Мастер-класс «Учимся писать историческое «

Сочинение

План – схема написания исторического сочинения, Этот период характеризуется правлением …

С точки зрения Ключевского – этот период является очень важным для последующего развития России.

Данный период очень важен для истории России, по мнению историка С.Ф.Платонова. В своём труде “Полный курс лекций по русской истории” он продвигает мысль о значимости …, которая нашла своё отражение в работе Ключевского, в то же время подчеркивая, что «значение этого… заметнее в истории, чем в …”)

С помощью фраз клише (таким образом; можно сделать вывод: написать о значении данного периода для дальнейшего развития страны.

Но обязательно нужно обосновать свои слова примерами:

Таким образом , эпоха … была важной вехой в процессе становления Российской империи на… 1 балл

критерии

баллы

К 1

2 соб-2 балла

1 соб -1 балл

0 соб – 0 баллов

  1. Указать два явления, события, процесса, которые проходили в этот период . (Одно из событий, которое можно назвать – это разработка проекта либеральных реформ М.М. Сперанским, который закончил работу над проектом в 1809 году. Второе событие – это создание Государственного Совета в 1810 году.

К 2

2 личн.и их роль в соб -2 балла

1 или 2 лич,

1 роль в указ. событ – 1 балл,

Мин –о баллов

  1. Назвать две исторических личности, связанных с этими процессамиобязательно указать роль этих личностей в указанных событиях. (Основными деятелями, участвовавших в этих событиях были Сперанский М.М. и император Александр I . Сперанский занимался разработкой реформ, а Александр, как глава государства, проводил предложенные Сперанским проекты в действие.)

К 3

2 причинно-след связи – 2 балла

1 связь – 1 балл

Мин – 0 баллов

  1. Указать, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями. ( Причинами , по которым Сперанский начал работу над проектом реформ, стали либеральные реформы начала XIX века – смягчение цензуры, «Указ о вольных хлебопашцах» 1803г, и другие. Т.е. проект реформ Сперанского стал следствием указанных выше мероприятий. По документу, разработанному Сперанским, различные сословия Российской империи должны были получить гражданские права; кроме этого предполагалось создать представительные органы власти, ввести разделение ветвей власти. Данный проект не был полностью реализован, т.к. император опасался проявления недовольства со стороны дворянства; но тем не менее, понимая важность проведения реформ в России, принял решение о создании Государственного Совета.

Таким образом, в следствие разработки проекта реформ Сперанским, Александр I создал Государственный Совет. Этот орган власти носил законосовещательные функции. Власть по-прежнему была в руках императора, но все же эти события стали очень важными в истории страны, т.к. были частью либерального курса развития государства в XIX веке).

К 4

Максимум 1 балл

  1. Вывод ( дать оценку периоду, а не событиям ).

А) Самое простое – привести мнение историка ( с точки зрения Ключевского – этот период является очень важным для последующего развития России. – но это только в том случае, если знаешь мнение историка.

(Данный период очень важен для истории России, по мнению историка С.Ф.Платонова. В своём труде “Полный курс лекций по русской истории” он продвигает мысль о значимости либеральной деятельности Александра I, которая нашла своё отражение в работе Сперанского, в то же время подчеркивая, что «значение этого проекта заметнее в истории идей, чем в истории учреждений”)

Б) С помощью фраз клише (таким образом; можно сделать вывод;

— написать о значении данного периода для дальнейшего развития страны. Но обязательно нужно обосновать свои слова примерами ( таким образом , эпоха 1801-1825 была важной вехой в процессе становления Российской империи на путь модернизации, периодом деятельности М.М.Сперанского и Александра I, главными событиями которого стала разработка «Введения к уложению государственных законов» и основание Государственного Совета. После Отечественной войны 1812 года либеральный курс развития страны стал постепенно сворачиваться (введение военных поселений 1818), что можно объяснить нежеланием императора проводить коренные изменения в либеральном духе, но в то же время разрабатывались новые проекты реформирования государственного устройства.

К 5

Максимум 1 балл

Если в работе исторические термины указаны корректно, то ставить 1 балл. Термины можно указывать как по теме, так и общие исторические (аннексия, экспансия, генезис и другие)

К 6

По К6 максимум 2 балла (полностю отсутствуют фактические ошибки)

1 балл –есть одна фактическая ошибка,

Ошибок больше одной – 0 баллов

Важно – баллы по критерию 6 и 7 ставятся только в том случае, если ученик получил не менее 4 баллов по критериям 1-4

К 7

Максимум 1 балл

Если текст изложен в виде связного исторического сочинения