Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)

Сочинение

История создания

«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.

Направление и жанр

Роман «Обломов» — яркий образец реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.

Это произведение можно смело отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает обширный промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни.

Композиция и конфликт

Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с окружающей природой, и в этом ее особенность:

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

11 стр., 5447 слов

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...

... Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, ... «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над ... Захар ушёл и вздохнул на все комнаты. Обломов не мог опомниться; он всё стоял в одном ...

И А Гончаров Обломов Мищенко С Н

Сочинение. Зачем автору понадобилось вводить в начало романа и без того невероятно затянутую, вставную главу «Сон Обломова» ? Какую роль играет этот эпизод во всем романе? На первый взгляд многие подумают, что это подсознательное представление Обломовым его деревни, воспоминание о своем детстве не имеет существенного значения. Но это совсем не так. В романе И. А. Гончарова эпизод «Сон Обломова» занимает ключевое место. Он помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, определить истоки формирования его характера, отношение к жизни, представление о ней. Сон Обломова переносит нас в его родную деревню Обломовку. Здесь жизнь течет размеренно и спокойно, природа и человек едины, нет ощущения незащищенности, тревоги. В этой деревне «небо ближе жмется к земле, чтоб обнять ее покрепче с любовью» , «река бежит весело, шаля и играя» . Природа заботится о людях, об обломовцах, они живут в гармонии с ней. Все в Обломовке спокойно, ничто не угнетает, не отвлекает, поэтому сон основа этих людей. Никто из жителей Обломовки не интересуется иным миром, ведь он чужд для них. Жизнь в Обломовке протекает как по запланированной схеме, спокойно, размеренно. Такой образ жизни ведут все обломовцы, в том числе и родители главного героя, потому, видя все вокруг себя, Обломов формировал свое представление о жизни: все случается само по себе, нужно жить спокойно, размеренно, без особых усилий. Мать оберегала своего сына Илью на каждом шагу: «Няня! Уведи его в холодок, напечет ему голову» . В дальнейшем мы увидим, как такая забота матери сформировала в Обломове такое качество, как боязнь заболеть, простудиться и заболеть. Кроме этого, обломовцы честно следовали своим традициям, верили во все сверхъестественное, приметы, сказки (Если в зимний вечер погаснет свеча, то в ответ все воскликнут: «Нечаянный гость!» ).

Мистическое, сказочное восприятие мира уводит обломовцев от его реальности, от истинного его познания. Жизнь им кажется сказкой, где все случается само собой, без воли человека. Эта вера передалась и Обломову. Он с детства верил во все приметы, боялся «темных углов» . Обломовка сыграла огромную роль в формировании в характере главного героя, таких черт, как апатия, лень, вера во все сверхъестественное, ведение спокойного, размеренного, беззаботного образа жизни. Таким образом, мы видим, что эпизод «Сон Обломова» ключевая глава во всем романе. Без него мы бы не смогли понять то, откуда в Обломове появились специфические черты характера, присущие только обломовцам. Именно в этой части романа говорится об истоках формирования такого своеобразного отношения к жизни, такого представления о ней, какое было у Обломова. Этот эпизод помогает раскрыть образ главного героя. «Сон Обломова» очень важен, поэтому автор и ввел эту невероятно затянутую вставную главу в начало его замечательного романа «Обломов» . Ученица 10 «А» класса Руденец Евгения

4 стр., 1913 слов

Тема любви в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

... Обломова часто ходит на кладбище, не может смириться с тяжелой утратой. Ради блага их сыночка отдает его на воспитание Штольцам. Два типа русской женщины Женщины в романе Гончарова «Обломов» ... усмотрению. Два типа любви В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, ... жизни тоже. Так как ситуации, с которыми сталкиваются герои, актуальны и в нынешнее время. В романе ...

Суть

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Почему обломов лежит на диване? , Школьное сочинение По роману И. А. Гончарова «облом».

Лежания у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у тех, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.

И. А. Гончаров. Обломов

Роман И. А. Гончарова «облом», На мой взгляд, основная причина бездействия Обломова

И им образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше «просачивался» обломовщина, в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослой Облом была присуща, по-моему, немного детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам более что напоминает мать, — любящей, заботливой, сочувственной. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, полностью оторвался от действительности, что он был не в состоянии принять. («Где же тут человек? Где его целость? Куда он исчез, как розминявся на всякий мелочь?»)

Итак, реальность обломов она его пугает., И. Гончаров написал три романа,, Мошенник или друг,

Обломов — герой, ставший тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип — русского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин — они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целеустремленной деятельности. Мир вокруг суетный и пошлый, обломов не хочет играть в его игры, а свою игру навязать миру не в состоянии. Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «облом»

Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 в богатой купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он умер, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами.

К литературному творчеству Гончаров

ат, а от неразвитости души. «Чистосердечность — не дикорастущие цветок», она требует неустанной работы над собой, изучения и осмысления жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет в облом, он становится жертвой любого, кто претендует на владение его жизнью.

Мошенник или друг,

Обломов — герой, ставший тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип — русского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин — они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целеустремленной деятельности. Мир вокруг суетный и пошлый, обломов не хочет играть в его игры, а свою игру навязать миру не в состоянии. Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «облом»

Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 в богатой купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он умер, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами.

К литературному творчеству Гончаров

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:

имя характеристика
илья ильич обломов помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя.
андрей иванович штольц антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым.
ольга сергеевна ильинская молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны.
агафья

матвеевна

пшеницына

антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему.
захар крестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину.

Обломов и рассуждения на тему «Обломовщины»

Всем доброго времени суток. Сегодня я выкладываю свое эссе от 2015 года, которое даже напечатали в университетском журнале. Тут я скажу пару слов о классике русской литературы. Что-то мне подсказывает, что слово «Обломов» у современного зрелого человека вызывает школьные флэшбэки (не всегда приятные), но не спешите закрывать статью. Гончаров создал не просто роман о человеке, который нас заставляли читать учителя, он породил образ, ставший частью русской истории. Его книга одна из моих любимейших. Она многогранна: иногда смешная, реже наивная, ближе к концу серьезная, а в финале даже немного страшная. В отличие, например, от «Евгения Онегина», «Обломов» не теряет своей актуальности и по сей день, поскольку в нем, помимо истории, присутствует психологизм, детальный разбор человеческих пороков, самокопаний, оправданий, жалости к себе и прочих негативных чувств, которые разрушают личность и мешают нам действовать. Как мне кажется, любой современный человек должен прочесть этот роман, дабы избежать судьбы главного героя.

***

Ивана Александровича Гончарова трудно назвать плодовитым писателем. За свою длинную жизнь он написал только три романа. Победы на литературном поприще, по словам самого автора, давались ему нелегко. Он долго вынашивал идеи, часто в последний момент переписывал готовые к печати рукописи. «Обломов» создавался в течение десяти лет. На сочинение «Обрыва» ушло без малого двадцать! В сравнение с известными классиками русской литературы Гончаров тоже стоит особняком. Виссарион Белинский писал о Гончарове: «…Поэт, художник и больше ничего… У Гончарова нет ничего кроме таланта». Он и был художником, только вместо кисти пользовался словом. Его образы и характеры в авангарде нашей литературы. Они полны жизни и многоплановы, как полотна художников Ренессанса. Тем не менее, Гончаров типичный пример «автора одной книги», как, например, Александр Грибоедов или Николай Некрасов.

Иван Гончаров родился в городе Симбирске (ныне Ульяновск), в обеспеченной семье. Получил хорошее образование и поступил на службу в Петербурге. Там, в перерывах между тяготившей его работой, он начинает писать. Именно скучная работа автора во многом повлияла на характеры и мировоззрение его героев, бунтовавших против рутины и обыденности.

Творческая натура Гончарова раскрылась отчасти благодаря Белинскому, подарившему русской литературе множество талантов. Его первый крупный роман – «Обыкновенная история», легкий и непринужденный, написанный всего за три года, появился в 1847 году. История о простом провинциальном парне Александре Адуеве, приехавшем покорять тогдашнюю столицу – Петербург, до боли похожа на истории, которые ныне происходят повсеместно с гостями Белокаменной. Роман был хорошо встречен критиками, включая Белинского, и опубликован в «Современнике» – самом популярном журнале того времени.

Успех воодушевил Гончарова и он в 1849 году добивается публикации в литературном сборнике главы своего будущего произведения – «Сон Обломова», на страницах которой мы впервые встречаем добряка-ленивца Илью Ильича Обломова, а точнее имеем возможность наблюдать его в молодые годы, когда он был не так уж и ленив.

Сон Обломова

В этой главе Гончаров показывает нам удивительное место, которое можно охарактеризовать одним словом – утопия. В подобные измерения заводили нас многие писатели, чаще фантасты и философы. Что же такое утопия? Застывшее во времени место, лишенное развития или развивающееся, но схематично, потеряв связь с действительностью. Население утопии не живет, а существует. В то же время жизнь их весьма недурна. Они не приносят вреда, равно как и пользы. Им не за что бороться, да и не с кем. У них есть все, что нужно для существования и нет желания что-то менять. Утопия изолирована от внешнего мира. Если обратиться к реальности, то ярчайшим примером будет Австралия – страна с высоким уровнем жизни, с характерным менталитетом и оторванностью малочисленного населения от реальных проблем. Если брать пример из мифологии, то подойдет Атлантида. Из литературы достаточно вспомнить Томаса Мора с его говорящим произведением «Утопия». Ну а в русской литературе можно остановиться на романе «Обломов», главе IX – единственной главе в книге, которая носит название.

Что есть утопия по Гончарову? Да почти то же самое, что и у других авторов. Ничего нового уже придумать нельзя, можно лишь подобрать форму. Стоит сразу заметить, что в большинстве своем первые впечатления об утопиях обманчивы, если конечно речь не идет о кинофильмах, где ценится скорость и быстрое развитие событий. В «родовом гнезде» Обломова не знают, что такое скорость, и событий там тоже не происходит. Крестьянам, живущим в тех краях вообще ничего не нужно. Они инертная масса, сносящая труд как наказание, считающая трату денег катастрофой, а прием пищи важнейшим событием. По словам автора, там нет ни морей, ни гор, только залитые солнцем леса и поля. Да и к чему все это? Красота природы не волнует сердца тамошних жителей.

«В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественной смертью».

Самая «страшная» история описанная автором – обнаружение пьяного странника на окраине села, на которого перепуганные местные мужики пошли с вилами, да еще вскользь упоминается «овраг», а точнее помойка, про которую впечатлительные жители сочиняют небылицы и куда повсеместно боятся ходить. Уже благодаря этому можно судить о культурном и социальном развитии обитателей тех деревень.

Два села на расстоянии версты друг от друга – Сосновка и Вавиловка принадлежат семейству Обломовых и в просторечье известны под собирательным названием Обломовка. Жители находятся в полной изоляции, как безвольные заключенные мистической тюрьмы вынужденные трудиться, взамен получая трехразовое питание. Ближайшее село за лесными чащобами и болотами в тридцати верстах. Чем не декорация к роману ужасов?

А ведь происходящее в Обломовке описать можно не иначе как ужасом. Правду говорил Николай Добролюбов в своей критической статье «Что такое обломовщина», мол, такая жизнь ведет к всеобщему упадку. Если человек, будет иметь все блага жизни, то желание трудиться у него пропадет и уже не возродится. Как я уже писал, первое впечатление обманчиво. Так вот, после сентиментальных воспоминаний молодого Илюши о набожной маме и ласковой ленивице-няне, автор начинает постепенно вводить нас в курс дела. Оказывается не все так радужно в Обломовке. В первую очередь это касается воспитания главного героя.

«А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом».

Илюшу воспитывают в лучших традициях уайльдовской инфанты, холят и лелеют как экзотический цветок. Туда – нельзя, сюда – нельзя. Повсюду тенью за ним ходит няня. Слуга Захар в любой момент готов натянуть носки и нос подтереть. Мать следит из окна, чтобы Илюша не дай Бог не сделал лишний шаг. Он же барин! А слуги на что? Мальчик сопротивляется. Ему хочется играть, хочется самому посмотреть, так ли страшен овраг, забраться на голубятню и т.д. Однако постепенно, обломовцы побеждают, обращая неофита в свою обломовскую веру. Мальчик сдается, принимая заботу как должное. И это действительно страшно, потому что прежним Илюшей он уже никогда не станет. Будут большие планы и начинания, но с возрастом они станут слабеть, отравленные воспитанием обломовцев.

Напоследок стоит сказать несколько слов о лени. Этой заразы в Обломовке больше чем комаров. Раз в день обе деревушки погружались в крепкий, здоровый послеобеденный сон.

«Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти».

Ужасы продолжаются. Подробное описание полуденного сна, подобно моровой болезни за несколько минут выкосившей все население Сосновки и Вавиловки, на первый взгляд выглядит смешно, почти как пьяная ночь у Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Однако именно здесь демонстрируется образ жизни простого русского человека, некий стереотип, который слагался поколениями.

Что же происходит, пока деревенские улицы пустуют? Илюша свободен. Один час в день он предоставлен себе и может делать все, что захочет. Залезет на сеновал, выбежит за ворота, наберется смелости и пойдет на разведку к оврагу. Гончаров показывает нам, каким в действительности был Обломов, до своего превращения в комнатное растение и каким мог стать, спи все эти няни, Захары и мама подольше. К сожалению, наступает час пробуждения и люди возвращаются к тому, чем занимались раньше – ничегонеделанию, а если и делают, то из-под палки барина.

Между тем мать сажает Илюшу на колени и, расчесывая волосы, рассказывает ему сказки, рождает в нем мечты и сулит золотые горы. Те самые сказки и мечты, которые будут заменять Обломову реальную жизнь, и которым он будет неизменно предаваться, живя на Гороховой улице и в доме Пшеницыной. То же самое делает и няня, пересказывая ему сказки о волшебницах, о медовых реках, о неведомой стороне, где нет ни холода, ни голода.

«Нянька или придание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости».

Прогнило что-то в Датском королевстве. Утопия Гончарова жуткая штука, ничем не лучше современного телевидения или массовой пропаганды, лепящей из детей, словно из пластилина все, что пожелают кукловоды. Не зря «Сон Обломова» появился первым. В нем закладываются черты характера главного героя, причины, побудившие его завернуться в турецкий халат и лечь в постель как в могилу. Раскрывается удивительный симбиоз барства и рабства.

Обломов и его окружение

В 1859 году роман был опубликован последовательно в четырех частях журнала «Отечественные записки». Первая часть, к большому разочарованию автора, не вызвала восторженной реакции публики. Многие нашли ее скучной и однообразной. И действительно, люди, читавшие «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», «Тараса Бульбу» и прочие произведения бессмертных классиков, в которых персонажи не сидели на месте без дела и всегда держали при себе пистолет, вдруг с удивлением для себя отметили, что главный герой, оказывается, не собирается вставать с дивана.

На протяжении всей первой части Обломов остается в горизонтальном положении. Завернувшись в халат, он припирается со слугой Захаром и принимает посетителей; а дом народного поселения на Гороховой улице посещают самые разные гости.

Михей Тарантьев, Иван Алексеич

Слуга Захар

Штольц – Обломов – Ольга

Помимо второстепенных персонажей в романе существуют три главных характера, без которых путешествие читателя по страницам произведения ни за что не состоялось бы. День ото дня Обломов лежит на диване погруженный в мысли, наивно веря, что это и есть настоящая жизнь, пока не появляется старый друг.

«Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, но обаятельной цели».

Друг этот – Андрей Иваныч Штольц. Не зря его прибытие приходится как раз на конец первой части. Явление Штольца как бы подводит черту под той всеобъемлющей дрёмой, в которую был погружен Илья Ильич. С появлением Штольца начинается то, чего не обнаружили читатели в первой части романа – герои начинают действовать.

Штольц – полная противоположность лежебоке Обломову. Он сын немца, воспитан со строгостью, крепкой отцовской рукой, в противовес мягкому Илюшей, которого, фигурально выражаясь, нянчили «300 Захаров». Штольц деятельный и своенравный, весь в родителя. Снова различия с Обломовым. В юности до определенного момента Андрей и Илья росли вместе, но вполне ожидаемо пошли разными тропами. По немецкому обычаю чопорный отец отослал выучившегося сына в большой город, чтобы тот собственными силами устроил свою жизнь. Еще одна противоположность.

Можно и дальше продолжать сравнения, да только и так видно, что сын немца во всем превосходит лощеного барина. Что же их связывает, помимо прошлого? Откуда такая привязанность? Неужели потому, что Илья, по словам самого Андрея, обладал честным и верным сердцем? Думается мне, что Обломов был для Штольца, а в последствие и для Ольги, неким проектом. Оба пытались возродить в нем жажду жизни, заставляли читать книги, тащили в свет, словно сонного кота выгоняли на прогулки. Но для чего? Если следовать логике, неужели умудренный жизнью Штольц не понимал, что все его старания пойдут прахом? Разумеется, понимал и помогал Илье, как должно помогать другу. Ведь настоящий друг всегда придет на помощь, даже если его не просят. Когда же проект «развалился», Штольц, кажется, снес эту потерю даже с меньшим сожалением, нежели Ольга. Штольц помогал, потому что мог. Ольга помогала, потому что любила.

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»

(с) Андрей Иваныч Штольц

«Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли?.. Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!.. Ты ведь знаешь, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел…»

(с) Илья Ильич Обломов

«Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!»

(с) Ольга Сергеевна Ильинская

Эти цитаты как нельзя лучше характеризуют главных героев. По ходу романа даже создается впечатление, что Ольга и Штольц похожи. Тут, однако, надо отдать должное искусству автора. Гончаров ловко ввел нас в заблуждение. Как бы странно это не звучало, но Ольга Ильинская духовно сильнее закаленного жизнью Штольца. Это хорошо выражается знаменитыми словами в конце книги, которые Андрей произносит: «Мы не титаны с тобой… Склоним головы и смирено переживем трудную минуту». Вот только Ольга ни перед кем головы не склоняет. Подтверждает это и Николай Добролюбов: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь».

Дворянка Ольга самый сильный персонаж в романе и самый деятельный. Не зря она носит имя древнерусской княгини, стойкости и мужестве которой позавидовали бы валькирии. Встретив её, мужчина испытает страх, ведь сильных женщин опасаются многие. Опять же, ссылаясь на Добролюбова: «…Женщинами Гончарова можно только восхищаться. Дамы говорят, что верность и тонкость психологического анализа у автора – изумительна, и дамам в этом случае нельзя не поверить…»

Ее знакомство с Обломовым поначалу проходит в забавной манере. Долгие взгляды, короткие фразы, коими они время от времени обмениваются, подобно многим влюбленным. Постепенно сближаясь, увлекаясь жизнью друг друга, они испытывают то, что принято называть любовью. У Гончарова чувство во всех отношениях ложное, потому как Ольга любила «будущего Обломова», которого стремилась перекроить под себя с помощью Штольца.

Илья же, очутившись меж двух огней, до некоторого времени убеждает себя в том, что любит, но обломовщина просто так не выветривается. Слишком многим придется пожертвовать, чтобы получить желаемое. Итогом их связи становится письмо полное самобичеваний, адресованное к Ольге, слезы и разлука. Перед этим, правда, оскорбленная девушка ярко и просто выскажет Илье все, что она о нем думает и это станет Обломову хорошим уроком. Далее Ольга находит новую любовь и семейное счастье рядом со Штольцем. Но надолго ли? Гончаров как будто намекает той самой фразой. Они ведь не титаны…

Спит безмятежно человек

А что же Илья Ильич Обломов? Я не зря оставил его напоследок. Он и в книге плетется в самом хвосте. Кто-то скажет, что он ленив и глуп. Это неправда. Само слово обломовщина и роман у масс ассоциируются с ничегонеделанием. Это роман о лени? Снова неправда. Когда я слышу подобное, то понимаю, что человек либо читал книгу в школе, либо вовсе слышал о ней вскользь.

«Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой».

И кто же мне теперь поверит, если я вдруг откажусь от собственных слов и стану утверждать, что Илья Ильич был деятельным человеком? Нет, он не свернул гор, не построил дом, не посадил дерево, да и ребенка завел случайно. Настоящая работа была для него в тягость. Совсем иная работа велась глубоко внутри, как и всякая борьба, согласно старинной поговорке, которая чаще происходит в сердцах наших. Обломов строил планы переезда в деревню, коим не суждено было сбыться, планировал путешествие заграницу и отказался в последний момент. Тем не менее, он верил в то, что работает. Учил языки и бросил. Читал книги, и те вскоре покрылись пылью. Делал переводы, и оставлял их в углу пылиться на книгах вместе с прочими замыслами. Может это и выглядит постыдно, но только не для самого лежебоки.

Порой сквозь капризы и возмущения Обломова иногда проскальзывали правильно поставленные вопросы и утверждения. Люди вокруг заняты муравьиной работой. Это правда. Обломов часто вопрошает: «А когда же жить?» Это тоже немаловажный вопрос. Работа – дом – работа… Разве это жизнь? Штольц, каким бы деятельным не был, не сидел в канцелярии и бумажки не перекладывал, как это делала два года Илья Ильич. Он путешествовал по миру. Уж конечно такую работу любой полюбит. Вообще-то, если начать разбор характеров героев и анализ их мотивации, можно забраться довольно глубоко. Этим и хороша многоплановость произведения.

Роман «Обломов» еще и о зоне комфорта, в которой уснул человек. Идеал существования для Ильи Ильича не халат и диван, а мечта делать то, что нравится. Ментальный труд и вечный поиск себя, приправленный элементами богемной жизни, заменяли Илье Ильичу работу. Во сне он свободно путешествовал. В мыслях вершил великие дела.

В романе, как и в любом великом произведении, множество смысловых пластов. Еще один стереотип о том, что книга написана о конкретном человеке, можно дважды развеять. Роман «Обломов» повествует о гибели дворянства. Во многом он демонстрирует крах старых устоев, отсталость царской России, чем позже охотно пользовались большевики. Обломовщина – знаменитое слово, придуманное Штольцем – собирательный образ, мастерски продемонстрированный на конкретном человеке. Обломов не просто персонаж. Он в авангарде самых узнаваемых характеров русской литературы, известен даже тем, кто книг в руки не берет. Любой «Обломов» спит наяву, втайне надеясь на некое возрождение. Он – раб собственных предрассудков, которые медленно подтачивают постамент, на который тот сам себя воздвиг. Схожую болезнь мы обнаруживаем в Григории Печорине, Евгении Онегине, Петре Трофимове, Семене Мармеладове и многих других. Обломовщина многолика. В каждом человеке она выражается по-разному, но есть и нечто общее. Это и желание поучать других, самому при этом ничего не делая, и потаенный страх перед жизнью, страх ответственности за свои поступки, потеря веры в людей и Бога, презрение любви. Каждый из них пытался вернуться к привычной жизни и каждый терпел неудачу. А как кончили эти персонажи? Печорин искал смерти и погиб в Персии. Прожигая жизнь, Онегин пришел к совершенному одиночеству. Петя Трофимов так и остался «вечным студентом» ищущим «высшей правды». Пьяного Мармеладова задавил экипаж. Обломов умер от апоплексического удара. Сплошные драмы и никакого возрождения.

Разговор Штольца с Ольгой у дома на Выборгской стороне, в котором навсегда заточил себя их друг Илья, как нельзя лучше подводит итог жизни заплутавшего в лабиринтах собственного разума барина. На вопрос Ольги о том, что он увидел внутри, Штольц вымолвил единственное слово: «Обломовщина». Этой фразой он как будто отсек все лишнее, дав понять, что и в этом случае возрождения не последует. Обломов встретил смерть в том же положении, в каком находился на протяжении многих лет. Он понимал, что его ждет и боялся, но сделать ничего не мог, потому что знал себя слишком хорошо.

***

Сколько бы Обломов не думал, какие бы планы не строил, «мысль» и «дело» никогда не будут равны. Даже самый великий мыслитель, за жизнь не воплотивший ни одного замысла, выглядит беспомощнее последнего дурака, терпящего неудачи в бесконечных попытках.

Что ж, сказка ложь, да в ней намек – кто хочет, пусть мотает на ус, а на сказителе вины нет. Под занавес в памяти проступают слова Фауста. Знаменитые слова, которые Илья Ильич должен был затвердить как Отче наш. На них и предлагаю закончить:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Темы

Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:

  • Воспитание

    – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.

  • Детство

    – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.

  • Любовь

    – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.

  • Мечта

    – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.

  • Дружба

    – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.

  • Счастье Обломова

    заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом.

  • Труд

    – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов» , Тест по русской литературе на тему: «И.А.Гончаров «Обломов».

“Впечатление, которое этот роман своим появлением произвел в России, не поддается описанию. Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала обломовщину.» (князь П.Кропоткин)

«…капитальная вещь, какой равных давно не было. …Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике.» (Л.Н.Толстой)

Варианты теста:

  1. Образ главного героя. «Обломовщина».
  2. Второстепенные персонажи романа.
  3. Женские образы в романе.
  1. Образ главного героя. «Обломовщина».
  1. Гончарова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Иванович

в) Александр Иванович

Иван Александрович

  1. Гончаров учился

а) в Царкосельском лицее

б) в Нежинской гимназии

в Московском университете

г) в Симбирском университете

  1. И.А.Гончаров

а) совершил путешествие на остров Сахалин;

  • б) участвовал в обороне Севастополя;
  • совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»;
  • г) был сослан на Кавказ в действующую армию.
  1. Какое произведение НЕ принадлежит Гончарову?

а) «Обрыв»

б) «Фрегат Паллада»

в)«Овод»

г) «Обыкновенная история»

  1. Произведение «Обломов»

а) роман

б) рассказ

в) поэма

г) повесть

  1. К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»?

а) романтизм

б) реализм

в) сентиментализм

г) классицизм

  1. Действие романа происходит

а) в Москве

б) в Тульской губернии

в) в Орловской губернии

г) в Петербурге

  1. В начале романа Илья Ильич живет на одной из главных улиц Петербурга, где жили представители высшей аристократии. Укажите ее:

а) Моховая улица

б) Невский проспект

в) Гороховая улица

г) Софийская улица

  1. В романе И.А.Гончарова «Обломов» много конкретных дат, имен, неслучайно указывается и конкретный возраст персонажей. Назовите возраст Обломова, когда читатель впервые знакомится с ним?

а) 18 лет

б) 32-33 года

в) 40-45 лет

г) 26 — 28

  1. В фольклоре еще до И.А.Гончарова существовал образ, подобный образу Обломова. Назовите его:

а) Иванушка — дурачок

б)Емеля

в) Илья Муромец

г)Лутоня

  1. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того чтобы

а) расширить представление о барской жизни;

  • б) объяснить происхождение героя;
  • в) выразить представление автора об идеальной семье;
  • г) объяснить причины апатии и бездеятельности героя.
  1. Почему Обломов лишился должности коллежского секретаря?

а)не туда отправил важную бумагу, а так как служба его тяготила, решил уйти сам, не ожидая наказания;

б) его уволили из-за лени;

  • в) женился и не мог много времени уделять службе;
  • г) срочно уехал в деревню по делам имения.
  1. Какими причинами вызвано «лежание» Ильи Ильича Обломова?

а) бездуховностью и цинизмом

б) полным разочарованием в любви

в) мечтательной ленью

г) телесным недугом

  1. Какое выражение было господствующим на лице Ильи Ильича Обломова?

а) простота

б) мягкость

в) строгость

г) злость

  1. Закончите фразу: «Нет, жизнь моя началась…»

а) с угасания

б) с рождения

в) с радости

г)с любви

  1. Какое слово написал Обломов? «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано, вышло…»

а) Ольга

б) справедливость

в) судьба

г) обломовщина

  1. Какая предметно- бытовая деталь в романе является важнейшим средством характеристики главного героя?

а) книги

б) халат

в) письменный стол

г) рояль

  1. Традиции какого писателя продолжает Гончаров, используя художественную деталь в обрисовке психологического образа героев?

а) А.С.Пушкина

б) Н.В.Гоголя

в) Л.Н.Толстого

г) М.Е.Салтыкова-Щедрина

  1. К какому типу литературных героев можно отнести Обломова?

а) «маленький человек»

б) герой – любовник

в) «лишний человек»

г) герой — резонёр

  1. Какую центральную проблему автор раскрывает в произведении «Обломов»?

а) проблему чести и долга перед другими людьми;

  • б) проблему достижения человеком высокого социального положения и богатства;
  • в) проблему самостоятельного образования и развития личности;
  • г) проблему российского общества «обломовщину», приводящую к постепенному угасанию личности;
  • II. Второстепенные персонажи романа.
  1. Гончарова звали

а) Иван Алексеевич

Иван Александрович

в) Александр Иванович

г )

Алексей Иванович

  1. Гончаров учился

а) в Царкосельском лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Симбирском университете

в Московском университете

  1. И.А.Гончаров

а)совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»;

  • б) участвовал в обороне Севастополя;

в )

совершил путешествие на остров Сахалин;

  • г) был сослан на Кавказ в действующую армию;
  1. Какое произведение НЕ принадлежит Гончарову?

а) «Обрыв»

б) «Фрегат Паллада»

в) «Обыкновенная история»

г)«Овод»

  1. Произведение «Обломов»

а) повесть

б) рассказ

в) поэма

г)роман

  1. К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»?

а) реализм

б) романтизм

в) сентиментализм

г) классицизм

  1. Какова роль в романе второстепенных персонажей?

а) оживляют вялое течение романа;

  • б) олицетворяют суету петербургской жизни;
  • в) незаметно для героя меняют его жизнь;

— г) помогают понять характер главного героя.

  1. Определите, о ком писал И.А.Гончаров в романе «Обломов». «Этот рыцарь был и со страхом, и с упреком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов.»

а) Захар

б) Тарантьев

в) Алексеев

г) Штольц

  1. Кем Захар приходится Обломову?

а)хорошим другом, с которым они арендуют жилье;

  • б)врачом, который живет с Обломовым постоянно, так как у мужчины слабое здоровье;
  • в) верным слугой, прислуживающим Обломову с малых лет;
  • г) дальним бедным родственником.
  1. У кого отстаивает «наш фрак» Захар?

а)у Пенкина

б) у Алексеева

в) у Тарантьева

г) у Волкова

  1. «Парад гостей» Обломова. Каждый из них – напоминание об одном из этапов жизни Обломова. Назовите персонажа, смыслом жизни которого является карьера чиновника.

а) Тарантьев

б) Пенкин

в) Волков

г) Судьбинский

  1. Кто «помог» разориться Обломову?

а) Штольц

б) Тарантьев с братом Пшеницыной

в) помещик соседнего имения

г) адвокат

  1. Кто это? «Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».

а) Обломов

б) Тарантьев

в) Штольц

г) Пенкин

  1. Кем Штольц приходится Обломову?

а)школьным другом детства;

  • б) сослуживцем, с которым Илья Ильич сдружился за время службы;
  • в) дядей по матери;
  • г) двоюродным братом.

    1. Обломов и Штольц дружили с детства, хотя принадлежали к разным сословиям.

Обломовбыл «дворянин родом, коллежский секретарь чином». Укажите, к какому сословию принадлежал Штольц?

а) мещане

б) разночинцы

в) купцы

г) крестьяне

  1. От кого Штольц перенял свой практичный подход к жизни, целенаправленность и умение трудиться?

а) от близкого окружения – еще в детстве он общался с детьми рабочих;

б) от немца отца

в) от дворянки матери

г) от деда

  1. Почему Штольц все время пытается увезти Обломова из дома, заставить его переехать?

а)Андрею Ивановичу не нравится, что Обломов погряз в лени, «обломовщине», перестал развиваться;

  • б) родные Обломова попросили Штольца привезти Илью Ильича к себе;
  • в) Андрей Иванович нашел новое жилье для Обломова и нужно срочно туда заселиться;
  • г) Штольц ведет активную светскую жизнь и ему нужен компаньон для выхода в свет.
  1. В романе персонажам дана характеристика не только автором, но и другими персонажами. Кто и о ком говорит следующие строки:

«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки, как перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо»?

а) Захар Штольцу об Обломове;

  • б) Обломов Тарантьеву о Штольце;
  • в) Штольц Ольге об Обломове;

— г) Штольц Обломову об Ольге.

  1. Критики оценили роман И.А.Гончарова «Обломов», однако указывали на то, что один образ удался, а другой — нет. Назовите персонаж, о котором писал А.П.Чехов в 1889г.: «… не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»?

а) Обломов

б) Штольц

в) Тарантьев

г) Судьбинский

  1. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу

а) взаимного исключения

б) сравнения

в) дополнения

г) антитезы

III. Женские образы в романе.

  1. Гончарова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Иванович

в)Иван Александрович

г )

Александр Иванович

  1. Гончаров учился

а) в Московском университете

б) в Нежинской гимназии

в) в Царкосельском лицее

г) в Симбирском университете

  1. И.А.Гончаров

а) совершил путешествие на остров Сахалин;

  • б) участвовал в обороне Севастополя;

в )

был сослан на Кавказ в действующую армию;

  • г)совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада».
  1. Какое произведение НЕ принадлежит Гончарову?

а)«Овод»

б) «Фрегат Паллада»

в)«Обрыв»

г) «Обыкновенная история»

  1. Произведение «Обломов»

а)рассказ

б)роман

в) поэма

г) повесть

  1. К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»?

а) романтизм

б)классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

  1. Кто это? «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было не белизны в ней, кого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту…»

а) Анисья

б) вдова Пшеницына

в) Ольга Ильинская

г) Акулина

  1. Как Ольга и Обломов познакомились?

а) в гостях у Тарантьева;

  • б) Обломов случайно встретил девушку в парке;
  • в) Ольга переехала в соседний дом и стала соседкой Обломова;

г) их познакомил Штольц

  1. В романе мастера художественного образа И.А.Гончарова каждое слово несет смысловую нагрузку, становится символом. Вставьте попущенное слово в рассуждения Штольца: «…Он (Щтольц) не предвидел, что, знакомя Обломова с Ольгой Ильинской,он вносит…» (в жизнь Обломова)

а) фейерверк

б) свечку

в) лампу

г) свет

  1. Как называлась ария, которую пела Ольга и которая окончательно покорила Обломова?

а) ария из оперы «Пиковая дама»

б) «Casta Diva»

в) «Falstaff»

г) «Аve Maria»

  1. Как известно, чувство любви к другому человеку вызывает определенная черта человека. За что, по выражению АндреяШтольца, Ольга Ильинская полюбила Обломова?

а) за доброту

б) за проявленный к ней интерес

в) за нежность

г) за стремление измениться

  1. Какое растение стало символом любви Обломова к Ольге?

а) ромашка

б) роза

в) ландыш

г) сирень

  1. Почему Обломов решил написать Ольге письмо о необходимости расставания?

а) Обломов полюбил другую женщину;

  • б) тетя Ольги узнала об их отношениях и строго запретила им встречаться;

в) Илья Ильич решил, что их отношения зашли слишком далеко, а он не был готов к серьёзным переменам в своей жизни;

г) Обломов собрался уехать к Штольцу за границу, решив перед этим разорвать все связи в России.

  1. За кого в итоге Ольга вышла замуж?

а) за барона — друга ее тети;

  • б)за Штольца, с которым они стали близки за границей;
  • в) за Обломова – через несколько лет они вновь встретились;
  • г) девушка осталась незамужней, так как до конца жизни не могла забыть Обломова.
  1. Кто это? Эта женщина «была в зените своей жизни;
  2. она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила…Она только молила бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой скорби, гнева и нужды.»

а) Ольга Ильинская

б) мать Ильи Обломова

в) Агафья Пшеницына

г) Ольга Сергеевна

  1. Дайте характеристику Агафье Пшеницыной.

а) образованная, обаятельная, деятельная;

  • б) властная, целеустремленная, тщеславная;
  • в) глупая, покорная, корыстная.

г) хозяйственная, добрая, трудолюбивая

  1. Кто до самого конца жизни стал Обломову новой семьей, обителью «обломовского» счастья?

а) семья Тарантьева, к которым он переехал;

  • б) хозяйка квартиры Агафья Матвеевна и ее дети;
  • в) Штольц и его семья, к которым он переехал в старости;
  • г) Обломов вернулся в Обломовку и там наконец нашел спокойствие.
  1. В честь кого Обломов назвал своего сына от Агафьи Матвеевны?

а) в честь брата жены;

  • б) в честь Тарантьева;
  • в) в честь Штольца;
  • г) в честь своего отца.
  1. Кто после смерти Обломова взял на воспитание его сына от Агафьи Матвеевны?

а) брат Агафьи Пшенициной;

  • б) родственники Ильи Ильича;
  • в) Агафья Матвеевна сама воспитывала сына;

— г) Штольц и его семья.

  1. В художественном произведении каждый автор стремится донести до читателя свои мысли, взгляды на определенные проблемы, показывает положительных, отрицательных героев, свой идеал. Кто из героев романа «Обломов» наиболее приближен к авторскому идеалу?

а) Илья Обломов

б) Андрей Штольц

в) Агафья Пшеницына

г) Ольга Ильинская

Используемые источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mojno-li-oblomova-podnyat-s-divana/

1.Егорова Н.В., Золотарева И.В., МихайловаТ.И. Поурочные разработки по литературеXIXв.:10 класс. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:ВАКО,2011.

Интернет ресурсы:

  1. https://moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_po_literature_10_klass_6.html
  1. https://videouroki.net/razrabotki/test-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov.html
  2. https://testedu.ru/test/literatura/10-klass/tvorchestvo-goncharova.html
  1. https://cl.rushkolnik.ru/docs/10808/index-12443.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/13/itogovyy-test-po-tvorchestvu-ia-goncharova-10-klass

Проблемы

Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена:

  • Лишний человек

    – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.

  • Обломовщина

    – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.

  • Образ жизни Обломова

    – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.

  • Смысл жизни

    – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.

  • Причины лежания Обломова

    – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.

  • Лень

    показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Назовите какие блюда представлены в романе «Обломов»

1 Д.И.Писарев говорил, что содержание и СЮЖЕТ романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках. -Кратко передайте сюжет романа. -Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа -Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете — превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения? 2.Вспомните начало романа Обломов». -В чем необычность этого начала? -В чем обусловлен выбор места действия? -Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста-лет тридцати двух-трех от роду? -Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?

3.Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает. -Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) в главах II-IV первой части романа? -Чем Обломов выше своих гостей? -Почему писатель иронизирует над ним в эти сценах?

4.Критик Ю. Елагин писал в 1892г: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют, не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера» — Какие черты Обломова подчеркивает автор первую очередь? — О каких «лучших, благороднейших чертах русского характера» говорил Елагин.

5. Критик А.В.Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить» — Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»? — Каково отношение Захара к своему барину? — Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»? — Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

6. Покажите условность картин главы IX первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни; четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна.

Основная идея

Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».

Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.

Что такое обломовщина (10 стр.)

Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». Точно так относился к жизни и Илья Ильич. Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических* прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже в самом отвлеченном рассуждении, в самой утопической теории имел способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого status quo**, несмотря ни на какие убеждения. Рисуя идеал своего блаженства, Илья Ильич не думал спросить себя о внутреннем смысле его, не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники, кто их станет поддерживать и с какой стати будет он ими пользоваться?.. Не задавая себе подобных вопросов, не разъясняя своих отношений к миру и к обществу, Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решился сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Сходился он с женщинами, но подумал: однако, чего же от них ожидать и добиваться? Подумавши же, не решил вопроса и стал избегать женщин… Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным, сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…

______________

* Идиллия (с греч.) — стихотворение, повествующее о безмятежной, простой жизни на лоне природы, в переносном смысле — мирное, счастливое существование.

** Статус кво (с лат.) — существующее, неизменное состояние.

Дойдя до этой точки в объяснении характера Обломова, мы находим уместным обратиться к литературной параллели, о которой упомянули выше. Предыдущие соображения привели нас к тому заключению, что Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Здесь-то он и подает нам повод к сравнению с прежними типами лучших наших писателей. Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым.