Конспект русского языка в 4 классе по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Сочинение

Урок № 87 русского языка

Дата: 16.04.2019г.

Класс: 4-Б

Тема: Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Цели

Тип урока:

Планируемые результаты обучения:, Предметные:, Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):, Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:, Личностные:, Оборудование:

1. Толковый словарь С.И. Ожегова.

2. Аудиозапись музыки «Времена года».

3. Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

4. Презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка.

-Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое, если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа любит праздники. Особенно праздник, который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками, вкусно пахнущими ветрами.

-Как вы думаете, о каком времени года я сейчас говорю?

Весна – это светлый праздник возрождения природы.

(Картинка 1)

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение (смайлики).

Вот давайте с таким хорошим настроением и начнем наш урок.

2. Слушание музыки:

— Знаете ли какой голос у весны? (ответы учащихся)

— Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны (звучит музыка).

— Музыка передаёт настроение, ощущение того, что происходит в природе.

— Что вы услышали?

21 стр., 10185 слов

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

... уроках музыки прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Глава I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА - ЭКОЛОГИЯ В ... человека с окружающей средой занимается наука "экология". Термин "экология" ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге "Общая морфология организмов". Экология - (от греч. οικος — ...

3. Чтение стихотворения Федора Ивановича Тютчева (Даглы Севиля).

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд».

Весна идёт, весна идёт-

И тихих тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней! (Ф. Тютчев)

II. Освоение нового содержания и его применение

1. Определение темы и цели урока.

— Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение? (О весне).

(Картинка 2)

— Его кисти принадлежали

(картинка 3).

» (картинка 4).

(картинка 5)

(картинка 6)

(картинка 7)

— Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока:

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Какие цели урока?

Цель: Будем учиться выражать свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2. Библиографические сведения о художнике (Картинка 8).

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

3. Рассматривание картины под монолог учителя: (Слайд 10)

Учащиеся открывают учебник на стр. 128 и рассматривают картину.

Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

13 стр., 6146 слов

Маковский «в мастерской художника» описание картины, анализ,

... Можно вспомнить картины «В мастерской художника»(которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа». В мастерской художника Маленький ... что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго ... портрет Ю.П.Маковской). 1890-е Весной 1875 года супруги поехали в Париж. Константин снял мастерскую на бульваре Клиши и ...

4. Музыкальная физминутка.

5. Словарная работа.

— Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

— Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж ).

Словарное слово пейзаж вывешивается на доску .

художник-пейзажист

6. Анализ картины «Весна. Большая вода».

— Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

-Назовите признаки весны. ( Весна, потому что деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По цвету неба и воды — они такие свежие и прозрачные бывают только весной. Вода затопила деревья )

— Как бы вы назвали картину?

-Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»?

— Давайте подумаем, почему именно так.

Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области), Река спокойная и неподвижная)

-Как вы думаете, каждый ли год река разливается так широко?

— Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.

( Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу. Другой берег высокий )

— Какие цвета преобладают на картине? ( Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная и поэтому она синяя, небо голубое — бывает тогда, когда светит солнце)

(они придают трепетность, «воздушность»)

А как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?

(Земля жёлтая, коричневая, потому что её нагрело солнце. Берёзки тоже жёлтые. На них играют солнечные зайчики)

(Небо нежно голубое)

— С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

— Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?

( Берёзки молодые, хрупкие, нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется освободиться от воды, вырваться, они изображены, как в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливается с водой)

4 стр., 1696 слов

По картине Левитана Весна. Большая вода для 4 класса

... музой для написания картины «Весна. Большая вода». Сочинение описание картины Весна. Большая вода Левитан писал картины о нашей прекрасной ... 4 детей, жили лишь на одни крошки. В то время художник учился в четвертом классе у известного на то время живописца Василия Перова. Левитан ... тени от деревьев на воде отчётливо-черные. Весной реки всегда ... крыши. Люди странные очень по своей природе. Они всё- ...

Посмотрите на рощицу в центре на первом плане. Какие цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?

( Солнце ликует, играет на стволах, отражается в зеркале воды.)

— А как художник изобразил рощицу на берегу?

(Деревья стоят прижавшись друг к другу, наблюдают за теми , которые в воде, а та берёзка , что у воды , как будто хочет вступить в этот яркий хоровод. Каждое деревце изящное, трепетно – изогнутое, словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего –то хорошего, что принесет им весна. )

-Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево. Как по-вашему: о чём может говорить старое дерево молодым? ( Не бойтесь воды. Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло большим, и вы такими будете. Большие деревья как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.)

На переднем плане – забытая лодка

Что в этот момент испытывает художник? ( Художник наслаждается природой, пишет картину с любовью и восхищением)

— А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник?

(Побегать по берегу, потрогать воду, подышать свежим воздухом

7. Лексико-орфографическая подготовка (опорный лист)

1.Половодье.

Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка.

2. Апрельский день.

Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой, лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух.

3. Деревья.

Стройные (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, тянутся, на стволах берёз солнечные блики.

Выглядят беззащитно и трогательно

4. Настроение картины.

Ярко, празднично, пронизана светом, сочетание тёплых и холодных красок (тепло весеннего солнца, прохлада воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.

8. Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

5 стр., 2370 слов

По картине В.Д. Поленова «Золотая осень»

... кипящих энергией городов. Рассказ по картине В. Поленов «Золотая осень» Василий Дмитриевич Поленов — выдающийся русский ... «Золотая осень» — 4 класс, сочинение Описание темы:, Золотая осень. Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов ... работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души ... горизонту. Вода спокойна, и в ней отражаются тихо шелестящие деревья, стоящие ...

(«Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена весна …)

-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ (Записывается на доске).

  1. Картина художника.

  2. Весенний разлив.

  3. Всё радуется весне!

9. Устное описание картины:

  • задний план: большая вода, воздух, небо

разлившаяся река, затопленные постройки, сине- голубая вода, прозрачный воздух, наполнено солнцем, солнечные зайчики

искривлённые стволы, хрупкие, покрыты дымками, тянутся венчиками, разноцветье красок, солнце ликует на стволах, яркий хоровод, отражаются в зеркале воды, лодка художника.

Слева, вдали, сверху, внизу, потому что, чтобы, так как, кое-где.

Дети устно описывают картину.

10. Написание и проверка сочинения, Примерный вариант сочинения

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом.

Снег растаял. Вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Медленно течёт река. В сине-голубой воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие клейкие почки и появится первая кружевная зелень.

День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный, чистый.

Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба.

К изгибающемуся берегу причалена старенькая лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

7 стр., 3332 слов

Описание картины Николая Крымова «К весне. по картине Крымова ...

... крышами. Технологическая карта урока по литературному чтению, проведённого в 4 классе МОУ Шайгинская ООШ, УМК «Школа России» Тема: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы ...

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней. Его рассказ о приходе весны – это надежда на хорошее лето, счастье.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

(Урок по развитию речи.)

(Текст по репродукции картины.)

  • Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

— Если урок вам понравился и все было понятно, прикрепите к доске значок солнышка. Если урок не понравился и что-то было непонятно прикрепите тучку.

IV. Домашнее задание.

Дописать сочинение по картине

Приложение

Картинка № 2

 написание и проверка сочинения 1

«Весна. Большая вода»

«Солнечный день»

Картинка № 4

«Осень. Река»

 написание и проверка сочинения 2

Картинка № 5 «Осень»

Картинка № 6

«Дубовая роща. Осень»

Картинка осень  1

Картинка осень  2

Исаак Ильич Левитан