ГРАЖДАНСКИЕ ОДЫ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

Сочинение

Гражданские оды Г. Р. Державина

Г. Р. Державин был выдающимся русским поэтом, чей поэтический наследник оставил неизгладимый след в истории литературы. Его поэтическое наследие разнообразно и многосторонне, включая в себя религиозно-философские стихи, пейзажную лирику, шутливые стихотворения, элегии о любви и даже автобиографические произведения. Однако особое место в его творчестве занимают гражданские оды, победно-патриотические, философские и анакреонтические.

Г. Р. Державин был человеком высокой гражданской позиции и этот факт глубоко пронизывает его творчество. Он был предельно правдивым и честным в своих стихах, всегда откликаясь на социальные и политические события своего времени. Его стихи посвящены разным слоям общества, включая правящий класс, царей и вельмож, и именно в этих одах можно увидеть обличительный характер его творчества.

Главным отличительным признаком гражданских одов Державина является их открытая правдивость. Содержание и характер этих стихов изменялись в зависимости от мировоззрения поэта и его взглядов на мир и власть. Один из примеров можно увидеть в оде «Фелица», написанной в 1782 году, где описывается царица Екатерина II как «матерь отечества», заботливо трудящаяся на благо своих подданных и строго соблюдающая законы государства.

Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды!

Которой мудрость несравненна

Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору,

Где роза без шипов растет,

Где добродетель обитает:

Она мой дух и ум пленяет,

Подай найти ее совет.

Эти строки говорят о глубоком уважении и поклонении Державина перед царицей, при этом отражая его живое чувство гражданской ответственности и стремление говорить правду в своих произведениях.

Изображение Екатерины II в творчестве Державина

Хотя царица — уже не «земная богиня», как в стихотворениях предшественников поэта, а «человек на троне», но этот человек показан автором безукоризненным образцом справедливости, чести, законности. В представлении Державина Екатерина резко отличается своей праведностью и скромностью от окружающих ее «мурз» — надменных, корыстных и порочных бездельников-вельмож.

5 стр., 2183 слов

Похвальное слово державину поэту и гражданину

... человека. Жизнь Державина — это служение России, а не отдельным лицам. Это противодействие несправедливости и вечная борьба с сильными мира сего. Похвальное слово Державину поэту и гражданину сочинение 5 (100%) 2 votes Похвальное слово ... в сердцах почитателей его творчества. Ода «Бог» — Державин Г.Р. О Ты, ... нынче ему не напишешь». – «Вы увидите», – ответил Державин, поехал домой, и сел за оду « ...

По мере того как поэт узнавал нравы правящих кругов, в том числе императрицы, он все больше убеждался в ошибочности, иллюзорности своих первоначальных представлений. Он понял, что созданный в «Фелице» образ монархини резко расходится с действительностью, потому больше не мог слагать ей хвалебные стихи. Напротив, в его гражданских одах все больше усиливается обличительный пафос, все чаще появляются сатирические ноты. Теперь особое место в творчестве Державина занимают гражданско-обличительные стихи, одним из ярких примеров которых является ода «Вельможа», написанная в 1794 году.

В «Вельможе» хвалебная часть уже занимает очень незначительное место, а на первый план выводится обличение зла, которое несут вельможи, равнодушные к своему гражданскому долгу. Писатель возмущается положением народа, подданных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев.

С небывалой художественной энергией громит поэт гордящуюся «гербами предков» «позлащенную грязь» — блещущих золотом орденов и мундиров «болванов».

В лицо всесильным екатерининским любимцам он бросает негодующие, презрительные слова: «Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами…». Совершенно в ином свете представляется нам теперь и сама государыня:

Екатерина в низкой доле И не на царском бы престоле Была великою женой.

И впрямь, коль самолюбья лесть Не обуяла б ум надменный, — Что наше благородство, честь,

Как не изящности душевны?

Разоблачая низкие нравы, самолюбие и самовластие вельмож, автор утверждает истинные человеческие ценности, которые на самом деле возвеличивают человека:

Я князь — коль мой сияет дух;

Владелец — коль страстьми владею;

Болярин — коль за всех болею,

Таким образом, Державин через свое творчество выразил свое видение Екатерины II и ее окружения, подчеркнув важность справедливости, чести и гражданской ответственности перед обществом.

Царю, закону, церкви друг.

Поэт всегда боролся во имя закона. Но в этой борьбе он чувствовал себя одиноким: у него не было поддержки ни в обществе, ни в правитель­стве. Законы в государстве писались, и законы эти были правильными, но казалось, что испол­няться они должны только до определенной сте­пени и лишь по мере надобности. К тому же со­здавалось впечатление, что все эти законы изда­вались для низших сословий и совершенно не касались правящей верхушки.

Державину же неисполнение законов пред­ставлялось чем-то чудовищным. И он не собирал­ся об этом молчать.

К гражданским одам поэта примыкает и на­писанное в 1780 году стихотворение «Властите­лям и судиям», в котором автор, устами Бога, гневно напоминает царям и судьям об их обязан­ностях перед народом:

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны.
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Поэт осуждает «земных богов», распространя­ющих на земле жестокость, несправедливость и насилие. Русский народ испытывает нечеловече­ские страдания и мучения, терпит произвол и без­законие вельмож. Но властители и судьи остают­ся глухи и слепы к страданиям народа: «Не вне­млют! видят — и не знают! Покрыты мздою оче­са…» Равнодушие и корыстолюбие власть иму­щих вызывают справедливый гнев автора, и он решительно требует наказать виновных. И в глав­ные судьи призывает единственного по-настоя­щему справедливого и неподкупного судью — самого Бога:

2 стр., 866 слов

ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПАФОС В ОДЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА «ВЕЛЬМОЖА»

... рых был и великий А. С. Пушкин. На этой странице искали : вельможа державин анализ сочинение на тему я вельможа анализ оды вельможа анализ стихотворения державина вельможа анализ стихотворения вельможа державина Сохрани к себе на ... представлении та­кого ничтожного человека стыд и совесть — это «слабых душ тревога», для него «нет добродете­ли», «нет Бога». Но поэт уверенно грозит злодею справедливым ...

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

Таким образом, он призывает небесные громы на головы уже не только князей и вельмож, но и «неправедных и злых» царей.

Гражданской тематике поэт оставался верен до последних дней своей жизни. В одном из по­здних, итоговых произведений, стихотворении «Памятник», он признает, что первым «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, …И истину царям с улыбкой го­ворить».

В своих обличительных одах Державин явил­ся одним из родоначальников гражданской по­эзии, непосредственным предшественником Ра­дищева, Пушкина, поэтов-декабристов. Осознав еще в молодые годы, что неблагополучие страны непосредственно связано с формой правления, поэт усомнился в божественном происхождении государственной власти.

Из этого в его сознании возникла и прочно ут­вердилась мысль о том, что единственное основа­ние царской власти — не рождение и не помаза­ние, а народная любовь, которая возникает в от­вет на заслуги и добродетели. Отсутствие же этих добродетелей превращает государя в тирана, ко­торый может и должен быть свергнут по воле на­рода. В этих мыслях, что нередко слышатся в его стихотворениях, чувствуется зарождение рево­люционного движения, возникшего в стране поз­же. Не решаясь еще судить самодержавие, Дер­жавин, тем не менее, не отказывал себе в праве судить каждого отдельного самодержца. Основа­нием для такого суда он избрал истинные ценно­сти человеческой души, которые называл «щед­ротами».

Именно об этом его свойстве впоследствии ска­жет поэт-декабрист К. Ф. Рылеев:

Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил И в пламенных своих стихах Одну лишь добродетель славил.

На этой странице искали:

  • Державин вельможа анализ
  • Анализ оды Державина «Вельможа»
  • Ваш долг есть сохранять законы на лица сильных не взирать эссе

Сохрани к себе на стену!