Конспект «Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению» 9 класс

Сочинение

Класс: 9

Тема: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению.

Цель: обобщить знания учащихся по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию

сочинения.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить, как поэма была оценена литературной критикой;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/temyi-sochineniy-po-mertvyim-dusham-gogolya-klass-s-planom/

  • сформулировать возможные темы сочинений;
  • составить планы сочинений;

Развивающие:

  • развивать навык анализа художественного произведения;
  • совершенствовать навык работы над сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор

материала – цитат, доказательств из текста);

  • совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать осознанное отношение к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства

в целом.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Формулировка темы и целей урока.

Сегодня мы заканчиваем работу над поэмой Н.В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над

художественным произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой,

сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении, и начнем подготовку к сочинению,

которое вам предстоит написать дома.

3. Проверка домашнего задания .

Но сначала вспомним, почему произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни,

13 стр., 6346 слов

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ

... Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id46660 Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение Название данного произведения Гоголя, в первую ... произведения, незамысловато можно интерпретировать название «Мертвых душ», связанное с развитием основных событий в произведении. Но смысл названия поэмы Н.В. Гоголя гораздо глубже, чем может ...

называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)

Вывод:

«… Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!» — писал Гоголь о поэме

Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип романа, сочетавший сатиру на Россию

Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси — родине великого народа. То есть Гоголь

наравне с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ России. С этим

образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме местами замещается комическое

повествование. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о

которой автор пишет с любовью и восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей

России Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки,

олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»

Таким образом, можно сказать, что в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на

русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне, которым Россия обязана своим процветанием.

4. Работа по теме урока.

А) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики

Когда 21 мая 1842 года «Мертвые души» вышли в свет, они немедленно вызвали ожесточенные споры.

Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал «какой то особый мир негодяев, который

никогда не существовал и не мог существовать», другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили

ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В. Г. Белинский писал:

«Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в «Мертвых душах» он

совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем

пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в

лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и

«подлеца чубарого» включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике,

который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул…»