Критерий 5.Смысловая цельность и композиционная стройность

Сочинение

КАТЕГОРИИ:

Категории  1 Археология

Категории  2 Биология

Категории  3 Генетика

Категории  4 География

Категории  5 Информатика

Категории  6 История

Категории  7 Логика

Категории  8 Маркетинг

Категории  9 Математика

Категории  10 Менеджмент

Категории  11 Механика

Категории  12 Педагогика

Категории  13 Религия

Категории  14 Социология

Категории  15 Технологии

Категории  16 Физика

Категории  17 Философия

Категории  18 Финансы

Категории  19 Химия

7 стр., 3039 слов

Нциалистской философии искусства

... сущности) искусства или любого его вида. Подобные универсальные и абстрактные концепции вызывают недоверие. Все они сводят множество эмпирических явлений к одной по необходимости нормативной сущности. Современная философия искусства ... традиционного философского поля, в том числе и поля философии искусства. Ясно, что классические категории, эти изящные аристократические монокли – мера, гармония, вкус, ...

Категории  20 Экология

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При оценивании работы по этому критерию следует учесть, что от экзаменуемого не требуется придерживаться строгих рамок того или иного жанра. Сочинение может быть классическим трехчастным, то есть состоять из вступления, главной части и заключения, может члениться на несколько частей со своими микротемами в каждой. Главное условие – не допускать нарушения смысловой цельности, речевой связности и последовательности высказывания , поскольку именно смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – обязательные признаки текста. При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерениепишущего, без него невозможны смысловая цельность, связность и последовательность текста.
К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • — в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеются два случая нарушения абзацного членения текста

Пятый критерий оценки сочинения-рассуждения является трёхчастным: оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Высший балл по этому критерию выставляется, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

смысловой цельностью

Речевая связность

Речевая связность предполагает также наличие предложений или целых абзацев, обеспечивающих смысловую связь микротем текста. Такие предложения или абзацы могут подводить итог сказанному в рамках микротемы, подготавливать к восприятию содержания следующей микротемы или выполнять одновременно обе названные функции.

Логику развития замысла, Законченность, Композиция, Сложное синтаксическое целое

Абзац , в отличие от сложного синтаксического целого, служит для выделения композиционно значимых частей текста. Абзац может по своим границам совпадать или не совпадать со сложным синтаксическим целым и, таким образом, включать одну или несколько микротем, а также её часть. Выделение границ абзаца должно быть необходимо оправдано требованиями стройности композиции и замыслом автора.

Композиционные части

Созданию смысловой целостности способствуют те композиционные части, которые определяют подходы к раскрытию замысла, создают определённый эмоциональный настрой (вступление сочинения) или подводят итоги сказанному в сочинении (заключение сочинения).

грубые логические ошибки.

сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении в результате нарушения логического за­кона тождества, подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

композиционно-текстовые ошибки

Так, в начале некоторых работ экзаменуемых часто отсутствует логическая связь с основ­ной частью изложения или эта связь очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы меж­ду предложениями.

В основной части работы нередко содержатся ненужные, не имеющие от­ношения к теме сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным. Эта часть иногда выстраивается непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлека­ющими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, содержит смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) подчас не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто бывает совсем не мотивировано исходным текстом.

Покажем это на конкретных примерах.

А. Неудачный зачин., С особенной силой этот эпизод описан в романе…, Б. Ошибки в средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка. Например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихо­ти. Она всячески издевалась над кре­постными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение поряд­ка предложений – логическая ошибка. Например: Из Митрофанушки Прос­такова воспитала невежественного грубия­на. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом . Или:В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее бра­та Скотинина и крепостных. Простако­ва – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка. Например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна корот­ка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие мест­ности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка.

Дублирование вывода логическая ошибка. Например: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Ошибки в абзацном членении встречаются в сочинениях выпускников достаточно часто и связаны с тем, что выпускники не умеют членить свой текст на смысловые части, не видят их границ, не знают возможностей абзацного членения в качестве графического средства выражения своих мыслей и чувств и, соответственно, не выделяют в тексте абзацы или выделяют их неправильно.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков).

Средством выражения членимости является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики текста видят в абзаце и смысловую, и графическую текстовую единицу. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.

Типичными ошибками в абзацном членении являются:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Композиция сочинения-рассуждения свободная. Композиционное оформление не оценивается, однако наибольшую трудность обычно вызывает начало сочинения. Можно сказать, что существует несколько вариантов начала сочинения по прочитанному тексту. При этом не обязательно в первом абзаце должна быть заявлена проблема.