Требования к сочинению по литературе

Сочинение

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают

виды тем и как работать над темой того или иного вида.

Различают следующие виды тем:

проблемные,

сопоставительные,

обзорные,

темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

анализ эпизода,

сочинение по цитате,

смешанные,

свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема». Например:

  • «Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»;
  • «Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»;

«Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?»

Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой лучше начать с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — это темы, предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например:

Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ).

Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох).

В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:

52 стр., 25648 слов

Сопоставительное изучение русского и восточного эпоса в 6 классе ...

... народов в современной русской школе, русский героический эпос как объект исследования в литературоведении, восточный героический эпос как объект исследования в литературоведении. Во второй главе рассматривается проблема сопоставительного изучения народного эпоса ...

«Образ Петербурга в русской лирике серебряного века».

«Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир».

«Темное царство» в драме А.Островского «Гроза».

«Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять..

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: пишущие сочинение должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное — должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:

Мастерство Л.Толстого в изображении истории.

Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника».

Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых учащийся собирается подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов:

и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставление — и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой – пишущий определяет для себя как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен проводится по предмету «Литература», поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

2 стр., 840 слов

По произведению : Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу ...

... Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим ... сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, ...

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.