Класс: 9
Тема: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению.
Цель: обобщить знания учащихся по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию
сочинения.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить, как поэма была оценена литературной критикой;
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/temyi-sochineniy-po-mertvyim-dusham-gogolya-klass-s-planom/
- выявить основные проблемы, поднятые гоголем в поэме;
- сформулировать возможные темы сочинений;
- составить планы сочинений;
Развивающие:
- развивать навык анализа художественного произведения;
- совершенствовать навык работы над сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор
материала – цитат, доказательств из текста);
- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства
в целом.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Формулировка темы и целей урока.
Сегодня мы заканчиваем работу над поэмой Н.В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над
художественным произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой,
сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении, и начнем подготовку к сочинению,
которое вам предстоит написать дома.
3. Проверка домашнего задания .
Но сначала вспомним, почему произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни,
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ
... Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id46660 Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение Название данного произведения Гоголя, в первую ... произведения, незамысловато можно интерпретировать название «Мертвых душ», связанное с развитием основных событий в произведении. Но смысл названия поэмы Н.В. Гоголя гораздо глубже, чем может ...
называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)
Вывод:
«… Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!» — писал Гоголь о поэме
Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип романа, сочетавший сатиру на Россию
Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси — родине великого народа. То есть Гоголь
наравне с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ России. С этим
образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме местами замещается комическое
повествование. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о
которой автор пишет с любовью и восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей
России Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки,
олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»
Таким образом, можно сказать, что в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на
русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне, которым Россия обязана своим процветанием.
4. Работа по теме урока.
А) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики
Когда 21 мая 1842 года «Мертвые души» вышли в свет, они немедленно вызвали ожесточенные споры.
Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал «какой — то особый мир негодяев, который
никогда не существовал и не мог существовать», другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили
ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В. Г. Белинский писал:
«Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в «Мертвых душах» он
совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем
пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в
лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и
«подлеца чубарого» включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике,
который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул…»