Сайт учителя русского языка и литературы Ахатовой Айсылу Маратовны

Сочинение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – одно из важных условий при написании сочинения. В нем должно быть 3 — 4 абзаца:

1 абзац – тезис;

2 -3 абзацы – примеры.

4 абзац – вывод.

Как начинать сочинение?

Сочинение начинается со вступления – тезиса, в котором раскрывается смысл предложенного высказывания. Так как объём всего сочинения не менее 70 слов, то 2-3-х предложений для тезиса достаточно.

Во вступлении можно использовать следующие синонимы и речевые клише: автор высказывания, учёный, языковед, лингвист, филолог, писатель, художник, утверждает, считает, пишет, рассуждает, высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение , справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно, я (полностью) согласен с …, не могу не согласиться с …, я разделяю точку зрения автора на то…, я поддерживаю мнение автора о том, автор убеждён, что…, бесспорно мнение автора о том, что…, докажем, покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем, разберёмся в смысле данного афоризма, я думаю, …, я считаю, … по моему мнению, … на мой взгляд, … мне кажется, …

Как писать основную часть?

Она должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части приводятся примеры, иллюстрирующие тезис. Это могут быть различные лексические и грамматические явления.

Лексические явления :, Грамматические явления:

(словообразование, морфология, синтаксис)

морфемы, части речи , способы связи слов в словосочетании(согласование, управление, примыкание), типы предложений, члены предложения, вставные конструкции, прямая речь, косвенная речь, диалог.

Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, примеров должно быть не менее 2-х; примеры должны быть из приведенного текста; они должны подтверждать разные аргументы; каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 2-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие;

9 стр., 4416 слов

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

... слово «папа», которое обозначает того, к кому обращаются с речью, с целью привлечения его внимания. Таким образом, можно сделать вывод: Н.С. Валгина была права, утверждая, что «пунктуация достигла такого уровня развития, ... на мысль, выделенную автором, понять ее. Проиллюстрирую это объяснение примерами из предложенного текста. Во-первых, в предложениях № 17-18 автор использует такой знак, как тире, ...

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение длинное).

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста., Проиллюстрировать названное явление можно на примере …. предложения текста., Пример можно найти в предложении № … ., Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…, В подтверждение этой мысли приведу пример, демонстрирующий …, Рассмотрим … предложение. В нем использовано …

… Это подтверждает наш вывод о том, что … .

Предложение № … подтверждает мысль о том, что …, О чем писать в заключении?

Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём шла речь во вступлении, но другими словами. В заключении можно использовать следующие вводные слова:

Итак,…

Следовательно,.., Значит,…, Таким образом,…

и т.д.

Каким должен быть объем сочинения?

Минимальное количество слов в сочинении должно быть не 70.

Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Грамотность

Перед тем как переписать созданный текст в чистовик, нужно проверить его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректировать его.

Почерк

Сочинение будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому необходимо писать сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква

  • О или А и т.п.

Сочинение-рассуждение по высказыванию К.А.Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но прежде всего требованием смысла».

К.А.Федин правильно говорит, что точность словоупотребления — это требование и стиля, и вкуса, и смысла. У каждого стиля свои слова, которые используются в нужном значении и употребляются, особенно в художественном тексте, в соответствии с эстетическими задачами.

Так, в речи няни (2-3 предложения) присутствуют разговорные и просторечные элементы «сердечная», «ирод», типичные для человека из народа. Психологическое состояние мальчика Тёмы достоверно передается в 4 предложении благодаря уточнению «с ужасом вслушивается» и развернутой метафоре «мысли роем теснятся в его голове».

4 стр., 1530 слов

Роль служебных частей речи в русском языке

... … и пр. Сочинение на тему роль служебных частей речи в русском языке , Тема: Служебные части речи Связка Связка – это служебное слово, оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Связка указывает на синтаксические отношения компонентов предложения. К связкам ...

Таким образом, соответствие стилю, вкусу и смыслу – это и есть многогранная точность словоупотребления.

Сочинение –рассуждение по высказыванию А. В. Мирошниченко

«Язык – это то, что человек знает.

Речь – это то, что человек умеет».

В этом суждении известного журналиста А.В. Мирошниченко представлены два лингвистических понятия: язык и речь. Что такое язык? Это система знаков, которая отражает картину мира в сознании людей. Что такое речь? Это живой поток высказываний в устной и письменной формах. Любой человек знает свой язык и умеет на нем говорить.

Примеры глубокого знания языка и искусства речи можно найти в тексте русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. Художник слова умело использует богатый арсенал языка: так, 14 предложение отличается лексическим, стилистическим («план лопнул», «сделала попытку схватиться»), синтаксическим (бессоюзная и подчинительная связи) разнообразием.

Н.Г.Гарин-Михайловский мастерски воспроизводит и речь героя: в 26 – 29 предложениях повтор слова «не бояться» является способом самовнушения, благодаря которому Тема обретает твердость духа, «выбирается сам и вытаскивает Жучку».

Таким образом, знание языка и развитая речь необходимы и мастеру слова, и обычному человеку.