«Великая Отечественная война в художественной литературе и в кино»

Сочинение

Война – величайшее горе. Война разрушает и губит человеческие судьбы, оставляет в сердцах людей незаживающие раны. Великая Отечественная война 1941-1945 годов – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. С тех пор сменилось несколько поколений, и всё меньше остаётся в живых ветеранов. Но нельзя забывать о войне. Мы знаем об этом историческом событии по документальным и художественным литературным произведениям, по рассказам очевидцев, по художественным фильмам. Но насколько правдиво отражена война в этом калейдоскопе пережитого, увиденного, запечатлённого?

В разные периоды послевоенной эпохи историки, руководствуясь генеральной линией руководящей партии, преподносили факты войны с разными акцентами, о чём-то умалчивали, на что-то смотрели сквозь пальцы, как будто правда о войне, в то время ещё известная многим, нуждалась в особой обработке. Менялась политическая обстановка – переписывали учебники истории: вдруг открывались новые факты, когда-то скрытые под грифом «совершенно секретно». А может быть, существовавшая идеология не допускала иного толкования событий Великой Отечественной войны? Сейчас многое вышло из-под запрета. Можно прочитать разные книги о легендарных исторических лицах и событиях: о полководцах и военачальниках, о великих битвах и поражениях. Но снова возникает вопрос: правдиво ли то, что широким потоком выходит из-под печатного станка? Ведь многое создаётся в угоду чьих-то политических амбиций, и значит, возможна попытка исказить факты.

В трудные послевоенные годы люди жили радостью победы, верой в светлое будущее, и хотелось поскорее забыть всё страшное и уродливое. Но и тогда писатели находили в себе мужество рассказать всю правду о войне. «Мы не умели воевать, не жалели людских сил», — говорил писатель В.П. Астафьев. После парадных, хвалебных произведений литература приходит к изображению оборотной стороны войны. В художественных произведениях о войне всегда что-то личное: переживания, раздумья писателя, гнев, личный опыт. Изображаемые люди и жизненные ситуации становятся понятными, и веришь, что такое было. Экранизация художественных произведений о войне дополняет зримыми образами, наглядными картинами замысел автора, приобщает к диалогу широкий круг зрителей.

7 стр., 3356 слов

«Мир художественного произведения»

... указывать на различие действительного факта и факта художественного. Такие заявления встречаются при изучении «Войны и мира» или русских былин и исторических песен. Различие мира действительности и мира художественного произведения осознается уже с достаточной ...

Хочется привести в пример книги, ставшие фильмами, по которым можно узнать правду о Великой Отечественной войне. Это роман «Живые и мёртвые» Константина Симонова и снятый режиссером Александром Столпером в 1964 году одноимённый художественный фильм; главные роли великолепно исполнили Анатолий Папанов, Кирилл Лавров, Юрий Никулин.

Это роман «Горячий снег» Юрия Бондарева и снятый в 1972 году режиссёром Гавриилом Егиазаровым художественный фильм, в котором прекрасно воплотились созданные писателем образы полковника Деева, генерала Бессонова в актёрском исполнении Вадима Спиридонова и Георгия Жжёнова. «…Спасибо…спасибо…всё, что могу…», — особенно сильное впечатление производит финальная сцена в фильме, когда уцелевшим после страшного боя семерым солдатам генерал Бессонов вручает ордена Красного Знамени со словами благодарности. Потрясающие произведения о фронтовых буднях, о солдатах и командирах, о каждодневном ратном подвиге, о самопожертвовании и головотяпстве, о несправедливости и героизме.

У войны не женское лицо… Противоестественно участие женщины в войне. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» юные героини мечтают о счастливой жизни – и погибают. Они вступают в схватку с коварным матёрым врагом. Эта повесть вызвала к жизни два «поколения» фильмов: режиссёра Станислава Ростоцкого (1972 г) и режиссёра Рената Давлетьярова (2015 г).

Обе киноверсии интересны, по-разному сыграны актёрами роли незабываемых героев повести: Федота Васкова, Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак.

А женское ли это дело: летать на военных самолётах и вручную бомбить вражеские объекты? В художественном фильме «В небе ночные ведьмы» показана «обычная работа обычных девушек», на счету которых множество боевых вылетов, а ещё страшная статистика погибших и молчаливая скорбь о невозвратности жизни. Режиссёр фильма, вышедшего на экраны в 1981 году, – Евгения Жигуленко, воевала в 46-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку, стала Героем Советского Союза. «У-2» — учебные самолёты, переоборудованные под бомбардировщики, наводили ужас на врага, а ратный подвиг девушек вызывает чувство гордости за наш народ.

Как же не верить, что были настоящие герои, мужественные, стойкие, потому и победили. Борис Полевой рассказал удивительную «Повесть о настоящем человеке», она основана на реальных событиях, фамилия героя Алексея Маресьева в книге чуть-чуть изменена (Мересьев).

Восхищает мужество человека, его желание не просто жить, а продолжать сражаться с врагом. В художественном фильме, созданном по книге Полевого в 1948 году, Павел Кадочников исполнил роль главного героя, потерявшего в бою обе ноги, но не утратившего волю, чувство долга, чтобы снова вернуться за штурвал самолёта.

Жить «всем смертям назло» — свойство русского характера. Художественный фильм по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека» (1959 года, режиссёр С. Бондарчук) показывает пример настоящего русского характера. Андрей Соколов (С.Бондарчук), стойко пережив собственную трагедию, находит душевные силы, чтобы дать надежду на новую жизнь осиротевшему ребёнку – Ване. И рассказ, и фильм воспринимаются на одном дыхании, наполнены искренними переживаниями и чувствами.

2 стр., 702 слов

По художественному фильму режиссёра Р. Быкова «Чучело»

... нам возможность рассуждать над своим поведением и поступками, «Чучело» учит нас всех быть сильными и стойкими в любых ... суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма. Этот военный марш, как-бы настраивает зрителей, на ... негативном эмоциональном состоянии, которое подчиняется суровым законом жестокости по отношению к «виновному», да еще подогреваемо сложившимся обстоятельством: ...

Над романом «Они сражались за Родину» Михаил Шолохов работал с 1942 по 1969 год, а фильм по роману вышел в 1975 году (режиссёр С.Бондарчук).

Этот фильм получился необычайно пронзительным и человечным. Образ Петра Лопахина – последняя роль Василия Шукшина, который умер во время съёмок. Шукшин мастерски сыграл циника, которому не чужд героизм, образ получился правдивым, лишённым лоска. Юрий Никулин, известный своими комедийными ролями, выступает в другом амплуа. Артист — ветеран Великой Отечественной войны, по праву гордился своими медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Он воплотил образ рядового Некрасова – обычного русского человека, который встаёт на защиту Родины.

По многим произведениям о войне созданы художественные фильмы, которые смотрят люди разных поколений: «Щит и меч» по книге Вадима Кожевникова (1968 год, режиссёр Владимир Басов) о советском разведчике Александре Белове (актёр Станислав Любшин); «Вариант «Омега»» по роману Николая Леонова, Юрия Кострова (1975 год, режиссёр Антонис-Янис Воязос); «Диверсант» по книге писателя Анатолия Азольского (2003 г) и многие другие.

Особенно много размышлений и эмоций вызывает художественный фильм «Штрафбат» (2004 год, режиссёр Николай Досталь) по роману Эдуарда Володарского. Авторы изучали архивные материалы, военную хронику, нашли документальное подтверждение, что штрафные части воевали на советских фронтах с 1942 по 1945 год. Твердохлебов (актёр Алексей Серебряков), Глымов (актёр Юрий Степанов) и другие без вины виноватые, обречённые на позорное существование, но пожелавшие умереть в бою за Родину, не озлобились, не мстили, а геройски воевали и погибали. Вот о таких героях войны было сказано: «…они тоже вложили свой маленький кирпичик в мощный фундамент Победы».

Вспоминаются строчки стихотворения Григория Поженяна:, А почестей мы не просили,, Не ждали наград за дела,, Нам общая слава России, Солдатской наградой была.

Война – это великий урок для всех людей. И художественные произведения о войне помогают нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несёт она людям. Киноленты, открывающие правду об исторических событиях, о легендарных людях, по праву стали народным достоянием наряду с величайшими произведениями литературы.