Поэтика Г.Р. Державина

Контрольная работа

Г.Р. Державин родился в июле 1743 г. в Казанской губернии. Гаврила Романович Державин прожил долгую я сложную жизнь, полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин — чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин — поэт.

Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, — русским не только по языку, но, главное, — по мышлению, «философии», как говорил он сам. Истоки «русского склада» ума и творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его формирование как человека и художника.

Его творчество можно разделить на три этапа. Первый (ранний) период продолжался с 1773 г. по 1779 г. В это время поэт пытался следовать традициям как М.В. Ломоносова (героическая поэзия), так и А.П. Сумарокова (интимная лирика).

Во второй период творчества (1779-1791) Державин создал свой стиль, нашедший наиболее яркое выражение в стихотворениях «Ода на смерть князя Мещерского» (1779), «Ода к Фелице» (1782, опубл. в 1783), «Бог» (1784), «Осень во время осады Очакова» (1788, опубл. в 1798), «Видение Мурзы» (1789, опубл. в 1791), «Водопад» (1791-1794, опубл. в 1798) Аверинцев С.С. Поэзия Державина. // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 2003..

Основной жанр этого периода — торжественная ода. Поэтическое новаторство Державина проявилось в разрушении чистоты классического жанра; он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении.

В третий период (90-е г.г.) у Державина преобладает анакреонтическая лирика. Он декларирует отказ от торжественной оды и прославляет сельскую жизнь, интимные радости, мудрую умеренность. Здесь можно отметить стихотворения «Философы пьяный и трезвый» (1789, опубл. в 1792), «Храповицкому» (1793, опубл. в 1808), «К лире» (1794, опубл. в 1798), «Похвала сельской жизни» (1798, опубл. в 1808).

С начала XIX века творчество Державина клонится к упадку, хотя порой ему удаются великолепные произведения: «Снегирь» (1800, опубл. в 1805), «Евгению. Жизнь званская» (1807).

3 стр., 1429 слов

Подготовьте Похвальное слово Державину — поэту и гражданину. ...

... бы предположить, что большая часть стихотворений Державина посвящена его прославлению; но Державин при жизни Потемкина очень мало писал в честь ... крючкотворцами… Чтоб верно характеризовать и определить значение Державина как поэта, должно обратить внимание на его собственный взгляд на ... на них, как на факты для суждения о Державине как поэте. В оде «Любителю художеств», неудачной и даже странной ...

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии. Начиная с 1804 г. он написал ряд трагедий («Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна», «Евпраксия» и др.).

С 80-х годов XVIII века Державин возглавлял литературный кружок, в который входили его друзья-писатели Н.А.Львов, В.В.Капнист, И.И.Хемницер. С 1811 г. Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русского слова». Здесь он своим авторитетом подкреплял литературных консерваторов, но в то же время благожелательно относился к В.А.Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина и других поэтов.

Поэзия Державина своей основной темой берет человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и живописны.

Со всеми своими благоразумными толками об “умеренности” Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении картин такой жизни…” — писал Белинский. Державин пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями, так и врагами, живые образы в образы поэзии — это большой шаг в сторону развития русской реалистической поэзии.

1. Поэтический путь Г.Р. Державина

Личность Г.Р. Державина являет собой в высшей степени яркий и полнокровный образ русского писателя XVIII столетия. Благодаря своей активной и разнообразной общественной деятельности, он значительно выше поднимается над массой своих современников не только как поэт, но и как человек, который рельефно выделяется на общем фоне своими высокими моральными и интеллектуальными качествами, что делает его одним из наиболее колоритных характеров эпохи.

Всю поэзию Державин подразделял на две части: «ода» и «песня». Если для лирического стихотворения — «оды» — в качестве определяющего свойства Державин выдвигал вдохновение и считал, что для него извинительны «погрешности», «как на Солнце пятна», то отличительным признаком «песни», по Державину, является поэтическое мастерство. И, надо сказать, мастерство Державина-поэта в анакреонтике проявляется с особой наглядностью, ибо в этих небольших стихотворениях совсем нет места ни развернутой публицистике, ни связанной с нею риторике.

Необычайная экономность художественных средств, предельная точность и ясность, отточенность языка и стиха делают очень многие стихотворения этого цикла маленькими шедеврами. Но было бы неверным полагать, что Державин сочинял эти стихи только для демонстрации своего поэтического мастерства, — нет, он ставил перед собой куда более серьезные цели. «По любви к отечественному слову, — подчеркивал поэт, выпуская сборник «Анакреонтических песен» отдельным изданием в 1804 г., — желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся» Державин Г. Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я.К. Грота: В 9 т. СПб., 1864 — 1884. Т.6. .

5 стр., 2453 слов

Державин Гаврила Романович, жизнь и творчество

... в течение нескольких лет был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой — не всегда честной. Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце 70-х годов. Он недолго ... Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо ...

Мы, уже хорошо знакомые с лирическим героем Державина — поэтом-гражданином, борцом за правду, — теперь увидели во всей многогранности тот же образ со стороны его частной жизни, его личных пристрастий, склонностей, даже «шалостей».

И, наконец, в полной мере обе ипостаси державинского лирического героя слились в один полнокровный реалистический характер в крупнейшем произведении последнего периода творчества Державина — стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» (1807).

В противовес романтической «поэзии страдания» Державин выдвинул поэзию «жизни действительной». До пушкинского «Евгении Онегина» державинская «Жизнь Званская» — наиболее яркое произведение, возводящее в поэзию повседневную жизнь человека. Державин показал, что поэзия есть не только в природе или возвышенных переживаниях: она может быть и в бытовых «раздобарах», и в чтении газет и журналов, и в чае у вечернего костра, и в раздаче кренделей крестьянским ребятишкам.

Главный герой стихотворения одновременно и тип, и яркая индивидуальность: в конечном счете, это сам Державин, но, вместе с тем, и типичный помещик определенного склада, живущий в типичных обстоятельствах, со своими резко выраженными индивидуальным» интересами, наклонностями, привычками, складом мышления, оценками, отношением к миру и т. д. Это соединение индивидуального и типичного, данного в определенных типичных обстоятельствах, — свидетельство того, что в русской позлил родился реализм, причем родился в результате длительной эволюции творчества именно Державина.

Очень важно то обстоятельство, что Державин попытался усвоить из творческого метода Жуковского наиболее ценное — внимание к внутреннему миру человека. Правда, изображение внутреннего мира для Жуковского — это углубление в изолированные от внешнего мира, связанные с воспоминаниями сложные душевные переживания. Внутренний мир героя у Державина — переживания человека, рождающиеся из постоянного общения с внешним миром. Но сам принцип изображения внутреннего мира человека Державин воспринял от Жуковского, как сам Жуковский научился у него вниманию к частному человеку и красочной живописи природы Западов А. В. Гаврила Романович Державин. — М.; Л, 1999. .

Неоднородный сложный сплав, который представляет собой поэзия Державина, дал возможность находить в ней черты, родственные своему творчеству, таким совершенно различным художникам, как Батюшков, Рылеев, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Некрасов, поэты-символисты и акмеисты начала XX столетия, Багрицкий и многие другие. Однако и они, достигнув новых вершин в поэзии, не смогли полностью исчерпать всех возможностей, заложенных в творчестве Державина. Ораторские интонации его стиха были в новых условиях развиты зачинателем советской поэзии Маяковским, в творчестве которого нашли свое дальнейшее развитие и некоторые другие стороны стиля, языка, ритмики державинской поэзии.

14 стр., 6721 слов

Рассуждение Вариант 6 Сенина «Поэзия стала частью моей жизни…» ...

... жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски. Влияние поэзии на здоровье человека ... любви в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, лучи ... проблемы героя. Смысл названия Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На ... называл 3 свойства, присущие истинному поэту и доказывающие подлинное поэтическое дарование: ...

Державин — поэт, новатор, гуманист, просветитель, гражданин, патриот — по праву был назван Белинским отцом русских поэтов Белинский В. Г. Полн. собр. соч., Т. 1. — М, 1953..

В практически всех стихотворениях Державина, и серьезных, и шутливых, можно встретить упоминания о различных людях, о свойственных им чертах характера, привычках, о взаимоотношениях с ними поэта. Стихи Державина населены его друзьями, знакомыми, но, прежде всего, в них присутствует сам поэт со своими взглядами, мыслями, настроениями.

Авторское отношение к изображаемому составляет важную и характерную черту творчества Державина.

2. Поэтика Державина

Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение “высокого” и “низкого”. Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия. Нередко это создавало лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”).

Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики.

Метрические неточности часто трансформировались в новые размеры. Так, в стихотворении “Ласточка” Державин вводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия:

Уж не ласточка сладкогласая, Домовитая со застрехи, Ах! Моя милая, прекрасная, Прочь улетела,

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая “образная звукопись”, т.е. с помощью которой создается образ. “Глагол времен металла звон” — бой часов (“На смерть кн. Мещерского”), “Северны громы в гробе лежат” — образ полководца Суворова (“Снегирь”).

Державин широко пользуется неточными рифмами: “творенье”\“перья”, “во тьме”\“во сне” и т.д.

Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне. В его поэзии появляется конкретный лирический герой (“Приглашение к обеду”).

Развитие идеи (не сюжета) связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построена духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения — антитетичность).

Идея в этой оде развивается следующим образом:

1) сравнение величия Бога с ничтожностью человека;

2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута;

3) человек — центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек — стремиться к Богу. Здесь выстраивается определенная оппозиция: БОГ — МИР — Я (ты) (мы).

Однако поэт не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность: Жизнь есть небес мгновенный дар.

Для Державина Бог — первоначало, не существующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом. О существовании Бога свидетельствуют: “природный чин”, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу: “Тебя душа, быть может, чает…”. Образы здесь крайне эмблематичны и символичны Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. — Л., 2000. . Стихотворение “Водопад” (1791) является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы: “Алмазна сыплется гора”. Сам водопад (Кивач — водопад в Карелии) олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении “На смерть кн. Мещерского” Портнова Н.А. «На смерть князя Мещерского» Державина // Анализ одного стихотворения. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. . державин ода сатира стихотворение

7 стр., 3220 слов

Поэт серебряного века. Анна Ахматова

... Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова - революционный поэт. При всём том внешне она почти всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знак русской ... начались для неё не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Училась в Царскосельской женской гимназии. Наиболее близка детям ... В начале XX века существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и ...

Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения. По мнению классицистов, история — замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем. Для Державина Велисарий оклеветанный полководец, сравнивающийся с “неким мужем седым”, то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненным от службы.

Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет “Песни Оссиана”, сочиненные шотландским поэтом Макферсоном. Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан. Основными темами стали война и любовь. На фоне повествования выделялся мрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться “оссиановским”. Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий:

Под наклоненным кедром вниз,, При страшной сей красе природы,, На утлом пне, который свис

С утеса на яры воды,

Я вижу — некий муж седой

Склонился на руку главой., Копье и меч и щит великой,, Стена отечества всего,, И шлем, обвитый повиликой,

Лежат во мху у ног его:….

Сидит и, взор вперя к водам.

В глубокой думе рассуждает:

“Не жизнь ли человеков нам

Сей водопад изображает?, Он так же благом струй своих, Поит надменных, кротких, злых. и т.д.

Итак, Бог для Державина — “источник жизни”, жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”, а подобное сочетание для классицизма невозможно. Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения. Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М.В. Ломоносова, и Г.Р. Державина. В своей “Оде на восшествие…” Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику: “бисер”, “порфира”, “зефир”, “душа”, “зрак”, “рай” и патетический стиль:

Когда на трон она вступила, Как Вышний подал ей венец,, Тебя в Россию возвратила,, Войне поставила конец;, Тебя прияв облобызала:, Мне полно тех побед, сказала,, Для коих крови льется ток.

Приведем выдержки из произведения Державина “Фелица”: “богоподобная”, “курю табак”, “кофе пью”, “забавлюсь лаем псов”, “играю в дурака с женой” Державин Г. Р. Сочинения. — Л., 1987. .

Оба поэта дают правительнице наставления. Ломоносов описывает идеальную царицу: “Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас”. Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу, использует вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении: “Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить,..”. Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией:

8 стр., 3657 слов

Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм)

... государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все. 1. Литература петровского времени Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход ... Кантемира позволяет считать его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед русской литературой задачу воспитания словом. Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно ...

Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет:, Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет…, В безмолвии взирай вселенна….

Ломоносов — поэт государства, подчиненного “Фелице”, лишь воспевающий ее достоинства. Он заставляет замолчать даже “пламенные звуки поэзии”. Державин же, обращаясь к Екатерине (Фелица — лат. felix — счастливая), по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим…, что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем, Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра….

Не слишком любишь маскарады,, А в клоб не ступишь и ногой;, Храня обычаи, обряды,, Не донкишотствуешь собой;, Коня парнасска на седлаешь,, К духам в собранье не въезжаешь

Не ходишь с трона на Восток….

Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути? Образ мурзы меняется. Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов “зашифрованных” в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому:

Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого,, Дурачества сквозь пальцы видишь,, Лишь зла не терпишь одного.

В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг:

Или музыкой и певцами,, Органом и волынкой вдруг,, Или кулачными бойцами, И пляской веселю мой дух;, Или, о всех делах заботу, Оставя, езжу на охоту, И забавляюсь лаем псов, Или над невскими брегами, Я тешусь по ночам рогами, И греблей удалых гребцов….

Очевидно, “Я” Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического “Я” варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма почти всегда предполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма; будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи.

Заключение

Творчество Державина развивалось в русле русского классицизма, но своими произведениями Державин расшатывал принципиальные устои этого направления. Он смело разнообразил жанры, вводил в «высокие» жанры бытовые сцены, слова «низкого» стиля, сближал классицистические формы с сентиментальными и даже с нарождающимися романтическими.

Для поэзии 1760-х — начала 1770-х гг. характерен пристальный интерес к национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить сильнейшее влияние песен А.П. Сумарокова, виднейшего лирического поэта середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова, равно как и сатирическая линия народной литературы XVII-XVIII вв., с которой Державин был хорошо знаком Лебедева О.Б. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина (1743 -1816).

9 стр., 4025 слов

Живопись в русской истории XVIII века

... уровня аскетического самопожертвования. В отличие от французских художников XVIII в., изящно обыгрывавших фривольные сюжеты античной мифологии, русская живопись не признает подобных ситуаций, хотя надо ... сентиментализма, которая нашла выражение в русской литературе, и свидетельствуют об одной из благородных гуманистических граней искусства второй половины XVIII столетия. Глава 3. Пейзажная живопись ...

История русской литературы XVIII века. Учебник для вузов. .

Значительное влияние на формирование Державина как поэта оказало творчество М.В. Ломоносова. Хотя в одном из ранних программных стихотворений, «Идиллия», Державин и отрекался начисто от «высокой» поэзии.

О великой роли в жизни общества поэзии и поэта Державин говорил всегда, именно в поэтической деятельности видя свое право на бессмертие. Но представление о том, какие именно стороны его поэзии сделают его имя бессмертным, менялось. Раньше Державин право на бессмертие видел в самом занятии поэзией, затем некоторое время считал, что останется жить в памяти потомства как певец дел Екатерины II.

Державин утверждает, что потомство будет чтить его память как певца России, русского народа, его вождей и героев, за то, что он всегда был поборником правды и истины, отстаивал добродетель. По убеждению Державина, великий поэт-патриот, поэт-гражданин достоин бессмертия не менее, чем великий полководец. Он проводит эту мысль, ставя свое имя рядом с именем фельдмаршала Румянцева («Кумиры твоего резца» — это бюсты Румянцева и Державина, изваянные Рашеттом).

Так в поисках положительного героя Державин приходит к теме России, русского народа и его героев — полководцев, патриотов и поборников правды. Разочарование в Екатерине не привело Державина к разочарованию в просвещенной монархии вообще. Надежды, рухнувшие при близком знакомстве с «Фелицей», воскресали в поэте и при вступлении на престол Павла I, и в начале царствования Александра I. Но когда поэт понимал, что новый монарх не оправдывает возлагавшихся на него надежд, он переставал «воспевать» его точно так же, как и Екатерину II.

Однако тема России и русского народа остается одной из главных в творчестве Державина до самой смерти его.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-poeticheskoe-novatorstvo-derjavina/

1. Аверинцев С.С. Поэзия Державина. // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 2003.

2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., Т. 1. — М, 1953.

3. Благой Д. Д. Державин // История русской литературы. — М.; Л., Т. 4, 1997.

4. Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII в. — М.: Языки русской культуры, 2001.

5. Державин Г. Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я.К. Грота: В 9 т. СПб., 1864 — 1884. Т.6.

6. Державин Г. Р. Сочинения. — Л., 1987.

7. Западов А. В. Гаврила Романович Державин. — М.; Л, 1999.

8. Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. — Л., 2000.

9. Кондрашев С.Н. Основные мотивы лирики Г. Р. Державина 1779 — 1794гг // Русская поэзия XVIII — XIXвв.: Жанровые особенности, мотивы, образы, язык. — Куйбышев. — 2003.

10. Лебедева О.Б. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина (1743 -1816).

История русской литературы XVIII века. Учебник для вузов.

11. Портнова Н.А. «На смерть князя Мещерского» Державина // Анализ одного стихотворения. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985.

12 стр., 5824 слов

Русская портретная живопись XVIII века

... в то же время преодолеть манерность западноевропейского парадного портрета. Временем подлинного расцвета, настоящего взлета русской живописи стала вторая половина XVIII века. За прошедшие полвека Россия ... собой художественные произведения подобного рода. Особым своеобразием отличается русское искусство переходного периода—первой четверти XVIII века, в нем сложно, а иногда неожиданно и причудливо ...

12. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма. // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. — М.: Языки русской культуры, 2000.