Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.
Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:
- Краткая информация об авторе, история создания текста.
- О чем говорится в лирическом тексте.
- Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
- Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
- Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
- Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.
Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».
Краткая информация об авторе и произведении
Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.
Содержание поэтического текста
Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» — определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек – нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.
Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)
... Мы будем рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (восприятие, ...
Основное настроение
Далее при проведении анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует обозначить настроение, которое рождает у читателя знакомство с поэтическими строками, и попробовать понять чувства автора.
Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.
Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.
Выразительные средства
Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.
Поэтический текст очень легко читать, он быстро и просто запоминается, что происходит благодаря использованию параллельной рифмовки:
- Первая и вторая строки рифмуются.
- Третья и четвертая – тоже.
Размер стиха, который использует Тютчев, – четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом — Пушкиным.
Лексика, которая используется автором, проста и понятна читателю, поэтому архаичная форма «дале», то есть выше, которая относится к описанию полета хищной птицы, привносит в эту строфу торжественность и приподнятость.
Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.
используются редко, но каждое из них имеет особое значение:
- «Живые» (крылья) – эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
- Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
- Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.
Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.
Тема и основная мысль
Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.
Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.
Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. И. Тютчев)
... сочинение стихов так и осталось для Тютчева интересным хобби. Жанр, направление, размер «Фонтан» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской ... жизни. Средства художественной выразительности В стихотворении «Фонтан» Ф. И. Тютчев использует разнообразные художественные приёмы и ... Таков предел дозволенного, выше которого не подняться. Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, ...
Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.
Завершение анализа
Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.
Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.
Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.
Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.