Сайт Лепиной Елены Владимировны

Сочинение

Как успешно выполнить задание С (

Одной из причин неуспешного написания сочинения (задание С) является не желание и не умение выпускника сопоставить сочинение, написанное по данному для анализа тексту, с требованиями к нему, хотя эти требования открыто заявлены в чётко прописанных критериях оценки работы.

Успешное сочинение пишется не в «свободном полёте», а в соответствии со схемой , заданной пятью из двенадцати критериев. Это критерии К1, К2, К3, К4 и К5. Перечисленные критерии диктуют логическую схему сочинения-рассуждения по данному для анализа тексту. Приведение работы к соответствию с предложенной схемой (см. К1.2.3.4.5) есть успешный путь совершенствования уже написанного.

саморедактирования

Вашему вниманию предлагается

анализируемый текст *

способы работы с ним, облегчающие выполнение задания

прокомментированные критерии К1 – К12

реальная работа

её экспертная оценка

подробный анализ работы

* ЕГЭ 2012. Русский язык: тренировочные задания. И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова, М. Эксмо, 2012 .

В тексте подчёркнуты выделенные выпускником ключевые слова. Это первый и очень важный этап работы над сочинением.

Текст

Трудное и запутанное дело – писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри . Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом . И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру , шить жене пальто. И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уж писателя. Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им , не должен «жить» литературой. Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни . Обычная для него теперь среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. Варка в собственном соку . А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

2 стр., 738 слов

По данному тексту «Садово-парковое искусство»

... и играть. Можно добавить предложения. Ещё можно написать своё сочинение по плану, но про брац. Зарание спасибо. Отдаю все свои 12 пунктов - Сочинение по данному тексту "Садово-парковое искусство" ... В СССР и других странах социализма главной линией развития и. является общественное парковое строительство. Особенно характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (первым парком ...

Нужно в жизни жить, работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

  • Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.
  • Когда? После работы.

В дни отдыха. В месяц отпуска, – отвечу я.

  • Много ли тогда напишешь?

— И очень хорошо, что немного. Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного ?

Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя. (В.В. Вересаев — 1867-1945 — прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества – раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.)

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет

2

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована,

но

без опоры на исходный текст,

или

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не проком­мен­ти­ро­вана,

или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экза­ме­ну­емым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы )

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов ,

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

0

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выраже­ния мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено не более 2-х ошибок

2

допущено 3–4 ошибки

1

допущено более 4-х ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено 1–3 ошибки

2

допущено 4–5 ошибок

1

допущено более 5-и ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2

допущено 1–2 ошибки

1

допущено более 2-х ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущено 2–3 ошибки

1

допущено более 3-х ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

(К1–К12)

23

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.*

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным .

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);, К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более 2-х ошибок;, К8 – допущено 1–3 ошибки;, К9 – грамматических ошибок нет;, К10 – допущено не более 1 речевой ошибки., Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до

150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 К12) оценивается нулём баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается .

*Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Сочинение выпускника

В тесте, предложенном для анализа, В.В. Вересаев поднимает проблему

Автор рассказывает нам, что нельзя писать ради своей выгоды, например, «когда нужно платить за квартиру, для личных дел. Он говорит, что нужно реализовывать себя как профессионала в различных областях жизни. Чтобы стать настоящим автором, писатель должен дорожить и уважать свой талант.

Автор текста считает

Я согласна с мнением

Писатель, живущий «не снаружи, а изнутри», сможет научить чему-то своего читателя и стать интересным ему . (164 слова; рекомендуемый объем сочинения 150-300 сл.)

К1 – 1?0 К2 – 0 К3 – 1 К4 – 0 К5 – 0 К6 – 2 К7 – 3 К8 – 3 К9 – 0 К10 – 2 К11 – 1 К12 – 1

Итого: 13 -14 баллов

* Курсивом в сочинении выделены так называемые клише – устойчивые выражения, рекомендуемые для логической связки частей сочинения.