Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир») (Вариант: Образы Элен, Наташи и княжны Марьи)

Сочинение

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — это сложное философское произведение. В нем автор поднимает такие темы, как место человека в мире, его роль в истории, смысл отдельно взятой человеческой жизни, настоящее и ложное и так далее. В романе более пятисот персонажей. Среди них императоры, государственные деятели, полководцы, рядовые солдаты, аристократы и крестьяне. Одни герои особенно симпатичны автору, другие вызывают неприятность. Несмотря на это, Толстой не разделяет персонажей на положительных и отрицательных. Для него герои делятся на изменяющихся и застывших. К первым относятся те люди, которые ищут правду и стремятся быть полезными. В романе мы видим, что герои самые красивые внутренне не имеют особой привлекательности внешне.

Внешняя красота, безусловно приятна глазу. Мы замечаем привлекательное лицо, изящные манеры и стройную фигуру. Внутренняя красота проявляется в поступках, действиях и отношении к другим людям. Часто бывает так, что человек имеет привлекательную внешность, но он совершенно пустой внутренне и наоборот. Часто мы внешнее обаяние воспринимаем, как внутреннее богатство и это есть самая настоящая ложная красота. Она тесно переплетается с истинной привлекательностью в романе Толстого. Мы видим это в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой. Первая героиня прекрасна внешне, но ее улыбка выдает ее равнодушие к людям и пустую душу. На протяжении всего романа она не проявляет никаких чувств. Наташа же – полная противоположность Элен.

Духовную красоту мы видим в образе Пьера. Он очень эмоциональный и не умеет скрывать собственные чувства. Герой женился на Элен и попал в ловушку. Будучи нравственным человеком, он берет всю вину на себя. Пьер помогает нуждающимся и совершает добрые поступки.

Из названия понятно, что автор будет противопоставлять события, персонажей, действия. Так он сравнивает Элен Безухову и Наташу Ростову, Бориса Друбецкого и Николая Ростова, Жюли Карагину и княжну Марью. С первых же страниц в образе каждого из героев мы видим авторское отношение к ним. Это проявляется в манерах, облике и движениях. Мы наблюдаем контраст показного и фальшивого.

4 стр., 1602 слов

Элен Курагина в романе Война и мир (Образ и характеристика)

... и пыталась избежать данную семью. ` Элен Курагина в романе Война и мир Популярные сочинения ... и фальшивая искренность. Главный смысл жизни Элен Когда добродушный и неопытный Пьер Безухов ... персонажа свой характер, свой нрав. Кто-то является эталоном и ... и во всем полагается на свою природную красоту и ... и корысть. Расставшись с Пьером, Элен вступает в связь одновременно с двумя мужчинами, в которых видит ...

Мне кажется, что противопоставляя внутреннюю красоту внешней, Толстой хотел сказать нам, что со временем красивая оболочка исчезнет, а духовное богатство останется навсегда.

Бог, сотворивший наш мир, изначально создал его совершенным, то есть красивым во всех отношениях. Хотя проклятие греха за несколько тысячелетий очень сильно изуродовало первозданную красоту нашей планеты, ее облик во многом до сих пор вызывает восхищение. Гармония красок, форм, движения и звуков, запечатленная в Божьем творении, всегда вдохновляла художников, скульпторов, композиторов, поэтов и писателей на создание гениальных произведений искусства.

Стремление к прекрасному проявляется у человека многообразно. Он желает хорошо выглядеть, иметь красивую одежду, дом, вещи, и в этом нет ничего плохого. Плохо, когда это становится главной целью в жизни, когда ради достижения внешней привлекательности человек жертвует своей внутренней красотой. Как много сегодня людей, готовых отдавать все свое время и силы на приобретение сверхмодной одежды и драгоценных украшений и при этом совершенно не обращающих внимания на собственную духовную нищету!

Что побуждает человека затрачивать огромные суммы на покупку престижных вещей, не думая при этом о возможности потратить средства иным, более полезным образом? Очень часто эта потребность эгоистичной души связана с пороком гордости. За покупкой супердорогих костюмов и платьев, фешенебельных домов и автомобилей может стоять желание выглядеть лучше других. За этим очень часто может также скрываться внутренняя пустота, незащищенность, одиночество, от которых может избавить только присутствие в жизни Иисуса Христа.

Священное Писание подчеркивает несостоятельность мирских ценностей и представляет иные идеалы красоты:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея 6:19-21).

Истинные последователи Христа завоевывают симпатию, доверие и уважение окружающих не стоимостью своей одежды или жилья, а небесной красотой души, отражающей красоту Спасителя мира.

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Послание Петра 3:3,4).

Христианский дух украшает сам себя. Ему не требуется, чтобы человек превращался в выставку модных крайностей. Вот как обратился Господь к суетному человеку:

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Евангелие от Матфея 6:28,29)

«…Верующий в Него не постыдится»,

Человек, отбрасывающий вечную жизнь ради временных, преходя-щих ценностей, в изобилии предлагаемых нам миром, поступает подобно тому, кто выбрасывает драгоценные жемчуга, чтобы освободить шкатулку для дешевой бижутерии. Люди судорожно цепляются за внешнюю привлекательность и в погоне за идеалами гибнущего мира теряют свое вечное счастье. Сатанинские соблазны, отвлекающие наше внимание от духовного, всегда сияют призывной позолотой. Какими богатыми и желанными они могут казаться! Но они всегда — подделка. Поэтому Библия предупреждает нас:

8 стр., 3521 слов

Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Человеческая ...

... люди описывают душу через свои чувства: порыв сердца, внутренний разум, стремления, желания. Душа бессмертна и дана человеку как показатель любви Божьей. Душа — это то, что отличает людей ... человек обладает телесной красотой — то возникает желание верить и в то, что он красив душой. Если же у него чистая душа — то ... темы сочинения. Ведь человек стареет душой тогда, когда теряет в себе что – то самое ...

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Послание Иоанна 2:15-17).

ГОРДОСТЬ

Именно этот грех привел к падению «помазанного херувима», стоявшего

«…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты»

«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою»

Неудивительно поэтому, что стремление человека к самовозвышению называется в Библии одним из наиболее губительных грехов.

«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность»

«Придет гордость, придет и посрамление…»

«В устах глупого — бич гордости»

«Страх Господень — ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу» (Притчи 8:13).

«Вот… что ненавидит Господь… что мерзость душе Его: глаза гордые…»

«Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

«всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов»

Гордость является одним из самых опасных и наиболее трудноизлечимых грехов. Иисус, Который больше всех имел право на почести и человеческую славу, пришел к нам как смиренный слуга, чтобы через Свое унижение возвысить нас и сделать детьми Божьими. Все желающие следовать за Ним должны прежде всего научиться кротости и смирению.

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Матфея 20:25-28).

«Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Книга пророка Исаии 53:2-5).

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Послание к Филиппийцам 2:5-8).

49 стр., 24037 слов

Гордость и смирение

... предрешили роковой конец ее жизни. Она не смогла бы жить с Григорием без его любви. Значит, гордость — это не что иное, как принцип, по которому человек живет, и который является ... её пред лицом чужих мнений. Ирландский писатель Джордж Бернард Шоу Господи, дай мне смирение принять то, что я не могу изменить, волю изменить то, что я не могу принять, ...

Богословы считают, что гордость — это особое состояние ума и сердца, которое предшествует почти всякому греху. Гордость может принимать разные обличия.

Есть люди, которые наслаждаются своим умом, талантом, способностями. Всегда считая себя лучше других, они потакают своей гордыне.

Можно назвать и такую категорию людей, которые считают себя порядочными и благочестивыми в противоположность всем остальным. Они забывают, что абсолютно безгрешной чистоты среди людей быть не может.

Другим видом гордости является гордость интеллектуальная. Она проявляется в высокомерии по отношению к менее образованным, малограмотным или в чем-то не состоявшимся людям. Такой надменный человек забывает, что все, что он получил, есть результат деятельности других.

Материальная гордость вместо Бога возводит на престол собственное «я». Материальные достижения, карьера, должность становятся самым важным. Человек начинает помышлять только о суетном, забывая о том, что он стоит пред Богом.

Существует также и социальная гордыня. Она проявляется в классовом, национальном и расовом высокомерии. Но Господь не видит тех различий между людьми, которые они сами между собой воздвигают. Во всех случаях Он смотрит на состояние человеческого сердца.

Очень выразительно нарисован портрет гордого человека в притче Христа о мытаре и фарисее:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки 18:10-14).

Итак, зная о грехе гордости, будем следовать советам Библии.

«Кротость ваша да будет известна всем человекам»

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

«…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Послание к Ефесянам 4:1,2).