Интеллигенция и ее уязвимость в обществе
Интеллигенция является самой уязвимой прослойкой общества. В отличие от других общественных классов, она состоит из представителей различных социальных групп. Поэтому в периоды социально-политических кризисов она становится объектом наибольших опасений. Ни один общественный класс не признает интеллигенцию своими представителями, даже если они живут в одном районе, в одном доме, и их родители работали вместе. Именно поэтому восставшие массы, всегда страдающие ксенофобией, в первую очередь направляют свою агрессию против тех, кто, казалось бы, похож на них, но отличается своим образом жизни и стандартами, которые они придерживаются. Так было во время революции 1917 года и гражданской войны, когда интеллигенция стала основной силой, осуществившей революцию.
Однако интеллигенцию оценивали и те, кто поддерживал революцию. Писатель А. Фадеев, автор романа «Разгром», созданного в 1920-х годах, разделял интеллигенцию на две группы. К одной группе он относился отрицательно, к другой — положительно, хотя с некоторыми оговорками. В романе Фадеева присутствуют два представителя интеллигенции, которые имеют противоположные мнения почти по любому вопросу. Автор каждый раз занимает определенную позицию, поддерживая одного из героев. Эти два героя — Левинсон, командир партизанского отряда, и Мечик, городской парень, присоединившийся к партизанам и сражающийся против «белых».
Характеристика Левинсона и Мечика в романе «А зори здесь тихие»
В романе «А зори здесь тихие» автор описывает двух героев, Левинсона и Мечика, совершенно противоположных по своему характеру. Левинсон — уверенный в себе и принципиальный человек, который решает идти в партизаны, чтобы бороться за свою страну. Он не ищет легкой жизни, а готов принимать ответственность за свои действия.
Мечик, напротив, является слабым и самонадеянным человеком, который не может принять решение и понимает, что его жизнь не имеет смысла. Он только хочет этого и теряет себя в пустых мыслях и оправданиях своей лености.
Левинсон действует для блага других, он помогает людям, готов жертвовать своей жизнью ради других людей. Он убежден в правильности своих действий и не сомневается в своих принципах.
Мечик же только смотрит на себя, не задумываясь о том, как он может помочь другим людям. Он отчаивается и падает в бездуховность, потому что не может найти своего места в жизни.
Образ Левинсона в романе Фадеева «Разгром»
... партизан. И пусть это открытое убийство, но оно не лишено веских оснований. Образ Левинсона в романе Александра Александровича Фадеева «Разгром» сложен и неоднозначен. Понравилось сочинение? А вот еще: ... поступок продиктован желанием помочь революции. По сравнению с судьбой страны жизнь маленькой семьи корейца не берется в расчет. Или принятое решение отравить смертельно раненого Фролова. Лучше ...
Именно эти различия в характере Левинсона и Мечика показывают свойства представителей настоящего и ложного патриотизма. Действие Левинсона направлено на спасение Родины и развитие других членов отряда, а Мечик думает только о себе и своих интересах.
Интеллигенция и выбор в революционной ситуации
Фадеев, несмотря на свое восхищение Левинсоном, вводит в роман героя, который выявляет недостатки Левинсона. В романе присутствует откровенно вставная глава «Разведка Метелицы», в которой командир взвода Метелица, красивый и физически сильный, своей энергией вдохновляет окружающих. Сам командир тайно восхищается порывистыми движениями Метелицы, его гибким телом. Бывший интеллигент Левинсон, вероятно, подсознательно чувствует, что ему не хватает физической силы и ловкости, не хватает удали и смелости, присущих Метелице — смелому и смышленому пастуху.
Интеллигенция оказалась в сложной ситуации, где ей нужно было принять решение — присоединиться к революции или остаться в стороне. Интеллигенты, лучше других, понимали ужас гражданской войны и насилия. В рассказе И. Бабеля «Гедали» показана ужасная путаница, царящая в умах людей. «Революция — это дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди. Но поляки тоже злые люди. Кто же скажет Гедали, где революция и где контрреволюция?» Интеллигенция могла принять сторону большевиков, как И. Бабель и его повествователь Лютый. В рассказе «Мой первый гусь» наглядно показано, что нужно сделать, чтобы тебя приняли за своего, чтобы люди, для которых ты стараешься, признали тебя. Нужно раздавить голову гусю. С одной стороны, это просто, но с другой — это убийство, предательство своих принципов, предательство самого себя.
И. Бабель, известный писатель и журналист, был одним из немногих, кто ясно, четко и полно осознавал происходящее в то время. Он приветствовал Октябрьскую революцию и с уверенностью шел в Первую Конную. Бабель имел за плечами большой опыт работы в журналистике, политическом секторе и в продовольственных экспедициях. Он, как никто другой, понимал проблемы и задачи, стоявшие перед страной в то время.
Однако, в своих произведениях, особенно в рассказах «Переход через Збруч» и «Письмо», Бабель показал насилие, ужас, несправедливость и неправильность войны с гуманистической точки зрения. В этих рассказах автор описывает бессмысленную жестокость поляков, которые отказались выполнить просьбу человека, умоляющего не убивать его на глазах у его дочери. В другом рассказе писатель описывает письмо бойца домой к матери, где на первом месте стоят рекомендации по уходу за лошадью, а на втором — убийство брата отцом и потом убийство отца третьим братом.
Футлярные люди в рассказах а. п. чехова
... образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных ... Коваленко, ненавидящему его, между ними происходит неприятный разговор, в результате которого Коваленко спускает Беликова с лестницы. После всего произошедшего герой заболевает и ...
Бабель чувствовал, что не может полностью сливаться с массой, он понимал, что интеллигенция не всегда разделяет психологию и «гуманизм» массы. В рассказе «Смерть Долгушова» главный герой, Лютый, не смог убить смертельно раненного и мучающегося бойца, и это пришлось сделать его товарищу Афоне.
Лютый является своеобразным персонажем, находящимся между Мечиком и Левинсоном. С одной стороны, он является человеком дела, известным своей выдержкой и храбростью. Но с другой стороны, он не смог и, вероятно, не хотел отказаться от гуманности и понятий о добре и зле. Это видно в рассказе «Пан Аполек», где Бабель раскрывает свои принципы, отдавая обет следовать примеру пана Аполека, который смог увидеть в каждом человеке частицу Бога и заставить ею поклоняться.
Михаил Булгаков, известный своим отрицанием революции, предлагает интеллигентам свой путь — создать параллельный мир, отделенный от внешнего реальности. В этом мире, за кремовыми занавесками, люди могут жить в гармонии с собой, не бегая в панике, а просто наслаждаясь жизнью. Они не выходят во внешний мир, не сталкиваются с его проблемами, потому что такое соприкосновение причиняет только боль, страдания, голод и смерть.
Семья Турбиных из «Белой гвардии» создала свой мир, к которому стремятся другие герои. В этом мире они охраняют часы с башенным боем и слушают звуки «Фауста». Они не хотят менять ничего, они верят, что все нужное изменится само. Главное для них — быть верными себе, выполнять свое предназначение. Ведь, как говорится, «все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и смерть. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда тени наших дел и тел не останется на земле».
Михаил Булгаков, подобно Исааку Бабелю, страдал раздвоением своей личности. Но его страдания были вызваны другими причинами. Булгаков явно отвергал революцию, видя в ней только страдания людей. Тема страдания, как «белых», так и «красных», появляется уже в его ранних рассказах, например, в «Красной короне». Рассказ основан на двух эпизодах: белый генерал вешает рабочего-социалиста, а «красные» убивают вольноопределяющегося в бою. Никто из них не получает ничего, кроме страданий. Даже нейтральный рассказчик страдает от своих видений, чувства вины, бессилия и невозможности остановить ужас войны.
Жертвы оказываются бессмысленными. В соответствии со сном Турбина, все люди, погибшие на войне, должны попасть в рай, ведь Господу все равно, «красный» или «белый», верит ли в Бога или нет. Главное — быть просто Человеком и жить достойно. Вот эта проблема стала определяющей для всего творчества Михаила Булгакова.
Как может творец и художник обеспечить собственную безопасность и дать возможность своим произведениям увидеть свет? Михаил Булгаков стал коллаборационистом ради себя, своей жены и своих произведений, как и многие интеллигенты, не разделяющие идеи революции или не желающие принимать участие в политике Советского правительства или просто не желающие осознавать происходящее вокруг.
Итак, литература 20-х годов и пути интеллигенции
Литература 20-х годов XX века отражала три основных пути интеллигенции. Первый путь предполагал избавление от всего, что не соответствовало настоящему моменту. Интеллигенция отдавалась делу, забывала о себе, самоотрекалась и стремилась слиться с народом.
Жизнь, смерть и бессмертие
... этих феноменов. Существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни, смерти и бессмертия. Первый подход можно обозначить как ... жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. «Остановись мгновенье» - это девиз такого бессмертия, импульсом которого является, по словам Ортега-и ... дерево цветами, зажигает и гасит звёзды». Человек не может смириться с тем, что именно ему ...
Второй путь заключался в попытке слиться с победившими, сохраняя при этом человечность и сострадание. Однако этот путь раздваивал личности и причинял страдания.
Третий путь предполагал оставаться самим собой, жить и выполнять свое предназначение. Интеллигенция стремилась создать свой мир и, любой ценой, защищать его. Этот мир мог быть отгорожен от внешнего мира простыми занавесками или множеством преград, таких как километры пути, стена сарказма, бесплодный гнев и мучительное страдание.
Мировосприятие М. Булгакова
Лично для меня наиболее близким и актуальным в наши дни является мировосприятие Михаила Булгакова. Его акценты и приоритеты восприятия мира кажутся наиболее значимыми.
М. Булгаков не делил людей на хороших и плохих, на «белых» и «красных», на верующих и неверующих. Он стремился любить и уважать человека и сохранять в себе человечность. Он призывал задуматься над своим существованием, принципами и выполнением своего предназначения.
Ведь, как говорил М. Булгаков, «все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и смерть исчезнут. Но звезды останутся, когда тени наших дел и тел исчезнут с лица земли».