Занятие 10.
Цели:
Ход занятия:
Знакомство с темой занятия
-
Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными – экскаватор, электромонтер и короткими – сок, на, мак, в.
Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, НА – это предлоги, слова, которые служат для связи слов в предложениях)
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
Основная часть
-
Знакомство с темой занятия
Припоминание правила о правописании предлогов
Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.
-
Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно:
-
Положите книгу на стол.
Положите карандаш на книгу.
Положите ручку под тетрадь.
Положите ручку на стол.
-
-
Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол.
Закрепление знания о правописании предлогов
Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
предлоги со словами пишутся раздельно.
Развитие пространственного восприятия
-
Давайте рассмотрим домик. Где живут предлоги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (дети объясняют значение каждого предлога)
- Обобщить и систематизировать знания о предлогах.
- Тренировать в умении согласовывать предлог с именем существительным.
- Развивать устную и письменную речь.
- Расширять активный словарный запас.
- Развивать интерес к предмету.
- Расширять знания о русском языке.
Оборудование:
- Схема маршрута.
- Рисунки: Иван-Царевич, Елена-Прекрасная, Баба-Яга в избушке на курьих ножках, ступа, Кащей Бессмертный, шкатулка с заданием, задания на карточках (шифровки), картинки с рисунками.
Ход урока
19 стр., 9220 словОсобенности работы над предлогами и приставками в начальной школе
... ] Книга лежит на столе; яблоня в цвету, вид из окна в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под, перед, про, при, ради, с, через, у Развитие ... на примере работы с префиксом и предлогом в начальной школе. Но сначала давайте рассмотрим, что такое предлог и префикс с лингвистической точки зрения. 1.1. Предлог как часть речи Предлоги – это служебные слова, ...
-
Прочитайте текст загадки, вставив нужные предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа на карточках)
Дом … улице идет. … подругами и сестрами
… работу нас везет. Приходит … гости … нам.
Не … курьих ножках. Рассказы, вести новые
А … резиновых сапожках. Приносит … утрам.
(автобус) (газета)
-
Наведите порядок в комнате, расставьте предметы по местам и запишите, что и куда вы поставили.
IV. Словарная работа
1. Предлог – это часть речи, которая указывает на отношения между предметами, явлениями, действиями в пространстве и времени.
2. Предлоги бывают простые (односложные) и сложные (многократные).
Примеры простых предлогов: на, в, под, над, за. Примеры сложных предлогов: из-под, из-за, передо.
3. Предлоги управляют падежом существительного или местоимения в предложении. Например, предлог «на» требует винительного падежа: на стол (кого? что?).
4. Классификация предлогов по значению: места (в, на, под), направления (к, в), времени (в, после, до), причины (из-за, благодаря).
5. Предлоги могут образовывать сочетания с определенными глаголами, их называют предлоговые глаголы. Примеры: ждать на остановке, думать о чем-то.
Тематический словарь по предлогам:
- на – указывает на расположение в пространстве
- в – указывает на движение в пространстве, внутрь чего-то
- под – указывает на расположение ниже чего-то
- над – указывает на расположение выше чего-то
- за – указывает на расположение сзади чего-то
Урок русского языка: Тема — Предлоги и Орфография
Учитель:
Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга.
Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Но сначала помоги мне разобраться с этими словами”.
Поможем, ребята?
На доске: (на) м… розе (в) ин.е (с) к…ньками (без) с…лазок (по) гол…леду
Надо вставить пропущенную букву в словах и раскрыть скобки, в скобках записаны предлоги. Что надо помнить о предлогах?
К доске 1 ученик: Рядом записать правильно слова. Выделить ударную гласную, подчеркнуть безударную. Проверка, (с помощью сигналов)
Для чего служат предлоги? Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами.)
(оценить!)
Работа по теме:
“Вот теперь” – говорит Баба-Яга, – “могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кашею”.
“Нет” – говорит Иван-Царевич, – “Мне надо скорее”.
Дай мне лучше ступу свою. Что же, бери. Да только, чтобы она взлетела, надо выполнить следующее задание:
Найди ошибки, которые допустил при письме Незнайка.
Читает учитель (написано сзади ступы).
Наполянке, утропинки
Пробиваются травинки.
Сбугорка ручей бежит,
А поделкой снег лежит
Б. Заходер
О каком времени года говорится? Какие же ошибки допустил Незнайка? Какое правило надо знать?
Задание: – Выпишите эти слова с предлогами правильно. Подчеркните орфограмму. Проверка с помощью сигналов. 1 ученик читает –
На поляне, у тропинки, с бугорка, под елкой.
Индивидуальная работа:
“Молодец! Иван-Царевич! Я открою тебе два секрета Кащея.
1) Игла, в которой заключена смерть его хранится в шкатулке под троном. Открыть эту шкатулку можно, выполнив задание написанное на ней.
2) А чтобы войти во дворец Кащея, надо справится с замком, на котором много цветных кнопок.
VIII. Физкультминутка.
Легкие прыжки – 1, 2, 3
Мелкие шажки – 1, 2, 3
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3
Мягкая посадка – 1, 2, 3
IX. Упражнения на правописание предлогов.
Учитель собирает перфокарты у трех уч-ся, работавших индивидуально.
Учитель: Увидел Кащей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.
Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка:
(Учитель демонстрирует перфокарты.)
Оценка учащихся за перфокарты.
Учитель: Иван-Царевич появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец?
- Давай мирно договоримся. Выполни всего одно задание мое. Выполнишь – забирай Елену-Прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плеч долой!”
- Делать нечего, согласился Иван.
Задание такое, говорит Кащей:
- Посмотрите на предметы, которые здесь изображены. Надо записать их вместе с предлогами I вариант II вариант
- Какое правило надо помнить
- Что такое предлог?
X. Закрепление изученного.
Учитель: – Выполнил Иван-Царевич задание, но не захотел Кащей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке той – задание:
- В данном предложении указать изученные части речи. Подчеркнуть главные члены предложения.
Иван сделал доброе дело.
- Как вы понимаете это предложение? Оценка.
- Выполнил Иван-Царевич задание, в тот же миг шкатулка и открылась.
Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена-Прекрасная.
Поблагодарила его Елена-Прекрасная, и отправились они в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
XI. Подведение итогов
1) – Какую пользу принес вам этот урок?
Результаты Урока
- Достигли ли вы своей цели?
(у детей перфокарты с записанными словами)
- внимательно слушал – активно работал,
- рассуждал,
- правильно отвечал,
- проявлял старание,
- красиво писал,
- усвоил тему урока.
3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7?
4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка?
5) Кто на уроке работал на 5, 4, 3?
ХП. Награждение.
- Все сегодня на уроке старательно работали.
Иван-Царевич за активную помощь ему награждает вас своим орденом – орденом своего царства.
- Спасибо вам, ребята за урок!
XIII. Домашнее задание.
Из любимой сказки выписать 5 слов с предлогами.
Чтобы грамоте учиться,
Очень нужно потрудиться,
И, добиваясь всех похвал,
Надо, чтобы ты все знал!
ВОСЕМНАДЦАТЬ СКАЗОК ПРО ПРЕДЛОГИ
- «Сказка про маленькие слова».
- «Волшебные очки». Предлог В.
- «Сказка про усталых путников». Предлог НА.
- «Как Понятка и Непонятка собирали урожай» (предлоги В – НА)
- «Буква П и колесо». Предлог ПО.
- «Лягушонок и буква Д». Предлог ПОД.
- «Сказка про Понятку и Непонятку» (предлоги НА – ПОД)
- «Лягушонок и буква Д». Предлог НАД.
- «Сказка про букву К, которая любила ходить в гости». Предлог К.
- «Сказка про упрямца». Предлог ОТ.
- «Сказка про КОТа».
- «Волшебные ножницы». Предлог ЗА.
- «Волшебные ножницы». Предлог ПЕРЕД.
- «Падающая буква». Предлог С.
- «Две змейки». Предлог ИЗ.
- «Две змейки». Предлог ИЗ-ЗА.
- «Две змейки». Предлог ИЗ-ПОД.
«Сказка про маленькие слова»
Предлоги.
Важная роль предлогов в русском языке
Далеко-далеко есть большая страна Слов. В этой стране живёт много-много разных слов. А вы знаете, зачем нужны слова? Без слов люди ничего не могли бы сказать друг другу. Словами мы называем разные предметы: стол, дерево. Всё, что мы делаем, тоже можно назвать словами-действиями: гулять, играть.
В стране Слов живёт Волшебник. Он умеет делать много разных чудес. Но больше всего ему нравится играть со словами. Когда дети играют, они могут из деталей конструктора сделать дом, машину, робота, дворец для куклы-принцессы. А у волшебника есть другой конструктор. Он создает слова из звуков и букв.
Наша речь состоит из разных слов. Как дом строится из кирпичиков, так и наша речь складывается из слов. Слова бывают длинные – когда в них много букв. Например, в слове «конструктор» — 11 букв. А в слове «дом» — всего 3 буквы.
У волшебника много разных слов. И среди них есть очень маленькие – из двух букв – ИЗ, НА, ОТ. И даже из одной буквы – В, К, С, О, У. Эти отдельные волшебные слова называются ПРЕДЛОГАМИ.
Волшебная роль предлогов
Кирпичи в здании, чтобы они не рассыпались, промазывают цементом. Цемент, как клей, соединяет большие и маленькие кирпичи. Вот так и короткие слова – предлоги, — как по волшебству, помогают сложить, связать слова в предложения, в понятную речь. Вот какая у них волшебная роль.
А ещё предлоги помогают нам рассказать, где что находится. Например: книга лежит НА столе, карандаши В столе, а мяч ПОД столом, картина висит НАД кроватью, а шкаф стоит ЗА кроватью. Даже не видя этих предметов, мы можем себе представить, где они, нам легко будет их найти.
Значение предлогов
А теперь представьте, что предлоги вдруг исчезнут. Нам придётся говорить без предлогов: книга столе, карандаши столе, мяч столом, картина кроватью, шкаф кроватью. Совсем непонятно, где искать эти предметы. Поэтому очень важно не забывать про маленькие слова — предлоги и правильно их использовать, когда мы говорим.
ЗАПОМНИТЕ: Предлоги – это маленькие слова. Они помогают нам говорить правильными предложениями и рассказывать, где что находится.
Когда посылку открыли, оказалось, что в коробке лежат разноцветные очки и письмо от Волшебника. Воспитательница прочитала детям письмо: «Дорогие ребята! Эти очки не простые. Они очень помогали мне находить забытые вещи. Но если вы угадаете, на какую букву они похожи, то очки станут волшебными и помогут вам узнавать, что находится внутри разных предметов. А ещё эти очки помогут вам узнать один секрет. Желаю вам успехов и удачи в интересных открытиях! Главный Волшебник Страны Слов.
Дети стали рассматривать очки внимательнее. На какую же букву они похожи? Вертели и переворачивали их. И обнаружили, что, если очки сложить и поставить вертикально, они похожи на букву В .
«Вот в чём дело!» — воскликнула воспитательница. Она объяснила, что волшебные очки похожи на предлог «В», поэтому они помогают видеть, что внутри чего-то.
Волшебник еще прислал детям книгу, которая так и называлась — «Волшебные очки». Рассмотреть, что внутри книги, можно только, если надеть эти очки. Дети с удовольствием стали в очках разглядывать книжные картинки. Нарисованные животные словно оживали.
А потом воспитательница предложила поиграть в «Угадайку». Где живут тигр, лев и жираф? Ребята отвечали: «В Африке». Тогда, открыв книгу на странице «Африка», дети находили этих зверей. А где живут пингвины? В Антарктиде. И находили их на нужной странице.
Когда дети наигрались, воспитательница сказала: «Ребята, Волшебник из Страны Слов просил, чтобы я вам открыла главный секрет. Необязательно всегда надевать эти очки. Нужно просто всегда помнить про маленькое слово – предлог «В». Кто произносит его, тот говорит, что находится внутри предметов».
Дети сначала удивились. А потом стали с увлечением придумывать: рыбки плавают в море, карандаши лежат в пенале, морковка растёт в земле. А ведь их не видно. Просто мы произносим предлог В, когда предметы находятся внутри чего-то.
Сказка про усталых путников
Предлог НА.
Однажды два друга шли через пустыню. Вокруг не было видно ничего, кроме бескрайних песков. Было очень жарко. Путники шли уже долго и очень устали. Им хотелось отдохнуть. Но нельзя было ни присесть, ни прилечь – ведь везде только белел песок. А солнце в пустыне светило так ярко, что песок стал горячим.
Исследование использования предлога «НА»
В ходе нашего исследования мы обратили внимание на то, как предлог «НА» используется в различных ситуациях и контекстах. В качестве исходного материала мы взяли фрагменты текстов, в которых этот предлог играет важную роль.
Изучив текст «Сказка про Понятку и Непонятку», мы увидели, как предлог «НА» используется для обозначения местонахождения предметов. В этой сказке Понятка и Непонятка являются персонификациями правильного и неправильного использования этого предлога.
Примеры использования предлога «НА» из сказки:
- Ваза стоит НА… (столе)
- Подушка лежит НА… (диване)
- Пальто висит НА… (вешалке)
Таким образом, мы видим, что предлог «НА» используется для указания местоположения предметов на определенных объектах.
Символика букв «Н» и «А» в тексте
В другом тексте мы обратили внимание на символическое значение букв «Н» и «А», которые стали средством помощи усталым путникам. Буква «Н» ассоциируется с кроватью, а «А» с стулом, создавая комфортные условия отдыха.
Этот пример демонстрирует, как даже в тексте и словах символика букв может быть использована для передачи определенного значения и создания конкретной ассоциации.
Выводы
Из проведенного исследования мы делаем вывод, что предлог «НА» может использоваться для указания местоположения предметов на определенных объектах, а также обладать символическим значением в определенных контекстах. Это позволяет использовать этот предлог в качестве многофункционального средства передачи информации и создания ассоциаций.
Дополнительные исследования и анализы могут быть проведены для более полного понимания использования предлога «НА» в русском языке.
Труднее всего Непонятке даётся письмо. Она делает очень много ошибок, поэтому часто получает двойки. А маленькие слова- предлоги Непонятка вообще не замечает, часто просто не произносит их и забывает писать. Она говорит своей подружке:
Зачем нужны эти предлоги? Не понимаю. Так много больших слов. Зачем придумали ещё и маленькие? Мне это совсем непонятно.
Умная Понятка жалеет свою подружку. Она всегда старается ей помочь. Людям она объясняет:
Непонятка хоть и глупенькая, но очень добрая. Она хорошая подружка, поэтому я ей помогаю.
Однажды две подружки, Понятка и Непонятка собрались погулять. Понятка правильно оделась, а Непонятка всё перепутала. Посмотрели они на себя в зеркало и рассмеялись.У Понятки на голове шляпка, а у Непонятки — ботинок. У Понятки ботинки на ножках. А у Непонятки на ногах перчатки. Понятка надела перчатки на руки. А у Непонятки на руке шапка. На шее у нее ремень, а на поясе шарф. Всё наоборот сделала.
Пришлось Понятке помогать своей подружке переодеваться.
Понятка всегда правильно говорит, не забывает про маленькие слова – предлоги. А ее подружка часто их путает или совсем забывает говорить предлоги, поэтому ее речь непонятна другим людям.
Однажды Непонятка прибежала с прогулки и быстро-быстро заговорила:
«Я видела такую бабочку …ромашке и собаку … дорожке!»
Понятка стала её поправлять: «Ты, наверное, видела бабочку НА ромашке, а собаку НА дорожке?».
Непонятка продолжала:«Собака прыг…бабочку. А та улетела и села …меня.»
Понятка удивилась: «Что ты говоришь? Кто тебя съел?»
Непонятка огорчилась, что даже подружка перестала понимать её. Может, вы догадались, что она хотела сказать?
Подскажите Непонятке, как ей сделать свою речь понятной другим людям.
Сказка «Как Понятка и Непонятка собирали урожай»
(предлоги В — НА)
Была осень. В огороде созрели чудесные овощи. В саду на деревьях висели ароматные фрукты. Понятка и Непонятка пошли собирать урожай.
Непонятка увидела румяные яблоки и воскликнула: «Смотри, какие груши в деревьях!»
деревьях. Иди лучше в огород, для супа нужны картошка, лук и морковка. Только помни: они растут не
Сравнение сказок «Непонятка и Понятка» и «Буква П и колесо»
Непонятка и Понятка
Непонятка и Понятка — сказка о двух подружках, которые сталкиваются с проблемой путаницы между фруктами и овощами. Непонятка постоянно перепутывает эти продукты, что приводит к забавным и нелепым ситуациям. Конечно, в конце сказки Непонятка обещает больше не путать фрукты и овощи, но до этого момента ее путешествие полно курьезов.
Буква П и колесо
Сказка о букве П, которая гордится своей устойчивостью и сравнивает себя с буквой Т. Однажды буква П встречает букву О, и тогда начинается ее приключение. Буква О помогает букве П сдвинуться, и они отправляются вместе на увлекательное путешествие, не расставаясь друг с другом.
Сравнительный анализ сказок «Непонятка и Понятка» и «Буква П и колесо» позволяет выявить неожиданные параллели между поведением персонажей. Обе сказки обращают внимание на тему путаницы и смешных недоразумений, хотя в разных контекстах.
Развитие сюжета
Буква Д помогла буквам Н, А и П превратиться в предлоги НА и ПОД. Теперь они могли понаблюдать за веселыми лягушатами, которые прыгали внизу, в пруду. Буква Д была очень рада, что помогла своим друзьям ощутить радость движения и игры.
Лягушонок был рад помочь буквам узнать новые предлоги и радовался, что они теперь могли понимать, где находятся предметы — наверху или внизу. Все вместе они провели веселое время, играя в пруду и учась новым словам.
Выводы
Эта сказка показывает, как важно уметь использовать предлоги НА и ПОД, чтобы правильно описывать расположение предметов. Буква Д научила буквы Н, А и П новым словам, и теперь они могли использовать их в своей речи.
Однажды в доме у Непонятки царил ужасный беспорядок. Понятка, придя в гости, не могла понять, куда её подруга кладёт вещи. Начался разговор, в ходе которого они пытались разобраться в проблеме.
«Когда я ложусь спать, то кладу туфли на кровать, а подушку под кровать. Правильно? Ведь так надо?» — спрашивала Непонятка.
«Нет, наоборот. А потом, когда просыпаешься?» — объясняла ей Понятка.
Непонятка продолжала описывать свои действия, ставившие её комнату в беспорядок, но Понятка не сдавалась. Она рассердилась и стала объяснять своей подруге, как нужно правильно расставлять вещи.
Наконец, Понятка нашла подход к Непонятке, предложив ей запомнить правило с помощью маленьких слов «НА» и «ПОД». После многочисленных повторений Непонятка запомнила правило и больше не путалась в местоположении своих вещей.
Таким образом, подруги нашли общий язык в решении проблемы беспорядка в комнате.
Жила- была буква К
Она была очень дружелюбная и не любила оставаться одна. Поэтому буква, Посмотрите на мои ножки – они как будто всё время куда-то идут, поэтому я всегда в движении. Я иду, Действительно,- замечали все вокруг. – Буква, Мы говорим: пришить
Все решили, что буква К – очень важная буква. С тех пор она стала отдельным словом. Поэтому в предложениях предлог «К» пишется отдельно, как и все слова.
Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «К».
Сказка про упрямца
(предлог ОТ)
Жил-был Упрямец.
Он ни с кем не дружил и всегда делал всё наоборот. Мальчики его звали: Иди к нам, будем играть! Упрямец вставал и отходил
Летним жарким днём его звали купаться:
Пойдём к речке!
речки. А когда он всё же пришёл к речке и долго купался, взрослые советовали ему:
Плыви к берегу!
Упрямец, нарочно поплыл, Какое маленькое слово любил Упрямец? (предлог «ОТ»), Слово «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.
Сказка про Кота
(предлоги К и ОТ)
Жил-был КОТ. Его хозяйка, первоклассница Настя, очень его любила. У Кота был пушистый хвост, усы и мягкие лапы с когтями-царапками. Настя часто наблюдала, как Кот играет с разными предметами. Особенно он любил маленькие мячики и бабушкины клубки шерсти.
Однажды Настя захотела поиграть с Котом. Он лежал на коврике, добродушно щурился и помахивал пушистым хвостом. Настя подошла к коту и протянула к нему руку. Кот быстро обхватил её руку передними лапками и потянул к себе. Удерживая руку Насти передними лапами, Кот стал брыкаться задними лапами, как бы отталкивая Настю от себя. Девочка засмеялась:
Ах, ты, проказник! Дай поглажу твой животик.
Но Кот продолжал защищаться задними лапами. Настя так и не смогла добраться до пушистого кошачьего живота. Ласково погладив Кота по спинке, Настя подбежала к папе.
Папа! Ты знаешь, наш Кот такой забавный! Передними лапами он всё тянет к себе, а задними наоборот, отталкивает от себя.
Животные в учении: как предлоги помогают понимать имена
В ходе изучения предлогов и их роли в русском языке было обнаружено, что предлоги играют важную роль в определении места нахождения предметов и направления движения. История об игре Кота с шерстяным клубком прекрасно иллюстрирует буквальное действие предлогов «К» и «ОТ» в слове «КОТ».
Как Кот исследовал предлоги
Из описания игры Кота видно, что передние лапы кота тянут предмет к себе, а задние лапы отталкивают его от себя, что прекрасно демонстрирует действие предлогов «К» и «ОТ». Подобное представление предлогов может помочь в изучении языка и понимании их функции.
Волшебный сад предлогов
Сказка о Волшебнике, который выращивает слова, включая важные предлоги, подчеркивает важность этих маленьких, но необходимых слов в русском языке. Из рассказа видно, что предлоги являются неотъемлемой частью языка и несут важную семантическую нагрузку.
Заключение
Исследование предлогов на примере игры Кота и истории Волшебного сада подтверждает их важную роль в определении места нахождения предметов и направления движения. Данный анализ может пролить свет на методики обучения предлогам в рамках изучения русского языка как иностранного.
И так, пришло время рассмотреть результаты исследования волшебных ножниц и их влияния на размеры и содержание слов. В ходе эксперимента Волшебник использовал волшебные ножницы для обрезания слов «ПОЗАДИ» и «ВПЕРЕДИ», чтобы они поместились на маленькой грядке с предлогами.
Используя свои волшебные ножницы, Волшебник обрезал слово «ПОЗАДИ», удалив две первые и две последние буквы, и получил короткое слово «ЗА». Это слово отлично поместилось на маленькой грядке и сохранило своё значение — предлог, используемый для указания местоположения предмета позади чего-то.
Затем Волшебник обрезал слово «ВПЕРЕДИ», отрезав первую и последнюю буквы. Таким образом, он получил слово «ПЕРЕД», которое также поместилось на грядке и сохранило значение предлога, указывающего на местоположение предмета впереди чего-то.
Эти результаты подтверждают эффективность волшебных ножниц в изменении размера слов и их уместности на грядке с предлогами. Таким образом, исследование подтверждает возможность использования волшебных ножниц для обрезания слов и создания более компактных форм, при этом сохраняя их значение и функциональность.
Анализируя данные сказок «Волшебные ножницы» и «Сказка про падающую букву», можно утверждать, что волшебные ножницы действительно могут изменить размер и форму слов, делая их более удобными для использования и запоминания.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение других языковых средств, которые могут изменять форму и размер слов, а также на анализ их влияния на восприятие и понимание текста.
Исследовательская работа
Введение:
В данной исследовательской работе мы рассмотрим сходства и отличия между буквами «О» и «С» на основании предоставленных данных. Анализируя процесс катания и кручения данных букв, мы попытаемся определить, почему у буквы «О» это получается, а у буквы «С» — нет.
Часть I: Катание буквы «С»
Первоначально, обратимся к процессу катания буквы «С»:
- Из предоставленных данных видно, что буква «С» пыталась покатиться по мостику через пруд, однако у нее это не получилось.
- При каждой попытке буква «С» останавливалась и застревала тем боком, где у нее не хватало кусочка круга.
- Наконец, последняя попытка окончилась печально — буква «С» упала с мостика и попала прямо в пруд.
Таким образом, можно сделать вывод, что буква «С» не может кататься из-за отсутствия части круга у нее в одной из сторон.
Часть II: Кручение буквы «О»
Теперь обратимся к процессу кручения буквы «О»:
- Как указано в тексте, буква «О» решила не кататься, а крутиться, и отправилась на спортивную площадку.
- В отличие от буквы «С», буква «О» успешно попробовала крутиться и продемонстрировала свою умение совершать эти движения.
Таким образом, можно сделать вывод, что буква «О» обладает симметричной формой, что позволяет ей успешно крутиться.
Заключение:
Таким образом, проведя анализ процессов катания и кручения буквы «С» и «О», мы пришли к выводу, что наличие отсутствующего кусочка круга в форме буквы «С» препятствует ей кататься, в то время как буква «О», обладая полной формой круга, может успешно крутиться.
Данные результаты позволяют нам лучше понять особенности и сходства между буквами «О» и «С». Можно предположить, что физические характеристики буквы, такие как ее форма и симметричность, являются определяющими факторами для выполнения определенных движений.
Полученные результаты могут быть полезны при изучении алфавита, в процессе обучения чтению и написанию, а также в развитии моторики и координации движений у детей.
Змейки и предлог «ИЗ»
В одной из сказок «Две змейки» представлены различные ситуации использования предлога «ИЗ». В первой части сказки сова объясняет змейкам, что слово «ИЗ» очень нужное и объясняет его значение. Она утверждает, что это слово олицетворяет двух змеек, указывая на их изгибы и способность двигаться. Змейки учатся использовать этот предлог, и здесь мы видим его использование в контексте извлечения предмета из чего-то.
Предлог «ИЗ-ЗА»
Во второй части сказки сова играет со змейками в прятки, демонстрируя использование предлога «ИЗ-ЗА». Она объясняет, что это слово употребляется, когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда. В этом случае предлог используется для указания места, откуда предмет начал двигаться. Змейки активно учатся использовать этот предлог, играя в прятки и радуясь новым знаниям.
Выводы
Таким образом, сказка обучает использованию предлога «ИЗ» и «ИЗ-ЗА» через интерактивные ситуации и игровые моменты. Само по себе использование сказок в обучении может быть очень эффективным, особенно в изучении сложных грамматических конструкций.
Эта история может стать инструментом для обучения детей иностранному языку, а также полезной подсказкой для тех, кто хочет освежить знания о предлогах в русском языке.
Однажды две подружки-змейки спали не в своей норе. Вечером они играли в прятки под ёлками – прятались друг от друга под густыми еловыми ветвями. А потом решили не возвращаться в свою нору, так под ёлкой и заснули.
Утром прилетела сова и стала звать их из норы:
опять упала с моста. Бедняжка лежит под мостом и плачет. Помогите мне её вытащить.
Змейки отвечали ей из-под ёлки:, Не шуми. Сейчас поможем., Сова удивлённо заглянула в нору:, Откуда вы говорите?
ИЗ ёлки.
Сова увидела, что змейки выползают из-под ёлки и стала объяснять.
Нельзя так говорить. Маленькое слово «ИЗ» можно сказать, если бы вы были внутри чего-нибудь, а потом выползли. Вы же были ПОД ёлкой. Значит, выползли ИЗ-ПОД ёлки.
Ну, хорошо. А где сейчас находится буква
мостом. Мы должны её вытащить
Так две змейки узнали про маленькое слово ИЗ-ПОД.
Мы говорим предлог «ИЗ-ПОД», когда предмет находится под чем-нибудь и его оттуда достали или он сам оттуда движется.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу познакомить вас с творчеством моего старшего сына. Сейчас он студент, но когда-то и он был школьником и писал свои сказки, как вариант творческого сочинения.
Буду рада, если кому-то из вас, учителей, его сказки пригодятся.
Сказка «Выборы»
В стране Портфель, в городе Русский язык, на улице Части речи, проходили выборы нового главы города.
Глагол сказал:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу бегать, ездить, плавать и прочие вольности.
Прилагательное объявило:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу писать в школе пастой красного, черного, зеленого, фиолетового и оранжевого цвета.
А существительное прочитало в книге о том, что «40 % слов — существительные», значит, выбирайте меня и я оправдаю ваше доверие.
Знаки препинания, части речи и четыре депутата: Орфография, Пунктуация, Лексика и Фразеология выбирали нового главу города и 40% выбрали Имя Существительное, а по 30% выбрали Имя Прилагательное и Глагол.
Поэтому большинством голосов выбор пал на Имя Существительное, оно было признано главнее всех и стало Главой Города.
«Сказка о предлоге»
Предлог, единственный сын Имени Существительного и Наречия, учился в школе, с названием «Учиться, вперед пригодится» (сокращенно «УВП»), в третьем классе «Б». Учился он хорошо, и учитель Глагол Глагольевич им очень гордился, но одноклассники его недолюбливали, особенно Деепричастие и братом Причастием.
Они постоянно делали ему всякие пакости, один раз даже пасту в его ручке заменили на красную. Но Глагол Глагольевич понимал Предлога, и хотел помочь ему с одноклассниками. И помог! Один раз даже сделал его старостой, но весь класс взбунтовался, кроме его соседки по парте Категории Состояния. И она сказала, что уйдет из этой школы и всем будет её не хватать. А она была самой нужной ученицей в классе, так как отвечала за изготовление стенгазеты.
Вот таким образом Предлог стал старостой, а Категорию Состояния сделал своим заместителем, но она по-прежнему отвечала за стенгазету и была в составе редколлегии.
Но вскоре его жизнь изменилась, у него появились брат и сестра: Частица и Междометье – близнецы, которые были похожи друг на друга, только у Частицы волосы были светлые, а у Междометья – темные.
Предлог любил сидеть с ними, играть, читать и придумывать сказки, но Частица любили сказки с принцессами и принцами, а Междометье с драконами и динозаврами. И Предлогу приходилось придумывать сказки, угождая обоим близнецам.
А когда в школе узнали, что у Предлога появились близнецы, стали ему во всем помогать, потому что была традиция: почитать тех, у кого родственников больше.
Потом близнецы выросли, у них появились дети….но, это уже другая история.
А Предлог стал всем необходим и его никем нельзя было заменить. Поэтому он всегда был нарасхват.
СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ.
Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ, Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом сл словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
предлоги со словами пишутся раздельно.
СКАЗКА О ДЕВОЧКЕ ПРИСТАВКЕ.
В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу , собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.
Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.
Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.
В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, в впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них приросли к фонарику.
Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.
С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.
Дружба Морфем.
В чудесной стране Словообразование жили-поживали морфемы: Корень, Суффикс, Приставка и Корень. Стали они спорить: кто в каком слове живет?
Решили привести слово для проверки, Выбрали — половик. Стали распределяться.
ПОЛ – корень, ОВИК, а окончания и приставки нет. Возгордились Корень и Суффикс, изменяемая часть обиделась: «Я вас всегда выручаю! Подружил со всеми падежами!»
Да и приставке это не понравилось, но она промолчала.
Стали искать другое слово, нашли «РЕЖУ». Корень есть, окончание тоже. Суффикса – нет. Обиделся он: «Я вас помогаю вам выражать свои эмоции, Могу уменьшить, могу приласкать. А вы?». А скромница Приставка, молчавшая до сего момента, робко произнесла: «Я, конечно, не возражаю, но тоже образую новое слово. Без меня не сможете ни войти, ни выйти. А вы меня не берете!»
Пошли морфемы искать нужное слово. Ходили- бродили, пока не увидели Основу , которой рассказали все.
«Я могу вас помирить. Вы все очень важны, пусть не во всех словах бываете вместе. Давайте дружить, а буду всегда с вами».
С тех пор Основа, Корень, Суффикс и Приставка крепко дружат, хотя Окончание часто на них обижается. А вы, ребята, знаете почему?
СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ СУФФИКСЕ.
В давние-давние времена в далёкой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные, а доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.
Однажды в город пришёл огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, если он за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот обещал помочь.
На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и … сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул ещё раз раз…Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.
Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.
С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна.
Суффиксы ЧИК и ЩИК.
На большой планете Русский язык в стране Морфология и Орфография в замечательном городе Имя Существительное жили два брата, суффиксы ЧИК и ЩИК.
Ч – честный
И – инфантильный
К – красивый
Щ – щедрый
И – интеллигентный
К – капризный
И вот как-то раз два брата поспорили.
- Ты без меня ничего не сможешь! – сказал ЩИК. А ЧИК не любил ссориться и всегда мечтал иметь друзей.
Я пойду и найду себе друзей не таких грубых и жестоких,
Братья пошли в разные стороны: ЧИК налево, ЩИК направо. Долго они бродили и не находили себе друзей, но вдруг ЧИК встретилась компания букв Д, Т, З, С и Ж. Они подружились с ЧИКом. Когда ЩИК узнал об этом, то взял себе в друзья всех остальных жителей городка.
Вот так мы различаем на письме суффиксы ЧИК и ЩИК.
В существительных закон
Суффикс ЧИК очень уж умен,
Дружит только с Д, Т, З, С, Ж,
Суффикс ЩИК потом уже.
Корни ГОР- и ГАР- успели
Выбрать положение:
Без ударенья пишем О
Все мы без сомнения.
Нам приставочка нужна
Для образования
Уж премудрая, прекрасная
И, конечно, очень важная.
Морфологию мы знаем,
Потому что изучаем,
Изучаем части речи,
Очень рады каждой встречи.
Две подружки.
В одном преогромном государстве в пригороде города Словообразование жили-были две прелестные подружки, две приставки ПРЕ и ПРИ.
ПРИ всегда обозначала присоединение, приближение, неполноту действия или близость. А ПРЕ дружила со словом ОЧЕНЬ, а еще у нее была сестра-приставка превредная ПЕРЕ. Вот она всегда и пыталась разлучить подруг, и как-то раз у нее это получилось…
Когда ПРЕ гуляла в буквенном саду и любовалась природой, ПЕРЕ сказала ей:
Твоя подруга уезжает из нашего прекрасного государства. Она даже не хочет с тобой попрощаться.
ПРЕ очень расстроилась и хотела пойти попрощаться с ПРИ, но сестра ее отговорила, ссылаясь на то, что уже претемный вечер.
ПРИ же ничего не подозревала, она преспокойно легла спать. Ночью ПЕРЕ прибыла к ПРИ и заплакала:
- Твоя предобрая подруга уехала из города , Тебе нужно найти ПРЕ!
ПРИ присела на кровати, всплакнула и отправилась за подругой. Вот с тех пор две подруги ищут друг друга.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
Здравствуйте, — говорит один, — я корень, а ты кто?
А я тоже корень, — отвечает другой.
Я в земле живу, — сказал первый. – А ты где живёшь?
А я живу в словах, — ответил второй.
Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! – Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня «лет»
Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать–то нельзя! – не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
СКАЗКА ПРО ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё было хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс ок . Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё-бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок , лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка под. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно её стало, решила она заглянуть на огонёк. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку и заботу, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: приставка под, корень лес и суффикс ок – подлесок . Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс ник . Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда я – ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех , а сам рядышком встал: лес ник . Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, — сказал он суффиксу ник .-Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник- родственники. И называетесь одним словом – однокоренные. Помирились приставки и суффиксы и стали жить дружно. А потом к ним ещё много других приставок и суффиксов в гости заходило.
ВОСКЛИЦАНИЕ.
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.
У меня большие неприятности, — сказал Ноль. – Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль и без палочки.
Ах! – воскликнул Восклицательный знак. – Это ужасно!
Мне очень трудно, — продолжал Ноль. – У меня такая умственная работа…При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
Ох! – воскликнул Восклицательный знак. – Это чудесно!
Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. – У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?
Эх! – ещё больше обрадовался Восклицательный знак. – Это действительно чудесно.
И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: О! А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.
АЛФАВИТ.
Давным-давно в древние времена жили племена букв. Мир усовершенствовался, а буквы так и жили родовыми общинами. Уже в стране появилась королева Лингвистика, а буквы так и жили родовыми общинами.
Позвала их королева к себе. Сначала она их посчитала, оказалось 33 буквы. Лингвистика и говорит им: «Я хочу улучшить жизнь ваших племен. А они ей в ответ: «Уу-уа-мм…!». Говорить то они не умеют. Отправила их королева домой, а сама стала думать, что делать. И придумала.
На следующий день опять позвала буквы к себе: «Теперь вы будете жить отдельно, вам построили 33 дома, и вы в них будете жить по порядку. И ходить строем. Вскоре мы выучим ваши имена. А для того, чтобы вы быстрее научились говорить, мы наймем вам репетитора»
И с того момента в стране Лингвистика появилась улица Алфавит, которая так нам необходима.
МЯГКИЙ ЗНАК.
Живёт в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово «ел» превращается в «ель», а консервная банка стала тёплой банькой.
Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный». Но некоторые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был «лук» стал «люк», был «мал», стал «мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратиться.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть
Кон, конь, шум, шить.
Ты скажи, в каких словах
Не напишешь мягкий знак.
СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ УДАРЕНИИ.
Собрались однажды в волшебной стране слова, стали веселиться и танцевать. На свой праздник они пригласили знаки препинания, буквы, звуки, но позабыли про старого волшебника Ударение. Узнал тот о празднике и очень обиделся. Решил волшебник Ударение отомстить словам. Вот появился он в самый разгар праздника посреди площади, где собрались гости, и заявил, что он самый важный и значимый. Как могли позабыть про него? Замолчали все присутствующие и задумались. А потом сказали, чтоб он не зазнавался, что совсем не понятно словам, почему ударение так важничает?
Кто вы такие? Как я не важен? Если меня не будет в словах, вас и прочитать-то не смогут правильно! Если я захочу, то смогу изменить вас до неузнаваемости! Тогда вместо одного слова появится совсем другое.
Поутихли слова, стоят и немного боятся. Уж больно страшен вид старого волшебника Ударения. Может, он сказал правду?
Но тут на середину зала вышел замок.
Я не боюсь тебя, волшебник! Как ты можешь на меня повлиять? Если я вишу на двери, никто не проникнет в дом. Я подчиняюсь только ключу.
Рассмеялся волшебник и ударил по замку волшебной палочкой, да так сильно, что перескочило ударение с гласной О на гласную А – замок превратился в древний замок. Ахнули слова.
Вдруг из толпы вышли гвоздики.
Мы острые гвоздики. Острые, сильные и железные. Мы держим огромные брёвна. Можем скреплять мосты, стены домов и части мебели. Мы не боимся тебя. Нас много – ты один!
Волшебник Ударение усмехнулся и передвинул ударение с гласной О на гласную И – гвоздики исчезли и появились нежные красные гвоздики.
«Хватит, хватит, довольно! — закричали испуганные слова. – Мы верим, верим тебе, волшебник Ударение, и приносим свои извинения!»
Но волшебник не унимался. И вот вместо атласа появился атлас , исчезли стрелки часов, а на их месте появились отважные стрелки. Видят слова – плохо дело! Отвели волшебника на почётное место среди гостей, обещали никогда о нём не забывать.
ПОЧЕМУ Ё ВСЕГДА УДАРНАЯ.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у неё на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Соединительные О и Е в сложных словах.
На окраине страны «Словообразование» расположился город Сложных слов. Со всей страны брели туда сложные слова, чтобы знать, как же правильно они пишутся.
Пришли слова зверь и ловить и сказали, что не хотят стоять рядом.
Какую же буквы вы хотите для соединения? – спросила королева.
Ваше Высочество, пусть это будет Ваш выбор, — ответили слова.
У королевы было две любимых буквы, О и Е. Она решила: «Пусть это будет Е».
Не понравилось это букве О:
Е выполняет двойную работу,- сказала она.- Когда Е стоит после твердой, она ее смягчает, а теперь еще будет и соединять основы. А я нет! Я тоже хочу мирить корни. Я хочу приносить пользу, пусть у нас с Е будет равный труд!.
Королева подумала и издала новую орфограмму: О пишется после твердых, Е после мягких, а также после букв Ц, Щ. На это О согласилась.
Вот так и появилась известная нам орфограмма: соединительные О и Е в сложных словах.
Почему отрицательная частица Не поссорилась с именами существительными?
В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором городке жило много существительных и только одна частичка НЕ.
Они вместе гуляли, играли, учили алфавит. Но однажды они поругались. Это произошло так… НЕ позвала своих друзей поиграть в мячик, но не все существительные согласились. Отказались те, которые являются отрицательными. Тогда НЕ предложила сыграть в прятки, но они опять отказались.
Почему вы всегда говорите, НЕТ? — возмущались остальные существительные.
Просто нам не нравятся ваши глупые игры, мы серьезные люди!- пренебрежительно отвечали отрицательные существительные.
Тогда я с вами больше не дружу!- гордо воскликнула НЕ. После этой ссоры отрицательные существительные не встречались с НЕ и ее друзьями, которые умели дружить несмотря ни на что.
Царство имен Существительных
а) В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык , жили одушевлённые и неодушевлённые существительные. Как-то они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.
б) В одной стране жили слова Кто? и Что? Однажды все слова разбежались и стали веселиться. Они поиграли и потеряли свои названия. Стали спорить пушок с Пушком, шарик с Шариком. Долго они спорили. Потом вспомнили, что имена существительные можно разделить по группам: одушевлённые и неодушевлённые. Разделились существительные по группам и помирились.
в) В одном королевстве жили одушевлённые и неодушевлённые слова. Они дружили и никогда не ссорились. А в этом королевстве жила ведьма. Её никто не видел, так как она жила в глухом лесу. Она не любила тех, кто дружил. И она решила поссорить слова: послала им проклятие. Слова поссорились и неодушевлённые покинули это королевство. Одушевлённые решили их вернуть. Они долго искали своих друзей, и, наконец, нашли их в старом заброшенном доме, привязанных к столбам. Колдунья готовила зелье. Но напоить слова она не успела. Началось сражение. Колдунья была наказана за проклятье. Ей понравилось, что слова так дружно живут и она стала проситься жить вместе с ними и никогда больше не обижать никого. Слова приняли её в своё королевство.
В стране звуков.
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [йа], Ё [йо], Ю [йу], Е [йе].
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗИКЛМНПРСТФХЦ Ч Ш Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
Попробуйте!
Как звуки научились превращаться в буквы.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Кто важнее?
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
-
Конечно, мы важнее! — закричали гласные. — Без нас никто и рта не раскроет!
-
Ну, это мы еще посмотрим, — дружно возразили согласные. — Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
-
А вот и получится! Например, М.
-
Разве только одно М, больше ничего!
-
И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
-
Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
-
- ..О…Е…И…А, — пропели гласные и смущенно умолкли.
-
Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.
— Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по
пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.
А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?
Всегда вместе
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить -, и никак…
Кашлянули:
Зачем-то позвали кошку: Показалось им, что кто-то где-то рыдает… Прислушались.
-
А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как малые дети:
-
Уа! Уа! Аукали:
-
Ау!Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:
БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся.
(по А. Шибаеву)
Спор букв.
Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.
-
Я самая главная, — сказала буква Я. — Потому что Я — это я.
-
И ничего ты не главная, — закричала буква А. — Ты стоишь
в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа… я самая главная!
-
И мы тоже поем, — выскочили буквы У, О, И, Ы.
-
Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, — сказала буква М. — А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ.
А вот вышел твердый знак:
-
Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? — спросил Ъ.
-
Мы, — хором ответили буквы А, О, У, Э, И, Ы, — обозначаем гласные звуки.
-
А что вы еще делаете? — спросил строго Ъ.
-
Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.
-
А я, — пропищала И, — показываю мягкие!
-
Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? — спросил Ъ у буквы Я.
-
Я показываю, что Я — это я, — ответила буква Я.
-
А какую работу ты умеешь делать?
— Я… работу?.. Н-н-н-е знаю, — ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы — Ю, Е, Ё.
-
Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.
-
А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ.
-
Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю.
-
Какие же?
-
Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], — сказала буква Ю.
-
Вторая работа, — сказала буква Е, — мы обозначаем, что перед нами мягкий согласный звук.
-
А третья работа, — перебила буква Ё, — мы можем обозначать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо].
— Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ. Не успел Ъ это сказать, как начали выскакивать все остальные
буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф… Они становились в ряд и громко кричали:
А что мы умеем делать?
Давайте разберемся, — сказал Ъ. — Начнем с тебя, — обратился он к букве М. — Что ты умеешь делать?
Буква М задумалась:
-
Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть соседка.
-
А без соседки? — спросил Ъ.
-
Без соседки не могу. Соседки мне помогают.
-
А как? — спросил Ъ.
-
Если после меня стоят буквы О, А, У, Ы, то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я, Е, Ё, Ю, Я или Ь, то я обозначаю мягкий согласный звук.
-
И мы все так, — хором закричали буквы, обозначающие согласные звуки.
-
Все ясно, — сказал Ъ.
-
Совсем и не все так, — заявили буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й.
-
Мы всегда обозначаем только твердые согласные, — сказали Ж, Ц, Ш.
-
А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, — сказали буквы Й, Ч, Щ.
-
Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, — сказал Ъ. — Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе.
Парад букв.
Буквы всякие важны,, Буквы всякие нужны.
Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля — АЛФАВИТ или королевы — АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.
О больших и маленьких.
Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Человек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захотел познакомиться поближе со своими спасителями — буквами, но
А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята?
А вот какую песенку придумали большие буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают:
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело —
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая — совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!
(Е.Измайлов)
Но были среди букв осторожные братья — Мягкий и Твердый знаки. Они наотрез отказались есть волшебные таблетки, а потому никогда не становились большими. А вот буква Й — иногда, от случая к случаю. Они и держались как-то обособленно. Однажды букве И пришлось даже утешать свою сестру:
Сказала Й сестре родной:
-
Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной , А я ужасно редко.
-
Ну, редко — это не беда. Иные буквы никогда!
-
И много их?
-
Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так…
-
Не говори… Скажите вы, ребята!
(Правильно, Ъ,Ъи Ы.)
Вот какие интересные истории происходят в волшебной стране Азбуковедения.
Веселые рифмы.
Гласные — согласные
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке боюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… — змеиный слышен свист.
Шшш… — шуршит опавший лист
Жжж… — шмели в саду жужжат.
Ррр… — моторы тарахтят.
(В.Берестов)