Требования к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Сочинение

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

Известны только тематические направления:

«Разум и чувство».

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

«Победа и поражение».

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки».

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

6 стр., 2705 слов

. Тематическое направление «Опыт и ошибки»

... рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. ... людей убивать, – ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим ...

«Дружба и вражда».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера A4).

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

Запомните:

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

Запомните:

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

Требования к сочинению:

  • Требование №1. «Обьём итогового сочинения».
  • Требование №2. « Самостоятельность написания итогового сочинения».

Работа оценивается по системе «зачтено» / « не зачтено» по пяти критериям.

  1. Критерий №1. Соответствие теме.
  2. Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Критерий № 3. Композиция.
  4. Критерий № 4. Качество речи.
  5. Критерий № 5. Грамотность.

Запомните: критерии №1 и №2 являются основными.

19. Выставление «не зачтено» по одному из критериев №1 и №2 автоматически ведёт к получению « не зачтено» за работу в целом.

33 стр., 16089 слов

Переводное сочинение в 10 классе критерии

... пользоваться орфографическим словарём и текстами литературных произведений , который выдадут в аудитории. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность 1. «Отцы ...

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

Правила работы над сочинением.

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.

ПОМНИТЕ: каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на который вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ., КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ.

  1. ЧЕРНОВИК – это листы для предварительных, черновых записей.
  2. Запомните: черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
  3. На этапе выбора темы можно набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После определения темы сформулируйте основной тезис – мысль, которую будете обосновывать в своём сочинении.
  4. Помните: чтобы не отклониться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
  5. Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения.
  6. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис – это поможет выстроить композицию сочинения.
  7. Продумайте, какой материал будет вспомогательным – его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли. Работая таким образом, вы сможете сформулировать главные мысли сочинения.
  8. Работа над сочинением невозможна без построения плана. ПЛАН – это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе. Всё то, что делает сочинение сочинением.
  9. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли.
  10. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

ИТАК, развёрнутый план содержит полезный материал, необходимый для раскрытия темы, и является залогом вашего успеха на экзамене.

Завершая работу с черновиком,необходимо:

  1. свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;
  2. убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;
  3. проверить, правильно ли выделены абзацы;
  4. сделать стилистическую и речевую правку;
  5. уточнить цитаты (если вы их использовали);
  6. проверить орфографию и пунктуацию.

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

невозможно без анализа художественного произведения

9 стр., 4459 слов

Структура итогового сочинения материал по литературе (10 класс)

... ремесло»; 5. «Доброта и жестокость» Материалы для организации и проведения сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в ... готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. ...

ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Какова история создания произведения?
  2. Как связано произведение с исторической эпохой?
  3. Какое место занимает произведение в творчестве писателя и в русской литературе?
  4. Какие факты из биографии автора связаны с созданием данного произведения?
  5. К какому жанру принадлежит произведение? (Поэма, роман, повесть, рассказ)
  6. В чём смысл названия произведения?
  7. Какова тема (о чём?) и идея (что хотел сказать автор этим произведением, чему научить?) произведения?
  8. Какие проблемы поднимает автор в произведении?
  9. Какой конфликт (противопоставление, противоречие) лежит в основе произведения? Когда он произошёл? Между какими героями, в связи с чем, что послужило поводом?
  10. Какие ключевые (главные) эпизоды?
  11. В чём особенность системы образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные персонажи)?
  12. Как выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме)? Как автор видит решение поставленных в произведении проблем?

Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в единстве его формы и содержания. Однако на экзамене может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе и литературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей мысли.

ТАКИМ ОБРАЗОМ,, НАПРИМЕР,, СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ., Загляните в учебники или справочники, чтобы освежить память., Запомните:

В этом случае в центре внимания будут следующие вопросы.

ПЛАН АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖА.

  1. Как зовут героя?
  2. Каков его социальный статус ( происхождение, образование, род занятий)?
  3. Каков его характер, индивидуальные и типические черты ( герой-резонёр, «маленький человек», «лишний человек», «новый человек»)?
  4. Какое место занимает этот герой в системе персонажей произведения (главный, один из главных, второстепенный, эпизодический, «двойник» главного героя)?
  5. Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения? С кем сталкивается, спорит?
  6. Какие приёмы и средства использует писатель при изображении этого героя (портрет, речевая характеристика, характеристика со стороны других персонажей, поступки и действия, характеризующие героя)?

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ., КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

Смысловая цельность сочинения определяется тем, насколько продумано построение работы. И оценивается по критерию №3 «Композиция».

КОМПОЗИЦИЯ

логическую и композиционную структуру сочинения,

три части сочинения:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.

4 стр., 1613 слов

Определены победители конкурса сочинений «Подвиг героев-2019»

... жива память о них. ПОБЕДИТЕЛИ, Конкурса детских и юношеских сочинений «Подвиг героев-2019» № п/п ФИО Муниципальное образование Образовательная организация 1. Ожегов Сергей Максимович Киров МБОУ СОШ с УИОП № 61 ... году мы отметим 75-ую годовщину Великой Победы! В канун этого великого праздника мы проведем 5-ый юбилейный конкурс школьных сочинений. Призываю всех кировских школьников принять участие ...

ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.