Урок развития речи » -рассуждение на морально-этическую тему «Зависть не порок?». 9-й класс

Сочинение

I. Речевая разминка: повторение понятий тема и основная мысль текста.

II. Отбор материала по теме сочинения.

III. Работа над структурой сочинения.

IV. Подведение итогов.

Ход урока

I. — Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете готовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. Запишите число и оставьте строчку для записи темы.

Начнем урок с речевой разминки.

Обратимся к отрывку из “Песни о зависти” питерского барда Александра Розенбаума, который записан на карточках, лежащих на ваших столах:

Я вышел на тропу войны,

Врага известно имя – зависть.

Ползёт по душам, мысли травит,

Переиначивает сны.

Друзья, погубленные ей,

Не приходя в себя, скончались,

А зависть празднует ночами

Победы подлости своей.

— Какова тема данного отрывка? Основная мысль? Вспомните определение темы и основной мысли произведения?

Тема – это то, о чем говорится в произведении. Основная мысль – это то, к чему призывает нас автор, что хочет донести до читателя. Тема данного отрывка – зависть. Автор говорит о том, что зависть – губительное чувство, которое разрушает человека.

— О зависти мы узнаем не только из художественных произведений. В афоризмах – в кратких высказываниях великих людей содержатся определенные взгляды на зависть. Посмотрите, на обороте ваших карточек напечатаны афоризмы. Обратимся к первому блоку высказываний. Внимательно прочитайте эти высказывания. Какие вам особенно близки? Почему?

Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. Эзоп

Франсуа Ларошфуко, Шарль Монтескьё, Александр Скрябин, Согласны ли вы с другими? Постарайтесь обосновать свой выбор., А как вы считаете, как вы понимаете, что такое зависть?

В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова даётся такое определение зависти: “Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого”.

— А в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля предлагается другое определение: “Зависть – свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе”.

31 стр., 15120 слов

Каминский основная мысль произведения – Рассказ Каминского “ ...

... Нужно быть честным, порядочным. 5. Нельзя строить показуху. Краткий отзыв о рассказе "Сочинение" для читательского дневника Рассказ "Сочинение" Л. Каминского мне очень понравился. Это простая история про девочку Лену, ... зашла Оля. 8. Подруга читает сочинение Лены. 9. "А кто сказал, что нельзя сочинять?" Главная мысль рассказа "Сочинение" Л. Каминского Главной мыслью рассказа является то, что ложь и ...

А что вы можете сказать по поводу утверждений, представленных во втором блоке?, Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы ли эти великие люди?, Встречали ли вы в жизни людей, которым зависть помогла достичь успеха?, Александр Пушкин, Бертран Рассел

Ты зависть не заставишь примириться,

Так можешь всласть над нею поглумиться.

Успех твой отравляет ей житье,

Потешься же над муками ее.

Артур Шопенгауэр

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.

Омар Хайям

Наверняка вы встречали людей, которых зависть и погубила?

Запишите несколько понравившихся вам афоризмов в тетради. Они могут быть использованы как эпиграфы к вашим сочинениям.

II. — Итак, как вы, наверное, догадались, в своих сочинениях вы будете рассуждать о зависти. Запишите тему сочинения “Зависть не порок?”.

Как вы поняли, в истории человечества сложились два противоположных отношения к зависти. Психологи выделяют два вида зависти: чёрную и белую. Предлагаю вам посмотреть, какое развитие получает одна и та же ситуация в зависимости от вида зависти. Внимание на видеофрагменты. В ходе просмотра ответьте на вопрос: какие виды зависти были представлены в первом и во втором роликах?

— Попробуйте охарактеризовать каждую из них. Для удобства заполните следующую таблицу:

— Зависть чёрная. Она смущает не только отдельные личности, но и целые общества, провоцируя драки, склоки. Чёрная зависть – удел неудачника. Она разъедает душу. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу, это переходит в навязчивую идею.

— Зависть белая. “Да, я позавидовал! Но я решил, что тоже так могу! Я приложил труд и добился успеха. Я не пожелал человеку зла, но обратил свою энергию в русло созидания!” Именно такой “завистник” нередко добивается успеха.

— В народном творчестве выделяются не только чёрная и белая зависть. Герои сказок желтеют, зеленеют от зависти. А в Китае зависть называют “болезнью красных глаз”.

Вы уже взрослые. И каждый из вас хотя бы раз в течение своей жизни сталкивался с завистью. Ваши наблюдения, переживания составят основу сочинения-рассуждения.

III. — Но прежде, чем приступить к написанию творческих работ, вспомните, что характерно для сочинения-рассуждения? Из каких частей оно состоит?

Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис, доказательство, вывод.

Правильно. Посмотрите на экран. Перед вами композиция сочинения-рассуждения., Композиция сочинения-рассуждения

1. Основная мысль (тезис).

3 стр., 1052 слов

Что такое зависть сочинение рассуждение

... уметь ценить то, что имеешь, тогда и жизнь будет прекрасна. ОГЭ Русский язык. Подготовка к выполнению задания 9.3. Образцы написания сочинения-рассуждения на тему «Что такое зависть ?». Автор текста: ... своем сердце, сами становятся похожи на этого мерзкого персонажа греческих мифов. Вариант 3 Зависть — отвратительное болезненное чувство, которое основывается на собственных неудачах, но вызвано ...

2. Доказательства (аргументы):

а) ……

б) ……

……

3. Вывод.

  • А как осуществляется связь частей в рассуждении? Какие слова для этого используются?

так как, потому что,

— Зафиксируйте в своих тетрадях следующую памятку, которая поможет вам при написании сочинения. Внимание на экран.

Памятка

  1. Коротко и ясно сформулируй тезис.
  2. Подбери убедительные доказательства тезиса (факты из жизни, из литературы, свои наблюдения и т. д.).
  3. Сформулируй вывод.

IV. — Надеюсь, у вас сложилось представление, о чем и как вы будете писать. Итак, ваша задача – написать сочинение-рассуждение на тему “Зависть не порок?”, используя дидактический материал, записанный вами, памятку и личные впечатления. Надеюсь, наша совместная работа поможет вам успешно справиться с поставленной задачей.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-v-klasserassujdenie-na-nravstvennuyu-temu/

  1. Душенко К. В. Большая книга афоризмов. – Изд. 7-е, испр. – М.: Эксмо, 2003. – 1056 с.
  2. Макаренко Т. Я, кажется, завидую? // Воспитание школьников. – 2004. – №1. – С. 25 – 28.
  3. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. – М.: Политиздат, 1989. – 605 с.
  4. Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 367 с.
  5. Шелест Л. В. Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему // Русский язык в школе. – 2005. – №1. – С. 53 – 55.