Буонарроти микеланджело «страшный суд» описание картины, анализ,

Сочинение

Микеланджело БуонарротиФреска, 1541, 1370 * 1200 смБуонарроти Микеланджело

Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать.

Покров с фрески сняли 31 октября 1541 года, 29 лет спустя после того, как впервые глазам зрителей предстала потолочная роспись капеллы, тоже сделанная Микеланджело. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.

Джорджо Вазари писал о том, что новая работа Микеланджело была принята «с восторгом и удивлением во всем Риме». Правда, ещё до её окончания некоторые священники осудили фреску, усмотрев верх неприличия в обнажённых фигурах. В конце концов их точка зрения возобладала.

За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение дописать на ряде персонажей набедренные повязки, которые прикрыли бы «постыдные части» тела.

«Одеть» фигуры поручили Даниэле да Вольтерра (большому почитателю гения Микеланджело), после чего художник получил обидную кличку «Браджеттоне», что означает «рисовальщик штанов».

В 1590-х годах папа Климент VIII задумал смыть «Страшный суд», но его уговорили не делать этого. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Буонарроти Микеланджело

Христос возносит правую руку, проклиная грешников, а левой рукой кротко подзывает к себе избранных.

Буонарроти Микеланджело

Ангелы , изображённые на двух полукружьях в верхней части картины, несут приметы Страстей Христовых, — колонну, возле которой Его бичевали, и крест, на котором Он был распят.

Буонарроти Микеланджело

Среди святых

Буонарроти Микеланджело

18 стр., 8642 слов

Микеланджело Буонарроти

... творчества С поездкой в 1496 г. В Рим и работой там до 1501г. Открывается новый этап творчества Микеланджело. ... национальный музей) и скульптурная группа «Оплакивание Христа» (так называемая «Пьета», 1497-1501, Рим, ... строения человека. Некоторая незавершенность отдельных частей рельефа усиливает по контрасту выразительность ... Рим, столица католического мира, куда папа стремится собрать весь цвет ...

Демонический лодочник

  • Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Буонарроти Микеланджело Буонарроти Микеланджело

Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них.

Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

Буонарроти Микеланджело

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело.

Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика.

Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Буонарроти Микеланджело

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан.

Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам.

Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.

Буонарроти Микеланджело

Этот шедевр стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Адам ещё лишён жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественный Бог-Отец. Рука Адама безвольно лежит на колене.

Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама.

Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение.

Источник: https://legacy-time.ru/works-art/33/

Микеланджело. Страшный Суд — секреты знаменитой фрески

Март 6, 2019

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане.

Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд».

4 стр., 1830 слов

Микеланджело Буонаротти

... большая фреска Эпохи Возрождения изображает день Страшного суда. Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и ... скульптор поместил аллегорические скульптуры Утра и Вечера, а над могилой Джулиано - аллегории Дня и Ночи. Работа над гробницами Медичи продолжалась и после того, как в 1534 году Микеланджело ...

Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

  • Портреты на фреске
  • Секреты фрески
  • Где находится

Буонарроти Микеланджело

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)

Где остановиться рядом с Ватиканом

Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.

Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», в своей работе он передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы.

Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Буонарроти Микеланджело

Портрет Томаззо Кавальери работы Микеланджело

Буонарроти Микеланджело

Дева Мария и Христос на фреске Микеланджело «Страшный суд»

Генрих Уильям Пфайффер говорил:

Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.

Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Буонарроти Микеланджело

Виттория Колонна

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы.

Буонарроти Микеланджело

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана

В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

12 стр., 5917 слов

Микеланджело Буонаротти

... работы я пользовалась «Большой Советской энциклопедией» и несколькими словарями по живописи с целью получения общих сведений относительно творчества Микеланджело ... фреске на алтарной стене. В 1534 году Микеланджело вернулся в Рим и через два года приступил к созданию своего знаменитого произведения — картины «Страшного ... его осуществление. После смерти папы начались ... установленной в церкви Сан-Пьетро ...

Буонарроти Микеланджело

Святой Варфоломей

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

Буонарроти Микеланджело

Святой Петр

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Буонарроти Микеланджело

Тела, воскресающие после смерти, Фрагмент

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Буонарроти Микеланджело

Джироламо Савонарола. Портрет

В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».

За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены.

Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Возможно Вас заинтересует:

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию.

Во время своего создания фреска «Страшный суд» Микеланджело вызвала негодование кардинала Каррафы, который требовал уничтожения обнаженных фигур на росписи. Однако, благодаря авторитету Микеланджело, его работа не была исправлена ни при его жизни.

Художник Даниеле да Вольтерра, являющийся поклонником Микеланджело, был поручено закрасить гениталии на фреске, но его работа была прервана из-за смерти папы Пия IV. Сикстинская капелла была освобождена от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Впоследствии возникали идеи заменить фреску «Страшный суд» новой росписью, но ни один из пап, включая Пия V, Григория XIII и Климента VIII, не решился полностью уничтожить картину, ограничиваясь только вуалированием некоторых фрагментов. Было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco.

4 стр., 1611 слов

Скульптура и живопись Микеланджело

... фреске "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оплакивания Христа" (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело ... Буонарроти, Флоренция) и "Битва кентавров" (ок. 1492, там же). Первый римский период (1496-1501) В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ... II После смерти Юлия II (1513) Микеланджело снова приступает ...

В 1990 году началась последняя реставрация капеллы, в ходе которой было решено удалить некоторые поздние правки, оставив только изменения, внесенные Даниеле да Вольтерра. Роспись за алтарной стеной была очищена от наслоений копоти и пыли и представлена папой Иоаном Павлом II на торжественной мессе 8 апреля 1994 года.

Папа Иоан Павел II поставил точку в споре об уместности обнаженного тела в часовне, заявив, что Сикстинская капелла является святилищем, в котором Христос выразил тайну видимости невидимого.

Где находится Сикстинская капелла

Источник: http://39rim.ru/mikelandzhelo-strashnyiy-sud-sekretyi-znamenitoy-freski.html

«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты:

Тема смерти в творчестве глубоко верующего Микеланджело занимала огромное место: разрыв оболочки бренного тела и прорыв в Вечность интересовали художника. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.

Краткая история создания алтарного образа

В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13,7 м, а высота — 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим.

Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота. В это время он был уже немолод, ему было 62 года.

Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.

Церемония открытия фрески

Высшее духовенство во главе с понтификом Павлом III (Фарнезе) и приглашенные миряне были потрясены увиденным космогоническим зрелищем. «Страшный суд» Микеланджело не имел аналогов. Потрясение было столь велико и витавшее напряжение столь сильно, что Павел III пал на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

Буонарроти Микеланджело

Современники воспринимали фреску со страхом и восхищением, поражаясь мастерством и силой Микеланджело и грандиозной картиной конца времен.

На этом следует поставить акцент, потому что второе пришествие Христа – вселенская катастрофа, при которой земля обретет ее первоначальное состояние.

Человечество как исторически существующее переходит в новое качество из жизни временной и бренной к жизни вечной. Одни обретут спасение и вечную жизнь на небесах, а другие окажутся за свои грехи в аду.

Ватикан. Сикстинская капелла

«Страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы. На своде – сотворение мира и человека и его грехопадение, начало цивилизации, на стенах – Моисей и Христос как жизнь под законами, жизнь под благодатью, и, наконец, на торцевой алтарной стене изображается Страшный суд.

5 стр., 2020 слов

Сочинение творчество микеланджело

... события Библии и представила историю создания мира от первого дня творения до Христа. На фреске «Сотворение светил» Бог проносится перед ... вернулся на родину. В 1520 году Микеланджело приступил к работе над «Капеллой Медичи» в церкви Сан Лоренцо. Работа ... Седьмой предложил мастеру расписать алтарную стену Сикстинской капеллы. Темой был выбран «Страшный суд». Весь европейский мир тогда переживал ...

Буонарроти Микеланджело

Это было исключительным для иконографии того времени, потому что Страшный суд изображался на западной стене. При выходе из церкви верующий видел предупреждение о том, что его ждет в конце времен. Расположение Страшного суда на алтаре еще больше усиливает его значение. Теперь мы приступаем к рассмотрению фрески Микеланджело «Страшный суд». Описание начинается.

Карающий и милосердный Бог

В центре композиции находится Христос-Гелиос, то есть Христос как свет, как Аполлон. Изначально это раннехристианская идея. Вокруг него кругами расположены святые и мученики, находящиеся на небесах.

Ближайшие к нему: Мария, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Лаврентий и св. Варфоломей. Христос на небесах в совершенно непривычном образе без бороды как дарующий свет и этим светом окруженный.

Это совсем новый образ Спасителя.

Буонарроти Микеланджело

Его поза одновременно выражает милосердие и гнев. Потому что одной рукой он благословляет. Она направлена налево в сторону праведников. Другой, указующей в правую сторону, — на грешников, он карает.

Фигура Спасителя проникнута мощью и неземной красотой. Надо помнить, что Микеланджело был неоплатоником. Потому у него были едины тело, ум и душа.

Жест правой поднятой руки усмиряет волнение и позволяет начать медлительное вращательное движение всех персонажей фрески.

Автопортрет

Самый удивительный во фреске — образ Варфоломея, сидящего у ног Христа. Он держит свою кожу, содранную с него язычниками. Так Микеланджело изображает свой автопортрет.

Буонарроти Микеланджело

То есть он делает себя сопричастным к концу времен, становится участником этого вселенского катаклизма. Он таким способом молит Бога о прощении, представая пред ним в странном облике. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело.

Взятие праведников на небо

Воскрешение мертвых и обретение телес решено необычно. Ничего похожего в истории искусства не существует. Праведники, утратив материальную тяжесть, преодолевают земное притяжение и медленно воспаряют ввысь.

Буонарроти Микеланджело

Им помогают святые и мученики, поддерживая их на этом пути. Здесь есть даже четки, за которые они хватаются: то есть спасемся только молитвой и аскезой.

Этот образ предлагает задуматься, насколько страшно предстать перед судом и не отдавать отчета о правых и неправых своих делах.

Перед нами возникает неумолимое бесстрастное колесо сансары, когда только за земные деяния человек получит по заслугам. Так видел Микеланджело Буонарроти Страшный суд.

16 стр., 7703 слов

Трактовки жизни Христа в литературе

... //ЭкзегетЪ.RU. URL: (дата обращения: 30.03.2018).. Сегодня Евангелием мы называем «раннехристианское сочинение, повествующее о жизни Иисуса Христа» Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] //Словарь ... 20 века художественные образы Христа; 4) Обозначить авторские подходы к созданию образа. Предмет исследования - особенности образа Христа в художественной литературе второй ...

Люнеты

Наверху в двух люнетах Микеланджело изображает ангелов, несущих орудия страстей. Это крест в одном, который является символом мученичества и унижения, и столб бичевания в другом. Он означает преходящую земную власть.

Ангелы без крыльев на фоне ультрамарина написаны в очень сложных позах и напоминают о страшных жертвах Христа. Так выглядит верхняя часть созданного мрачным гением произведения Микеланджело Буонарроти «Страшный суд».

Описание творения продолжается.

Первоначальный вариант

Следует иметь в виду, что изначально Микеланджело изобразил всех святых, Христа и Богоматерь обнаженными. Он исходил из текста св. Павла о том, что когда все воскреснут, то они обретут новые небесные тела, предназначенные для вечной жизни.

Поэтому для Микеланджело было не важно конкретное лицо, конкретный мученик или святой, которого он изображает. Все человечество объединилось вместе в этот момент конца времен.

Человечество едино в своей обнаженности. Это никак не связано с понятием наготы земной, а наоборот, обнаженность выравнивает всех перед лицом Бога. Мы различны лишь одеждами, а когда их нет, то мы все равны.

Папа Павел IV потребовал, чтобы всех персонажей, а их более четырех сотен, «одели». Работу выполнил Даниеле да Вольтерра.

Погружение в Ад

Внизу ангелы трубят о начале Страшного суда. Они держат две книги.

Буонарроти Микеланджело Маленькую книгу жизни, которая направлена в сторону праведников, и большую книгу смерти, которая смотрит в сторону грешников. Их гораздо больше: много званных, но мало призванных. И с одной стороны мы видим низвергаемых вниз грешников, идет круговорот, потом воскрешающиеся праведники медленно поднимаются вверх. Всей композиции придается эпический пафос.Буонарроти Микеланджело

Для грешников «Страшный суд» Микеланджело (описание картины продолжаем представлять вашему вниманию) воистину ужасен. Их тащат черти к лодке Харона, который переправит их навеки в Ад.

Из него выглядывают злорадные лица, которые будут доставлять людям муки в наказание за прегрешения.

«Страшный суд» Микеланджело – вечное напоминание о том, что жить надо по десяти заповедям, которые провозгласил Христос, спустившись с горы Фавор.

Один из многих

Достаточно взглянуть на фигуру грешника, закрывающего скорбное лицо рукой. Выражение страха и безнадежности написано на его лице: тоску и отчаяние показывает застывшая на лице маска.

Черти крепко схватили его за ноги и, радостно улыбаясь, тащат за собой. Его мощное атлетическое тело не делает попыток освободиться. Только теперь он осознал, что в его грешное существование вошел Страшный суд.

Микеланджело фиксирует неотвратимость наказания.

Буонарроти Микеланджело

Интересные факты

  • Сикстинская капелла получила свое название в честь понтифика Сикста IV. Именно он заказал ее строительство, чтобы уберечься от посягательств Медичи и турецких султанов.
  • Для росписи капеллы из Флоренции от бывших врагов прибыли лучшие живописцы.
  • Потолок капеллы Микеланджело расписывал за двадцать пять лет до работы над «Страшным судом». Он быстро закончил работу за четыре года.
  • За написание обнаженных тел некоторые называли живописца еретиком. В ответ на это едкий художник изобразил кардинала Чезена в Аду в виде царя Миноса с длинными ушами осла. Его наготу скрывает обвивающаяся змея. Очень непростой характер был у Микеланджело.

Буонарроти Микеланджело

7 стр., 3037 слов

Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа» — построение пространтсва

... гармоничность искусства. Пространственно-композиционный анализ фрески "Афинская школа" "Афинская школа" - великое произведение Рафаэля. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь ... человек - Микеланджело. Потрясённый могучим талантом старшего собрата по цеху Рафаэль таким образом ... подчёркивают возвышенную поэтичность этих картин. Творчество Рафаэля является как бы воплощением художественного ...

  • «Страшный суд» (фреска Сикстинской капеллы) мог бы не дожить до наших времен, так как один из понтификов в 1596 году хотел уничтожить художественное творение.

Источник: https://www.syl.ru/article/288904/new_strashnyiy-sud-mikelandjelo-opisanie-kartinyi-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Микеланджело. Микеланджело Буанарроти и создание фрески Страшный суд

Подборка по базе: Управление созданием и продвижением брендов товаров.doc, Распад СССР и создание СНГ — StudentLib.com.rtf, Л.р.1 Создание структуры таблиц.doc, Лабораторная работа №6. Создание сайта в системе uCoz.docx, Лаб №6 Создание презентаций в Power Point.doc, Лабораторная работа Создание объектов 3DMAX.docx, Тема 2 Создание нового предприятия.

doc, Проектирование и создание презентаций.pptx, Лабораторная работа Создание диаграмм UML в программе MS VISIO_. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕБуонарроти Микеланджело

  • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • Художественно-графический факультет
  • ДОКЛАД
  • По дисциплине: история искусств
  • Тема: Микеланджело Буанарроти и создание фрески «Страшный суд»
  • студентка 2 курса
  • очного отделения
  • направление
  • «Педагогическое образование»
  • («ИЗО и ин. яз»)
  • группы 202-2

Ходякова Е. П.

Подпись____________

Научный руководитель:Оценка______________

  1. Подпись_____________
  2. Москва
  3. 2017

Микеланджело Буанарроти

Несмотря на резкие протесты отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться во флорентийской школе искусств Лоренцо Медичи.В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.Буонарроти Микеланджело Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви. Когда ему почти исполнилось шестьдесят, Папа Павел III поручил Микеланджело создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда (1536—1541 гг.).Буонарроти Микеланджело

В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.Скончался в Риме 18 февраля 1564 г., не дожив трёх недель до 89 лет.

Страшный суд.

Буонарроти Микеланджело

Фреска «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти — одно из величайших произведений всех времен и народов. Она и сегодня украшает алтарную стену в Сикстинской капелле.

Созданный Микеланджело «Страшный суд» — описание и иллюстрация не просто религиозного сюжета, но катастрофы вселенского масштаба.

За свою трактовку Священного Писания художник был почитаем и осуждаем одновременно как при жизни, так и на протяжении нескольких последующих веков.

Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных.

Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.

Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Однако главным моментом в работе великого мастера была обнаженность всех фигур, включая Христа. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все были изображены нагими, наделенными четко прорисованными телами.

Развитие работы Микеланджело над фреской «Страшный суд»

Микеланджело начал работу над фреской «Страшный суд» в 1534 году, спустя почти 25 лет после завершения росписи сикстинского плафона. Это была одна из самых грандиозных фресок в истории мировой живописи, и мастер решил выполнить ее совершенно самостоятельно, без помощников. Работа заняла пять лет и была выполнена на гигантской площади в 200 квадратных метров.

Микеланджело решил решительно нарушить традицию в своей знаменитой фреске. Вместо того, чтобы изображать Страшный суд на западной стене, как это всегда делалось, он разместил его на восточной стене капеллы. Это было указание самого папы.

Работая над сводом капеллы, Микеланджело проявил себя как новатор в фресковой живописи. Он использовал совершенно новые, неожиданные и смелые приемы. Он даже изобретал новые краски. Он также наклонил стену фрески к полу, чтобы картину было лучше видно, и чтобы на нее меньше оседало пыли.

Мастер задумал включить в композицию «Страшного суда» 400 фигур, каждая из которых имела высоту до 2,5 метров. По мере работы над фреской, эти фигуры постепенно приобретали форму и заполняли всё пространство. Это произведение отличалось от стиля работ, которые Микеланджело создавал ранее. Вместо взрыва цвета и богатства оттенков, которые он использовал при изображении человеческого тела, на фреске преобладали скупой колорит и приглушенные тона.

На фреске Микеланджело изобразил действительно страшный суд, куда грозный судья призвал живых и мертвых для возмездия. В центре фрески восседал Христос, обращенный своим грозным и непреклонным лицом к грешникам, проклиная их. Мадонна, которая была заступницей по представлениям XVI столетия, изображена на фреске отвернувшейся в смятении, не в силах помочь человечеству. Здесь господствует страшный и неумолимый закон возмездия, а не милость и снисхождение.

Композиция этой гигантской фрески, с ее толпами обнаженных атлетически сложенных людей в причудливых позах и ракурсах, не так легко воспринимается. Она вызывает множество вопросов и требует более тщательного изучения.

Верх фрески

Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят, справа — колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.

Центром всей композиции, Справа от Христа

Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи; с железной решеткой…

Одна деталь «Страшного суда» свидетельствует о мрачном настроении мастера в тот период.

У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой — собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).

Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета. Лицо на снятой коже Святого Варфоломея — автопортрет самого художника.

По левую сторону от Христа

В группе праведников собраны жесткие святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета. Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой.

Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.

Под центральной группой

Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.

Введение

Искусство Микеланджело Буонарроти оставило неизгладимый след в истории искусства. Его работы, включая фреску «Страшный суд», вызывают восхищение и удивление до сих пор. Эта фреска, выполненная в Сикстинской капелле, является одним из наиболее известных произведений художника. В данной статье будет рассмотрена и анализирована часть фрески, на которой изображены облака с ангелами, вход в чистилище и изображение ада.

Облака с ангелами

На фреске видно облако с ангелами, которые окружают центральное изображение Страшного суда. Их присутствие придает произведению священность и божественность. Микеланджело мастерски передал движение и выразительность каждого ангела, создавая впечатление живых существ, а не просто изображений на стене. Взгляд папы Павла и церемониймейстера Бьяджо да Чезена на это произведение отражает различные точки зрения на искусство и его место в церковной среде.

Вход в чистилище

Центральная часть фрески представляет вход в чистилище, где демоны ожидают новых грешников. Микеланджело воссоздал атмосферу страха и тревоги, передавая движение и выражение лиц демонов. Особое внимание уделено фигуре с ключами, символизирующей папскую власть. В этой фигуре можно усмотреть образ папы Николая III, который ввел симонию, продажу церковных должностей. Это внесло элемент реализма в фантастический сюжет фрески.

Изображение ада

Нижняя часть фрески занята изображением ада. Здесь видно перевозчика через адскую реку Харона, который свирепо изгоняет грешников в ад. Микеланджело воспользовался описанием дантовской «Божественной комедии», чтобы передать впечатляющую сцену. Фигура Харона, обвиняющая грешников в их виновности, является одним из самых выразительных элементов фрески.

Заключение

Фреска «Страшный суд» Микеланджело является исключительным произведением искусства, которое сочетает фантастичность с реализмом. Его изображения ангелов, входа в чистилище и ада восхищают своей выразительностью и мастерством исполнения. Фреска вызывает различные эмоции у зрителей и продолжает быть объектом обсуждения и анализа среди искусствоведов и историков искусства.

Рассказ Вазари про слова, произнесенные Бьяджо да Чезена, не выдумка: по повелению папы еще при жизни Микеланджело (в начале 1564 года, через 20 лет после создания фрески) другим художникам предписано было пририсовать в «Страшном суде» драпировки так, чтобы они прикрыли наготу.

Живописцу Даниеле да Вольтерра, взявшему на себя эту задачу, современники дали презрительную кличку «брачетоне» (от «bracca» — штаны, буквально «исподнишник»), с которой он и ходил до самой смерти. Но фреске был нанесен, конечно, большой ущерб.

Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.

Следует вспомнить также, что в 1590 году папа Климент VIII предполагал вообще сбить весь «Страшный суд», так как сделанных покрывал ему было недостаточно.

К счастью, этот варварский проект не был осуществлен: живописцы из римской Академии Святого Луки сумели отговорить папу. ЛИТЕРАТУРА:Н.С. Шер. «рассказы о русских художниках» В.И. Суриков.

Джорджо Вазари «Жизнеописания»Стендаль «Жизнь Микеланджело»

Википедия.

Источник: https://topuch.ru/mikelandjelo-buanarroti-i-sozdanie-freski-strashnij-sud/index.html

Микеланджело «Страшный суд»: что скрывает фреска — Рим ТМ

Буонарроти Микеланджело

Микеланджело «Страшный суд»

Фреска Микеланджело: кто на ней изображен

«Страшный суд» выступал в качестве одной из главных идей, реализовываемых в качестве огромных церковных фресок. Традиционно такие фрески находили свое место над главным входом в церквях, с тыльной их стороны.

Это и не удивительно, ведь таким образом игнорировались традиционные каноны, в связи с чем это стало поводом для возмущения, не говоря уже об уничтожительной критике в адрес картины «Страшный суд».

Картина Микеланджело «Страшный суд» является великим произведением искусства, написанным под влиянием Библии и «Божественной комедии» Данте. Однако она также отражает авторское видение судьбы человечества.

На фреске «Страшный суд» Микеланджело изобразил хорошо узнаваемых персонажей. В центре находится Дева Мария, а Христос выступает в роли судьи, решающего судьбы людей. Интересно, что некоторые исследователи считают лицо Иисуса на фреске портретом Томаззо Кавальери, любимого ученика Микеланджело.

Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер

Один из интересных аспектов работы Микеланджело — это то, что он изобразил Христа неузнаваемым. Это вызывает вопросы, поскольку церковь всегда поклонялась истинному образу Христа. Однако фигура на фреске больше похожа на Аполлона Бельведерского, известного бюста из времен язычества.

Рядом с Христом находится Дева Мария, которая склонила голову вниз, чтобы не видеть, как ее сын судит людей. Это позволяет ей быть заступницей перед Богом.

Сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино

При изучении фрески «Страшный суд» было обнаружено сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино. Аретино был известным шантажистом и сатириком, который оказывал сильное влияние на искусство своего времени. Его также считают одним из прародителей современной эротической литературы.

На фреске «Страшный суд» у св. Варфоломея в руках содранная шкура, на которой виден автопортрет Микеланджело. Вероятно, художник таким образом указал на свое неприятие советов Аретино относительно его работы. Микеланджело не принял советы писателя, и это привело к конфликту между ними.

Секреты фрески «Страшный суд» как ее достояние

Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию, и теми, кто считал художника гением.

Святой Петр, который возвращает Иисусу ключи от церкви, напоминает Павла III, правившего с 1534 по 1549 годы, то есть, в то время, когда создавалась фреска.

Трубящие ангелы на фреске «Страшный суд»

Низ росписи

По низу росписи этой работы Микеланджело из числа тел, которые воскресают после смерти, при внимательном ее рассмотрении можно увидеть человека, наполовину появившуюся из-под земли. В данном случае речь идет о Джироламо Саванрола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.

В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Саванролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.

Нижняя часть фрески

Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса.

Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище.

По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.

Подвергшись подобному унижению тот, было, обратился с жалобой к правящему папе.

Последний, в свою очередь, ответил Чезене, что он вообще не имеет никакой власти, будь то речь идет об аде или о самом черте, а потому лучше, если он сам сможет договориться с Микеланджело.

Искусство Микеланджело всегда вызывало дискуссии и споры. Одной из самых скандальных его работ является фреска «Страшный суд», расположенная в часовне главного христианского храма.

Кардинал Караффа был крайне негативно настроен по отношению к этой работе. Он обвинял Микеланджело в несоблюдении истины, выраженной в Библии, а также в использовании языческой мифологии в христианской тематике.

Караффа организовал целую кампанию, требуя уничтожения фрески, которая, по его мнению, была неприличной и несоответствующей цензурным требованиям.

Тем не менее, Микеланджело был очень авторитетным художником и никто не решался исправить скандальную роспись, пока он был жив.

В 1564 году, спустя более 20 лет после смерти Микеланджело, Конгрегация Трентийского Совета приняла решение скрыть наготу на фреске. Закрашиванием гениталий занялся Даниеле да Вольтерра, яростный поклонник Микеланджело.

Благодаря мастерству да Вольтерра удалось минимизировать изменения и сохранить оригинальную роспись. Однако история работы над «Страшным судом» не закончилась на этом.

В 1565 году, после смерти папы Пия IV, было решено освободить часовню от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Фреска Микеланджело часто обсуждалась при последующих папах, включая Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Поднималась идея заменить «Страшный суд» новой росписью.

Всего было перекрашено 40 фигур с использованием техники fresco secco, которая предполагает нанесение изменений по сухой штукатурке.

В 1990 году началась реставрация капеллы, в ходе которой удалось восстановить «Страшный суд» в оригинальном виде. Было решено удалить все изменения, внесенные после 1600 года, и оставить только правки да Вольтерра.

Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела

Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года. Тем самым, им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков.

Говоря об уместности в часовне обнаженных тел, изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела, созданного Богом, это свидетельство его красоты. Именно в нем была выражена Иисусом тайна видимости невидимого.

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: