- Фонвизин упоминается в поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который очень любил его как сатирика и очень сожалел, что в русской литературе мало веселости и много драмы.
- В Пушкинской «Тени Фонвизина» писатель изображен призраком, посетившим известных поэтов того времени с целью хвалы или осуждения.
- Также Гоголь упоминает образ Фонвизина в своей повести «Ночь перед Рождеством».
- По мнению А.И. Герцена понятие сарказма в русской литературе появилось благодаря таланту Фонвизина.
- Известный критик В.Г. Белинский отмечал Фонвизина как очень интересного автора.
- В сочинение старообрядцев «Век осьмый» вошел полный текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».
Первые шаги
Биография Фонвизина началась в Москве. Именно там 14 апреля 1745 года в семье немецкого дворянина родился мальчик, которого нарекли Денисом.
С 10 лет он начал обучаться в гимназии, открывшейся при Московском университете. Знания в этом образовательном учреждении давали блестящие, да и способности у Фонвизина имелись. Он изучал не только русский и немецкий, но и французский, латынь.
15-летнего Дениса Фонвизина (как одного из лучших учеников) направили в Санкт-Петербург, чтобы представить университетскому куратору графу И. Шувалову. В городе на Неве молодому человеку понравилось. Там он познакомился с мэтрами словесности Ломоносовым и Сумароковым, впервые попал на театральное представление.
В это же время он дебютировал в качестве переводчика, работая по заказу московских книгопродавцев. Денис перевел 228 популярных басен поэта Людвига Гольберга, а также романы и повести Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе и Руссо.
Конспект по литературе «Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
... к работе, робкому духу человека. Другие сочинения: ← Маленький человек в повести Гоголя Шинель↑ ГогольОбраз и характеристика Собакевича → Критика В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению ... передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву. Н. В. Гоголь не входит в топ-10 ...
Детство и юность
Денис Иванович родился в Москве в апреле 1745 года в семье старинного немецкого дворянского рода, представители которого в середине 16 века прибыли из Германии в Россию. Отец будущего писателя покинул военную службу в звании майора, имел скромный доход. Несмотря на немецкие корни, кроме русского языка, в детстве мальчик не знал никакого другого, поэтому немецкий изучал уже в школе. В отличие от других русских дворян, французский язык учил, уже будучи взрослым.
Портрет Дениса Фонвизина
В семье Фонвизиных царила патриархальная обстановка, начальное образование Денис получал дома, как и остальные 7 детей этой семьи. В 10-летнем возрасте стал одним из первых, кто поступил на учение в дворянскую гимназию при Московском университете. Его тяга к литературе уже тогда была сильно заметна.
Отучившись 5 лет, Денис поступает на философский факультет вуза. Вместе со своим младшим братом Павлом в числе других лучших гимназистов мальчики отправляются в Петербург. В ходе этой поездки он завел знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а также Александром Сумароковым, который в то время являлся первым руководителем Русского театра. Кроме того, во время поездки Денис впервые в жизни посетил театр, где смотрел постановку пьесы «Генрих и Пернилл».
Денис Фонвизин в молодости
Во время учебы молодой человек часто переводил статьи для университетских журналов, а с 1761 года занимался этим профессионально. Московский торговец книгами заказал у Фонвизина перевод басни Хольберга, а еще через год мужчина переводит произведения Вольтера «Альзира или американцы», роман «Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского» и другие книги. В последующие годы жизни ему еще не раз приходилось заниматься переводами произведений разных писателей.
Параллельно с этим в 18 лет юноша устраивается на государственную службу к императрице Екатерине, а точнее секретарем кабинет-министра Елагина. А спустя 6 лет переходит на службу в качестве личного секретаря к графу Панину, у которого впоследствии стал доверенным лицом.
Взрослая жизнь
Окончившему в 1762-м гимназию Фонвизину, биографию которого мы рассматриваем в статье, предложили должность переводчика в Коллегии иностранных дел.
Денис Фонвизин в русской литературе
... Фонвизин» утвердилось только после 1917 года. Род Фонвизиных немецкого происхождения. Отец Дениса Ивановича был человек ... всего, Панину принадлежат основные мысли этого сочинения, а Фонвизину - их оформление. В «Рассуждении», ... лучших русских писателей. Академия работала над созданием словаря русского языка, Фонвизин ... прочных законов, полагает Фонвизин, «головы занимаются одним про мышлением средств к ...
До 1769-го Денис Иванович служил секретарем у И. Елагина. Также он состоял в елагинском театральном кружке. Его члены разрабатывали принципы отечественной комедии и переделывали французские и немецкие фарсы на русский лад.
Фонвизин сразу проявил себя. Взяв за основу произведение француза Грессе, он сочинил пьесу «Корион». Она была дважды поставлена в театре при дворе в 1764 г.
LiveInternetLiveInternet
«Имей Сердце, имей Душу и будешь человек во всякое время».
Фамилия Фонвизин писалась в XVIII веке в два слова: это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русский»
Фонвизин Денис Иванович – один из крупнейших представителей русского просветительского реализма, создатель первой русской национальной комедии, «друг свободы», по определению Александра Сергеевича Пушкина.
Алексей Венецианов. Портрет Дениса Фонвизина. 1812
Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 14 апреля 1745. Фонвизины происходили из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI веке и совершенно обрусевшего.
Первоначальное образование Денис получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который, как вспоминал Фонвизин в «Чистосердечном признании», «был человек большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя учением», однако был довольно начитан, преимущественно в сочинениях нравоучительного характера. Представляя своего отца человеком старого времени, отличающегося такими достоинствами, каких не имеется в «нынешнем обращении света», Фонвизин дает возможность указать прототип для созданного им Стародума: те сентенции личной и общественной морали, которые вложены им в уста Стародума, заключались в наставлениях отца, возбудившего в Фонвизине любовь к старой русской жизни. Несмотря на «безмерные попечения», объем домашнего образования был не особенно велик: дома он усвоил элементы русской грамотности, а важное средство религиозного воспитания — чтение церковных книг, дало Фонвизину знакомство со славянским языком, «без чего российского языка и знать невозможно».
В 1755 Денис Фонвизин поступил в только что открытую гимназию при Московском университете; в 1760 он был «произведен в студенты». Хотя и очень чувствовались недостатки этих юных просветительных учреждений: преподавание было весьма слабо, учителя отличались «пьянством и нерадением», тем не менее Фонвизин много вынес из годов своего учения, не говоря уже о знании французского и немецкого языков, открывшем ему непосредственный доступ к европейской литературе. Школа дала Фонвизину умственную дисциплину, что позволило ему выделиться среди литераторов того времени не только талантом, но и систематичностью образования.
Фонвизин Денис Иванович
... социально-бытовая комедия «Бригадир» (написана 1766—1769, напечатана 1786). «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его „Бригадир ... грабя отечества». Стародум осуждает гнет и насилие, в словах его слышится прямое отрицание крепостных порядков. Стародум — ... десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и ...
Под влиянием некоторых профессоров, уже на школьной скамье, начинается литературная деятельность Фонвизина: в 1761 в журнале Хераскова он поместил «Полезное Увеселение», переводную статейку «Правосудный Юпитер» и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. В следующем году он издал перевод нравоучительного сочинения Террасона: «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая», и напечатал несколько переводов в издании профессора Рейхеля «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий». К этому же времени относятся не дошедшие до нас оригинальные произведения, в которых выразилось стремление к сатире. «Острые слова мои, вспоминал Фонвизин, носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным».
К годам учения относится и зарождение любви к театру. Во время поездки гимназистов в Петербург для представления куратору Шувалову, Денис Иванович был на спектакле и вынес сильное впечатление. «Действия, произведенного во мне театром, — рассказывал он, — почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие». В 1762 учение Фонвизина в университете прекращается; он определяется сержантом гвардии. Служба его совсем не интересует и он, насколько возможно, от нее уклоняется. В это время в Москву приезжает двор, и вице-канцлер определяет Фонвизина в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», в следующем году он назначен «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен, Елагина, который с 1766 получает в заведование театры. Назначением этим Фонвизин возможно был обязан «греху юности» — переводу Вольтеровой «Альзиры», который начат был им еще в университете. Елагин был очень расположен к молодому подчиненному, однако служба Фонвизина была тяжела из-за неприятностей с секретарем Елагина — драматургом Лукиным, который настраивал против него кабинет-министра. В первое же время пребывания в Петербурге Фонвизин сблизился с князем Козловским и другими молодыми литераторами. Об этом кружке он впоследствии не мог «без ужаса вспомнить», так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Это не прошло бесследно для Дениса Ивановича: он увлекся модным в то время скептицизмом, отголоском чего является «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», напечатанное в ежемесячном издании «Пустомеля», в 1770. Однако увлечение идеями кружка князя Козловского не могло быть для Фонвизина особенно продолжительным, так как религиозная основа домашнего воспитания была в нем сильна и он «содрогался, слыша ругательство безбожников».
«Творчество Д.И. Фонвизина»
... Благого «Денис Иванович Фонвизин». В книге: «Классики русской литературы», Детгиз, М. – Л., 1953). Постижение форм национального быта в комедии «Бригадир» Все действующие лица в «Бригадире» - русские ... борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие ...
К этому периоду жизни Фонвизина относятся его новые стихотворения и переводы, из которых особенный успех имели переводы поэмы Битобе «Иосиф» и повести Бартелем «Любовь Кариты и Полидора» (1763).
Появляется и его первый опыт в создании драмы: в 1764 представлена его комедия «Корион» по французской комедии Грессе «Сидней». Это произведение было важно не только для развития таланта Фонвизина, как переход от переводов к «Бригадиру» и «Недорослю», но его можно оценить как прогресс русской литературы. «Применение иностранных комедий к нашим нравам, — говорил Тихонравов, — было уже шагом вперед от простых переводов к произведениям более оригинальным». Правда, оригинальность пьесы выразилась в немногом, так как и сюжет, и структура, и главные типы комедии целиком заимствованы. «Корион», судя по свидетельствам современников, понравился публике. Успех ободрил автора и в 1768 был написан «Бригадир». Несмотря на заимствование главного действующего лица, знаменитого Иванушки, из комедии датского писателя Гольберга «Jean de France» и на некоторые другие подражания, «Бригадир» стал одним из важнейших явлений русской литературы. Если в «Корионе» черты русского быта были едва намечены, то в «Бригадире» они выдвинулись на первый план. Оригинальными, выросшими на русской почве, являются типы советника, бригадира и бригадирши. Немудрено поэтому, что «Бригадир» произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Панин отозвался о нем, как о «первой комедии в наших нравах»; Фонвизина сравнивали с Мольером, комедия его не сходила со сцены.
В 1769, вследствие новых столкновений с Лукиным, Фонвизин был вынужден оставить службу при Елагине и определиться опять в коллегию иностранных дел, к графу Панину. Как секретарь Панина, он завален работой: ему поручена обширнейшая переписка с нашими дипломатами при европейских дворах. Под руководством Панина Фонвизин составляет любопытный проект государственных реформ, по которому предполагалось отдать законодательную власть верховному сенату, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», для чего нужно освободить крестьян. В этом проекте обращает на себя внимание характеристика господства временщиков: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Замечательно также обличение крепостного права. «Представьте себе государство, говорит Фонвизин, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». Упоминает Фонвизин и о необходимости уничтожить невежество, на которое опирается рабство. Наряду с официальными поручениями, ему приходится много работать и по различным частным делам графа Панина.
Служба при Панине продолжалась до 1783, когда Фонвизин вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 300 рублей. Литературная деятельность Фонвизина за этот период его жизни не могла быть особенно велика, так как для нее не хватало досуга; тем не менее именно в это время, может быть, вследствие постоянных впечатлений, которые испытывались в центре общественных и политических интересов эпохи, появились важнейшие в литературном и общественном отношениях произведения Фонвизина. Это были статьи в «Собеседнике любителей российского слова»: «Опыт российского сословника», «Вопросы автору Былей и Небылиц», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием», и комедия «Недоросль», представленная в первый раз в 1782. «Челобитная российской Минерве» имеет значение как защита прав литературы против разных ее врагов, отрицающих пригодность писателей «к делам», а знаменитые «Вопросы» касаются некоторых больных сторон русской действительности. Смелость, «свободоязычие» этих «Вопросов» вызвали против Фонвизина неудовольствие императрицы Екатерины II.
Говорящие фамилии и имена в комедии Фонвизина «Недоросль»
... Сочинение на тему говорящие фамилии в комедии фонвизина недоросль Билет № 5 Постановки[ | ] Лист пьесы, напечатанный в честь столетия постановки «Недоросля». 1882г. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в ... что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, ...
«Недоросль», как и «Бригадир», занимает первое место в сатирической литературе Екатерининского времени, боровшейся за просвещение. По своей оригинальности оно значительно выше «Бригадира»: заимствования проявляются в некоторых незначительных частностях. Типы семей Простаковых и Скотининых несомненно русские, унаследованные от старого времени и сохраняющие в неприкосновенности исконные черты невежества и грубости. Хотя в некоторых из этих типов есть следы карикатуры, в общем они чрезвычайно жизненны, и этим объясняется как успех комедии, так и тот интерес, который она до известной степени возбуждает и сегодня. Для эпохи Фонвизина и лично для автора большое значение имели и скучные для нас речи резонеров, в особенности Стародума, в уста которого Фонвизин влагал выражение своего идеала гуманности и просвещения. За время службы при графе Панине Денис Иванович совершил с больной женой первое путешествие за границу (1777 — 78), побывав в Германии и во Франции. Второе путешествие в Германию и Италию (в последней провели 8 месяцев) он предпринял в 1784; а через два года Фонвизину пришлось ехать лечиться от последствий паралича в Вену и Карлсбад.
Последние годы жизни Фонвизина прошли в тяжелой обстановке: расстроилось окончательно его здоровье, пошатнулось материальное благосостояние, вследствие разных тяжб с арендаторами. Литературная деятельность Дениса Ивановича почти прекратилась. Письма из-за границы и его путевые журналы не предназначались для печати и были опубликованы уже в XIX веке, но представляют выдающийся интерес, как суждение умного наблюдателя тогдашней европейской жизни. Отзывы Фонвизина о европейцах далеко не всегда справедливы и часто крайне резки (знаменитая фраза: «француз рассудка не имеет и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастье»), но это пристрастие, объясняемое отчасти болезнью, неприятностями путешествия, не уничтожает значения некоторых заметок Фонвизина: в них виден критически мыслящий человек, поднявшийся в них выше «Писем русского путешественника» Карамзина.
В литературно-общественной деятельности Денис Иванович Фонвизин выступил как честный, убежденный прогрессист, как поклонник просвещения и лучшего общественного устройства, не изменяющий до конца тем освободительным взглядам, которые господствовали в начале Екатерининского царствования и позднее уже не пользовались покровительством и сочувствием правящих. Фонвизин был чужд оппортунизма, которым отличались многие литераторы, смотревшие очень легко на свою профессию, тогда как он видел в ней службу обществу.
Сочинения по произведениям фонвизина
... И. Фонвизина Денис Иванович Фонвизин — автор знаменитых комедий "Недоросль", "Бригадир", которые до сих пор не сходят с театральной сцены, и многих других сатирических произведений. По своим убеждениям Фонвизин примыкал ... комедия на русской сцене. По словам Н.В. "Сатиры смелый властелин" (по творчеству Д. И. Фонвизина) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, ...
fonvisin.net.ru
Скончался Денис Иванович Фонвизин 12 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Гавриила Романовича Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив.
Первый успех
1769 год стал особым в биографии Дениса Фонвизина. Именно в этот период он написал комедию «Бригадир».
Она стала первой в российской литературе «комедией нравов». В ней особенности поведения и речи персонажей социально определены. Речевая характеристика – это проявление индивидуальностей персонажей. Разумеется, отрицательные герои глупы. В конце сюжета они проигрывают. Положительные персонажи благоразумны и выигрывают.
Особое внимание в комедии уделялось офранцузившемуся Иванушке. С этим персонажем Фонвизин связывал важную для себя тему патриотического воспитания русского дворянина.
Комедия имела большой успех. Автора даже пригласили прочитать ее в Петергофе перед императрицей Екатериной II. Взгляды Фонвизина и графа Никиты Ивановича Панина, который служил воспитателем наследника престола — сына императрицы, — во многом совпадали.
Творческий путь
Создание первых произведений относится 1760-м годам. Будучи сам по своему характеру человеком живым и остроумным, любившим посмеяться и пошутить, он создаёт свои ранние произведения в жанре сатиры. Этому способствовал его дар иронии, который не оставлял его до конца жизни. В эти годы идёт интенсивная работа на литературном поприще. В 1760 году в «Литературном наследстве» он опубликовал свой, так называемый «ранний «Недоросль»». Одновременно, в период с 1761 1762 гг., занимается переводами басен Хольберга, произведений Руссо, Овидия, Грессе, Террасона и Вольтера.
Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания
... темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору государству? Фонвизин видел один лишь выход – в воспитании ... уроку литературы. По легенде, князь Потёмкин именно о ней сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». «
В 1766 году была закончена его первая, получившая известность, сатирическая комедия «Бригадир». Пьеса стала событием в литературных кругах, автор сам мастерски читал её и Фонвизин, тогда ещё мало кому известный, был приглашён в Петергоф, чтобы прочитать своё произведение самой императрице Екатерине II. Успех был огромный. Пьеса была поставлена на театральной сцене в 1770 г., но опубликована была только после смерти автора. Комедия не сходит с театральных подмостков по сей день. До нас дошла легенда, что после премьеры князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис! Но, лучше не напишешь!»». В том же году был издан перевод трактата «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному», в котором приводилось доказательства необходимости занятия дворянством торговли.
На государственной службе
Панин высоко оценил идеи и усилия Д. И. Фонвизина. В биографии литературного гения это оставило заметный след. Он перешел на службу к графу, став его личным секретарем и получив чин сначала надворного, а затем коллежского советника. Панин подарил Фонвизину имение в Полоцкой губернии и 1000 крестьян.
Денис Иванович стал не просто служащим, а другом и доверенным лицом своего начальника, который строил планы досрочно передать сыну Екатерины II Павлу Петровичу царскую власть, но при этом ее несколько ограничить.
В этот период Фонвизин практически перестал писать комедии. Он занимался политикой, общественными проектами и социальными реформами, выступал в качестве пресс-секретаря Панина.
В 1771 году из-под его пера вышло только «Слово на выздоровление». Оно посвящено не столько недомоганию и выздоровлению наследника Павла Петровича, сколько лечению всего русского общества и верхушки власти.
В 1777 г. он написал политическое произведение, переведя француза А. Тома и его знаменитый труд «Слово Марку Аврелию». Этот перевод привлекает внимание образом мудрого государя – гуманного и справедливого.
В 1782 г. вышло одно из самых ярких публицистических произведений в России — «Рассуждение о непременных государственных законах». Его еще называют «Завещание Панина». Труд предназначался будущему императору и являлся предисловием к готовящемуся братьями Паниными проекту конституционной монархии.
Фонвизин предлагал Павлу Петровичу сделать крепостное право более умеренным, чтобы избежать новых потрясений и бунтов. Впоследствии произведение Дениса Ивановича использовали в своих сочинениях декабристы.
Сочинения по творчеству Фонвизина
- Сочинения
-
/
- Литература
-
/
14 стр., 6964 словАнализ комедии недоросль фонвизина
... и нравственным достоинствам. Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма. Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, основу ...
- Фонвизин
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tvorchestvo-fonvizina/
- Воспитание и образование в комедии Недоросль
- Митрофанушка в произведении Недоросль
- Недоросль — проблематика произведения
- Анализ произведения Фонвизина Недоросль
- Краткая характеристика героев Недоросля
- По комедии Недоросль
- Софья в комедии «Недоросль»
- Милон в комедии «Недоросль»
- Вральман в комедии «Недоросль»
- Цыфиркин в произведении Недоросль
- Правдин в комедии «Недоросль»
- Скотинин в комедии «Недоросль»
- Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль
- Кутейкин в комедии «Недоросль»
- Какой смысл названия комедии «Недоросль»?
- Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»
- Характеристика Стародума
Русский литератор, переводчик, политический деятель XVIII -го века. Начинал свою творческую деятельность Фонвизин как переводчик статей в университете, с 1761 года начал заниматься переводом на профессиональном уровне. Его переводы это «Жан Террасон — Геройская добродетель», «Вольтер – Альзира» и.т.д. Денис Иванович был комедиантом 1760 году были изданы первые его работы. Одно из его первых комедий «Бригадир» 1766-1769 год, опубликована она была в 1786 и имела большой успех, а сам Фонвизин был вызван в «Петергоф» (двор Петра), для того что бы лично прочесть комедию императрице Екатерине II.
Денис Иванович упорно работал, и написал ещё много достойных работ. В 1777 году Фонвизин уехал жить во Францию где ознакомился с французской культурой, а после возвращения в 1778 году приступил к написанию комедии «Недоросль», закончив её к 1782 году. Комедия рассказывает о разных слоях населения XVIII -го века, таких как учителя, дворяне и чиновники. Комедия стала очень популярной и её даже включили в школьную программу Российской Федерации. Комедия в основном отражает людскую натуру и то как человек может вести себя при определённых обстоятельствах. Название «Недоросль», пьеса получила из за главного героя, который был ещё молод и являлся сыном дворян но не мог управлять владением в силу своего возраста.
Таких людей раньше называли «Недоросль». В 1779 начал переводить книгу изложенную по учениям Конфуция «Та-Гио». Эта книга о философии китайского народа. В 1783 году Фонвизин закончил работу над написанием книги под названием «Рассуждение о непременных государственных законах», книга связана с видением Дениса Ивановича того, как должна быть устроена власть в Российской Империи.
У автора есть и другие работы, некоторые из них были запрещены к изданию, как например собрание сочинений. К сожалению императрица Екатерина II запретила пускать его в печать. В силу того что Денис Иванович заболел он уже не был в состоянии писать так активно как делал это ранее но у него осталось желание работать и оно было с ним до самой смерти, так он написал ещё «Выбор гувернёра», «Разговор у княгини Халдиной» и « Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», последняя работа осталась незаконченной. После завершения написания книги «Гофмейстер» (Выбор гувернера) 30 ноября 1792 год, Денис Иванович Фонвизин вскоре умер. Под конец жизни автор активно писал статьи для журнала.
Личная жизнь
В 1774 г. Фонвизин женился. Его выбор пал на вдову Екатерину Ивановну Хлопову (купеческую дочь).
В 1777 г. вместе с женой он отправился в путешествие за границу — в Германию и на юг Франции. Во время поездки Фонвизин отсылал П. И. Панину сатирические письма, отображающие нравы во французском обществе накануне близящейся революции 1789 г.
В своей заграничной поездке Денис Иванович Фонвизин встречался с Бенджамином Франклином. Некоторые считают, что будущий президент Америки мог послужить прототипом образа Стародума.
Был знаком с Бенджамином Франклином
В Париже Франклин встречался с писателем Фонвизиным
Отставка
Идеи Никиты Панина не пришлись по вкусу Екатерине II. Всевластный канцлер попал в опалу, а в марте 1782 г. вышел в отставку. Через несколько дней после ухода покровителя и начальника Денис Фонвизин также подал прошение об отставке, которое Екатерина II приняла.
Панин умер спустя год – в марте 1783-го. Денис Фонвизин написал его биографию. Он создал образ идеального государственного деятеля. На русском языке произведение вышло только в 1786 г. Сначала его издали во Франции.
Женился на своей подзащитной
О Фонвизине отзывались как о дамском угоднике, но на самом деле его личная жизнь не была так уж удачна. Однажды писатель безответно влюбился в замужнюю женщину. Как говорил сам Денис Иванович, он пронес эту любовь через всю жизнь.
Однако жена у писателя все-таки была. Фонвизин работал в суде, однажды он, по указанию графа Н.И. Панина отстаивал интересы молодой вдовы Екатерины Роговиковой, дочери зажиточного купца . После смерти мужа Екатерина получила огромное состояние. В 1774 году они поженились – невесте Фонвизина на тот момент было 27 лет. Ее богатства хватило на то, чтобы обеспечить писателя. Детей у пары не было.
Через три года после свадьбы жена заболела, и для поправки здоровья Екатерины чета отправилась во Францию. Для Фонвизина это было первое путешествие за границу, сильно повлиявшее на его государственную и литературную деятельность. Там писатель изучал науку, культуру, литературу французов.
Вершина творчества
Что самое главное в краткой биографии Фонвизина? Многие считают, что это написание комедии «Недоросль». В первый раз она была поставлена в 1782 г. на сцене Вольного Российского театра. В пьесе играл друг Фонвизина, знаменитый актер И. Дмитревский. Успех превзошел ожидания – благодарная публика бросала на сцену актерам кошельки. В мае 1783 г. пьесу показали в Москве, затем появилась первая печатная публикация «Недоросля».
Князю Григорию Потемкину, бывшему с Фонвизиным в ссоре, так понравилась пьеса, что он забыл о конфликте. Встретив писателя, князь обнял Дениса Ивановича и сказал, что имя его будет теперь бессмертно.
«Недоросль»
Самая краткая биография Фонвизина будет неполной, если хотя бы в двух словах не рассказать о комедии «Недоросль». Так называли сыновей дворян в возрасте до 21 года. Согласно постановлению Петра I, они должны были начинать обучение с семилетнего возраста, чтобы к 21 году овладеть науками: географией, грамотой, арифметикой, языками и другими. Но герой пьесы Митрофанушка к 16 годам еле выучился азбуке, поэтому слово «недоросль» после фонвизинской комедии приобрело насмешливый смысл.
В своем произведении автор использовал немало оригинальных и новаторских приемов:
- Раньше комедийными героями могли быть только те, кто относился к низшим слоям общества. У Фонвизина выведены представители почти всех сословий – дворяне, чиновники, сироты, слуги, учителя.
- До этого каждый герой олицетворял один порок или добродетель, но у Фонвизина показаны многогранные характеры (госпожа Простакова жестокая и злая хозяйка, но любящая мать, Софья – одинокая и робкая сирота, но отстаивает свое мнение).
- В комедии принцип единства действия, времени и места частично нарушается, так как действие происходит в течение нескольких дней.
Согласно канонам классической комедии, у персонажей «говорящие» имена – Скотинин, Софья (в переводе с греческого «мудрость»), Стародум, Правдин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.
Домашняя жизнь простоватой и необразованной семьи русского провинциального помещика стала яркой сатирой на общество России. Современникам понравились монологи Стародума, высказывающего мысли автора.
Чуть позднее комедию оценили с точки зрения юмора, живости диалогов, а комедийные выражения разошлись на цитаты. Считается, что пьеса была написана Фонвизиным в упрек Екатерине II. Автор стремился показать, что традиционное дворянское воспитание ведет к злонравию и дикости. Императрица увидела в этом посягательство на государственные устои общества.
Произведения Фонвизина
Классицизм является направлением, основанным на принципах рационализма. В произведениях присутствуют гармония и вера, строго соблюдены поэтические нормативности. Герои комедии «Недоросль» разделены на положительных и отрицательных. Противоречивых образов здесь нет. И это также является характерной чертой классицизма.
Зародилось это направление во Франции. В России классицизм отличался сатирической направленностью. В произведениях французских драматургов на первом месте была античная тематика. Для русского классицизма характерны национально-исторические мотивы.
Главная особенность драматургических произведений восемнадцатого столетия – единство времени и места. События «Недоросли» происходят в доме семейства Простаковых. Все, что описано в комедии, свершается в течение двадцати четырех часов. Фонвизин наделил своих персонажей говорящими именами. Скотинин мечтает о деревеньках, где пасется много свиней. Вральман делает вид, что просвещает Митрофанушку, в то время как вводит недоросля в еще более жуткое невежество.
В комедии затрагивается тема воспитания. Просветительная мысль оказала существенное влияние на все творчество Фонвизина. Писатель мечтал об изменении государственного строя. Но полагал, что без просвещения любые изменения приведут к бунту, «пугачевщине» или другим негативным социально-политическим последствиям.
Общественная деятельность
Княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая Академию наук, пригласила Дениса Ивановича принять участие в издании журнала. «Собеседник российского слова» должен был стать новой литературной площадкой, где бы рассуждали о назначении власти, обязанностях и судьбе дворян. Фонвизин написал очерк «Опыт сословника», который стал ярким примером политической сатиры, направленной против порядков при царском дворе и дворянского безделья.
Вскоре на страницах журнала появились анонимные вопросы Екатерине II и «ответы» императрицы в раздраженном и злом духе. Фонвизин, вдохновленный идеями Монтескье, стремился начать дискуссию о состоянии русской политической системы, но императрица посчитала подобное произведение проявлением непозволительного свободоязычия. Она обвинила в авторстве сначала графа И. Шувалова. Когда открылось, что автор – Фонвизин, императрица была крайне рассержена. В дальнейшем она не позволила писателю и поэту издать собрание сочинений в 5 томах.
Впоследствии многие произведения Денису Фонвизину пришлось печатать анонимно.
Он серьезно отнесся к предложению княгини Дашковой и подготовил «Начертания», которые легли в основу академического словаря.
Как сложилась жизнь дальше
Если говорить кратко о биографии Фонвизина, следует заметить, что, уйдя со службы, он отправился вместе с женой за рубеж. Из Германии и Италии он слал письма, в которых описывал происходящее в Европе. Экономические и социальные, политические и общественные процессы – все это было отражено в его сочинениях.
В августе 1785 г. у Фонвизина приключилась тяжелая болезнь — паралич. Но писатель продолжал заниматься литературной деятельностью.
В 1786 г. из-под его пера вышла философская повесть «Каллисфен», в 1787 г. – перевод Шубарта «Лисица-Кознодей» (то есть строящий козни).
В 1787 г. Фонвизин пытался издать свой журнал, куда должны были войти не пропущенные цензурой труды.
Из-за болезни в мыслях Дениса Ивановича произошли перемены. Ему хотелось покаяться, он увлекся религией. В произведении «Признание» автор, подражая Руссо, представил миру автобиографию, наполненную размышлениями о российском быте.
Завершение земного пути
Весь день 12 декабря 1792 г. Фонвизин провел у поэта Державина, где весело шутил и смеялся. Писатель привез друзьям свою новую пьесу «Выбор гувернера». В этот же вечер он скончался.
Похоронили его в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Жена, пережившая его на 4 года, установила гранитный саркофаг серого цвета. Он окружен оградой из кованых прутьев.
В статье была рассмотрена краткая биография Дениса Ивановича Фонвизина, литературного гения конца XVIII века.
Интересные факты о Фонвизине
Денис Иванович Фонвизин, творивший в эпоху правления Екатерины II Великой, почитается в качестве одного из создателей комедийного литературного жанра в русской литературе. Его вклад переоценить невозможно, и современники считали так же — он был одним из немногих писателей, кто ещё при жизни добился значительного признания.
Факты из биографии Фонвизина
- До 19-го века его фамилия писалась, как «Фон-Визин», так как у неё немецкое происхождение.
- Несмотря на его происхождение, а, может, именно по этой причине, Пушкин называл Фонвизина «самым русским из всех русских» (факты о Пушкине).
- Предки писателя были рыцарями. После пленения русскими войсками они осели на новом месте жительства и постепенно обрусели.
- Во время учёбы в гимназии Фонвизин по договорённости с одним книготорговцем переводил для него литературу, получая в качестве оплаты за свои труды книги.
- О нём ходила слава дамского угодника, но на деле успехов на любовном фронте у него было немного.
- В 23 года Фонвизин влюбился в замужнюю даму и, по его собственным воспоминаниям, на всю жизнь сохранил эту безответную любовь.
- На протяжении всей жизни он активно увлекался французской литературой и часто посещал Францию (факты о Франции).
- Во время службы в суде, Фонвизин познакомился с одной подзащитной, которая в итоге стала его супругой.
- Именно он перевёл на русский язык все самые известные комедии французского писателя Вольтера.
- В бытность свою студентом будущий писатель увлёкся выпивкой, и на протяжении всей жизни так и не смог окончательно избавиться от этого порока.
- Пьеса «Недоросль» Фонвизина была настолько едкой сатирой, что ни один московский театр не согласился поставить её на сцене. В итоге премьера состоялась в Санкт-Петербурге.
- А. С. Пушкин упоминал писателя в тексте «Евгения Онегина».
- Александр Герцен отмечал, что именно с произведений Фонвизина началось проникновение такого приёма, как сарказм, в русскую литературу (факты о Герцене).
- Писатель пытался выпустить собственный сатирический журнал «Стародум», но издание попало под личный запрет императрицы.
- Денис Фонвизин был дружен со знаменитым учёным Ломоносовым.
- Совместно с графом Паниным, у которого он служил секретарём, Фонвизин разработал проект конституции для Российской Империи. До наших дней сохранилось лишь её вступительное слово.
- В последние годы жизни Фонвизин начал писать автобиографическую повесть, но так и не успел её закончить.
- Екатерина II запретила впавшему в немилость писателю издавать его собрание сочинений.
- В России полтора десятка улиц носят имя Фонвизина.
- Интересные факты о Карамзине
- Интересные факты о Екатерине II
- Интересные факты о Леониде Андрееве
- Интересные факты о Пушкине
- Интересные факты о Шаляпине
- Интересные факты о Денисе Давыдове
- Интересные факты о Глинке
- Интересные факты о Лескове