Творчество Державина

Сочинение

Исследование творчества Державина

Гаврила Романович Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов. Его творчество сохраняет непреходящее историческое значение и живую поэтическую прелесть до наших дней. Возвращение к его наследию свидетельствует о его подлинной ценности в национальной литературе.

Биография Державина является увлекательной историей о солдате, который благодаря своему поэтическому таланту достиг высокого положения в государстве. Он был одержим многими предрассудками своего времени и своего класса, но в то же время страстно воспевал стремление к справедливости и правде.

Первые стихотворения Державина были опубликованы в 1773 году, но он начал писать еще во время военной службы. Его ранние произведения оказали влияние Тредиаковского и Ломоносова. Однако в последующем он разработал собственный художественный стиль, используя необычные лексические приемы, такие как смешение «высокой» и «низкой» лексики в рамках одного произведения. Это придавало его работам особую лексическую дисгармонию, что можно увидеть, например, в его произведении «Крестьянский праздник».

Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт:ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину… с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим… что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.

В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог— первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть:

Но грешных пламя и язык

Да истребит десница строга!

Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит:

3 стр., 1145 слов

Авторская личность и формы выражения в произведениях Г.Р. Державина ...

... в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» По мнению Ларковича, в данном стихотворении ярко проявляется многообразие восприятия Державиным мира. Поэт не замыкается ... Также человек с сильной волей, стремлением преобразовать государство, создать литературный язык. И подобным образом восхваляющий ... исключительном месте образа автора в системе образов «Фелицы». Информацию об авторе-герое получаем как через ...

Да правый суд я покажу.

Колеблемы столпы земные

Законом Божьим утвержу…

Поэт не раз проявляет себя в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”. Державин стал новатором, вернее, создателем новых философских од, где человек рассматривается в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных сил природы — смерть: “Глотает царства алчна смерть”. В этих.произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности:

Подите счастья прочь возможны.

Вы все пременны здесь и ложны:

Я в дверях вечности стою.

Г. Р. Державин: исследование творческого наследия

Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: “ Я червь — я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”:

Как червь, оставя паутину

И в бабочке взяв новый вид,

В лазурну воздуха равнину

На крыльях o.ieuiyuiux летит,

В прекрасном веселясь убранстве,

С цветов садится на цветы:

Так и душа небес в пространстве

Не будешь ли бессмертна ты?

В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах… она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”.

Поэт пишет о композиции оды: “… восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”.

Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли… живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора.

Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он «видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.

Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.

4 стр., 1739 слов

Похвальное слово державину поэту и гражданину

... Константин Денисов Библейский сюжет. Гавриил Державин. «Бог» Сочинение на тему похвальное слово державину поэту и гражданину Характерен такой случай: ... Поэта и Писателя с большой буквы и имя Державина. Ему и посвящаем это творческое задание, подготовив ему похвальное слово. Здесь ничего не нужно выдумывать, ведь Державин ... света и жизни, а также создателем вселенной. Он олицетворяет Вечность и ...

Скачать Сочинение.

gdzotvet |

26.09.2012