ОСНОВЫ ГРАМОТНОГО ТЕКСТА

Сочинение

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической (табл. 4.1).

Например:

    • подсколъзнутъся вместо поскользнуться, благородность вместо благородство — здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
    • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче — неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
    • оплатить за проезд, удостоен наградой — нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
    • покатавшись на катке, болят ноги;
    • в сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю — неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.

    Таблица 4 .7

    Общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок 1

    Вид ошибки

    Примеры

    Ошибочное словообразование

    Трудолюбимый, надсмехаться

    Ошибочное образование формы существительного

    Многие чуда техники, не хватает время

    Ошибочное образование формы прилагательного

    Более интереснее, красивше

    Ошибочное образование формы числительного

    С пятистами рублями

    Ошибочное образование формы местоимения

    Ихнего пафоса, ихнии дети

    Ошибочное образование формы глагола

    Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

    См.: Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года. Русский язык / И.П. Цыбулько [и др.]. М., 2015.

    Вид ошибки

    Примеры

    Нарушение согласования

    Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом

    Нарушение управления

    Нужно сделать свою природу более красивую.

    Повествует читателей

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Большинство возражали против такой оценки его творчества

    Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

    Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

    Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю

    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

    Читая текст, возникает такое чувство…

    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

    Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами

    Ошибки в построении сложного предложения

    Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

    Человеку показалось то, что это сон

    Смешение прямой и косвенной речи

    Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

    Нарушение границ предложения

    Когда герой опомнился. Было уже поздно

    Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

    Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь

    К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

    • 1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
    • 2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря , научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст… научит… или …дает… учит…);
    • 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды , стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
    • 4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
    • 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут).

    Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

    Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

    • 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: …это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: …нужны смелость, знания, честность);
    • 2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника1 , отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: …всего две проблемы);
    • 3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста’,
    • 4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве’,
    • 5) орфографическая ошибка — это написание слова, не соответствующее орфографическим нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими словарями и справочниками: ВпоследствиираздраженыйДориан Грей пытается кинжалом уничтожить партрет (в предложении три орфографических ошибки: неверное написание наречия «впоследствии», отсутствует удвоенная Н в причастии «раздраженный», словарное слово «портрет» написано через А);
    • 6) пунктуационная ошибка — это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле: Война меняет сознание человека кардинально страх смерти и воля к победе, страх за свою семью и ненависть к врагу, инстинкт самосохранения и ответственность за судьбу своей страны (в предложении одна пунктуационная ошибка: отсутствует двоеточие, указывающее на отношения пояснения между частями).

    Орфографические и пунктуационные ошибки могут быть допущены только на письме — их можно увидеть, но нельзя услышать.

    На оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

      • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например (слова даны в искаженном написании) : Международный астрономический союз’,
      • словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: джекер, реп, перуэт, кореляция;

      — слитном и дефисном написании сложных прилагательных, которое противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный’,

      • трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый ;
      • необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например (слова даны в искаженном написании) : Шекспировские трагедии’,
      • случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
      • пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

      Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

      Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (<в армии, в роще’, колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

      Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

      Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну

      Задания и упражнения

      • 4.1. Отредактируйте предложения с грамматическими ошибками. Прокомментируйте ответ.
      • 1. На встрече между собственниками жилья и управляющей компании были подписаны договора.
      • 2. Благодаря хирургическому вмешательству, она стала выглядеть молодее на несколько лет.
      • 3. После введения этого закона наш город покинуло много ар- мянов и китайцев.
      • 4. После скандала в роте прапорщик лишился погонов.
      • 5. Вчера еще здесь было около четыреста кустарников.
      • 6. В торговом комплексе открылся большой отдел чулков и колготок.
      • 7. Многие шофера не вышли на работу.
      • 8. Для врача такого уровня это была самая глупейшая ошибка.
      • 9. С детства Николай был очень требовательным к себе.
      • 10. Во время кризиса с тысячью рублей в супермаркете не разгуляешься.
      • 4.2. Отредактируйте предложения с грамматическими ошибками.
      • 1. Мать Евгения Базарова верила народным приметам и суевериям и перед тем, как ее сын заболел, у ее разбилось зеркало.
      • 2. Ему приказали — доставить донесение, и он переживает то, что если он не выполнит приказ — «его приставят к стенке».
      • 3. В эпизоде романа Толстого «Война и мир» говорится о подвиге князя Андрея Болконского. Когда он всех повел в атаку.
      • 4. Многие тренера говорили, что ничего из меня не получится, но я доказал, что могу.
      • 5. Возникает чувство уверенности в себе, думая «Все будет хорошо».
      • 6. На акцию пришло около семиста человек.
      • 7. Многие писатели, кто писали об этой проблеме, убеждены в том, что природу надо беречь.
      • 8. От этого Мцыри кажется более таинственнее.
      • 9. Б. Окуджава рассказывает о восемнадцатилетнем пареньке, только что попадающем на фронт.
      • 4.3. Исправьте ошибки, вызванные неправильным образованием грамматических форм слова.
      • 1. В справочнике на девяносто страницах представлена информация о ста специальностях.
      • 2. Об этом нельзя было узнать ни из газет, ни в сообщениях по радио.
      • 3. Чтение художественного произведения дает человек бесценный опыт.
      • 4. Я нашел огромного подберезовика!
      • 5. Я желаю тебе крепчейшего здоровья!
      • 6. В нашем озере разводят карпы, щуки и другие рыбы.
      • 7. В книжном магазине я купил самоучителя по немецкому языку.
      • 8. Стихи, посвященные матери, отцу, сыну, — это страничка не только биографии автора, а и лирическая хроника.
      • 9. Речь оратора становилась все убедительнее, голос звончее.
      • 10. В тексте описуются отношения автора с родителями.
      • 4.4. Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в сочинении.

      «Всем хорошим я обязан книге» известное высказывание Максима Горького. Сразу задумываешься над тем что современый человек может попасьть в Древнюю Грецию увидеть быт Киевской Руси оказаться в средневековом Китае в мгновение ока очутится в любом месте и в любое время. Это чудо происходит благодаря книге.

      Д.С. Лихачев презывает нас быть изберательными в выборе книг так как на чтение уходит большое количество времени которое уже не вернуть. Автор советует читать по неким программам для того чтобы чтение было полезным и интересным. Нужно вникать во все детали во время чтения. По его мнению в мелочах содержатся самые важные мысли писателей.

      4.5. Исправьте пунктуационные ошибки в сочинении.

      Во время Великой Отечественной войны, писатель В.Г. Лидин, написал статью «Книга бессмертна» в которой рассказал о подвиге двух мужественных женщин — библиотекаря и учительницы русского языка которые спасли в период немецкой оккупации города Умани книги районной библиотеки подлежащие уничтожению. Самоотверженные женщины вкладывали их в обложки от старых учебников и пособий и прятали в подвале до освобождения города.

      Примером того как люди деградируют отказавшись от чтения является произведение Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» в котором человеческая духовность и нравственность погибает уступая место развлечениям и удовлетворению простых физиологических потребностей. Если принять такую модель общества то опасность исходящая от книг становится очевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь ее. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почем знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека».