Гражданские оды Г. Р. Державина
Г. Р. Державин был выдающимся русским поэтом, чей поэтический наследник оставил неизгладимый след в истории литературы. Его поэтическое наследие разнообразно и многосторонне, включая в себя религиозно-философские стихи, пейзажную лирику, шутливые стихотворения, элегии о любви и даже автобиографические произведения. Однако особое место в его творчестве занимают гражданские оды, победно-патриотические, философские и анакреонтические.
Г. Р. Державин был человеком высокой гражданской позиции и этот факт глубоко пронизывает его творчество. Он был предельно правдивым и честным в своих стихах, всегда откликаясь на социальные и политические события своего времени. Его стихи посвящены разным слоям общества, включая правящий класс, царей и вельмож, и именно в этих одах можно увидеть обличительный характер его творчества.
Главным отличительным признаком гражданских одов Державина является их открытая правдивость. Содержание и характер этих стихов изменялись в зависимости от мировоззрения поэта и его взглядов на мир и власть. Один из примеров можно увидеть в оде «Фелица», написанной в 1782 году, где описывается царица Екатерина II как «матерь отечества», заботливо трудящаяся на благо своих подданных и строго соблюдающая законы государства.
Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает:
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.
Эти строки говорят о глубоком уважении и поклонении Державина перед царицей, при этом отражая его живое чувство гражданской ответственности и стремление говорить правду в своих произведениях.
Изображение Екатерины II в творчестве Державина
Хотя царица — уже не «земная богиня», как в стихотворениях предшественников поэта, а «человек на троне», но этот человек показан автором безукоризненным образцом справедливости, чести, законности. В представлении Державина Екатерина резко отличается своей праведностью и скромностью от окружающих ее «мурз» — надменных, корыстных и порочных бездельников-вельмож.
Похвальное слово державину поэту и гражданину
... человека. Жизнь Державина — это служение России, а не отдельным лицам. Это противодействие несправедливости и вечная борьба с сильными мира сего. Похвальное слово Державину поэту и гражданину сочинение 5 (100%) 2 votes Похвальное слово ... в сердцах почитателей его творчества. Ода «Бог» — Державин Г.Р. О Ты, ... нынче ему не напишешь». – «Вы увидите», – ответил Державин, поехал домой, и сел за оду « ...
По мере того как поэт узнавал нравы правящих кругов, в том числе императрицы, он все больше убеждался в ошибочности, иллюзорности своих первоначальных представлений. Он понял, что созданный в «Фелице» образ монархини резко расходится с действительностью, потому больше не мог слагать ей хвалебные стихи. Напротив, в его гражданских одах все больше усиливается обличительный пафос, все чаще появляются сатирические ноты. Теперь особое место в творчестве Державина занимают гражданско-обличительные стихи, одним из ярких примеров которых является ода «Вельможа», написанная в 1794 году.
В «Вельможе» хвалебная часть уже занимает очень незначительное место, а на первый план выводится обличение зла, которое несут вельможи, равнодушные к своему гражданскому долгу. Писатель возмущается положением народа, подданных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев.
С небывалой художественной энергией громит поэт гордящуюся «гербами предков» «позлащенную грязь» — блещущих золотом орденов и мундиров «болванов».
В лицо всесильным екатерининским любимцам он бросает негодующие, презрительные слова: «Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами…». Совершенно в ином свете представляется нам теперь и сама государыня:
Екатерина в низкой доле И не на царском бы престоле Была великою женой.
И впрямь, коль самолюбья лесть Не обуяла б ум надменный, — Что наше благородство, честь,
Как не изящности душевны?
Разоблачая низкие нравы, самолюбие и самовластие вельмож, автор утверждает истинные человеческие ценности, которые на самом деле возвеличивают человека:
Я князь — коль мой сияет дух;
Владелец — коль страстьми владею;
Болярин — коль за всех болею,
Таким образом, Державин через свое творчество выразил свое видение Екатерины II и ее окружения, подчеркнув важность справедливости, чести и гражданской ответственности перед обществом.
Царю, закону, церкви друг.
Поэт всегда боролся во имя закона. Но в этой борьбе он чувствовал себя одиноким: у него не было поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Законы в государстве писались, и законы эти были правильными, но казалось, что исполняться они должны только до определенной степени и лишь по мере надобности. К тому же создавалось впечатление, что все эти законы издавались для низших сословий и совершенно не касались правящей верхушки.
Державину же неисполнение законов представлялось чем-то чудовищным. И он не собирался об этом молчать.
К гражданским одам поэта примыкает и написанное в 1780 году стихотворение «Властителям и судиям», в котором автор, устами Бога, гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях перед народом:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны.
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Поэт осуждает «земных богов», распространяющих на земле жестокость, несправедливость и насилие. Русский народ испытывает нечеловеческие страдания и мучения, терпит произвол и беззаконие вельмож. Но властители и судьи остаются глухи и слепы к страданиям народа: «Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса…» Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают справедливый гнев автора, и он решительно требует наказать виновных. И в главные судьи призывает единственного по-настоящему справедливого и неподкупного судью — самого Бога:
ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПАФОС В ОДЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА «ВЕЛЬМОЖА»
... рых был и великий А. С. Пушкин. На этой странице искали : вельможа державин анализ сочинение на тему я вельможа анализ оды вельможа анализ стихотворения державина вельможа анализ стихотворения вельможа державина Сохрани к себе на ... представлении такого ничтожного человека стыд и совесть — это «слабых душ тревога», для него «нет добродетели», «нет Бога». Но поэт уверенно грозит злодею справедливым ...
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Таким образом, он призывает небесные громы на головы уже не только князей и вельмож, но и «неправедных и злых» царей.
Гражданской тематике поэт оставался верен до последних дней своей жизни. В одном из поздних, итоговых произведений, стихотворении «Памятник», он признает, что первым «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, …И истину царям с улыбкой говорить».
В своих обличительных одах Державин явился одним из родоначальников гражданской поэзии, непосредственным предшественником Радищева, Пушкина, поэтов-декабристов. Осознав еще в молодые годы, что неблагополучие страны непосредственно связано с формой правления, поэт усомнился в божественном происхождении государственной власти.
Из этого в его сознании возникла и прочно утвердилась мысль о том, что единственное основание царской власти — не рождение и не помазание, а народная любовь, которая возникает в ответ на заслуги и добродетели. Отсутствие же этих добродетелей превращает государя в тирана, который может и должен быть свергнут по воле народа. В этих мыслях, что нередко слышатся в его стихотворениях, чувствуется зарождение революционного движения, возникшего в стране позже. Не решаясь еще судить самодержавие, Державин, тем не менее, не отказывал себе в праве судить каждого отдельного самодержца. Основанием для такого суда он избрал истинные ценности человеческой души, которые называл «щедротами».
Именно об этом его свойстве впоследствии скажет поэт-декабрист К. Ф. Рылеев:
Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил И в пламенных своих стихах Одну лишь добродетель славил.
На этой странице искали:
- Державин вельможа анализ
- Анализ оды Державина «Вельможа»
- Ваш долг есть сохранять законы на лица сильных не взирать эссе