«Враг и друг», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Сочинение

Стихотворение прозе «Враг и друг» по жанру ближе всего к притче. Ситуация наивысшего напряжения сил лирического героя аллегорическая. Это одновременно аллегория случившихся с человеком невзгод и реакции на них друга и врага, а ещё – аллегория внутренних переживаний лирического героя, отражённых в материальном мире. Именно поэтому «Враг и друг» остаётся лирическим произведением, несмотря на близость к притче (эпосу).

Принадлежность произведения к реалистическому направлению несомненна. Именно аллегорическая форма позволяет выявить типичные заблуждения человека относительно дружбы.

Анализ стихотворения Блока “Как день, светла, но непонятна”

Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в знаменитой опере Жоржа Бизе. Спектакль он смотрел несколько раз, с каждым вечером влюбляясь все больше и больше. Дельмас на чувства Блока ответила взаимностью. Правда, роман их долго не продлился – слишком разные характеры, мировосприятие.

Подробнее…

Тема, основная мысль и композиция

Произведение имеет сюжет: приговорённый к пожизненному заключению умудряется бежать из тюрьмы и от стражей (двойное освобождение).

Река на пути – аллегория испытаний, трудностей, препятствий. Гнилая доска через реку – аллегория того невидимого и узкого пути, который отделяет человека от смерти и небытия каждый миг его жизни.

Произведение можно условно поделить на три части. В первой части описываются обстоятельства побега и гибели героя. Во второй части рассматривается реакция на смертельную опасность врага и друга. Враг не помог и не помешал человеку на его жизненном пути, а друг способствовал его гибели. Третья часть – восприятие гибели героя другом. Рассуждения друга моралью не являются, но подталкивают читателя к сопереживанию, превращают притчу в стихотворение в прозе.

Тема стихотворения – истинная и ложная дружба. В заголовке стоит первым слово враг. Смысл этой очерёдности в том, что враг, в отличие от друга, как раз был настоящим, типичным, его поведение – ожидаемым.

Основная мысль: только сложная жизненная ситуация проявляет истинность дружбы, но в такие моменты бывает уже поздно рассуждать о дружбе. Неверный друг может стать даже причиной гибели, но воспримет своё предательство как благо.

13 стр., 6439 слов

Кладовая солнца история травки . Характеристика героя Травка, ...

... сочинение по повести пришвина «кладовая солнца» — история собаки травки. Антипыч, хозяин Травки, говорил, что надо жить по правде. А правда заключалась в том, что собака и ее хозяин жили друг для друга. ... способного прийти на выручку. Как и другие герои произведения, Антипыч слыл трудягой. Мужчина промышлял охотой и отпуском дров. Антипыч (иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца») Сторожка охотника ...

Анализ баллады Стивенсона «Вересковый мед»

Мне нравятся книги Стивенсона. Я очень люблю перечитывать «Остров сокровищ» про пиратов и море. Но Стивенсон писал еще и стихи. Я прочитал его стихотворение «Вересковый мед» и хочу рассказать, что я думаю. В стихотворении рассказывается о древнем напитке, который пили малютки-медовары. Они жили в древней стране, и их называют пикты. Я спросил у папы, кто такие пикты. Он мне объяснил, что пикты – древний народ, который жил в Англии. их называли пиктами «разрисованными», потому что они были все в татуировках.

Подробнее…

Тропы и образы

Эпические события в первых абзацах развиваются стремительно. По законам притчи, автору нет нужды объяснять, почему человек оказался в тюрьме, совершил ли он какие-нибудь преступления, вызывает ли заточение сочувствие читателя или справедливое негодование. Также непонятно, как человек убежал из тюрьмы. Читатель принимает эти условия как данность, ассоциируя себя в какой-то мере с героем стихотворения в прозе.

Среди исследователей есть любопытное наблюдение, что знаки препинания в стихотворении в прозе играют неожиданную роль. Это не только паузы, но и графическое изображение пути героя. Так многоточия аллегорически обозначают расстояние, которое оделяет героя в первом, втором и пятом случае от преследователей, а в третьем, четвёртом и шестом – от смерти. Тире появляются в предложениях перед союзами но

и,

стоящими между однородными членами, противопоставленными друг другу:

узкая – но глубокая река, засмеялся самодовольно – и пошёл прочь, присел на бережку – и начал горько плакать

  • В первом случае тире – аллегория шаткой гнилой доски через реку, во втором и третьем – разрыва, границы между погибшим и врагом, героем и неверным другом.

Такое графическое использование знаков препинания является своеобразным изобретением Тургенева и может совсем не учитываться читателем. Это только дополнение к общему аллегорическому смыслу.

Тургенев умело использует глаголы движения в сочетании с наречиями: вырвался, стремглав пустился бежать, мчалась по пятам, начали отставать, занёс ногу, бухнул, утонул

  • Другая группа глаголов связана с беседой человека с другом:

закричал во всё горло – простонал – возопил – горько плакать – безутешно рыдать

  • В произведении важны как действия, так и реакция на них.

узкая, но глубокая, доска тонкая и гнилая

  • Это сочетание даёт надежду. Ведь река всё-таки узкая, можно успеть перебежать! Друг

лучший, ревностный

, враг

самый жестокий

, волны

бурные

, тюрьма

ужасная

, душа

добрая

— Все эти постоянные эпитеты создают типичную, ожидаемую картину человеческих отношений. Враг в рассказе ожидаемо жестокий, а вот друг не только убивает своей заботой, но и считает своё убийство благом для друга. Вся притча – иллюстрация пословицы «Друг познаётся в беде».

5 стр., 2004 слов

Пишем вместе. Стихотворение в прозе «Враг и друг» И. С. Тургенев

... С берега за ним наблюдают лучший друг и худший враг. Врагу равнодушен, а друг пытается спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг ... промолвил он наконец. – Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь ... Тургенев рисует «обыкновенного» врага, он не испытывает сочувствия, скорее любопытство привело его на берег реки, где разыгрывается драма. Он и ...

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

Анализ стихотворения Блока “Ты отходишь в сумрак алый”

Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом постоянных шуток в обеих семьях. Блок краснел, Менделеева злилась и уходила к себе в комнату, после чего молодые люди вновь встречались, гуляли и говорили о разных пустяках.

Подробнее…

Стихи в прозе Тургенева «Враг и друг», анализ

ГАЛИНА

Высший разум (747152) 1 месяц назад

Уже из названия произведения И. Тургенева видно, что речь пойдет о двух противоположных сторонах.

Несмотря на небольшой объём, смысл стихотворения в прозе очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?». (Кто честнее: друг или враг?) Направление (идея); дружба и вражда

В произведении автор почти не использует изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автора здесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня». Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы — он постепенно отрывается от погони. Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая— но глубокая река. » Перед союзом «но» по правилам пунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила — он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку. Эта доска — единственный путь к спасению, к свободе.

12 стр., 5589 слов

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

... 1818 – 1883) Художник Никитин, Жизнь и творчество И.С.Тургенева в Москве Русский писатель. Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября (по старому ... стал другом Тургенева, познакомились они, очевидно, в 1842г. Для Тургенева он стал не только близким другом, но и критиком, ... вяз – современник Тургенева, кругом молодые, недавно посаженые деревца. На установленной в 1968г. мемориальной доске читаем: «в этом ...

Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага. Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску». «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг». Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа. Но нет — ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся. И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя: «Знать, уж такая ему выпала доля!».

Тургенев рисует «обыкновенного» врага, он не испытывает сочувствия, скорее любопытство привело его на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно. Ведь он же враг. Но какую помощь оказал лучший друг! Он лишь подтолкнул к гибели. Но ведь доска-то гнилая! Но у человека была надежда на спасение, а друг лишает его этой надежды. Мало того, мы видим, что он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою (ведь он же враг!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не сказал и только скрестил руки. » Его бездействие оказывается лучше помощи друга.

Друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь.

Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг и друг»

Предварительный просмотр:

Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг и друг».

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Враг – он и есть враг, от него не дождешься помощи. Хотя в жизни иногда случается наоборот, когда на выручку приходит именно тот, от которого даже и не предполагаешь получить поддержку. Но у Тургенева это «обыкновенный» враг, он не испытывает сочувствия, отнюдь, скорее любопытство привело его сюда, на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно. Ведь он же враг.

11 стр., 5498 слов

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора

... относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, Идеологические убеждения Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего ...

Но какую помощь оказал «лучший» друг! Вспоминается пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Задумываешься: зачем такое количество, когда лучший друг лишь подтолкнул к гибели. Скажете, что он был прав? Ведь доска-то гнилая! Если думать логически, то она на самом деле не могла выдержать веса человека. Но в том-то и загвоздка! В экстремальных ситуациях у людей как будто открывается второе дыхание, появляются такие возможности, о которых он не подозревал. Пусть это будет из области фантастики. Но у человека была надежда на спасение! Ну и что, что это просто гнилая доска! Возможно, конец был бы такой же, но это выбор узника! Что же делает его лучший друг? Он лишает его последней надежды. Мало того, он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Нет, он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

ВРАГ И ДРУГ

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река. А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу. Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

Но ведь другой переправы нет. а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном. бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг.

Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

кандидат педагогических наук

Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

1 стр., 498 слов

Поэма «Беглец». , Лермонтов

... вольности остались Позор и гибель беглеца. Мысль о бессмертии, о жизни в памяти грядущих поколений пронизывает все творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема народного предания звучит в ... звучит для него приговором: Своим изменивший Изменой кровавой. Врага не срамивши. Погибнет без славы... Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нем не угасает ...

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

В результате учебного диалога, который возник при обсуждении и анализе текста стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Враг и друг» появились сочинения учащихся, которые свидетельствуют не только о внимательном прочтении текста, но и о состоявшемся внутреннем (индивидуальном) диалоге школьниц с собой, автором стихотворения в прозе, его героями, самим текстом.

(Эссе по «Стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств одни становятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, — злейшими врагами. Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

Стоит заметить, что подобные ситуации описаны во многих литературных произведениях. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг». В своём произведении автор почти не использует изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автора здесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня». Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы — он постепенно отрывается от погони. Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река. » Перед союзом «но» по правилам русской пунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила — он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку. Эта доска — единственный путь к спасению, к свободе.

Несмотря на небольшой объём, смысл «стихотворения в прозе» очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?». Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага. Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску». Причём себя в гибели друга (беглеца) он вовсе не винит: «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг». (Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа. Но нет — ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.) И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя: «Знать, уж такая ему выпала доля!».

5 стр., 2470 слов

Иван Тургенев — Голуби (Стихотворение в прозе): Стих

... союзом «но» (но под навесом крыши). Анализ стихотворения в прозе «Голуби» И.С. Тургенева Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/turgeneva/golubi Иван Тургенев — Голуби (Стихотворение в прозе): Стих Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась ...

Сурова Инга.

(Отзыв на «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

«Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг» сразу же по прочтении заставляет задуматься над вопросом, кто есть кто в данном произведении: кого можно назвать другом, а кого — врагом.

Сюжет «стихотворения. » очень прост. Узник, вырвавшись из тюрьмы, «бежал изо всех сил» и оказался на берегу глубокой реки, а плавать он не умел. Через реку была перекинута доска, только беглец «занес на нее ногу», как увидел на берегу своего лучшего друга и злейшего врага. Дальше события развиваются следующим образом. Враг скрестил на груди руки, то есть всем своим видом показал, что он будет бездействовать, что он — посторонний наблюдатель. А друг поступил совершенно по-другому. Он начал кричать беглецу, чтобы тот не вступал на доску, открыто пророчил ему гибель. Друг даже не пытался понять, что другого выхода у беглеца просто нет, что преследователи уже близко. Друг подбегает к беглецу и выдергивает доску у него из-под ног, несчастный падает в воду и гибнет. Враг самодовольно засмеялся и пошел прочь. Хоть это и кощунственно, но он всё-таки враг. Он показал свои истинные чувства, он не пытался обмануть ни себя, ни других. А друг начал плакать и обвинять беглеца в его же гибели; он ни на миг не допустил мысли о том, что именно он и только он виновен в смерти несчастного. А потом и вовсе успокоился, решив, что беглецу там (в другом мире) будет лучше: «- А впрочем! — промолвил он наконец.- Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, такая уж ему выпала доля!». Я считаю, что друг — несчастный человек, который обманывает себя и других.

В своём произведении И.С.Тургенев практически не использует никаких изобразительно-выразительных средств — ему удаётся очень и очень многое сказать с помощью знаков препинания. Благодаря многоточию мы видим, что между беглецом и преследователями существует какое-то расстояние и постепенно оно увеличивается: «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». А знак тире — тот самый мостик, та узкая и гнилая доска, которая перекинута через реку: «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая- но глубокая река».

Мариничева Мария.

Меню сайта