шаламов считал, что после ужасов Колымы, Освенцима и Хиросимы уже невозможно писать прозой прошлого.«Русские писатели-гуманисты II половины XIX века несут на душе великий грех человеческой крови, пролитой под их знаменем в XX веке. От их наследия новая проза отказывается». Она должна быть прозой достоверности и может быть написана только людьми, знающими свой материал в совершенстве; не наблюдателями, а участниками того, о чем они будут писать. Место действия его «Колымских рассказов» — Колыма, Крайний Север. В связи с этим представляется необходимость рассмотрения влияния в рассказах Шаламова колымской, северной действительности. В качестве материала для анализа взят рассказ «Стланик» из цикла «Колымские рассказы».

Стланик, северное дерево, о котором писатель говорил так: «Из всех северных деревьев я больше других любил стланик, кедрач». Он сравнивает его с собой, его жизнь со своей судьбой. «Мои рассказы — это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе».

Шаламов против обезличивания, сливания с толпой, он всегда утверждал, что надо поступать только по своей совести, не слушая авторитетных, всеми уважаемых мнений. Именно в этом смысле можно сравнить его судьбу с жизнью северного дерева стланика.

«Летом он скромен и незаметен — все кругом торопливо цветет, стараясь процвести в короткое северное лето…

Но осень близка, и вот уже сыплется желтая мелкая хвоя, оголяя лиственницы, палевая трава свертывается и сохнет, лес пустеет, и тогда далеко видно, как среди бледно-желтой травы и серого мха горят среди леса огромные зеленые факелы стланика».

Так и о своей жизни писал сам Шаламов, что он с боязнью подходит к теме Колымы, и что есть люди, у которых память лучше, чей талант ярче и глубже, чем его; но для себя Шаламов решил, что он обязательно вернется на материк и расскажет обо всем, что он увидел и понял в лагерях.

Он попытается выжить, как это северное, неприхотливое и прямое дерево, которое растет «уцепившись корнями за щели в камнях горного склона». Шаламовский тланик воспринимается к живое существо. При его описании он использует олицетворения: стряхивая снег со своей…

одежды; он обманывался; он погружается в зимнюю спячку, как медведь; он слышит зов весны, и веря в нее, встает раньше всех; стланик слишком легковерен; он так не любит зиму (кстати, сам Шаламов тоже не любил зиму), что готов верить теплу костра; разочарованный кедрач, плача от обиды и т.д. Градации в описании стланика используются, чтобы соединить неодушевленное с одушевленным: «всегда зелено, всегда живо», «его лапы говорят о юге, о тепле, о жизни». Сначала идут юг, тепло, зелень и только потом жизнь. Стланик у Шаламова ассоциируется с надеждой: «стланик — дерево надежд», он предвестник весны.

Невозможно представить север без снега. Снег у Шаламова настолько плотный, что «поддается только железу», покрывает землю «трехметровым слоем». Первый снег — это не легкий, как пух, снег, который «кружится, летает и тает»; а похож на порошок, который сыплется с белого неба. Снег — предвестник зимы: «давно пора быть снегу, зиме».

Снег — это всегда покров, он скрывает стланик: «…кедрач снова согнется и ляжет на старое место. И его занесет снегом». Вся летняя красота природы исчезает под снегом. А снежная бескрайняя белизна соотносится с понятием полной безнадежности.

И один лишь стланик непокорен снегу, хотя он, вначале, осенью покорно гнется, «как бы под безмерной, все растущей тяжестью», но он гнется, чтобы весной внезапно выпрямиться. «Он стряхивает снег, распрямляется во весь рост, поднимает к небу свою зеленую, обледенелую, чуть рыжеватую хвою».

В рассказе снег и стланик выступают двумя противоположностями: снег как полная безнадежность и предвестник зимы, а стланик как дерево надежды и предвестник весны .Костер в рассказе выступает как ложное тепло, он гаснет. Кедрач верит неуловимому зову весны, и также готов верить (он легковерный) теплу костра.

Но он разочаровывается, «костер погаснет — и разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место. И его занесет снегом».Зима и весна предстают тоже двумя противоположностями, как стланик и снег.Шаламов не любил зиму, «главное средство растления души — холод, в среднеазитских лагерях, наверное, люди держались дольше — там было теплее».

Это можно узнать по мимолетным фразам, о том, что «в конце зимы, когда снег еще покрывает землю трехметровым слоем, когда в ущельях метели утрамбовали плотный снег… а люди тщетно ищут признаков весны».

Другие растительные образы в рассказе — карликовые березы, низкорослые кусты рябины, лиственницы, цветы и травы — все они «погибают», покрытые снегом: «палевая трава свертывается и сохнет, лес пустеет». Зимой их нет: только «снежная бескрайняя белизна и полная безнадежность».Влияние северной действительности на поэтику Шаламова огромно.

Она усиливает депрессивность, обреченность в рассказах. Север предстает у Шаламова как нечто отрицательное со своим жгучим холодом, бескрайней снежной белизной, метелями. «Природа на Севере не безразлична, не равнодушна — она в сговоре с теми, кто послал нас сюда», сказал писатель.

Природа, бескрайние снежные просторы, долгая зима поставлены в один ряд со сталинским режимом. Образ снега в рассказе усиливает картины полной безнадежности, снег всегда является тем покровом, который подавляет все живое, все чувства. А живое на севере, деревья и травы, все ни увядают осенью, свертываются и сохнут.

«У Шаламова Колыма в силу присущего ей рельефа местности предстает одним общим склепом с заживо погребенными людьми-полутрупами» (Л. Жаравина).

Мотив погребения присутствует в образе снега и образе других растений и деревьев. Выживает только стланик, который скромен и незаметен, и в то же время мужествен и упрям.Список литературы:1. Шаламов В.Т. Избранное. – СПб .: Азбука-классика , 2003. 832 с .2. Шаламов В.Т. Несколько моих жизней: воспоминания, записные книжки, переписка. – М .: Эксмо, 2009. 1072 с .

Апросимова Елизавета Гаврильевна

E-mail: [email protected]

в сборнике “Материалы XII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, 1-2 апреля 2011 г.”, изд. Технический институт (филиал) СВФУ, 2011, Нюренгри. Электронная версия на сайте университета.

Источник: https://ru-prichal-ada.livejournal.com/351454.html

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”. Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки…

В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован.

Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм.

Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания.

Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них — рецензируемый мною рассказ.

Стланик — таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема.

Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик — единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией.

Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии.

Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя.

Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?

Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны.

Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек — редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”.

Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства!

Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы проникнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочитав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее.

Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробивающемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы. Недаром говорят, что она умирает последней.

Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость. Рецензия — исследование, содержащее критическую оценку. Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен.

В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась.

И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.