«Открытый урок 9 класс. Подготовка к сочинению рассуждению 9.3.»
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3
Тип урока:
Цель урока:
Задачи урока:
образовательны
1) развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2) развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
4) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
5) развивать умения применять критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.;
6) расширять и углублять знания о нравственных понятиях;
воспитательные
1) прививать любовь к слову, языку;
2) помочь учащимся осознать, что такое ответственность;
3) донести до детей мысль о том, что ответственность необходима на любом этапе жизни;
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников;
2) развивать память учащихся и умение пересказывать;
3) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;
Оборудование урока:
Ход урока
— Доброе утро, садитесь.
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку : „Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.“ — Джек Лондон американский писатель
- Какова тема нашего урока?- Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3
- Записываем число и тему урока в тетрадь.
- Какую цель перед собой поставим? – Вспомнить алгоритм сочинения-рассуждения
рассуждение 9.3.
- Давайте с вами вспомним, какие виды сочинений включены в КИМ по русскому языку
Формат экзамена предлагает нам 3 темы сочинения: 9.1.- лингвистическая тема, 9.2. — сочинение по тексту (аналитическая) и 9.3.- сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.
Данный вид сочинения — Это прообраз сочинения ЕГЭ по русскому языку.
- Сегодня мы работаем над сочинением 9.3.
— Как вы думает, что нам необходимо знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение-рассуждение? – структуру сочинения, нравственные понятия, критерии оценивания, умение читать и анализировать текст и умение приводить аргументы.
Методика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах
... умений по написанию сочинений-рассуждений закладывается в начальной школе. Все вышеизложенное и определило выбор ТЕМЫ дипломной работы – «Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников на уроке ... развивать. Одной из актуальных проблем методики развития речи школьников является работа по формированию письменной речи. Конечная цель работы по развитию речи в школе ...
Работа в группах, Задание 1:
- вспомните структуру сочинения-рассуждения (на столах разрезанные этапы сочинения) – необходимо их расположить по порядку.
- Представитель от группы выходит к доске и прикрепляет свой этап.
(1 гр.-тезис и определение; 2гр. – 1 аргумент; 3гр. -2 аргумент; 4гр. – вывод)
Задание2:
- анализ сочинение – надо определить границы этапов?
№ 1 Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, проявление любви ко всему живому. Доброта спасает нас в трудные минуты жизни, делает нас лучше. Докажу это примерами из текста А.А. Лиханова и из жизненного опыта.
В тексте мальчик Федя переехал из своего поселка, который разрушили, дом пошел на слом, осталась одна голубятня. И тут ему сообщают, что и ее нужно ликвидировать… Федя после такой новости долго не мог прийти в себя, потом стал прощаться с голубями (предложения 12-16).
А после он поджег голубятню, но не смог бросить птиц: «Голуби! Разве их можно бросать? Разве он имел такое право? Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. Он отвечает за голубей». Поведение мальчика, его мысли, чувства — все это говорит о его доброте. Федя проявлял любовь, сострадание к этим птицам.
Говоря о доброте, я сразу вспоминаю Дину, героиню рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Она тоже стремилась делать добро по отношению к Жилину, отзывалась на его просьбы, рискуя, помогла ему выбраться из плена. Благодаря ее доброте Жилин вернулся на родину.
Таким образом, доброта- это стремление делать добро, отзывчивость, проявление любви.
- Как бы вы оценили данное сочинение?
Задание 3: критерии оценивания сочинения 9.3.
1гр. – С3К1; 2гр – С3К1; 3гр. – С3К3; 4гр. – С3К4
Ответ на вопрос 9.3:
Ответственность – это обязанность нести ответ за свои поступки, решения и их последствия. Она проявляется в действиях человека, проводящего свою жизнь по тем принципам и нормам, которые он считает верными и значимыми. – 1 балл
Хороший пример ответственного поведения приведен в тексте, который нам дан для изучения. Главный герой, вопреки общему мнению и собственному желанию просто получить благополучие, решает поступить так, как считает правильным, и принимает на себя ответственность за создание безопасного и благополучного будущего для своей общины — 1 балл.
Из личного опыта могу привести пример, когда я, участвуя в проекте, принимал ответственность за его успешное выполнение. Хотя распределение задач между участниками происходило, каждый из нас осознавал, что от нас зависит общий результат, и нельзя было просто откладывать задачи на потом или пренебрегать своими обязанностями. — 1 балл.
Таким образом, ответственность – это осознание своего влияния на окружающий мир и способность ответить за свои действия и их последствия.
Введение
Охота — это одна из самых древних и увлекательных занятий, которое привлекает людей со всего мира. Каждый охотник знает, что охотничий день полон приключений, взлетов и падений, и каждый момент проведенный наедине с природой оставляет незабываемые впечатления. Однако, есть один особый момент, на который охотники обращают особое внимание — это момент, когда можно развести костер и отдохнуть после долгого дня охоты.
Брейгель «охотники на снегу» описание картины, анализ,
... г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне — ... и сидящих на ветвях птиц, возвращающихся вместе с хозяевами охотничьих собак. Время года Добытая лиса, подготовка к копчению ... ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что ...
Значение охотничьего костра
Охотничий костер — это не просто источник тепла и света, он является символом завершения охотничьего дня, моментом, когда охотник может отойти от реальности и поразмыслить о прожитом и о дне, который приходит. Костер становится спасителем и лекарем охотничьей души, приносящим умиротворение и возможность перезагрузиться перед новыми приключениями.
Первый охотничий костер
Каждый охотник помнит свой первый охотничий костер, и это событие навсегда остается в его памяти. Вспоминая свой первый костер, автор отмечает, что все было особенным, особенным был и сам костер, который впервые ему доверили развести. Для некоторых может показаться, что в этом нет ничего необычного, но для охотника это значимый и важный момент, который остается в его сердце.
Описание охотничего костра
Автор описывает ситуацию, когда они с товарищами искали место для костра после сильной пурги. Погруженные в снежное безмолвие леса, они нашли уютное место у речки, где густой ельник не позволял снегу залечь. Оставшись один на один со снежным миром, автор понимал важность задачи развести костер в таких условиях и сосредоточился на этом.
Заключение
Охотничий костер — это неотъемлемая часть охотничьего опыта, символ завершения дня и возможность отдохнуть и поразмыслить о прожитом. Для охотника развести самостоятельный костер может стать одним из самых значимых эпизодов охоты. Каждый охотник помнит свой первый костер и значение, которое он имеет для его души.
(21) Все, что мне было необходимо — топор и спички. (22) Оживление и волнения от первого, самостоятельно разводимого костра на охоте, едва ли можно было сравнить с теплым собранием друзей на пикнике. (23) Конечно же, теперь, когда я прошел сотни километров по охотничьим тропам, и развел костры под самые небольшие предлоги, идея зимнего костра кажется простой. (24) Однако на тот момент, она выглядела сложной и многогранной.
(25) Яначал выполнять свое дело — собирать сухие ветки и бревна, осыпая на себя снег и кусочки коры. (26) Изучая каждую деталь, каждое движение, я собирал все что нужно будет для обжига древесины. (27) Зная, насколько быстро костер может проглотить весь запас дров в холодные дни, я провел много времени, подбирая и подготавливая материал.
(28) Наконец, подготовленные мной для костра дровишки, усиленные полудетском обрывком березовой коры, занялись. (29) Огонь выправил свои «крылья» и я разогнал начинающий образовываться дым. (30) Теперь, моя основная задача была — поддерживать огонь и вовремя добавлять дрова. (31) Быстро контролируя процесс, я узнал пару печальных голов, не боящихся меня, и всегда слетающих надолго.
(32) Охота была прекрасной: огонь рос быстро и усиливался, и мне приходилось продолжать поддерживать его, не замедляя. (33) Тепло костра расплавило снежные края, заставив меня переться по месту, постоянно забрасывая еще одно полено.
(34) К моменту возвращения охотников, мой костер уже во всю ширь отдавал тепло, превративший вокруг него снег в хриплую горку углей. (35) Было приятно сидеть у костра, наслаждающегося зарумянившимся и расплавленным от огня салом за медовый кусок пирога, вспоминая такую обычную, но неординарную охотничью радость — костер, разожженный собственными руками.
(37) Великое дело – охотничий костер! (38) Именно он дает мгновенное единение охоты и домашнего очага. (39) Именно костер на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта. (40) Да, именно тогда, после того первого костра, у меня навсегда пропал страх лесного одиночества, страх, с которым охотником не по пути.
(41) Тот самый первый мой охотничий костер кажется мне неким сном, ясным и чистым. (42) Мы тогда долго, до самой густой темноты просидели у костра. (43) Слышали, как в морозной тишине хрустели деревья и как тоскливо и заунывно-устрашающе в глубине леса ухал филин. (44) Ночь спутывала лес, а нам вовсе не хотелось уходить. (45) Уже по ночному лесу под россыпью звезд мы шли по лыжне, оставив в зимнем лесу догорающий костер.
(46) Прошло много лет, и не одно пламя охотничьего костра было рождено моими руками, но тот первый, разведенный в прибрежном ельнике у лесной речки, до сих пор в моей памяти. (47) И почему мне вспоминается тот давний костер моей охотничьей юности, а не какой-нибудь другой? (48) Я знаю почему. (49) Именно с первого костра легла на мои плечи ответственность перед своим делом, перед товарищами. (50) Тогда я хорошо усвоил, как ценны плечо друга и взаимопомощь. (51) Многое дал мне тот первый костер! (52) И вот словно все годы живу в его ярком негасимом свете, в свете любви к лесу, к тому скрытому и дорогому уголку земли мещёрской, где разжёг для товарищей первый костер.
(По О. Д. Трушину*)
*Олег Дмитриевич Трушин
Анализ текста
- О чем этот текст?
- В каком предложении или предложениях мы встречаемся с понятием «Ответственность»
1 гр. – работает по 1 этапу и пишет: тезис, определение, комментарий.
2 гр. – ищет в тексте аргумент 1;
3 гр. – создает аргумент 2;
4 гр. – вывод.
- Соединение частей сочинения – рассуждения 9.3.
- Какое сочинение у нас получилось?
- каждая группа делится своим этапом в ВК
VI.Домашнее задание: на основе работы каждой группы написать сочинение рассуждение на морально – этическую тему по предложенному тексту – понятие «Ответственность»
Критерии оценивания задания 9.3
Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) |
Баллы |
С3К1 |
Толкование значения слова |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С3К4 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 |
9 |