Анализ произведения «Дубровский» Пушкина, образы героев

Сочинение
  • Пушкин
  • Суть романа Дубровский

Основная тема

В романе описано противостояние двух семей: Дубровских и Троекуровых. Некогда Андрей Дубровский и Кирила Троекуров были близкими друзьями. Их поместья располагались поблизости. В юности они вместе служили. Их судьбы имеют много общего. Их жены умерли рано, оставив на мужей малолетних детей. Однако, со временем все сильно изменилось. Дубровский потерял свое богатство и жил не так хорошо, как Троекуров. Последний был очень обеспечен. Его гордостью была огромная псарня. Она и стала причиной разлада. Дубровский заметил, что псы живут лучше, чем крепостные. За этим высказыванием последовало много обидного, и в конце концов дошло до суда. Дубровский не выдержал и умер, а его имение через аферу было передано Троекурову.

Второй важной темой

Также важной темой является любовная. Владимир Дубровский влюбился в Машу. Он, как человек прямолинейный, не мог скрывать от девушки правду. Явь напугала ее, но Маша также влюбилась в него. Но быть вместе они не смогли, так как девушка была отдана замуж без своей воли.

Владимир Дубровский стал разбойником после того, как был лишен крова. Это четвертая важная тема. Он грабил дома богатых дворян, но вел себя благородно. Он не трогал дом Троекурова, чем заслужил почет и уважение.

Суть романа заключается в том, что богатое и обедневшее дворянство не равны в правах. Например, суд принял сторону не более знатного и благородного рода, а сторону более состоятельной семьи. Это наводит на мысль о том, что главное для власти и суда — это материальное положение человека. В таком случае очень сложно добиться социальной справедливости, чем пытался.

Вечные темы

Произведения А.С.Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Не случайно влюбленные юноши могут читать своим возлюбленным «Я помню чудное мгновенье…», а современные патриоты с удовольствием цитируют в социальных сетях «Клеветникам России».

Можно возразить, что за 200 лет эти понятия претерпели изменения, что даже современная любовь отличается от той, которая описывается в произведениях А.С.Пушкина. Действительно, телевидение, журналы, современная литература и другие «каналы информации» создают такое впечатление. Но достаточно поговорить с любой -подростком, чтобы убедиться: она хочет чувствовать себя не вещью, которую используют, а человеком, которого любят, хочет обрести любимого – а не «партнера», хочет красивых романтических отношений, и именно такую любовь воспевал А.С.Пушкин.

14 стр., 6519 слов

Разум и чувства. Полная подготовка к направлению. на произведение ...

... Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа. Однако существует и второй, связанный с темой любви и ...

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

1 стр., 475 слов

«Дубровский» — повесть о любви (по роману Пушкина «Дубровский»)

... любовь показывает Александр Сергеевич Пушкин в своем незаконченном романе «Дубровский». Возможно, если бы автор успел завершить произведение, любовная развязка была бы счастливой. Понравилось сочинение? ... герой по-настоящему любит Машу, ради своей возлюбленной он отказывается от мести и прощает Троекурова, потому что не хочет, чтобы она чувствовала себя несчастной. Любовь оказывается сильнее мести. ...

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Взросление

Примечательно, что в ранний период творчества А.С.Пушкин писал только стихи, но позднее нередко отдавал предпочтение прозе. Прозу часто называют «суровой», противопоставляя . Переход к прозе знаменует собой отход от романтического настроя молодости, все-таки отмеченного некоторой идеализацией мира. Пушкинская проза, как и стихотворные произведения данного периода, более реалистична, чем ранние его стихи, но реалистичность эта не сопровождается разочарованием в идеалах.

Примечательно в этом отношении изображение любви в пушкинской прозе. Не всегда она бывает возвышенной, в ряде случаев диктуется попыткой вырваться из ненавистного быта (любовь Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме»).

Не всегда юношеское чувство, во многом скопированное с «красивых» романов, может стать основой супружеского счастья. Много лет читатели пытаются понять, почему в финале повести «Дубровский» Марья Кирилловная не вышла из кареты: подчинилась судьбе или поняла, что в тех условиях, которые может предложить Дубровский, крепкой семьи не получится.

Но такое критическое отношение к любви не снижает ее ценности. Любовь взрослеет вместе с человеком. Это взросление сметает все ложное, искусственное – как сметает ветер наивные планы героев в повести «Метель». Истинная же любовь в процессе взросления обретает новое качество, как это происходит с героями «Капитанской дочки».

Такое «взросление чувств» в произведениях А.С.Пушкина помогает повзрослеть и читателю, если он молод, а зрелому или пожилому человеку позволяет оглянуться на прожитую жизнь. И то, и другое будет актуальным всегда.

«Дубровский» ненароком попал в острую актуальность»

В прокат вышел фильм Александра Вартанова «Дубровский» по одноименному роману Пушкина. Корреспондент «Известий» встретился с актером Игорем Гординым, который сыграл в картине роль номенклатурного руководителя Ганина.

  • Почему вы приняли решение сняться в этом фильме?

— Мне показалось, что получилась современная история, написанная живым языком. Сценаристы Константин Чернозатонский и Михаил Брашинский переработали пушкинскую сюжетную основу и получилась остросоциальная драма про то, как народ восстает против безнравственной власти в лице Троекурова.

Это пушкинская история, мы от себя почти ничего не добавили. Просто сейчас, возможно, фильм ненароком попал в некую острую актуальность.

В фильме люди отстаивают свою личную собственность, потому что иначе их всех выгонят из домов при помощи ОМОНа. В такой ситуации ты либо пан, либо пропал, потому что под угрозой жизнь твоих детей, твоей семьи.

2 стр., 846 слов

Жизни Владимира Дубровского в истории Пушкина

... о произведении, можно воспользоваться различными источниками, или в печатном варианте, или скачать видео. Согласно школьной программе, учащиеся должны написать сочинение на тему «Жизнь Владимира Дубровского». Например, ... бы его дальнейшая судьба, не лишись он имения. Сочинение «История Дубровского» даст детям углубиться в произведение, поразмышлять над проблемами человечества, в том числе лживости, ...

  • Многие зрители спрашивают: зачем переиначивать классику?
  • Чтобы история затрагивала умы и души людей.

Иначе это будет выглядеть, как абстракция из XIX века про крепостных крестьян и господ, красивая этнографическая картинка, не имеющая современного звучания.

В театре тоже часто возмущаются по этому поводу. Все говорят — «поставьте как написано», это излюбленное выражение зрителей. Но зачем? Если хочешь как у автора — бери книжку и читай. Классика тем и интересна, что в ней заложены смыслы, которые могут по-разному проявляться спустя время. И каждый актер или режиссер ищет то, что интересно именно ему.

  • Перечитывали Пушкина перед съемками?

— Да, после того как прочитал сценарий, бросился перечитывать «Дубровского», которого последний раз держал в руках в пятом классе школы. Я еще раз убедился, что Пушкин — гений, потому что книга читается очень легко, без ощущения того, что она написана почти 200 лет назад.

  • Существует еще телевизионный вариант фильма.

— И он немного отличается от того, что зрители увидят в кино. Изначально фильм снимался в качестве сериала, его форма была более романной и повествовательной. Материала вышло на три с половиной часа — пять серий, которые, вероятно, должны выйти после проката в кино. Сериал заметно отличается от того, что мы привыкли видеть на телевидении.

  • В «Википедии» сказано, что ваши родители не знали, что «их сын с 8-го класса средней школы играл в ленинградском Театре юношеского творчества».
  • Это, конечно, неправда, просто я им не говорил, что собираюсь поступить в театральную студию.

Но когда поступил, естественно, они были в курсе того, чем их сын занимался после 8-го класса.

  • Как возникло желание попасть в театр?
  • Я думаю, что желание попасть на сцену можно сравнить с особой психической болезнью, которая в определенный момент завладела мной.
  • Многие ей «болеют» сегодня?
  • Если посмотреть на громадные конкурсы в театральные институты, то кажется, что ничего не меняется.
  • Вы считаете, что этих людей привлекает именно театр, а не желание стать знаменитым?

— Наверняка, они смотрят сериалы и хотят быть по ту сторону экрана. Но что касается меня — так как я с 8-го класса серьезно занимался театром, то вопрос известности для меня не стоял. Театр представлял для меня наибольший интерес, и в театральный институт я поступал уже в сознательном возрасте, зная, чего я хочу. Я понимал, что только этим я могу и хочу заниматься в жизни.

4 стр., 1804 слов

Санкт-Петербургcкий государственный театр музыкальной комедии: история

... трудные для города дни его жители читали в «Ленинградской правде»: «…возобновляет работу Театр музыкальной комедии… Театр будет давать два спектакля в день. Начало утренних постановок в 11 ч. ... защитников. Спектакли посетил 1 миллион 300 тысяч зрителей. Навсегда вписаны в страницы истории театра имена: директора Г. Максимова; режиссеров: А. Феоны, Г. Полячека, Н. Янета; актеров: ...

Новый «Дубровский» готов понравиться всем

Два года назад отгремела премьера экранизации «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева, которая перенесла события пушкинской драмы в XXI век. Примерно в это же время продюсер Евгений Гиндилис и режиссер Александр Вартанов принялись за работу над фильмом «Дубровский», в котором классическое произведение предполагалось препарировать аналогичным образом.

Троекуров (Юрий Цурило) в новом фильме превратился в олигарха-самодура, а его бывший сослуживец Дубровский-старший (Александр Мезенуев) стал простым жителем Кистеневки, который ведет свое хозяйство на берегу Волги. Несмотря на социальную разницу, они до сих пор дружат домами, но армейская принципиальность, которую однажды проявляет Дубровский, ссорит друзей навсегда.

Спиленная на чужом участке сосна, издевательство над работниками соседа, специально подосланные проверяющие — роковая цепь событий развивается молниеносно. Дубровский теряет свой дом, попадает в ДТП и вскоре умирает, а на похороны приезжает его сын Владимир (Данила Козловский), который обещает отомстить за отца.

Троекуров тем временем собирается прибрать к рукам весь дачный поселок, в котором жил сослуживец. Во время сноса домов кино начинает имитировать телевизионные репортажи о сносе поселка «Речник» — актуальной теме в момент написания сценария.

Народ восстает против Троекурова — разворачивает партизанскую деятельность, создает на дорогах блокпосты и отважно сражается с ОМОНом, нанятым подлым олигархом. Творимое на экране напоминает уже не забытые бюрократические скандалы, а февральские сводки новостей из братской страны.

Дубровский-младший решает тем временем взять Троекурова хитростью и заявляется к нему под видом американского юриста Дефоржа, чтобы во время оформления бумаг на Кистеневку лишить помещика всего имущества. В доме, который лоснится роскошью, он встречает дочь хозяина Машу (Клавдия Коршунова).

Дальнейшие перипетии известны всем, кто закончил общеобразовательную школу.

Как это часто случается с отечественным кинематографом, фильм «Дубровский» хочет понравиться всем зрителям без исключения. Романтичным девочкам-студенткам — лирическими взаимоотношениями Маши и Дубровского. Их отцам — брутальными партизанскими сценами со взрывами и перестрелками. Поклонникам артхауса — неожиданными планами, снятыми дрожащей ручной камерой. Любителям русской литературы — юмором авторов, которые превратили пушкинское дупло дерева в кафе «Дупло».

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

8 стр., 3881 слов

«Дубровского»: варианты заданий. Произведение «Дубровский» А. С. Пушкина

... романе неуважительное отношение со стороны «судейских» к молодому Дубровскому. Обучающее сочинение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский», 6 кл. , Владимир Дубровский ... романа Александра Сергеевича Пушкина Машей Троекуровой и Владимиром Дубровским. Владимир Дубровский ... избалованным, вспыльчивым. Троекуров хоть ... романа: он посылает Маше таинственные записки, использует дупло ... верстах от Покровского. ...

Изначально Пушкин озаглавил роман датой — «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс — время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Красота

Главной отличительной чертой пушкинских произведений можно назвать ориентацию на «законы красоты». Его язык удивительно гармоничен и остается таким даже в тех случаях, когда речь идет о каких-то уродливых и даже страшных проявлениях окружающего мира, например, пугачевский бунт в «Капитанской дочке», моральное падение Германна в «Пиковой даме».

Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.).

Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких творчество А.С.Пушкина становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.